Характеристика основных этических категорий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

1. Добро и зло

2. Благо

3. Справедливость

4. Долг

5. Совесть

6. Ответственность

7. Достоинство и честь

8. Гуманизм

       Категории этики — это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Категории этики – это наиболее существенные элементы морали, входящие в понятие «научная этика».

       Из всей системы этических категорий выделяются наиболее важные, общепризнанные категории: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь, смысл жизни, счастье. Например, такие категории как счастье, добро, справедливость, совесть, достоинство существуют в народе не только как мерило качества человека, но воспеваются в песнях, сказах, былинах как высшая оценка достоинств человека

                                                                   Добро и зло

Наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное, определяются противостоящими понятиями «добро» и «зло». Этим, собственно, и определяется теория «борьбы противоположностей» - побудительной силы диалектического развития всего сущего.

Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, воплощающая в себе всё нравственное, то есть положительное, противостоящее злу.

С древних времен добро и зло толковались как две противоборствующие силы, господствующие над миром, как силы надприродные, безличностные. Но так уж устроен мир, что именно борьба противоположностей является той силой, которая движет мироздание.

Зло  – категория этики, прямо противоположная добру, выражающая представление о безнравственном, отрицательном качестве. В том-то и смысл диалектики, что окончательную победу никто и никогда не празднует, ибо с окончательной победой одной из сторон заканчивается развитие, а с нею и жизнь. Таким образом, вывод: «добро» и «зло» – равноценно необходимые составляющие того, что мы называем жизнью.

С понятием «добро» тесно связано и такое понятие, как добродетель (делать добро). Исторически представления о добродетели, как и о добре серьёзно менялось. В Древней Греции, например, добродетель, в соответствии с учением Платона, основывалась на таких нравственных качествах, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость, честность. Христианская вера средневекового периода выдвинула в качестве основы добродетели: Веру, Надежду, Любовь (как веру в Бога, надежду на него, и любовь к нему).

Зло существующее в мире можно разделить на 3 вида:

1) Физическое или природное зло – стихийные бедствия: (землетрясения, ураганы, наводнения). Они не зависят от воли человека.

2) Социальное зло (бедность, насилие, безработица, материальные проблемы и т.д.)

3) Моральное (нравственное) зло, которое проявляется при непосредственном участии человеческого внутреннего мира, его сознания и воли (оскорбление, унижение, нарушение прав и свобод личности).

     Современные исследователи выделяют также 2 разновидности морального зла:

·   враждебность (насилие, гнев, ненависть);

·   распущенность (трусость, лень, неумение совладать со своими влечениями, желаниями).

Добро и Зло – наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Они являются универсальной этической характеристикой всякой человеческой деятельности и отношений. Добро есть все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага. Зло есть уничтожение, разрушение блага.

Исходя из того, что гуманистическая этика в центре ставит человека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребности и интересы, первый критерий добра – все то, что, способствует самореализации сущности человека, его самораскрытию, самовыявлению. Второй критерий добра и одновременно условие, обеспечивающее самореализацию человека, – гуманизм и все, что связано с гуманизацией человеческих отношений. Таким образом, Добро и Зло противоположны по своему содержанию: в категории добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии зла – представления том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

Таким образом, личность, творящая добро, есть добродетель (делает добро), а лицо, творящее зло и противостоящее добродетели, есть порок, то есть порочная личность.

Из сказанного следует вывод, что добро это духовное богатство личности, а зло духовная нищета. В практической жизни так и случается: духовно богатые люди всегда созидательны. Напротив, духовно нищие люди – всегда разрушительны, желчны и корыстолюбивы. Для них личные интересы всегда выше общественных, не говоря уже о государственных.

                                                                   Благо

Благо  в этике это синоним добра, выражающий всё материальное и духовное, способствующее человеческой жизни и удовлетворению его потребностей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления).Однако в конце 19 в. термин «благо» вытесняется более материализованным понятием «ценность», из которого вытекает следующее понятие «полезность». Но полезность не всегда совпадает с благом.

Например, техническая революция в промышленности, дала массу полезных и ценных открытий: автомобилизация, химизация, электрификация, атомная энергетика, электроника, космонавтика и т.д.

