Организация выполнения курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разработчики:

Подвойская Наталья Владимировна, преподаватель ВКК, мастер п/о ВКК

Любимова Ирина Сергеевна, преподаватель 1 КК

Соловьянова Юлия Сергеевна, преподаватель ВКК, методист ВКК

 

 

Правообладатель:

ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса» г. Екатеринбург

 

 

Согласовано:

Малкина Екатерина Аркадьевна ____________________

Начальник ДО №8 Филиала ОАО «Газпромбанк» г. Екатеринбурга

 

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании методического совета ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса»

 

Протокол методического совета № 5 от «30» августа 2016 г.

 

 

        

Председатель методического совета                    / Ю.С. Соловьянова


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Общие положения 4
1 Планирование и организация работы 7
2 Структура и содержание курсовой работы 10
3 Требования к оформлению работы 12
4 Критерии оценки курсовой работы 20
  Приложения  
  1. Образец заявления на утверждение темы курсовой работы 21
  2. Образец оформления титульного листа 22
  3. Бланк индивидуального задания 23
  4. Образец оформления содержания 24
  5. Отзыв руководителя на курсовую работу 25
  6. Список литературы 26
  7. Тематика курсовых работ 28
  8. Примерный план и содержание курсовой 30
  9. Экспертный лист оценивания компетенций 38

 

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основными документами, непосредственно регламентирующими выполнение курсовых работ, являются: 

-Письмо Минобразования России от 05.04.99 №16-52-55ин/16-13,

-Приложение к письму «Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине в образовательных учреждениях СПО», 

-Устав ГАПОУ  СО «Областной техникум дизайна и сервиса»,

-ФГОС ППССЗ 38.02.07 «Банковское дело», 

-ОПОП ОУ 080110 «Банковское дело»;

-Положение ГАПОУ СО ОТДИС «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся»  по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям и переводе на следующий курс обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального и среднего профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);

-Положение о системе контроля образовательной деятельности;

-Положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2009 г. № 673).

 

Учебным планом для студентов программы подготовки специалистов среднего звена 38.02.07 Банковское дело дневной/заочной форм обучения предусмотрено выполнение курсовой работы. Написание курсовой работы по ПМ.02 Осуществление кредитных операций является одной из форм самостоятельной работы студентов.

При  изучении профессионального модуля ПМ. 02. Осуществление кредитных операций предполагается освоить важнейшие методы работы банков, касающиеся оценки кредитоспособности и надежности клиентов, формирования и регулирования резервов, управления кредитными рисками.

В результате изучения данного профессионального модуля обучающиеся должны иметь практический опыт:

Осуществление операций по кредитованию физических и юридических лиц.

Программа изучения профессионального модуля ПМ.02. Осуществление кредитных операций включает темы, отражающие механизм проведения кредитных, инвестиционных операций  и сопутствующих услуг по обслуживанию юридических и физических лиц.

Курсовая работа выполняется на завершающем этапе изучения ПМ.02. Осуществление кредитных операций, в ходе выполнения которой осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных с одним из видов профессиональной деятельности будущих специалистов, и является одной из форм контроля сформированности общих и профессиональных компетенций студентов.

Это научно-исследовательская работа, характеризующая умение студентов работать с экономической литературой, отражать дискуссионные вопросы, обосновывать собственную позицию. Она является важным шагом подготовки к итоговой аттестации.

Выполнение курсовой работы, ее защита поможет студенту приобрести навыки для подготовки дипломной работы на завершающем курсе.

Дидактическими целями  выполнения курсовой работы  являются:

· систематизация и обобщения полученных теоретических знаний и практических умений по ПМ;

·   углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

· развитие профессионально значимых исследовательских умений, современного стиля научного мышления путём вовлечения студентов в разработку реальных профессиональных проблем;

· проверка и определение уровня теоретической и практической готовности выпускников, актуализации потребности в непрерывном самообразовании как условии формирования профессиональной компетентности;

· формирование и совершенствование общих и профессиональных компетенций по ПМ.02. «Совершение кредитных операций»:

Специалист банковского дела должен обладать общими компетенциями (по базовой подготовке), включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

ОК 11. Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Специалист банковского дела должен обладать профессиональными компетенциями (по базовой подготовке), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов.

ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери

· подготовка к государственной (итоговой) аттестации;

· организация выполнения и защиты курсовых работ студентами ОУ в соответствии с данными методическими рекомендациями.

Курсовая работа по ПМ.02.Осуществление кредитных операций выполняется в сроки, определенные учебным планом ППССЗ 38.02.07 Банковское дело.

· Создать условия для проведения квалификационного экзамена в форме защиты курсовой работы по завершению освоения профессиональных и общих компетенций по специальности «Банковское дело»

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Требования к выбору тематики курсовых работ

Тематика курсового проектирования отвечает учебным задачам ПМ и наряду с этим увязана с практическими требованиями профессиональной деятельности по направленияю подготовки специалистов, рынка труда и работодателей. 

Темы курсовых работ соответствуют рекомендуемой примерной тематике курсовых работ в рабочей программе ПМ.

 Тема курсовой работы может быть связана с программой производственной (преддипломной) практики студентов.

 Выбор тематики курсовой работы может быть индивидуализирован и согласован с профессиональными интересами и способностями студента без снижения общих требований.

Тема курсовой работы может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности. 

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями ОУ, рассматривается и утверждается методическим советом техникума, утверждается приказом директора.

Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной (Дипломной) работы, в случае соответствия тематики. Видом итоговой государственной аттестации, определенным в соответствии с ФГОС программы подготовки специалистов среднего звена 38.02.07 Банковское дело, является выпускная квалификационная (Дипломная) работа.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа включает:

­ введение (до 10% общего объема работы);

­ основная часть:

- теоретический материал (40-50%);

- практический материал (30-40%);

­ заключение (до 10%);

­ библиографический список;

­ приложения.

Начинается  курсовая работа с особого вопроса – Введения (1,5-2 страницы), в котором раскрываются актуальность темы исследования, научная новизна, цель работы, называется объект исследования, приводится краткая аннотация каждой главы (вопроса).

Не следует во Введении рассматривать содержание понятий, приводить различные классификации, практические данные, отражать дискуссию вопроса. Поэтому введение не является самостоятельным вопросом и выполняется оно только после освещения всех вопросов в соответствии с планом, когда автору видна структура работы, и он доказывает актуальность выбранной и раскрытой темы.

В основной части отражается содержание рассматриваемых категорий, явление, процессов. Изучается механизм проводимых операций в банке, анализируется практический материал по отдельной кредитной организации, предприятию, либо статистический материал по банковской системе России, конкретного региона.

Приведенные по тексту  или в конце работы таблицы, графики, диаграммы обязательно должны иметь название, нумерацию,  единицы измерения, например, тыс. руб, количество лицевых счетов клиентов, удельный вес в процентах и др. 

Если цитируется литературный источник, то следует оформить сноску, например, в конце страницы с указанием фамилии, инициалов автора, названия книги или статьи, места, года издания и номеров страниц.

Как правило, частью курсовой работы, где содержатся конкретные данные, в том числе и цифровые, являются Приложения, количество которых жестко не регламентируется. Они состоят из таблиц, схем, графиков, диаграмм.

В приложении могут помещаться также формы статистической и бухгалтерской отчетности предприятий и кредитных организаций, образцы заключаемых договоров с клиентами, заполненные условными данными, например, кредитный договор, договор банковского счета, гарантийное обязательство, и др.

Все приложения, как было сказано выше, нумеруются, в тексте работы обязательно делается ссылка на номера используемых приложений.

Приложения, таблицы, графики обязательно должны быть проанализированы, они не должны носить самостоятельного, не связанного с текстом работы характера.

На основе проведенного анализа автор курсовой работы должен сделать выводы об основных тенденциях, динамике процессов в области банковской деятельности, сформулировать рекомендации о путях развития, совершенствования конкретный операций, либо, механизма функционирования банковской системы, в целом.

Вопросы темы должны быть раскрыты глубоко, последовательно, исключая  повторений и ухода от направления исследования. Все выводы и предложения автора необходимо аргументировать.

