Раздел 1. Введение в общую психологию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ)».

1.1. Место дисциплины «Психология» в структуре ОПОП. Учебная дисциплина «Психология» изучается студентами в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по программе бакалавриата. Дисциплина «Психология» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин ОПОП в блок Б.3 по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и определяется междисциплинарными связями с дисциплинами профессионального цикла: «Педагогика», «Безопасность жизнедеятельности», «Методика обучения и воспитания».

Учебная дисциплина «Психология» предназначена для студентов очного отделения, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль:

В соответствии с учебным планом рабочая программа дисциплины (РПД) «Психология» изучается студентам с первого по третий семестры и подразделяется на четыре модуля (раздела):

1. Общая психология.

2. Возрастная психология.

3. Педагогическая психология.

4. Социальная психология.

В первом семестре студенты изучают первый раздел – общую психологию. Трудоёмкость изучения  «Общей психологии» по плану составляет 1,25 зачетных единиц.

1.2. В общеобразовательной школе психология как дисциплина не изучается. Отдельные представления и знания о психике и сознании, мотивации поведения человека учащиеся получают на уроках литературы, истории, обществознания.

1.3. Модуль «Общая психология» является основным в системе психологических  дисциплин и обеспечивает комплекс профессиональных базовых знаний, а также готовит основу для выработки профессиональных умений и навыков будущего специалиста в таких разделах как возрастная,  педагогическая и  социальная психология.

1.4. Общая цель дисциплины «Психология»: сформировать систематизированные знания психологической компетентности педагогов в области профессионально-педагогической деятельности. 

Целью «Общей психологии» является ввести будущего специалиста в мир психологии как область знания и социальной практики и познакомить с общими закономерностями функционирования психики человека, с общими основами психологических знаний, необходимых для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Основные задачи дисциплины «Общая психология»:

- создание у студентов целостного представления о психике и личности человека, о творческой природе человеческой психики;

- ознакомление с системой основных психологических категорий и наиболее общими закономерностями психической деятельности человека;

- овладение некоторыми приемами и методами психологического исследования и самопознания.

Программа по «Общей психологии» построена с учётом новейших достижений в области психологии и смежных наук по направлению подготовки в соответствии с требованиями ФГОС ВО третьего поколения.

«Общая психология», являясь базовым (фундаментальным) курсом, знакомит студентов с механизмами и законами психической деятельности, закладывает фундамент научного мировоззрения и формирует установку на дальнейшее углубление общих и специальных знаний, закладывает фундамент для таких психологических отраслей, как «Возрастная психология», «Педагогическая психология» и «Социальная психология».

Структура «Общей психологии» включает лекционные, семинарские, лабораторные занятия, а также самостоятельную работу студентов, итоговый контроль знаний.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Психология» («Общая психология») в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям) представлен в табл. 1.

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1 ОК-6 – способность к самоорганизации самообразованию. З. 1 – знать специфику человека как субъекта само-организации и самообразования; З. 2 – знать способы изучения специфики человека как субъекта профессиональной подготовки. У. 1 – уметь ориентироваться в системе психических явлений и применять психологические знания в жизнедеятельности, в том числе профессиональной деятельности В. 1 – владеть психоло-гическими ме-тодами сбора и обработки данных; В. 2 – компьютерными и информацион-ными средствами при решении поставленных задач.
2 ОПК-1 – готовность осознавать социальную значимость своей будущей профес-сии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности. З. 1 – знать ценностные основы педагогической деятельности; З. 2 – знать основные категории и психологические понятия по общей психологии. У. 1 – уметь решать психолого-педагогические задачи с опорой на психологические знания. В. 1 – владеть способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей ИКТ; В. 2 – овладеть рефлексией собственных индивидуально-психологических особенностей личности, психических процессов и состояний.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ)»

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая

самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ПЗ СРС ВСЕГО
1. Предмет психологии как науки, задачи психологии. Становление предмета психологии: основные этапы и подходы. Психика и её эволюция 2 10 12
2. Ощущение и восприятие. Память. Мышление и воображение. Внимание   2 10 12
3. Эмоции и чувства. Воля и произвольность   2 10 12
4. Личность. Темперамент. Характер и способности. Деятельность и общение 2   15 17

Содержание дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ)», структурированное по разделам (темам)

План лекций

Предмет психологии как науки, задачи психологии.  Становление предмета психологии: основные этапы и подходы. Психика и её эволюция (2 ч.)

