Методика диагностики взаимоотношений в группе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анкета представляет собой социометрическую карточку , на которой фиксируются все члены коллектива, а затем респондент делает положительные или отрицательные выборы по определенным 14 критериям.

Недостатком такого оформления социометрической карточки является то, что респондент вынужден отмечать даже тех индивидов, о которых у него нет определенного мнения.

Обработка полученной в ходе исследования информации происходит по нескольким каналам.

Во-первых, на первом этапе происходит построение социограмм, наглядно показывающих связи внутри коллектива. Социограммы позволяют выявить наличие микрогрупп в коллективе подразделения, определить лидеров, аутсайдеров, т.е. социально-психологическую структуру, так как основной акцент делается на неформальный аспект социальных связей.

Такой анализ позволяет также выделить напряженные моменты во взаимоотношениях членов коллектива, чреватые возникновением конфликтных ситуаций в настоящем и будущем.

Во-вторых, выбранная форма социометрической карточки, когда по сути каждый член коллектива так или иначе определяет свое отрицательное или положительное отношение ко всем своим коллегам, при определенных недостатках, все же позволяет определять “рейтинг” каждого члена коллектива”, так как 14 критериев выбора сводятся к 4 параметрам:

- лидерство;

- совместимость (умение налаживать благоприятные отношения с коллегами);

- надежность ( степень доверия к члену коллектива);

- профессионализм ( рейтинг как специалиста).

В результате такой обработки получаем рейтинг всех членов коллектива, на котором также четко выделяются лидеры и аутсайдеры

В-третьих, на основе полученных данных вычисляются социометрические индексы.

3. Диагностика межгрупповых конфликтов в организации.

1.Методики, ориентированные на предметную методологию в блоке описания реального состояния объекта, как правило, основываются на опросных методах. при этом блок задания должного – ценностно-нормативный.

Методика выявления противоречий в формальной структуре как причин возникновения конфликтов. Были выделены основные зоны возможного возникновения противоречий в организации

Категории Эмпирические индикаторы
Организация рабочего места Формы распределения заданий между сотрудниками
  Реализация задач или ориентация на цели
  Формы организации труда
  Сбалансированность прав и обязанностей
  Уровень формализации процедур
Отношения руководства и подчинения Соблюдение принципа единоначалия
  Выявление форм контроля
  Участие в принятии решений
  Определение степени формализации отношений
Информация и коммуникации Оценка оперативности и точности передачи информации
  Оценка основных каналов передачи информации
  Информированность об источниках необходимых сведений
  Оценка правильности интерпретации распоряжений руководства
  Оценка уровня обратной связи
Персонал Оценка уровня профессиональных знаний
  Уровень информированности сотрудников о целях и задачах
  Оценка возможности проявления инициативы сотрудниками
  Удовлетворенность системой оплаты труда
  Индивидуальная оценка перспектив развития карьеры
Культура Соблюдение норм трудовой дисциплины
  Выявление частоты общения с руководством подразделения
  Отношение к изменениям
  Наличие конфликтов в подразделении
  Восприятие и пути разрешения конфликтов
  Оценка уровня сплоченности коллектива
   

Каждый эмпирический индикатор предполагает четыре возможные ситуации, раскрывающие его, каждой из них присвоено определенное количество баллов. Сотрудники, отвечающие на анкету, выбирают ситуации, характерные для их подразделения. Затем подсчитывается среднее значение по каждому показателю, и на этой основе строится профиль подразделения.

Формирование нормативного критерия:

норма задается на основе экспертного опроса: в качестве экспертов выступают руководители подразделения (анкетирование и интервьюирование). На базе полученных данных формируется эталонный профиль подразделения, который затем и сравнивается с реальным профилем, полученным в результате обработки анкет сотрудников.

Однако блок рассогласования - умозрителен.

2. Класс диагностических методик, как правило, ориентирован на проблемную методологию в описании объекта, но в блоке задания должного более распространен ситуационный подход (проблемно-ситуационный).

Методы получения информации: игровые методы

слабоформализованные интервью

иногда – анкетирование.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 254.