Развитие юриспруденции в эпоху Средневековья. Соотношение светского и церковного правоведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Средневековье подразделяется на три стадии: раннее (IV— IX вв.), классическое (X — первая половина XIV в.) и позднее (XIV — вторая половина XVII в.), завершившее свое существование в связи с укреплением буржуазного способа производства, приведшего к буржуазным революциям в Западной Европе и переходу государственной власти из рук феодалов в руки буржуазии.

Эпоха Средневековья была не самым плодотворным периодом правовой науки. Наоборот, первоначально достижения античной правовой науки, равно как и позитивного права, были преданы забвению в странах Западной Европы, за исключением Византии. Процесс формирования позитивного права, обеспечивающего гос­подство феодальных экономических и политических отношений, а также идеологическое обоснование разумности и необходимости феодального права составляют суть правовой науки эпохи Средне­вековья. В числе ее наиболее значимых достижений можно выде­лить: I) кодификацию римского права, завершившуюся изданием Дигест Юстиниана и подготовкой систематического сборника нормативных правовых актов канонического права — Свода кано­нического права (1500); 2) рецепцию римского права; 3) развитие университетов как основной формы подготовки профессиональ­ных юридических кадров; 4) формирование политико-правовых учений с позиций средневековой философии патристики (II— VIII вв.) и схоластики (XII—XIII вв.).

Величайшим достижением средневековой правовой науки яв­ляется кодификация римского права, проведенная в Византии в VI в. по поручению императора Юстиниана, и создание свода Corpus juris civilis, содержащего наиболее полное и системное из­ложение норм как частного, так и публичного римского права. Свод состоит из четырех частей: Институций, Дигест, Кодекса и Новелл. В основу Институций были положены институции (учеб­ник частного права) Гая, одновременно использовались институ­ции и других древнеримских юристов. Дигесты состояли из трех частей: 1) отрывков из сочинений римских юристов, относящихся к старому римскому праву, закрепленному в законах и обычаях;

2) положений из работ юристов, посвященных комментированию более позднего, преторского права; 3) фрагментов из работ Папи- ниана и других римских юристов, содержащих комментарии су­дебной практики. Включенные в Свод положения подвергались редактированию в целях устранения противоречий между ними и приспособления их к существующим в Византии отношениям. Императорские конституции (законы) были систематизированы в 12 книгах Свода и в совокупности составили Кодекс. Импера­торские конституции, вышедшие после издания Corpus juris civilis, назывались новеллами и образовали четвертую часть Свода — Но­веллы.

Кодификация римского права является одним из важнейших достижений средневековой правовой науки, имеющим огромное историческое значение. Во-первых, был разработан и успешно применен эффективный способ приведения разрозненного нор­мативного материала в форму, удобную для поиска и применения действующего законодательства. Во-вторых, проведенная систе­матизация римского права в София juris civilis существенно облег­чила процесс его рецепции западноевропейскими странами в но­вых исторических условиях в связи с необходимостью дать надле­жащее правовое регулирование развивающимся отношениям в сфере промышленности, торговли и финансовой деятельности.

В начале 2-го тысячелетия с развитием городов, цеховой про­мышленности и торговли в странах Западной Европы возникла потребность в нормах права, способных надлежащим образом за­крепить права и обязанности участников имущественных пред­принимательских отношений и обеспечить им надлежащую право­вую защиту. Варварские правды, ориентированные главным обра­зом на регулирование отношений, основанных на натуральном ведении хозяйства, для этих целей были непригодны. Потребности в праве, способном упорядочить действия участников экономиче­ских отношений, были удовлетворены посредством рецепции римского права, начало которой положили юристы Болонской школы, сформировавшейся в конце XI в.

Процесс рецепции римского права длился несколько столетий и проходил в три этапа. На первом этапе (XII—XIII вв.) представи­телями Болонской школы и их последователями были вызволены из забвения Дигесты Юстиниана и другие источники римского права и обоснована их применимость для регулирования частно­правовых отношений эпохи Средневековья. Комментарии-толко­вания норм римского права назывались глоссами, а потому авто­ров подобных комментариев называли глоссаторами. Второй этап рецепции римского права пришелся на XIV—XV вв. и характери­зовался стремлением юристов, образовавших школу комментато­ров (постглоссаторов), органично согласовывать положения рим­ского права с особенностями частноправовых отношений эпохи Средневековья. При этом усилился интерес к нормам естествен­ного права и признавался их приоритет перед нормами, исходя­щими от государства или общества. Так, С. Бартол, один из осно­воположников этой школы, ставил естественное право выше вла­сти монарха.