1. Определение психологии как пауки. Место психологии в системе наук. Основные отрасли психологии.

2. Общее понятие о психике. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.

3. Задачи и общая характеристика методов психологического исследования.

4. Возникновение научной психологии. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии.

5. Основные направления развития зарубежной психологии.

6. Развитие отечественной психологии.

7. Мозг и психика. Физиологические механизмы психической деятельности.

8. Возникновение психики. Стадии развития психики.

9. Общая характеристика психики животных и её отличие от психики человека.

10. Сознание как высшая форма человеческой психики. Культурно-историческая концепция развития психики человека

Литература: 2, 5, 6, 7, 11, 12, 20, 28, 32.

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1. Контрольные вопросы.

1. Назовите основные этапы развития психологии как науки.

2. Назовите основные этапы развития античной психологии.

3. Почему психическое отражение называют активным?

4. В чем заключается субъективность психического образа?

5. Как изменялся предмет психологии?

6. С чем связано изменение предмета и методов психологии в Новое время?

7. В чем состояла новизна психологических взглядов Декарта, Спинозы, Лейбница, Локка?

8. Обоснуйте утверждение о том, что нервная система является материальной основой психики.

9. Дайте характеристику психофизической и психофизиологической проблемы в психологии.

10. В чем заключается гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики в филогенезе?

11. По каким критериям выделены стадии развития психики в филогенезе?

12. Охарактеризуйте сознание как высшую ступень организации психики человека.

13. Дайте определение бессознательному. Является ли гипноз классическим примером бессознательных явлений?

14. Охарактеризуйте основные научные школы и важнейшие направления современной психологии.

15. Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?

16. Какие направления исследования существуют в школе бихевиористов?

17. В чём значение работ по изучению восприятия для гештальтпсихологии?

18. Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?

19. Что такое «фи-феномен»? «инсайт»?

20. В чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитического направления?

21. Какова структура психики и личности в теории З. Фрейда?

22. Какую роль в развитии психоаналитического направления сыграли Юнг и Адлер?

23. Охарактеризуйте основные методологические принципы и методы психологического исследования.

2. Составление тематического тезауруса.

1.  Подготовка сообщений о жизни и деятельности выдающихся учёных, внёсших вклад в развитие отечественной и зарубежной психологии. 2. Подготовка сообщений о жизни и деятельности отечественных учёных-физиологов, внёсших значительный вклад в разработку физиологических основ психической деятельности. 3. Подготовка реферата по психофизиологической проблеме в психологии. 4. Подготовка сообщений о жизни и деятельности Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия, З.Фрейда, К.Юнга. 5. Эссе по книге В.М. Аллахвердова «Сознание как парадокс». 6. Создание графических иллюстраций (рисунков, компьютерной графики) по первому разделу. 7. Представление видеодокумента или видеосюжета по разделу «Введение в общую психологию».

Паспорт оценочных средств по разделу

 ОК-6: З.1, У. 1.

Реферат, задача

ОК-6: З 1. У. 1

Собеседование, задача

ОК-6: З.1., У.1.

Собеседование, задача, реферат

ОК-6: З.1, В.1.

Собеседование, тест

План семинарских занятий

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1. Контрольные вопросы.

1. Какие основные классификации ощущений вы знаете? Какие критерии лежат в их основе?

2. В чем заключается смысл основного психофизического закона?

3. В каких терминах описывается взаимодействие ощущений и динамика чувствительности?

4. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие результат сложной аналитико-синтетической деятельности?

5. Объясните, какую роль играют движения глаз в сложном зрительном восприятии? Что такое «перцептивные действия»?

6. Как связаны между собой основные свойства восприятия?

7. Охарактеризуйте восприятие времени, пространства и движения.

8. Что такое «иллюзии» восприятия?

9. В чем заключаются отличия представлений от восприятия?

10. В чем состоит сущность внимания, и каковы его функции?

11. Каковы основные факторы возникновения непроизвольного внимания?

12. Как можно сформулировать основные положения теории внимания как психического контроля (П.Я. Гальперин)?

13. Что такое рассеянность и каковы его причины?

14. Какие основные классификации памяти вы знаете? Какие критерии лежат в их основе?

15. Как можно охарактеризовать основные процессы памяти?