Завершает рассмотрение вопросов курсовой работы Заключение. В нем отражаются выводы, краткое содержание проведенного исследования. Никакой новой, дополнительной информации  в нем не должно быть, это также как и Введение несамостоятельный вопрос.

Грамотно составленные Введение и Заключение являются хорошим материалом для подготовки доклада к защите курсовой работы.

Объем курсовой работы должен быть не более тридцати страниц компьютерного набора или тридцати пяти – сорока страниц рукописного текста на стандартных листах формата А-4.

Завершающим, пятым этапом является защита курсовой работы.

Подготовленная курсовая работа в переплетенном или сброшюрованном виде сдается руководителю в установленные заранее сроки.

После ее проверки руководитель дает письменную рецензию, в которой делается вывод о допуске курсовой работы к защите, либо направлении ее на доработку.

В рецензии формулируются: актуальность темы, теоретическая и практическая значимость проведенного автором исследования, положительные стороны и недостатки в работе. Все это необходимо учесть автору при подготовки к защите курсовой.

Если тема курсовой работы, по мнению руководителя не раскрыта, приведены устаревшие данные, сделаны ссылки на уже недействующие нормативные акты, законодательные материалы, упущены вопросы, которые бы отражали суть рассматриваемого процесса в банковском деле, курсовая возвращается студенту на доработку.

Защита курсовой работы может проводиться перед комиссией, в виде доклада.

В представленном для защиты докладе должны содержаться: цель, поставленные задачи и, главным образом, выводы и рекомендации автора, сделанные на основе анализа практического материала.

 

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

 

3.1 Общие требования

Курсовая работа должна быть представлена в логической по­следовательности:

­ титульный лист;

­ индивидуальное задание на курсовую работу;

­ оглавление курсовой работы;

­ введение;

­ основная часть;

­ заключение;

­ библиографический список;

­ приложения.

При написании курсовой работы необходимо обратить внимание на следующие требования по ее оформлению согласно приложениям:

-Титульный лист оформляется по установленной форме (Приложение 2)

-Индивидуальное задание на курсовую работу оформляется по установленной форме (Приложение 3)

-Оглавление курсовой работы составляется с разбивкой на разделы (подразделы), с указанием номеров страниц.

- Список использованной литературы оформляется согласно Приложению 6.

Объем курсовой работы должен составлять 25-30 машинописных листов (без приложений, приложения вкладываются в конце курсовой работы, не нумеруются)

Курсовую работу следует оформлять на белой бумаге формата А4 (210*297 мм) на одной стороне листа.

Параметры форматирования машинописного текста:

­  Гарнитура - Times New Roman;

­  Кегель – 14 или 12(для таблиц);

­  Начертание – обычный;

­  Межстрочный интервал – полуторный.

Текст Курсовой работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей:

­  Левое – 20 мм;

­  Правое – 15 мм;

­  Верхнее – 20мм;

­  Нижнее - 20мм;

Каждый раздел (Введение, разделы основной части, Заключение, Библиографический список, Приложения) должен начинаться с новой страницы и иметь номер (арабскими цифрами) и заголовок. Раздел рекомендуется разбивать на подразделы, пункты и подпункты. Наименования разделов и подразделов должны соответствовать соответствующим наименованиям, приведенным в оглавлении.

Наименование разделов и подразделов должно быть по возможности коротким. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Заголовки разделов следует располагать по левому краю, печатать прописными буквами без точки в конце.

Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы без точки в конце.

Расстояние между заголовками разделов и текстом 1 интервал.

Расстояние между заголовками разделов и подразделов 1 интервал.

Пункты и подпункты основной части следует начинать писать с абзацного отступа.

Все листы работы должны быть сброшюрованы в жестком переплете.

Необходимо тщательно работать над языком Курсовой работы, к которому предъявляются следующие требования:

­ простота, четкость, сжатость изложения, выразительность языка. Следует добиваться точного, законченного и в то же время наиболее простого построения фраз и формулировок;

­ цитаты других авторов, официальных документов приводить, не искажая смысл подлинника. Каждую цитату необходимо сопровождать ссылкой на источник;

­ для лучшего акцентирования внимания рекомендуется использовать различные средства выделения (подчеркивание, жирность, курсив и т.д.)

