ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ В ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В психологическом развитии личности можно выде­лить ряд этапов и кризисных периодов. Конечной жиз­ненной целью, по мнению Юнга, является реализация «Я», т. е. становление единого неповторимого и,целостно­го индивида, итогом индивидуального развития личности должна стать самореализация. Эриксон, рассматривая ста­дии психосоциального развития, в качестве итоговой вы­деляет стадию поздней зрелости. Основным новообразо­ванием этой стадии является мудрость, но ее достижение возможно только в случае разрешения соответствующего кризиса, за которым следуют смирение, интеграция и оценка всех прошлых событий. В период наступления поздней взрослости на пути к Эго-интеграции, или саморе­ализации, индивид встает перед необходимостью справлять­ся с множеством нетривиальных, новых для него жизненных проблем, связанных с изменением его социального положе­ния, с ролевой неопределенностью, с собственными воз­растными изменениями. Построение нового образа жиз­ни требует от личности значительного напряжения ее


73 Глава 4. Психология нормального и патологического старения

адаптивных возможностей, интеллектуальных усилий, мотивации достижения, поиска новых смысловых опор в своем жизненном мире. Личнбстно-психологическое раз­витие человека происходит разными темпами и достига­ет разного уровня в различных областях социальной дей­ствительности. Соответственно соотношение утрат и приобретений оказывается различным в разные периоды старения человека. Успешность личностного и социально-психологического развития, которое осуществляется на протяжении всей жизни, зависит от того, насколько чело­век сам выступает субъектом, создателем условий своей жизни. Особенно это актуально в поздние годы. При этом процесс развития не сводится только к одному поступа­тельному развитию, росту и повышению эффективности субъекта во всех областях его жизни. Развитие есть един­ство разных типов изменений, одиночных и системных, преходящих и стабильных, позитивных и негативных.

В поздние периоды жизни одновременно со спадом психических возможностей происходит и их обогащение; инволюционные изменения сочетаются с новообразова­ниями прогрессивного характера, направленными на пре­одоление деструктивных явлений в геронтогенезе. По сло­вам П. Балтеса, каждое продвижение в развитии приносит как новые адаптивные приобретения, так и утрату неко­торых прежних способностей.

В русле психологии всей продолжительности жизни (life-spent psychology) выдвинуто весьма продуктивное положение, которое особенно эвристично при изучении поздней взрослости: в динамическую структуру развития могут включаться процессы, которые берут начало не на ранних этапах онтогенеза, а в более поздние периоды жизни человека. Есть основания полагать, что новые ли­нии развития порождают не возраст сам по себе, а богат­ство жизненного опыта, глубина и полнота его осмысле­ния человеком в Сочетании с масштабностью пережитых социально-исторических событий.

В психическом и психологическом плане основной проблемой старости является одиночество и вследствие


Часть первая. Основы геронтологии                                    74

этого утрата необходимых и желанных контактов, безза­щитность перед окружением, несущим, как кажется по­жилым, лишь угрозу их благосостоянию и здоровью. Мо­лодежь уходит из семьи, становится самостоятельной, друзья и родные постепенно уходят из жизни, Престаре-лый человек остается один, он обречен на одиночество, которое нестерпимо мучит его. Исследования доказали: чувство одиночества вызывает стресс. Оно провоцирует психические расстройства, в частности депрессию, и спо­собствует развитию различных соматических заболеваний, обусловленных стрессом. Как и другие эмоциональные перегрузки, стресс, вызванный одиночеством, стимулиру­ет выработку гормонов, повышающих частоту сердцеби­ений и угнетающих иммунную систему. В результате, как о том свидетельствуют исследования, у людей, ощущаю­щих себя социально изолированными, повышается риск умереть от инфаркта миокарда и других тяжелых заболе­ваний. Многое зависит от того, насколько такой человек способен найти для себя соответствующее занятие, при­способиться кжизни, найти в ней свое место. Если он чув­ствует, что в нем нет надобности, что он лишний, подав­ленность, чувство одиночества становятся еще острее,

В целом выделяется несколько основных «жизненных позиций» пожилых людей (К. Виеьневека-Рошковска):