16. Укажите факторы, влияющие на эффективность запоминания.

17. Какие основные теории мышления вы знаете?

18. Можно ли говорить, что у ученика плохая память, если он испытывает трудности при запоминании учебного материала?

19. Какие рекомендации для успешного запоминания текста выступления вы можете предложить?

20. В чем заключается различие между чувственным и рациональным познанием?

21. Почему мышление называют обобщенным познанием мира?

22. Какие основные операции мышления вам известны? Что вы можете рассказать об их свойствах?

23. Как можно охарактеризовать основные этапы процесса решения задачи?

24. Какие особенности творческого мышления вызнаете? Каковы условия продуктивности творческого мышления?

25. Как вы считаете, какие качества ума необходимы для решения нестандартных проблем, отгадывания загадок, решения кроссвордов?

26. Согласны ли вы с положением Л.С. Выготского о том, что воображение и мышление – родственные процессы? Обоснуйте свое мнение.

27. Всегда ли справедлива поговорка, что «мечтать не вредно»?

28. Какие основные процессы воображения вам известны? Как можно их охарактеризовать?

29. Какие рекомендации к воспитанию творческой личности вы можете предложить?

30. Чем различаются язык и речь?

31. Что такое внутренняя речь? Какова роль внутренней речи в регуляции поведения человека?

32. Какие вы знаете нарушения речи?

33. Могут ли животные овладеть речью?

34. Охарактеризуйте основные функции эмоций и раскройте их роль жизнедеятельности человека.

35. В чём заключается амбивалентность эмоций?

36. Что такое аффект и каковы его основные свойства?

37. Раскройте суть теории эмоций Джемса – Ланге и теории эмоций У. Кэннона.

38. Раскройте суть теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

39. Назовите факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций.

40. Охарактеризуйте причины возникновения стресса, и основные стадии его протекания.

41. Что такое эмоциональная устойчивость личности и каково значение её для личности педагога?

42. В чём состоит различие между произвольными и волевыми действиями?

43. В чём заключается феномен борьбы мотивов?

44. Что такое волевое усилие и решительность?

45. Раскройте взгляды учёных на проблему свободы воли.

1. Подготовка сообщений о жизни и деятельности учёных, внёсших вклад в развитие чувственной ступени познания.

2. Подготовка рефератов и докладов.

3. Эссе по книге А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти».

4. Составление психологического кроссворда по теме.

5. Составление рекомендаций по эффективному запоминанию материала.

6. Составление рекомендаций по активизации мыслительной деятельности.

7. Составление рекомендаций по развитию внимания.

8. Составление рекомендаций по воспитанию воли.

 

Паспорт оценочных средств по разделу

 ОК-6: З.1, У. 2.

собеседование, задача

ОК-6: З. 3. У. 2

Собеседование, задача

ОК-6: З. 2., У. 1. В. 1.

Собеседование, задача, реферат

ОК-6: З.1, В.1.

Собеседование, задача

ОК-6: З.1, У. 3. В.1.

Собеседование, тест

План лекций

Личность. Темперамент. Характер и способности. Деятельность и общение (2 ч.)

1. Определение личности. Взаимосвязь социального и биологического в личности. Личность и индивидуаль-ность.

2. Современные теории личности.

3. Структура личности. Различные подходы.

4. Основные этапы формирования личности.

5. Проблема развития личности. Стадии развития личности по Э. Эриксону.

6. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и личность.

7. Понятие о характере. Типология характеров. Степень выраженности черт характера. Понятие об акцентуации характера. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности.

8. Понятие о способностях. Способности и задатки. Общие и специальные способности.

9. Общее понятие о деятельности и её психологическая структура. Виды деятельности. Регуляция действий и самоконтроль.

10. Содержание, цели, средства и функции общения. Виды общения.

 

Литература: 1, 5, 6, 7, 15, 18, 28, 29, 31, 34, 42.

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1. Контрольные вопросы.

1. Как следует понимать определение К. Маркса сущности личности как «совокупности общественных отношений»?

2. По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности?

3. Проанализируйте общую структуру личности, формы и качества ее направленности.

4. Какова точка зрения 3. Фрейда о структуре личности?

5. Соотношение биологического и социального в структуре личности.

6. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности?

7. Что такое притязания личности, какую роль они играют в поведении и развитии личности? Можно ли и нужно ли влиять на формирование притязаний? Если да, то почему, и в каком плане?