Но эти же факторы – привели человечество на грань экологической катастрофы и поставили перед человеком массу сложнейших проблем, которые воспринимаются как «зло». Дальнейшее предопределено законами диалектики: человек будет бороться с собственно порожденными проблемами (злом) и, справляясь с этой задачей, будет творить добро, одновременно совершая новые открытия и, тем самым, порождая новые проблемы (зло) и так до бесконечности. Вот в чем смысл, ставшей крылатой, фразы: «жизнь – это борьба».

С другой стороны, существует искусство лишенное всякой утилитарной пользы, но оно является носителем высочайших духовных ценностей, что являет собой так же добро, без которых развитие человечества невозможно. Таким образом, добро – это ценность, представляющая собой разновидность духовного блага.

Справедливость

Одним из сложных понятий этики является понятие справедливости. Справедливость категория многоликая. Она являет собой нормативные понятия морали, играющие огромную роль в социальном и политическом сознании народных масс. С одной стороны она морально-политическая, с другой – правовая. 

Справедливость — этическая и правовая категория. «Эта категория, — пишет Е. А. Лукашева, — подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами — как специфически правовая»

Справедливость – категория не только морального сознания, но также правового, экономического и политического. Не случайно великие античные философы (Платон и Аристотель) выделяли эту категорию в качестве основной для оценки состояния всего общества. Тем не менее в той степени, в какой политические решения и законы рассматриваются как справедливые или несправедливые, речь всегда идет об их нравственной оценке, то есть о том, согласны ли люди жить в обществе, проводящем данную политику, или же отвергают его как несправедливое, бесчеловечное, унижающее достоинство человека или отдельных групп людей.

Понятие справедливости отражает не только отношения людей между собой, но и по отношению к некоторому целому. Справедливость – системное качество, содействующее общему благу. Вне понимания значения сохранения этого целого в интересах всех оценка отдельных действий как справедливых или несправедливых, теряет смысл.

Справедливость – одно из основных понятий нравственного сознания и важнейшая категория теоретической этики. Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания того, какой должна быть справедливость, полагаются одинаковые обязанности (одинаковое отношение к некоторым правилам поведения) для всех лиц и уравнительное распределение или разные обязанности для разных лиц (например, дифференцированный уровень ответственности при выполнении разных работ) и дифференцированное распределение.

Принцип справедливости конкретизируется в моральных заповедях: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не нарушай чужих прав. Эти принципы актуализируются в этических нормах и правилах этикета. Справедливость заключается в исполнении человеком своих обязанностей, имея в виду, что обязанности – это форма долженствования. Обязанности могут быть разными: а) основанными на обязательствах, принимаемых частными или юридическими лицами при заключении договора; б) обусловленными конституцией и соответствующими законами; в) обусловленные всеобщими нравственными представлениями о человеческом достоинстве и праве личности на уважение.

Таким образом, мы можем выделить следующие критерии, в соответствии с которыми вырабатываются представления о справедливости:

§  уравнивание, направленное на сохранение целого (одинаковый обмен моральными качествами);

§  оценка индивидуального вклада каждого в увеличение общественного богатства (в укрепление могущества целого) – общественно санкционированное поощрение;

§  защита индивидуальности – гарантии основных прав человека;

§  условия для утверждения индивидуальности – возможности для самореализации, предоставляемые обществом, включая право на образование, обеспечение стартовых условий для удовлетворения собственного интереса;

§  допустимая степень выражения собственного интереса;

§  интеграция в мировое сообщество (связано с гарантией права на свободу передвижения, выбора места жительства, условиями для развития культурной жизни). Если запросы идеала намного обгоняют действительность, возникает желание построить общество, изолирующее себя от других обществ. Так возникает утопическая и несправедливая по отношению к человеку практика самоизоляции, связанная с ограничением доступа к информации, созданием препятствий для контактов с гражданами других государств, запрещением поездок за рубеж и т.д.

С точки зрения этики, справедливость  – категория, которая рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, с его неотъемлемыми правами, равенства между людьми, где любому деянию должно следовать адекватное воздаяние.

Например, хвала за добродеяние или наказание за злодеяние.

В профессиональной деятельности юристов справедливость как этическая категория главенствует, ибо само понятие «юстиция» (justitia) по латыни означает справедливость. Таким образом, юрист – «представитель справедливости».

Великий мыслитель древности Аристотель впервые разделил справедливость на две составляющие: уравнительную – справедливость равенства. Например, равенства всех перед законом и распределительную – справедливость пропорциональности. Например, вознаграждение по труду. Эти аспекты справедливости сохраняют своё значение и в современных условиях.