Благодаря усилиям глоссаторов и постглоссаторов римское право получило второе рождение и стало широко применяться в странах Западной Европы, а в Испании и Португалии коммента­риям С. Бартола, пользующимся авторитетом, придается сила права. Однако оценка источников римского права с позиций есте­ственного права эпохи Средневековья из-за нечеткости системы норм последнего зачастую приводила к произвольному толкова­нию норм римского права в науке и судейскому произволу на практике. В связи с этим в начале XVI в. возникло новое гумани­стическое направление в юриспруденции, представители которого свою непосредственную задачу видели в максимально бережном отношении к текстам римского права и в точном раскрытии смыс­ла его правоположений, норм права. Вследствие этого была значи­тельно усовершенствована система методов толкования права, ве­дущее значение в них приобрели грамматический и исторический методы толкования.

Таким образом, благодаря исследованиям средневековых юри­стов римское право стало важнейшим источником средневекового права, действенным средством стабилизации имущественных от­ношений и их защиты, а также оказало решающее воздействие на развитие средневековой правовой науки.

Признание обществом и государством права в качестве важней­шего регулятора отношений в возрождающихся сферах экономики и торговли и действенного средства разрешения конфликтов между участниками имущественных отношений порождает острый дефи­цит в юристах, способных на высоком профессиональном уровне разрешать конфликты и выносить обоснованные, справедливые решения. Дефицит в юридических кадрах был преодолен посред­ством создания специальных юридических образовательных уч­реждений — университетов. Первым университетом, специализи­ровавшимся на подготовке юридических кадров, был Болонский университет, основанный неким Пепо в конце XI в. Вскоре универ­ситет стал пользоваться успехом благодаря тому, что право в нем преподавалось в качестве основного предмета, а не как составная часть риторики, при этом римское право преподавалось системно и максимально полно. Кроме того, германский император Фридрих I предоставил ряд привилегий слушателям этого университета. При­мечательно, что студенты сами избирали профессоров. При этом избранный профессор давал обязательство не преподавать в других учебных заведениях. Традиции и методика преподавания юриспру­денции в Болонском университете были заимствованы другими аналогичными учебными заведениями Италии, Франции, Испа­нии и других западноевропейских стран. Университеты были обра­зованы в городах Виченце (1203), Ареццо (1215), Париже (1215), Монпелье (1220), Падуе (1222), а также в Испании (1218).

Процесс формирования сословия юристов в странах Западной Европы неизбежно потребовал дальнейшего развития правовой науки, способной не только комментировать соответствующие положения римского права и пути их применения в регулирова­нии средневековых отношений, но и раскрыть природу права, его возможности и пределы в правовом регулировании экономиче­ских и политических отношений в условиях феодального строя. При этом предпринимается попытка возвысить церковь и канони­ческое право над светской властью и позитивным правом, обосно­вать правомерность претензий канонической власти на верховную власть в обществе и государстве.

Средневековая христианская философия определяет основу политико-правовой науки Средневековья, в истории которой принято выделять две стадии: патристику (II—VIII вв.) и схоласти­ку (XII—XIII вв.). Патристика представляла собой учение «отцов церкви», рассматривавших проблемы философии, этики, право­вой науки с позиции христианских догматов. Ее наиболее видны­ми представителями признаются Иоанн Златоуст (347—407) и Ав­релий Августин (354—430). Особенность схоластики как учения состояла в том, что ее представители основной путь постижения Бога видели в логике и логически последовательном выведении из догматов христианства знаний об устройстве реально суще­ствующего мира. Своей научной вершины схоластика достигла в работах Фомы Аквинского (1225—1274). В конце XIII в. появились учения, основанные на скептическом отношении к теологии и догматам христианства. Одним из первых представителей такого подхода был Марсилий Падуанский (1280—1343).

