Совершенствование мер социальной защиты несовершеннолетних в современной России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ходе настоящего исследования мы пришли к выводу о необходимости более активного развития законодательства о социальном обеспечении с учетом следующего:

1) Ребенок нуждается в правовой и социальной защите задолго до рождения. В целях охраны здоровья каждого ребенка и гарантии его права на жизнь (включая право на рождение) блага социального обеспечения в период его внутриутробного развития должны предоставляться его матери. Хотя при беременности и родах конкретные блага предоставляются непосредственно женщине, нельзя не учитывать, что они необходимы и ребенку, т.е. одновременно выступают как его правовая защита и социальное обеспечение;

2) Большое значение для судьбы ребенка (включая возможность его рождения) имеют не только права (правовая защита его самого, его матери и отца), но также и знание родителей, что эта защита им гарантирована (уверенность семьи в будущем, в завтрашнем дне). Соответственно, необходимы законодательная база, обеспечивающая полноценный правовой статус ребенка и родителей, наличие организационных и финансовых гарантий реализации прав каждым ребенком (в необходимых случаях – его родителями);

3) Право каждого ребенка на жизнь и здоровое развитие, как и гарантии его реализации, не может полностью зависеть от правового положения матери на момент беременности и (или) родов, например от факта ее обязательного социального страхования, состояния в браке;

4) Блага социального обеспечения, минимально необходимые и достаточные для вынашивания, рождения и выхаживания здорового ребенка, должны быть гарантированы каждой беременной и кормящей женщине, хотя и с учетом особенностей ее правового и материального положения;

5) Поскольку социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и материнства подлежат все работники, а значит, оба родителя, можно ставить вопрос и о предоставлении страхового пособия по беременности и родам неработающей жене застрахованного лица как члену его семьи. Ведь в данном случае речь идет о праве на жизнь и здоровое развитие ребенка, отец которого застрахован;

6) В силу международных требований и национального законодательства общество должно давать ребенку лучшее, что оно имеет, в максимально возможной степени обеспечивать его право на жизнь, здоровье, полноценный рост и развитие, предоставляя необходимые для этого блага социального обеспечения не только самому ребенку, но и лицам, занятым уходом за ним и его воспитанием;

7) Относительно детей особенно недопустимы умаление ранее установленных прав, снижение уже достигнутых гарантий. Законодательство о социальном обеспечении детей должно развиваться лишь в направлении его улучшения, увеличения объема и повышения качества предоставляемых благ. Установленные денежные выплаты должны быть защищены от инфляции таким образом, чтобы сохранялась их реальная стоимость;

8) Здоровье и нормальное развитие ребенка, включая умственное и психическое, зависят от его грудного вскармливания в течение года – полутора лет со дня рождения. В современных условиях этот период жизни ребенка (в подавляющем большинстве единственного), как правило, плохо сочетается с занятостью матери на производстве. Индивидуальный (прежде всего материнский) уход за ребенком в возрасте до трех лет должен не только пропагандироваться и поощряться, но и обеспечиваться материально. Для женщин, состоящих в трудовых отношениях, пособие по уходу за ребенком данного возраста должно соотносится в разумной пропорции с заработком, получаемым ею до ухода в отпуск по беременности и родам, а для неработающих – с минимумом материальной обеспеченности как самой матери, так и ребенка;

9) Право на получение благ социального обеспечения при материнстве может зависеть от материальной обеспеченности семьи, однако критерий такой обеспеченности не должен быть ограничен прожиточным минимумом. При определении материальной обеспеченности (нуждаемости в социальном обеспечении) прожиточный минимум может быть расчетной базой, поскольку он является величиной, регулярно и официально утверждаемой. Однако при социальном обеспечении матери (другого члена семьи) и ребенка он должен учитываться не в одинарном, а в кратном исчислении, например, в двойном – тройном размере, причем в отношении не только матери (родителя), но и самого ребенка;

10) Нет никаких теоретических оснований возлагать все или основные материальные тяготы воспитания и развития ребенка главным образом на его родителей или только на них. Переложение всех основных тягот выращивания и содержания ребенка на его семью – это также традиционный отказ от понимания факта его рождения как выполнения семьей ее социальной, а не индивидуальной (или по крайней мере не только индивидуальной) функции, особенно в условиях демографического кризиса. Если (иногда и в ущерб себе и личным интересам) родители добровольно содержат и воспитывают нового члена общества, гражданина государства, это не значит, что он не должен иметь реального права на многие социальные блага: бесплатное образование (включая дошкольное и высшее), бесплатную медицинскую помощь (включая высокотехнологичную), бесплатную (безвозмездную) жилую площадь и др.;

11) С точки зрения интересов семьи и детей оптимальной представляется ситуация, когда работающая женщина, забеременев, прекращает работу и до поступления ребенка (детей) в школу занимается в основном его (их) воспитанием. С позиции гендерного равенства возможен и иной вариант: оба родителя имеют неполную занятость и сменяют друг друга для ухода за детьми. Наверное, при достаточности предложений на рынке труда дети в возрасте от трех до семи лет могли бы находиться и под присмотром няни. Однако расходы на оплату ее труда в таком случае должны были бы учитываться при определении уровня заработной платы родителей. Нынешний же уровень оплаты труда исключает такой вариант практически для всех работающих родителей;

12) Учитывая, что в теоретическом плане, по общему правилу, заработной платы должно быть достаточно для воспроизводства рабочей силы, включая подрастающее поколение, блага социального обеспечения в виде ежемесячных семейных пособий на детей следовало бы предоставлять в дополнение к заработной плате родителей в тех случаях, когда размеры семьи (число детей) превышают стандартные пределы. В настоящее время этот условный стандарт – семья с двумя детьми (при двух работающих родителях) или единственный работающий родитель с одним ребенком. Сверх зарплаты и вместо зарплаты (при уходе за ребенком) необходимы ежемесячные пособия, сопоставимые со средствами, достаточными для удовлетворения потребностей ребенка (детей) и ухаживающего за ним члена семьи. При низкой заработной плате или ее отсутствии пособие должно предоставляться семье как малообеспеченной независимо от числа детей;

13) Ребенок в силу своей незрелости и беспомощности не может (а потому и не должен) платить налоги, коммунальные и прочие платежи в пределах полагающейся ему нормы жилья. Государство, признавая право ребенка на жизнь и на социальные блага, должно создавать максимально благоприятные условия для его жизни и развития, для воспитания гражданина, который со временем будет выполнять возложенные на него обязанности, в том числе и налоговые;

14) Родители ребенка не должны платить налог на доходы физических лиц с той части заработной платы, которая согласно семейному законодательству полагается на его содержание;

15) Многообразие потребностей и интересов детей, необходимость их удовлетворения влекут функционирование множества различных органов и организаций, обязанных реализовать их права и контролировать соблюдение этих прав, осуществлять иные действия в интересах детей, в том числе профилактической направленности.

Сегодня вполне актуальны и положения Указа Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики".

Цель государственной семейной политики – говорится в Основных направлениях – заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.03.2014) // Российская газета.- 1993. № 197.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67. 05 апреля.

3. Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

4. Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

5. Декларация прав ребенка (принята Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) // СПС "Консультант-плюс".

6. Декларация о социальных и правовых принципах (принята Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.) // СПС "Консультант-плюс"

7. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ.- 2001.- № 49.- ст. 4552.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ.- 1996.- № 25.- ст.2954.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ.- 1996.- № 5.- ст. 410.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ.- 1994.- № 32.- ст. 3301.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 202.