       Противоположность справедливости – несправедливость, (опять мотивы «добра» и «зла») она имеет место там и тогда, где и когда человек принижен, его права и достоинства не обеспечены, между людьми нет равенства.

       Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, и в том числе применительно к деятельности суда. «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». (Ст.10 Декларации).

Отсюда вывод: справедливость неотъемлемый компонент правосудия. Более того, справедливость есть синонимом правосудия, поэтому для профессии юриста справедливость есть нравственный нераздельный и служебный долг.

                                              Долг

Долг – одна из основных категорий этики, выражающая нравственные обязанности личности по отношению к обществу, другим людям в конкретных условиях. Личность выступает здесь как активный субъект морали, сознающий необходимость тех или иных действий и соответствие их требованиям (нормам) морали. Отсюда и мотивация тех или иных действий связанных с исполнением долга.

Долг включает в себя:

· Добродеятельность

· Противостояние злу

· Содействие благу

Долг – это нравственная задача, которую человек определяет для себя сам, руководствуясь нормами, господствующими в данном обществе и собственными представлениями о нравственности. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг – это принятая личностью необходимость подчинять себя общественной воле. Нравственный долг – это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе. Таким образом, долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным

принятием и осознанием их необходимости.

Таким образом, долг – это нравственная обязанность человека, выполняемая под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживания требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.

Долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг гражданский, долг врача, судьи, следователя и т.д.

Долг бывает личный: родительский, сыновний, дочерний, супружеский, товарищеский и пр.

Отсюда и особые требования к долгу юристов. Он должны глубоко осознавать социальную значимость своей профессиональной деятельности и быть преисполнены высоким чувством долга перед обществом и перед своей профессией. Судья, прокурор, следователь, адвокат должны быть всегда готовы, не смотря ни на какие трудности, до конца быть верны своему служебному долгу в деле защиты прав и достоинств человека, интересов общества, государства и непримиримы к нарушителям закона.

Требования долга самоценны: человек выполняет долг бескорыстно, независимо от внешних норм, и относится к этим требованиям так, как будто установил их сам, действует, будучи уверен в своей правоте.

                                                          Совесть

Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Именно поэтому в народе говорят: «совесть чиста» или «нечистая совесть», «совестливый человек» или «бессовестный», «имей совесть!», «угрызение совести». Значит совесть – это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. 

Совесть - субъективное осознание человеком своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми выступающая как долг и ответственность перед самим собой. Она проявляется как «муки угрызения» - это негативные переживания, упреки человека самому себе, озабоченность по поводу моральности своего поведения

Совесть - представляет способность человека критически осмысливать свои поступки и переживать их, эмоционально реагировать на собственные оценки. Она представляет автономную, по сути независимую от мнения окружающих способность человеческого сознания. В этом совесть отличается от другого контрольного механизма сознания – стыда. Стыд и совесть, в общем, довольно близки. В стыде отражается осознание человеком своего

несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих, но, в отличие от совести, в стыде более четко, более формально определяются критерии несоответствия. Они всецело заданы здесь со стороны правил приличия, выработанных данной общностью, группой и т.д., в то время как в совести человек в гораздо большей степени самостоятельно определяет критерии оценки. И стыд, и совесть являются специфически нравственными чувствами сознания вины. Можно испытывать стыд за других, близких людей. Это происходит в том случае, если чувствуется какая-то совместная ответственность, сопричастность к общности, члены которой совершили неблаговидные поступки. Это может проявляться даже в отдаленном историческом времени и в масштабах принадлежности к обширной социально исторической общности людей. В отличие от совести, «стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд – даже за случайные, не предполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением».

Совесть – еще более личностный и сильный внутренний голос нравственного действия, способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Она помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям.

Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. Именно поэтому совесть действует в качестве внутреннего регулятора. Таким образом, совесть проявляет себя как:

a) побудитель, направляющий нас на соблюдение нравственных требований, создающий положительную психологическую установку;

b) запрещающий фактор, заранее осуждающий нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение;

c) корректирующий фактор во время действия;

d) оценивающий фактор, содержащий в себе моральную оценку наших поступков

Основные «свойства» совести

1. «Интимный» характер совести. В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, но обмануть собственную совесть невозможно: это «свидетель, который всегда с тобою».

