Роль и место консультанта в консультировании. Этические принципы консультирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Клиентам во время консультирования следует искренне оценивать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.

важнейшие ролевые функции консультанта:

· построение отношений с клиентом на взаимном доверии;

· выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов;

· непосредственное "вхождение" в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;

· создание вокруг клиентов здорового психологического климата;

· постоянное совершенствование процесса консультирования.

Если таким образом в общих чертах представить содержание роли консультанта, становится очевидным, что очень существенной составляющей процесса консультирования является ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивает успех консультирования?

- проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. [М.Buber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты];
— чувствительность к установкам и поведению других людей;
— эмоциональная стабильность и объективность;
— способность вызывать доверие других людей;
— уважение прав других людей.

— доверие к людям;
— уважение ценностей другой личности;
— проницательность;
— отсутствие предубеждений;
— самопонимание;
— сознание профессионального долга.










Понятие «консультативный контакт».

Консультативный контакт определяется как уникальное дина­мическое взаимодействие консультанта и клиента, в процессе которого клиент при помощи и поддержке консультанта учит­ся использовать свои внутренние ресурсы для позитивного раз­вития личности и актуализации потенциала осознанной жиз­ни, а также между участниками консультирования происходит обмен чувствами, установками, ценностями и т. п. Задача кон­сультанта — постоянное поддержание терапевтического кон­такта с клиентом в течение всего процесса консультирования, а не только на начальных этапах.

Физические компоненты терапевтического климата.

Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов: терапевтического климата, навыков консультанта (вербальных и невербальных) в поддержании общения.

Терапевтический климат в свою очередь включает несколько эмоционально значимых компонентов. Из физических составляющих упомянем оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве (дистанция, манера сидеть и т.п.), структурирование выделенного для консультирования времени. К собственно эмоциональным компонентам терапевтического климата относят создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, его способность к эмпатии и безусловному уважению клиента.

В этом разделе обсудим физические компоненты терапевтического климата.

Обстановка консультирования

Прежде всего консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может помешать возникновению терапевтически эффективного контакта.

Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее.

Иногда между консультантом и клиентом имеется посредник (например, регистратор), выполняющий вспомогательные функции. Однако роль такого человека отнюдь не второстепенна, он настраивает клиента на встречу с консультантом. Поэтому ассистент должен уметь тепло и дружески общаться, быть гостеприимным, но ни в коем случае не подменять консультанта и не вмешиваться в жизнь клиента. Он, как и консультант, обязан строго соблюдать требования конфиденциальности.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 272.