Рациональное поведение потребителя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рациональное поведение – это, прежде всего, продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

Потребители – это те, кто приобретают и используют товары, заказывают работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация, в целом государство.

Цель потребителя – извлечь максимальную полезность от потребления товаров и услуг. На пути к этой цели у потребителя возникают такие ограничения, как семейный бюджет, цены, ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.

Воздействие потребителей на производство в рыночной экономике огромно «ДИКТАТ ПОТРЕБИТЕЛЯ» Производство осуществляется для потребления, потребление активно воздействует на производство.

В странах с командно-административной экономикой потребитель лишен свободы выбора (например, СССР). В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Рациональное поведение потребителя - проанализировать рынок данного товара, выбрать оптимальный вариант с максимальным набором дополнительных услуг.

 

Основные источники дохода потребителя:

- заработная плата,

- социальные выплаты государства отдельным гражданам в виде пособий, пенсий, стипендий,

- доход от предпринимательской и иной деятельности,

- доход от собственности (плата, полученная за аренду вашей квартиры или дачи, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам)

- наследство.

 

Полученный доход семьи, как правило, делят на:

1)Потребляемая часть - предназначается для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей;

2)Накопляемая часть - образует сбережения.

Чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растёт и сумма сбережений.

Чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений.

 

Виды потребительских расходов:

- Обязательные расходы можно рассматривать как минимально необходимые – это расходы на питание, одежду, транспортные расходы, оплату коммунальных услуг и т. п.

- Произвольные расходы (например, на туристическую путёвку, покупку книг, картин, машины и др.).

 

Чем богаче страна и выше уровень жизни ее населения, тем меньшая часть доходов идет на обязательные расходы. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на продовольственные товары. (Доля расходов на питание в США составляет 10-15% от дохода, в России – 40-48% от дохода).

 

Рациональному потребителю важно грамотно размещать свои накопления.

 

Способы накопления:

- Сберегательный счёт в банке, получая доход по вкладу,

- Приобретение ценных бумаг (акции, облигации), получая дивиденды по ним (это справедливо в условиях экономической стабильности.)

- Приобретение недвижимости (квартира, дом, дача), цены на которую растут быстрее, чем обесцениваются деньги.

- Страхование – экономические отношения, включающие образование специального фонда средств для возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями, путём выплаты страховых сумм:

а) пенсионное,

б) Медицинское страхованиеобеспечивает оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам: обязательное и добровольное.

в) Обязательное страхование автогражданской ответственности (владельцы транспортных средств).

г) Добровольные программы личного страхования:

- страхование жизни, гарантирующие страховые выплаты при травмах, несчастных случаях;

- смешанное страхование жизни, сочетающее страхование от несчастного случая со сбережением и накоплением денежных средств;

- страхование имущества (от пожаров, затоплений, краж и других рисков) и др.

 

Несмотря на суверенитет потребителя (экономическое свободное, независимое поведение), права потребителя защищает государство, которое заботится о производстве качественных товаров и услуг.

Закон «О защите прав потребителя»:

1)Потребителю обязательно должны предоставляться, во-первых, все сведения об изготовителе товара, а во-вторых, полная информация на языке той страны, где она реализуется.

2)Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом,

-соразмерного уменьшения покупной цены,

- замены на товар аналогичной марки,

- замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены,

- расторжения договора купли-продажи.

3) По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 232.