ТЕМА 12. СТИЛИСТИКА НАУЧНОГО ПИСЬМА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Научный стиль письма, как и любой другой, обладает рядом особенностей, стилеобразующих факторов, отличающих его от других функциональных аспектов языка. Такие качества, как точность, ясность, логичность, не являются спецификой только научной речи. Однако здесь они являются требованием самой сферы применения стиля, без них научное произведение не сможет существовать.

Точность предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и означающим. Ясность (умение писать понятно, доступно) — при написании работы следует учитывать целевую аудиторию, её профессиональную подготовленность к восприятию научного текста. Логичность — это последовательное расположение всех единиц текста и наличие смысловых связей между ними.

В научном стиле принято выделять подстили: естественно-научный, научно-технический, научно-гуманитарный.

Как мы видим, научный стиль по структуре своей неоднороден. Поэтому, в зависимости от сферы функционирования, формы представления (устной или письменной) жанра, будет зависеть и отбор языковых средств.

На уровне целого текста для научной речи едва ли не основным признаком является целенаправленность и прагматическая установка. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. И для выражения этих фактов, явлений используется особый пласт лексики - термины.

С точки зрения морфологии в научной речи следует отметить наличие большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т. п.).

В научной прозе широко представлены относительные прилагательные, способные с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий.

Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой "по" (например, "повыше", "побыстрее"), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш-, за исключением некоторых терминологических выражений (например, "мельчайшие частицы вещества").

Глагол и глагольные формы в тексте научных работ несут особую информационную нагрузку. Авторы обычно пишут "рассматриваемая проблема", а не "рассмотренная проблема". Эти глагольные формы служат для выражения постоянного свойства предмета (в научных законах, закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования), они употребляются также при описании хода исследования, доказательства в описании устройства приборов и машин.

Объективность изложения — основная стилевая черта научной речи. Она вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения.

Стиль письменной научной речи — это безличный моно­лог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское "я" как бы отступает на второй план.

В настоящее время является общепризнанным, когда автор работы выступает во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы", считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению. Выражение авторства через "мы" позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И это вполне объяснимо, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективность творчества, комплексный подход к решению проблем.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 226.