1. «Конструктивная» позиция» Люди с такой ориентаци­ей всю жизнь были спокойными, довольными и весе­лыми. Они позитивно относятся к жизни, способны смириться с приближающейся смертью, активны и настроены на оказание помощи другим, Из старо­сти трагедии не делают, ищут развлечений и контак­тов с людьми,

2. «Зависимая» позиция присуща пожилым людям, ко­торые всю жизнь не вполне доверяли себе, были слабовольными, пассивными. Старея, они еще с большим усилием ищут помощи, признания, не по­лучая которые, чувствуют себя несчастными,

3. «Защитная» позиция формируется у людей с повы-
  шейными механизмами к сопротивлению. Они не


75 Глава 4. Психология нормального и патологического старения

стремятся к сближению с людьми, не желают полу­чать от кого бы то ни было помощи, держатся замк­нуто, отгораживаясь от людей, скрывая собственные чувства. Старость воспринимается ими с негодова­нием и ненавистью.

4. Позиция «враждебности к миру». Это «гневные ста­рики», склонные обвинять окружающих и общество во всех неудачах, которые они претерпели в жизни. Такие люди подозрительны, агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, стараются держаться за ра­боту.

5. Позиция «враждебности к себе и своей жизни» выра­жается в пассивности, исчезновении интересов и инициативы. Такие люди склонны к пониженному настроению и фатализму, чувствуют себя одиноки­ми и ненужными. Свою жизнь они считают неудав­шейся, к смерти относятся безболезненно, как к избавлению от существования.

Обобщая личностные характеристики, изменяющиеся в ходе старения, следует отметить, что с возрастом не толь­ко ухудшается самочувствие, происходит нарастание тре­воги и страха, появляются симптомы поражения цент­ральной нервной системы, но и происходят изменения социального статуса (родителя, сексуального и супружес­кого партнера, работника и руководителя). Изменяется и такая психосоциальная черта, как степень социальной ин­теграции личности (моралистичность, чувство долга, са­моконтроль и др.). Ослабляется потребность в эффектив­ности труда, порядке. Возрастает потребность в уважении и понимании. С возрастом происходит ослабление поло­жительной экзистенциальной нравственности и значения самоактуализации. В области межличностного поведения имеет место усиление неадекватного восприятия действи­тельности, которое затем меняет характер межличностного поведения. Среди лиц старшего возраста также возрастает доля эгоцентрического и изнеженного тица выживания.


Часть первая. Основы геронтологии                              76

Меняются и характеристики психоэмоциональной сферы, нарастает депрессивный фон.

Исследования свидетельствуют о том, что наиболее резкие изменения происходят до 60-летнего возрастного рубежа. В более позднем периоде жизни эта тенденция утрачивается. Аналогичная ситуация имеет место в отно­шении подавляющего большинства физиологических ха­рактеристик.

Обращают на себя внимание половые различия в изме­нении личностных черт в процессе старения. Женщины, по сравнению с мужчинами, имеют более высокий депрес­сивный фон, более неустойчивое психоэмоциональное состояние, но и в большей степени социально интегриро­ваны.

В целом круг интересов по мере старения значительно сужается и постепенно человек склонен концентрировать свое внимание лишь на себе и собственных нуждах (эго­центризм). Если сравнить проявления эмоциональных переживаний пожилых и молодых людей, то с возрастом происходит значительное уменьшение переживаний в виде тоски и печали с увеличением тревоги, раздражитель­ности, угрюмости, страха. Возникновению аффективных расстройств способствует появление «ролевой неопреде­ленности».

Состояние здоровья и социальная адаптация людей старшего возраста неразрывно связаны с их психологичес­кой конституцией. Следовательно, при разработке комп­лексных профилактических медицинских мероприятий следует учитывать необходимость психологической кор­рекции как одного из возможных путей повышения пси­хофизиологической приспособляемости пожилых лиц к меняющимся условиям их жизни, включая проблемы тру­довой занятости, материальной обеспеченности, межлич­ностных отношений и т. д.


77  Глава 4. Психология нормального и патологического старения







Дата: 2019-02-02, просмотров: 706.