2. Относительность совести как средства самооценки. В самооценке, производимой совестью, проявляется способность к моральному компромиссу или бескомпромиссность личности. Поэтому нельзя целиком полагаться на совесть, она может быть снисходительной. Ее нельзя обмануть, но можно «уговорить», «усыпить», найти себе оправдание – «так сложились обстоятельства». Но ведь обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служит совесть.

3. Совесть как стыд за совершенное, как форма раскаяния. В этом качестве совесть являет себя в одном из наиболее жестоких своих обличий: она выступает как угрызения совести, муки совести – осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершенных действий. Мера переживаний, степень «мук совести» зависит от характера поступка и уровня сознательности человека, от его способности и привычки справедливо и критично оценивать

собственное поведение и поведение других. Моральным результатом этих переживаний является раскаяние, нравственный смысл которого – гармонизация отношений между долгом и совестью.

В отличие от мотива, предшествующего поступку (чувство долга), совесть включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом.

Юрист, ведя производство по делу, затрагивающему важные аспекты жизни людей, часто остается наедине с собственной совестью. Человек, какой бы он профессии не принадлежал, всегда остаётся человеком с присущими ему достоинствами и недостатками, а потому, при желании, он может обмануть себе подобного тогда, когда сочтет это нужным. Но есть единственное в мире существо, которое человек не в состоянии обмануть – это он сам. Следовательно, человек сам всегда знает, лжет он или нет. В этих условиях справедливому решению проблемы может помочь только нравственный самоконтроль, высокоразвитое чувство совести юриста, которое, в свою очередь, является единственным гарантом, способным поддержать авторитет и высокую миссию профессии юриста.

Ответственность

Ответственность  категория этики и права, характеризующая человека с точки зрения выполнения уровня осознания им своего долга перед обществом и готовности выполнить этот долг и правовые нормы в соответствии с требованиями нравственности и собственной совести.

Таким образом, ответственность обретает некоторые черты обязательства личности перед обществом государством друзьями, близкими и т.д.

Например: Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть; способен ли одобрять и ли осуждать его поступки, вознаграждать или наказывать последнего?

Ответственность – это не просто некая обязанность человека, но и способность (возможность) надлежаще выполнять эти нравственные требования и необходимость давать отчет в своих действиях, отвечать за их возможные последствия.

Безответственное поведение – действия, совершаемые без учета их последствий. Оно связано с равнодушием.

Выражение «нести ответственность» означает добровольное принятие ответственности на себя.

Моральная ответственность возникает в связи с тем, что выбор затрагивает интересы других людей, что он способствует стабилизации некоторых общественных отношений, воспроизводству общественной взаимосвязи (в том числе в расширенном, прогрессирующем масштабе) в том случае, если найден правильный баланс сочетания разных интересов, или наоборот, приводит к конфликтам, к напряжениям, разрушающе действующим на общественную жизнь.

                                              Достоинство и честь

Достоинство  – это этическая категория, означающая моральную самооценку человека, то есть моральное отношение к себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на признании ценности человека как личности.

Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.

Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

И в первом и во втором случае достоинство выступает как важная социальная составляющая понятия моральная свобода личности, способствуя осознанию личностью своего долга и ответственности. То есть сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к себе.

Например, человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства.

Следовательно, достоинство наряду с совестью – один из способов осознания человеком своего дога и ответственности перед обществом. Выражение ответственности человека за своё поведение перед самим собой, является и форма самоутверждения. Таким образом, достоинство – одна из нравственных высших ценностей, которая выступает как важнейшая сторона социальной и моральной свободы личности.

Честь – это категория этики включает в себя моменты осознания личностью своего общественного значения и признания этого значения обществом. Честь и достоинство личности взаимосвязаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей в моральном отношении, честь оценивает людей дифференцированно, то есть, разделяя по определенным признакам (сословным, роду деятельности, заслугами, например, честь офицера, судьи, ученого, врача и т.д.).

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать положительное мнение о нем как представителя определенной социальной группы определенному сословию, иначе говоря – репутацию.

Репутация (от лат. reputatio – обдумывание, размышление) – это общественное мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.

Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Кодекс чести судьи КР, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.

Честь и достоинство категории комплиментарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаются друг от друга Честь как моральный феномен есть в первую очередь внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности. Оно связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство – это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании

Достоинство – это объективная ценность личности, которая может быть не связана с ее признанием или осознанием: достоинство принадлежит человеку по праву рождения, потому

что он человек (отсюда – человеческое достоинство).

Итак, честь – это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство – это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения.

Поэтому чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 501.