8. В чём состоит отличие структурных моделей самосознания В.С. Мухиной и И.И. Чесноковой?

9. Какие факторы определяют, будет или нет субъект принимать оценку других людей при формировании собственного Я-образа и самооценки?

10. Что, по мнению У. Джеймса, определяет самоуважение и его динамику?

11. Какова зависимость между самооценкой и уровнем притязаний?

12. Чем отличается интернальный локус контроля от экстернального?

13.  Почему темперамент считается врождённым образованием?

14. Какие из конституциональных теорий темперамента являются наиболее распространёнными?

15. На каких основаниях строится типология И.П. Павлова?

16. В каких направлениях шли разработки проблем темперамента в школе Б.М. Теплова?

17. Какова связь между силой нервной системы и её чувствительностью?

18. В чём выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека?

19. Почему говорят, что характер человека представляет собой единство индивидуального и типического?

20. Каковы основные типы характерообразующих отношений человека к действительности?

21. В чём заключаются различия между чертами личности и чертами характера?

22. Какие основные свойства характера вы знаете?

23. В чём проявляется взаимосвязь между темпераментом и характером?

24. Чем отличаются задатки от способностей?

25. Как соотносятся понятия «способность» и «одарённость»?

26. Что означает знаниевый подход к трактовке способностей?

27. Чем отличаются понятия деятельности и активности?

28. Охарактеризуйте понятия «побудительные причины деятельности» и «цели деятельности».

29. Охарактеризуйте труд как вид человеческой деятельности.

30. Возможно ли совпадение мотива и цели?

31. В чём разница между целью и задачей?

32. Каковы основные виды деятельности?

33. В чём сущность деятельностного подхода к изучению психики?

34. Что вы знаете о теории физиологии движений Н.А. Бернштейна?

35. В чём заключается принцип сенсорных коррекций?

36. Что вы знаете о «концепции рефлекторного кольца»? Кто автор?

37. Какова минимальная численность малой группы?

38. Каковы отличительные признаки коллектива?

39. Каковы основные проявления феномена социальной фасилитации?

40. В чём заключаются основные функции лидера?

41. Назовите основные причины возникновения агрессии в группах.

1. Выполнение психодиагно-стических заданий: а) в течение 15 минут, используя прилагательные или существительные, выступающие в роли определений, в столбик письменно ответить на вопрос «Кто Я?». Проанализировать полученные данные, каких суждений больше: описательных или оценочных? Положительных или отрицательных? Почему? Разделить все ответы на четыре категории: – «зависит от меня» - (буква «Я»); – «зависит от других» - (буква «Д»); – «от случая, судьбы, может быть рока» - («Р»); – «так получилось» - («Н»). Повторите данную процедуру через неделю. Сравните результаты. Попытайтесь найти объяснения их стабильности или изменчивости. б) используйте набор цветных карандашей или фломастеров (метод психорисунка). Нарисуйте себя трижды: Первый портрет должен иметь название «Я» - каким я себя представляю». Второй - «Я» - каким меня видят другие. Третий - «Я» - каким бы я хотел быть. Сопоставьте автопортреты. Проанализируйте цветовые характеристики. Сопоставьте изображения по динамичности. 2. Подготовка рефератов и докладов. · Движущие силы психического развития личности. · Мотивы как проявление потребностей личности. · Неосознаваемые мотивы поведения. · Агрессивность как свойство личности. · Развитие сознания и самосознания личности. · Можно ли изменить темперамент? · Темперамент и стиль деятельности. · Темперамент и особенности умственной деятельности. · Акцентуации характера. · Характер и способности. · Воспитание и самовоспитание характера. · Особенности педагогического общения. · Общение и развитие личности. · Конфликты в общении. · Межличностное восприятие и понимание. 3. Составление структурной схемы типов темперамента (по В.С. Мерлину). 4. Составление психологического кроссворда. 5. Составление рекомендаций по управлению конфликтом.  

Паспорт оценочных средств по разделу

 ОПК-1: З.1, У. 2.

собеседование, задача

ОК-6: З. 3. У. 2

Собеседование, задача

ОК-6: З. 2., У. 1. В. 1.

Собеседование, задача, реферат

ОК-6: З.1, В.1.

Собеседование, задача

ОК-6: З.1, У. 3. В.1.