Иоанн Златоуст исходил из понимания общности целей церков­ной и светской властей, призванных обеспечивать необходимые условия для благочестивой жизни и спасения душ вверенных их попечению людей. При этом он отдавал приоритет церковной вла­сти, рассматривая государственного правителя в качестве сотруд­ника церковной власти и помощника, посланного Богом. Соответ­ственно, важнейшим направлением светской власти, по мнению этого философа, является защита и покровительство церковной власти. В свою очередь первостепенная обязанность подвласт­ных — совершение молитвы за начальство. Однако такой почести достоин лишь властвующий, который обладает такими качествами, как православие и благочестие. Не обладающий этими качествами правитель является тираном для людей и одновремено рабом своих страстей. «Тот, кто делает грех, есть раб, хотя бы имел на главе ты­сячи венцов», — говорится в Священном Писании.

Иным видел соотношение церкви, государства и народа Авре­лий Августин. Он подвергал резкой критике Рим и другие государ­ства, признав их бесовским царством, основанным на принуж­дении и лишенным справедливости. Истинная справедливость, по его мнению, возможна лишь в «граде Божьем», только церковное общение является делом, праведным перед Богом. Он первым признал фактическое равенство всех христиан независимо от их народности и социального положения, требовал следовать заветам Иисуса Христа и отказаться от культа богатства (предпринима­тельства). Все люди, полагал он, обладают абсолютной человече­ской ценностью как духовно бессмертные существа, созданные Богом по своему образу и подобию, а потому не могут использо­ваться в качества средства достижения чьих бы то ни было целей. В то же время он признавал социальное неравенство объективным фактом, с которым невозможно вести сколько-нибудь успешную борьбу. Однако, по его мнению, бедный чаще бывает счастливым, чем богатый, которым управляют страсти.

Вклад Фомы Аквинского в развитие правовой науки выражает­ся в обосновании наличия четырех видов законов и в развернутой характеристике их соотношения между собой, а также в призна­нии права народа на восстание против государя, установившего тираническую форму правления. По его мнению, поведение чело­века регулируется четырьмя видами законов: Божественным, веч­ным, естественным и человеческим. Божественный закон дан в Библии. Вечный закон основывается на Божественном и управля­ет всеми земными делами. В отношении людей дополнительно действует еще два вида законов: естественные и человеческие. Ес­тественный закон понимается им как часть вечного закона, пред­назначенного для разумных тварей, каковыми являются люди.

Этот закон позволяет людям отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Человеческий закон Фома Аквинский понимал как общее ме­рило, устанавливаемое государством во имя всеобщего блага и обеспеченное силой государственного принуждения. Особое вни­мание он придавал доведению закона до заинтересованных лиц, полагая, что закон не может вступать в действие без его обнародо­вания. Кроме того, человеческий закон ни при каких условиях не может противоречить вечному и естественному законам. Челове­ческий закон, не соответствующий вечному закону, представляет собой голое насилие и потому не имеет природы закона. Государ­ство, возводящее насилие в закон, является государством-тира- ном. Поэтому народ имеет право на сопротивление властям в слу­чаях, когда «предписывается действие, противное той цели, для которой установлена власть».

Свежую струю в средневековую юридическую науку, базирую­щуюся на обосновании и объяснении политико-правовых явле­ний и процессов христианскими догматами, внес Марсилий Паду- анский. Он был первым средневековым мыслителем, прямо за­явившим о светском характере государства и его независимости от церкви. По его мнению, государство возникает из общественного договора и имеет целью обеспечение материального благополучия своих подданных, а также создание условий для умственной (на­учной) деятельности. Церковь призвана исполнять роль «духовно­го врача» паствы и не должна вторгаться в светскую власть. Мар­силий Падуанский предлагал монарха, осуществляющего государ­ственную власть, избирать народом. Он же считал необходимым всем сословиям, кроме крестьянства, предоставить свободу и рав­ные политические права. Впервые в истории правовой науки этот философ сформулировал принцип разделения государственной власти на две ветви: законодательную и исполнительную. По его мнению, законы может принимать только народ, способный обес­печивать закрепление в законах всеобщих интересов. Один чело­век может извращать суть законов, закрепляя в них собственный эгоистичный интерес.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 570.