Классификация предпринимательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организаци­онно-экономическим формам, степени использования на­емного труда и т.д.
По формам собственности:
– частное предпринимательство
– государственное предпринимательство.
Частное предпринимательство осуществляется негосударственными структурами и отличается большим разнообразием в зависимости от того, одно или несколько лиц являются владельцами предприятия; от степени ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия. По этим признакам ГК РФ выделяет организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Государственное предпринимательство – это форма осуществления экономической активности органов государственного управления посредством учреждения предприятий. В Российской Федерации к сфере государственного предпринимательства относятся в основном государственные и муниципальные унитарные предприятия, но это могут быть и бюджетные учреждения.
Государственные предприятия (ГУП) учреждаются государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом. Они могут быть федеральными (учреждаются федеральными органами власти) и региональными (учреждаются областными, краевыми, республиканскими органами власти). МУПы учреждаются органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Они представляют собой разновидность коммерческих юридических лиц.
Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение прибыли. Государство ставит перед своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели. Бюджетные учреждения создаются в тех сферах, где государство осуществляет функции, не требующие оплаты со стороны населения. Но этим учреждениям может быть предоставлено право осуществления определенных коммерческих услуг.
По количеству собственников:
индивидуальное
коллективное (партнерское).
Под индивидуальным предпринимательством обычно понимают деятельность физического лица – индивидуального предпринимателя.Индивидуальным можно считать также предпринимательство, при котором учредителем юридического лица является одно лицо (физическое или юридическое). Государственные предприятия также имеют одного собственника – государство или орган местного самоуправления. Однако для таких предприятий принято использовать понятие «унитарное».
Коллективным называется такое предприятие, уставный или паевой фонд которого образован на основе внесения взносов двумя или более учредителями. Оно осуществляется в различных организационно-правовых формах, установленных ГК РК.
По масштабам производства и численности работников предпринимательство может быть: малое, среднее и крупное.
Каждая из трех групп имеет свои интересы, обусловливаю­щие стратегию их экономического поведения, отношение к госу­дарству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и индустриальную мощь страны. В целях самосохранения и разви­тия он тяготеет к интеграции и монополии, поглощая или кон­тролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой – объединяясь в международные структуры, теряет частично свою независимость и попадает под влияние более сильных партнеров. Крупный бизнес в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стан­дартной продукции, что способствует повышению общехозяйст­венной эффективности.4,0 % промышленных предприятий, относящихся к группе крупного бизнеса, выпускают три четверти всего объема отечест­венной продукции; на них занято более 6,0 % всех работающих в промышленных отраслях.
Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельно­сти от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и зарубежным капиталом. Это и опреде­ляет заинтересованность среднего бизнеса в защите на внутрен­нем рынке путем проведения государственной экономической политики и формирования правил рыночных отношений, которые обеспечивают тесную связь среднего бизнеса с национальными интересами. Как правило, предприятия среднего бизнеса относятся к ча­стному сектору, представляя различные формы коллективной собственности.
Характерными представителями среднего бизнеса могут быть предприятия отраслей машиностроения и легкой про­мышленности, которые выпускают до 25,0 % объема промыш­ленной продукции и на которых сосредоточено свыше 20,0 млн. работающих. Предприятий среднего бизнеса насчитывается около 20,0 тыс., средняя численность работающих – от 800 до 2500 че­ловек, на них сосредоточено до 50,0 % основных производствен­ных фондов, номенклатура/ассортимент выпускаемых изделий составляет в среднем двадцать наименований в год.
Малый бизнес осуществляется самым многочисленным слоем мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и от­части политический уровень страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству насе­ления, одновременно являясь как непосредственными производи­телями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.
ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. определяет субъекты малого бизнеса как коммерческие организа­ции, в уставном капитале которых доля собственников составляет не менее 75,0 % и средняя численность работников не превыша­ет: в промышленности, строительстве и транспорте – 100 чел.; в сельском хозяйстве, научно-технической сфере – 60 чело­век; в оптовой торговле – 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – от 10 до 30 чел.; при осуществлении других видов деятельно­сти – до 50 чел..
Малый бизнес – вполне самостоятельная и наиболее ти­пичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и не­достатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение его конъ­юнктуры, взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность на­чать собственное дело с относительно малым стартовым капита­лом – все эти черты малого бизнеса являются его достоинства­ми, повышающими стабильность внутреннего рынка.
По законности осуществляемой деятельности:
законная
незаконная или противозаконная (наркоторговля, деятельность без лицензий)
лжепредпринимательство (контрабанда, коррупция)
По правовому статусу:
официальная деятельность, осуществляемая в соответствии с законом и учредительными документами;
теневая деятельность, осуществляемая в обход закона (зарплата в конвертах, искажение налоговой отчетности и т.п.).

По охвату экономического пространства:
международный;
национальный
региональный;
местный.
По структуре предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.
Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, производят чугун, стальной прокат, вырабатывают и поставляют электрическую и тепловую энергию, производят зерно, мясо и т. д.
Многопрофильные предприятия, которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения.
Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности. Суть их в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается (параллельно или последовательно) в другой, а затем - в третий вид.

Например, выплавленный в доменных печах чугун не только реализуется потребителям, но и переплавляется на собственном предприятии в стальные слитки, часть которых продается, а часть поступает на дальнейшую переработку в стальной прокат на собственном заводе. В текстильной промышленности комбинирование проявляется в изготовлении из сырья волокна, из волокна - пряжи, из пряжи - полотна.
По мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывая новые рынки сбыта. Переход капитала из одной отрасли экономики в другие происходит при этом в рамках одной фирмы. Это явление получило название - диверсификация.
По виду деятельности:
– производственная,
– коммерческая;
– финансовая,
– консалтинговая.
Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.












































Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.