Собеседование, тест

         

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ)»

Основная литература:

1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2008.

2. Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии: учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В.Дьяченко, С.Л.Семенова. – М., 2009.

3. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб., 2009.

4. Немов, Р.С. Психология. Общая психология / Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2010.

5. Никандров, В.В. Психология: учеб. / В.В. Никандров. – М., 2008.

Дополнительная литература:

6. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 2009.

7. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М., 2002.

8. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие / П. Я. Гальперин. – М., 2007. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информационно – методическое пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И.А Домашенко. – М., 2006.

9. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учеб. для вузов / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008.

10. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012.

11. Изард К. Э. Эмоции человека / К. Э. Изард. – СПб.: Питер, 2010.

12. История психологии в лицах. Персоналии / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 2005.

13. Константинов, В.В. Методологические основы психологии / В.В. Константинов. – СПб., 2010.

14. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Леонтьев. – М., 2007.

15. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и психологии характеров / Ред.– сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 1998.

16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2000.

17. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1989.

18. Хьел, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 1997.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

19. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001.

20. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб., 1997.

21. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М., 1995.

22. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К. Вилюнас. – М. , 1990.

23. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т / Ж. Годфруа. – М., 1992

24. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию / И.Б. Гриншпун. – М.,  1997.  

25. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2008.

26. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – М., 1995.

27. Ильин,  Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПБ. – 2000.

28. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологи / А.Р. Лурия. – СПб., 2004. 

29. Марцинковская, Т.Д История психологии: учеб. для студ. вузов / Т.Д Марцинковская. – М.,  2009.

30. Немов, Р.С. Психологический словарь/ Р. С. Немов. – М., 2007.

31. Психология: учебник для педагогических вузов / под ред. Б.А. Сосновского. – М., 2012.

32. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М., 1995.

33. Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

34. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб,   2000.

35. Тихомиров, О.К. Психология: учебник / под ред. О.В. Гордеевой. – М.,  2006.

Цифровые образовательные ресурсы и интернет-ресурсы

1. http://psycology. ru. – сайт, посвящённый общим вопросам психологии

2. Словари и энциклопедии на Академике. Сайт ресурса: http://dic.academic.ru/

3. Словари на Яндексе http://slovari.yandex.ru/

4. Сайт ресурса «БиблиоРоссика»: www.bibliorossica.сom.

5. Электронный ресурсы ИВИС: http://dlib.eastview.com/

6. WWW.STUDENTLIBRARY.RU.

7. Электронная библиотека  «IPRbooks»

8.  www.cspu.ru/elecat

9. Научная электронная библиотека eLibrary . ru.

10.  «Мир психологии» http:// psycology. net.ru.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩНГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ)»

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

РПД                            «Психология (общая психология)»                              .

утверждена «___»________20___г.

Внесены изменения:

Содержание изменения Дата и № протокола заседания кафедры
1 В список литературы внесены изменения из ЭБС  
2 Актуализировано содержание лекций  
3 Актуализировано содержание практических занятий  
4 Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы  
5 Дополнен фонд оценочных средств  
6 Обновлены вопросы и задания к экзаменам  
7 И т. д.  

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ)».

1.1. Место дисциплины «Психология» в структуре ОПОП. Учебная дисциплина «Психология» изучается студентами в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по программе бакалавриата. Дисциплина «Психология» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин ОПОП в блок Б.3 по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и определяется междисциплинарными связями с дисциплинами профессионального цикла: «Педагогика», «Безопасность жизнедеятельности», «Методика обучения и воспитания».

Учебная дисциплина «Психология» предназначена для студентов очного отделения, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль:

В соответствии с учебным планом рабочая программа дисциплины (РПД) «Психология» изучается студентам с первого по третий семестры и подразделяется на четыре модуля (раздела):

1. Общая психология.

2. Возрастная психология.

3. Педагогическая психология.

4. Социальная психология.

В первом семестре студенты изучают первый раздел – общую психологию. Трудоёмкость изучения  «Общей психологии» по плану составляет 1,25 зачетных единиц.

1.2. В общеобразовательной школе психология как дисциплина не изучается. Отдельные представления и знания о психике и сознании, мотивации поведения человека учащиеся получают на уроках литературы, истории, обществознания.

