Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «изобразительное искусство»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Безотметочное обучение в начальной школе

Оценка – это процесс сравнения знаний, умений и навыков с эталонами, предусмотренными учебной программой. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.

Основные недостатки отметочного обучения:

1) учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе;

2) часто при выставлении оценок учителя допускают ошибки, которые могут стать причиной конфликтов. Самая распространенная из них – перенос личного отношения к ученику на оценку его знаний.

Безотметочное обучение. Основные характерные черты этой системы:

1) в ходе обучения оцениваются не только общепринятые знания, умения и навыки, но и творческие способности учащихся, их активность и самостоятельность на уроках;

2) не должны оцениваться личные качества ребенка: его особенности памяти, мышления, внимания, восприятия;

3) оценка «отлично» заменяется системой высших достижений ученика в классе. Данная система создает в классе атмосферу соревновательности, что подталкивает детей к совершенствованию своих особенностей. Однако такую систему оценок нужно вводить осторожно, потому что некоторые дети, могут почувствовать себя ущемленными;

4) важно исключать возможность сравнивать детей между собой. У каждого ребенка должен быть свой «индивидуальный лист» достижений. В нем средствами оценивания могут быть какие-либо условные графики, таблицы, которые позволили бы фиксировать уровни учебных достижений ребенка по разным параметрам. При этом формы оценивания должны быть такими, которые трудно сравнить (перевести) с обычными отметками;

5) оценка учителя должна соотноситься с самооценкой учащегося. Если эти оценки не совпадают, то учитель и ученик должны обсудить моменты расхождения и договориться о совместной, удовлетворяющей обе стороны оценке.

Ш. А. Амонашвили предложил заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки.

Ш. А. Амонашвили утверждает следующее:

1) безотметочное обучение позволяет повысить рейтинг знаний в глазах учащихся, так как формирует полноценную учебную деятельность учеников на основе познавательного интереса;

2) отсутствие сравнения достижений учащихся в системе безотметочного обучения позволяет детям свободнее и раскованнее чувствовать себя. Они не боятся делать ошибки, ибо они (ошибки) не будут выставлены напоказ.

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы общеобразовательных учреждений по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся первых и вторых классов в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования»

Общие положения

В I и II классах образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения.

Безотметочное обучение ‑ это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.

Содержательный контроль и оценка предполагают развернутые оценочные суждения учителя и отражение качественного результата процесса обучения, который определяется уровнем развития учащихся и степенью усвоения ими знаний по учебным предметам.

Отказ от использования отметок связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6-7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок относит не к своей деятельности, а как его поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя.

Цель безотметочного обучения ‑ создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них положительной мотивации к учению, становление адекватной самооценки учащихся, развитие способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

На протяжении всего периода обучения, который проходит без использования отметок, учитель целенаправленно работает над формированием у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов собственной учебной деятельности, развитием учебной самостоятельности школьников в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

критериальность , приоритет самооценки, непрерывность, гибкость и вариативность инструментария оценки, сочетание качественной и количественной составляющих оценки, естественность процесса контроля и оценки.

Основные функции, которые призвана выполнять школьная оценка:

· определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов в их динамике;

· выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы;

· определение качества работы учителя по уровню успешности его учеников;

· создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации ребёнка к успешной учебной деятельности;

· «обратная связь» и подкрепление (поощрение).

 

Содержательный контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем его развития.

1 этап – качественное оценивание

· обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся;

· позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления.

Именно на этом этапе учитель начинает решение одной важнейшей задачи развития младших школьников: научить их учиться самостоятельно, где ученики должны участвовать в процессе создания критериев и средств оценки, т.е. проявлять оценочную самостоятельность.

Оценочная самостоятельность:

· собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы;

· владение способом оценивания, принятым в данном обществе.

Приёмы оценивания учебных достижений школьника:

· «говорящие рисунки»;

· разговор «по секрету»;

· действия по образцу;

· «волшебные линеечки»:

А – аккуратность П – правильность, С – старание, Т – трудность

Дата: 2019-02-02, просмотров: 270.