Сравнительный анализ культуры эпох Просвещения и постмодерна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Ценности традиционной (классической) культуры Предложения и практика постмодернизма
Ценности целого, системы, общего, социального единства «Деконструкция» любых целостностей как подчиняющих себе человека: государства, семьи, национальности и т. д.
Прогресс Отрицание прогресса, хаос как ценность
Логика, единство и общепризнанность истины. Доказательность в рассуждениях Интерпретация, плюрализм мыслей и истин. «Нарратив», описательность
Труд, концентрация энергии, созидание, серьезное отношение к жизни, к искусству Игра, пародийность, ирония, ремейки, «дописывание» классиков, потребительство в искусстве
Философия как рациональная основа мировоззрения Философия – игры «концептами», дискуссии «дискурсов»
Познание – это отражение мира, добыча научных фактов Непривязанность познания к миру, вынесение мира «за скобки», создание субъективных «интенциональных миров»
Образный характер отражения, знания соответствуют действительности Знаковый, иероглифический характер знаний, конструктивизм в теории познания
Авторство субъекта познания     Изгнание субъекта из процесса познания: «Не мы говорим словами, а слова говорят нами»
Духовность, воспитательная роль искусства Принципиальное потребительство и, прежде всего, в искусстве

 

Тема 2. 7. Русская философия XIX – XX веков

А. Основные типы и характерные черты

Отечественной философии.

Мировоззренческие размышления и тексты наблюдаются в нашей культуре с самых первоначальных ее этапов. Известны, но чрезвычайно мало изучены древнеславянские ведические тексты и их идеи. Они были записаны докириллическими системами знаков (руны, «черты и резы», глаголица), которые интенсивно уничтожались пришедшим к нам христианством и его новой письменностью, созданной Кириллом и Мефодием. Несомненно, что это уничтожение было нарочитым и злостным: христианство намеревалось представить себя (и до сих пор представляет себя) как единственный исток и начало славянско-русской культуры.

В дальнейшем, в эпоху христианства, в русской культуре осмыслялись вопросы смысла истории и человеческой жизни в рамках христианской экзегетики – видения этих проблем сквозь призму библейских и евангельских текстов. Наиболее ранним памятником такой литературы является «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ХI век).  В нем осмысляется проблема места Руси, во всемирно-историческом процессе. Русская культура представляется как самая близкая к христианству, поскольку она приняла новую религию будто бы не по насилию, а по велению собственного сердца. «Философия как служанка богословия» здесь проявляется во всём своём бесстыдстве.

Осмыслением исторического и цивилизационного места России являются идеи псковского монаха Филофея (XV век), представившего Россию,  Москву в качестве «Третьего Рима».

Началом собственно философской проблематики в нашей культуре следует считать идеи М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева и Григория Сковороды (XVIII – начало XIX века). Эти мыслители самостоятельно выходили на идеи материализма, пантеизма и антропоцентризма, характерные для европейского Возрождения. Они не вписывались в господствующую в обществе христианско-монархическую идеологию и подвергались постоянным гонениям (Ломоносов) и достаточно жестким репрессиям (Радищев, Сковорода). В XIX веке русская интеллигенция активно осваивает современную западную философию. В Московском университете создается философский кружок «Любомудров»; многие, в т. ч. В. Г. Белинский, специально посещают лекции Гегеля в Берлине. Осмысляются отношения между западной и русской цивилизациями, о западном либо собственном русском путях развития страны. Появляются так называемые «западники» – П. Я. Чаадаев, позже – В. Г. Белинский, А. И. Герцен и другие – с одной стороны и славянофилы: А. С. Хомяков, Н. Я Данилевский, братья Киреевские и другие – с другой. Несомненный расцвет профессиональной русской философии приходится на конец XIX – начало XX веков. Философия включается в осмысление всего спектра мировоззренческих настроений общества, участвует в формировании умонастроений и подготовке практических социальных преобразований в стране.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 230.