1.3. Модуль «Общая психология» является основным в системе психологических  дисциплин и обеспечивает комплекс профессиональных базовых знаний, а также готовит основу для выработки профессиональных умений и навыков будущего специалиста в таких разделах как возрастная,  педагогическая и  социальная психология.

1.4. Общая цель дисциплины «Психология»: сформировать систематизированные знания психологической компетентности педагогов в области профессионально-педагогической деятельности. 

Целью «Общей психологии» является ввести будущего специалиста в мир психологии как область знания и социальной практики и познакомить с общими закономерностями функционирования психики человека, с общими основами психологических знаний, необходимых для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Основные задачи дисциплины «Общая психология»:

- создание у студентов целостного представления о психике и личности человека, о творческой природе человеческой психики;

- ознакомление с системой основных психологических категорий и наиболее общими закономерностями психической деятельности человека;

- овладение некоторыми приемами и методами психологического исследования и самопознания.

Программа по «Общей психологии» построена с учётом новейших достижений в области психологии и смежных наук по направлению подготовки в соответствии с требованиями ФГОС ВО третьего поколения.

«Общая психология», являясь базовым (фундаментальным) курсом, знакомит студентов с механизмами и законами психической деятельности, закладывает фундамент научного мировоззрения и формирует установку на дальнейшее углубление общих и специальных знаний, закладывает фундамент для таких психологических отраслей, как «Возрастная психология», «Педагогическая психология» и «Социальная психология».

Структура «Общей психологии» включает лекционные, семинарские, лабораторные занятия, а также самостоятельную работу студентов, итоговый контроль знаний.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Психология» («Общая психология») в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям) представлен в табл. 1.

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1 ОК-6 – способность к самоорганизации самообразованию. З. 1 – знать специфику человека как субъекта само-организации и самообразования; З. 2 – знать способы изучения специфики человека как субъекта профессиональной подготовки. У. 1 – уметь ориентироваться в системе психических явлений и применять психологические знания в жизнедеятельности, в том числе профессиональной деятельности В. 1 – владеть психоло-гическими ме-тодами сбора и обработки данных; В. 2 – компьютерными и информацион-ными средствами при решении поставленных задач.
2 ОПК-1 – готовность осознавать социальную значимость своей будущей профес-сии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности. З. 1 – знать ценностные основы педагогической деятельности; З. 2 – знать основные категории и психологические понятия по общей психологии. У. 1 – уметь решать психолого-педагогические задачи с опорой на психологические знания. В. 1 – владеть способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей ИКТ; В. 2 – овладеть рефлексией собственных индивидуально-психологических особенностей личности, психических процессов и состояний.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ)»

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая

самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ПЗ СРС ВСЕГО
1. Предмет психологии как науки, задачи психологии. Становление предмета психологии: основные этапы и подходы. Психика и её эволюция 2 10 12
2. Ощущение и восприятие. Память. Мышление и воображение. Внимание   2 10 12
3. Эмоции и чувства. Воля и произвольность   2 10 12
4. Личность. Темперамент. Характер и способности. Деятельность и общение 2   15 17

Содержание дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ)», структурированное по разделам (темам)

Раздел 1. Введение в общую психологию

ОК-6. Знать специфику человека как субъекта самоорганизации и самообразования;

-знать способы изучения специфики человека как субъекта профессиональной подготовки; уметь ориентироваться в системе психических явлений и применять психологические знания в жизнедеятельности, в том числе профессиональной деятельности; владеть психологическими методами сбора и обработки данных;

компьютерными и информационными средствами при решении поставленных задач.

Содержание раздела:

Предмет психологии, ее задачи и методы. Человек и культура. Человек и его познание. Психология как наука о внутреннем мифе чело­века. Обыденная и научная психология. Место психологии в систе­ме наук и ее роль в современном обществе. Предмет психологии. Принципы психологии. Структура психологии. Пространство психологии и условия работы в нем. Природа, механизмы и структура психического. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Методологическое различие естествен­нонаучного и гуманитарного подходов к познанию человека. Задачи и методы психологии.

Становление предмета психологии: основные этапы и подходы. Психологическая наука на современном этапе развития общества и ее связь с другими науками. Этапы становления психологии. Основные теоретические школы психологии. Бихевиоризм и анализ. Гештальтпсихология как течение в психологии. «Понимающая психология» Дильтея. Когнитивная психология. Гуманистическая психология как направление психологии, ориентированное на уникальную личность человека. Учение об общественно-исторической обусловленности человеческой психики в марксистской психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.).

Психика и мозг. Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека. Функциональная асимметрия мозга. Устройство головного мозга. А.Р. Лурия о взаимодействии трех основных блоках (аппаратов) человеческого мозга. Понятие и виды рецепторов. Понятие анализатора. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Соотно­шение психических явлений с работой головного мозга. Учение Н.А. Бернштейна об участии психики в регуляции движения. Функциональная система по П.К. Анохину. Теория И.П. Павлова о физиологических механизмах психики. Доминанта А. А. Ухтомского. Познание и отражение. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии.

Сознание человека. Понятие о сознании. Сознание как высший уровень развития психики человека. Сравнительная характеристика психики животных и человека. Струк­тура сознания. Значение и смысл как составляющие сознания. Функции сознания. Сознание и бессознательное. Самосознание и его место в психической организации личности. Самосознание как процесс восприятия себя в различных ситуациях. Образ «Я». Самооценка и уровень притязаний. Развитие самосознания.

План лекций

Предмет психологии как науки, задачи психологии.  Становление предмета психологии: основные этапы и подходы. Психика и её эволюция (2 ч.)

1. Определение психологии как пауки. Место психологии в системе наук. Основные отрасли психологии.

2. Общее понятие о психике. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.

3. Задачи и общая характеристика методов психологического исследования.

4. Возникновение научной психологии. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии.

5. Основные направления развития зарубежной психологии.

6. Развитие отечественной психологии.

7. Мозг и психика. Физиологические механизмы психической деятельности.

8. Возникновение психики. Стадии развития психики.

9. Общая характеристика психики животных и её отличие от психики человека.

10. Сознание как высшая форма человеческой психики. Культурно-историческая концепция развития психики человека

Литература: 2, 5, 6, 7, 11, 12, 20, 28, 32.

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1. Контрольные вопросы.

1. Назовите основные этапы развития психологии как науки.

2. Назовите основные этапы развития античной психологии.

3. Почему психическое отражение называют активным?

4. В чем заключается субъективность психического образа?

5. Как изменялся предмет психологии?

6. С чем связано изменение предмета и методов психологии в Новое время?

7. В чем состояла новизна психологических взглядов Декарта, Спинозы, Лейбница, Локка?

8. Обоснуйте утверждение о том, что нервная система является материальной основой психики.

9. Дайте характеристику психофизической и психофизиологической проблемы в психологии.

10. В чем заключается гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики в филогенезе?

11. По каким критериям выделены стадии развития психики в филогенезе?

12. Охарактеризуйте сознание как высшую ступень организации психики человека.

13. Дайте определение бессознательному. Является ли гипноз классическим примером бессознательных явлений?

14. Охарактеризуйте основные научные школы и важнейшие направления современной психологии.

15. Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?

16. Какие направления исследования существуют в школе бихевиористов?

17. В чём значение работ по изучению восприятия для гештальтпсихологии?

18. Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?

19. Что такое «фи-феномен»? «инсайт»?

20. В чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитического направления?

21. Какова структура психики и личности в теории З. Фрейда?

22. Какую роль в развитии психоаналитического направления сыграли Юнг и Адлер?

23. Охарактеризуйте основные методологические принципы и методы психологического исследования.

2. Составление тематического тезауруса.

1.  Подготовка сообщений о жизни и деятельности выдающихся учёных, внёсших вклад в развитие отечественной и зарубежной психологии. 2. Подготовка сообщений о жизни и деятельности отечественных учёных-физиологов, внёсших значительный вклад в разработку физиологических основ психической деятельности. 3. Подготовка реферата по психофизиологической проблеме в психологии. 4. Подготовка сообщений о жизни и деятельности Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия, З.Фрейда, К.Юнга. 5. Эссе по книге В.М. Аллахвердова «Сознание как парадокс». 6. Создание графических иллюстраций (рисунков, компьютерной графики) по первому разделу. 7. Представление видеодокумента или видеосюжета по разделу «Введение в общую психологию».

Паспорт оценочных средств по разделу

 ОК-6: З.1, У. 1.

Реферат, задача

ОК-6: З 1. У. 1

Собеседование, задача

ОК-6: З.1., У.1.

Собеседование, задача, реферат

ОК-6: З.1, В.1.

Собеседование, тест

Дата: 2018-12-28, просмотров: 237.