По окончании работы необходимо тщательно отредактировать рукопись, поскольку наличие орфографических, стилистических, оформительских ошибок может отрицательно сказаться на оценке Курсовой работы.

В конце работы на последней странице Заключения проставляется дата завершения ее выполнения и подпись автора Курсовой работы.

 

Нумерация страниц

 

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту документа. Номер страницы проставлять в низу по центру страницы без точки в конце.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Нумерация начинается с листа оглавления, который имеет порядковый номер 2.

 

Библиографический список

 

При составлении библиографического списка необходимо соблюдать последовательность, принятую в библиографии:

­ Конституция

­ Кодексы

­ Законы

­ Указы

­ Постановления

­ Приказы

­ Распоряжения

­ Указания

­ Инструкции

­ Положения

­ Письма, телеграммы

­ Источники статистических данных

­ Книги

­ Статьи

­ Рефераты

­ Материалы конференций, симпозиумов

Сведения о книгах должны включать фамилию и инициалы авторов, заглавие книги, место издания, издательство, год издания.

Статьи включают в список с указанием автора, наименование журнала или газеты (сборник трудов), года выпуска, номера.

Все литературные источники в пределах приведенной выше разбивки приводить в алфавитном порядке.

Все источники, включенные в библиографический список, должны быть пронумерованы последовательно.

В тексте Курсовой работы делаются ссылки на номера источников из библиографического списка.

Не рекомендуется включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в Курсовой работе и которые фактически не были использованы при ее написании.

 

Приложения

Приложения оформляются как продолжение Курсовой работы на последующих листах. На листах приложений нумерация страниц не производится

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием прописными буквами в правом верхнем углу слова ПРИЛОЖЕНИЕ. Заголовок приложения пишется симметрично тексту также прописными буквами.

Приложения к Курсовой работе должны быть пронумерованы арабскими цифрами. На все приложения в основном тексте Курсовой работы должны быть сделаны ссылки, а в оглавлении перечислены все приложения с указанием их номера и заголовка. Иллюстрации нумеруют в пределах каждого приложения.

В курсовых работах приложения объемом больше 20 листов оформляются отдельно.

3.6 Рекомендации к подготовке и оформлению презентаций

 Важным этапом подготовки к защите   курсовой работы является подготовка презентации.

Презентация - системный итог исследовательской работы студента, в нее вынесены все основные результаты исследовательской деятельности.

 Выполнение презентаций для защиты курсовой работы позволяет логически выстроить материал, систематизировать его, представить к защите, приобрести опыт выступления перед аудиторией, формирует коммуникативные компетентности студентов.

Для оптимального отбора содержания материала работы в презентации необходимо выделить ключевые понятия, теории, проблемы, которые раскрываются в презентации в виде схем, диаграмм, таблиц, с указанием авторов. На каждом слайде определяется заголовок по содержанию материала.

Оптимальное количество слайдов, предлагаемое к защите работы – 15-20. Объем материала, представленного в одном слайде должен отражать в основном заголовок слайда.

Для оформления слайдов презентации рекомендуется использовать простые шаблоны без анимации, соблюдать единый стиль оформления всех слайдов.

Не рекомендуется на одном слайде использовать более 3 цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Смена слайдов устанавливается по щелчку без времени.

Шрифт, выбираемый для презентации должен обеспечивать читаемость на экране и быть в пределах размеров - 18-72 пт, что обеспечивает презентабельность представленной информации.

Шрифт на слайдах презентации должен соответствовать выбранному шаблону оформления. Не следует использовать разные шрифты в одной презентации.

При копировании текста из программы Word на слайд он должен быть вставлен в текстовые рамки на слайде.

Алгоритм выстраивания презентации соответствует логической структуре работы и отражает последовательность ее этапов. Независимо от алгоритма выстраивания презентации, следующие слайды являются обязательными.

В содержание первого слайда выносится полное наименование образовательного учреждения, согласно уставу, тема курсовой работы, фамилия, имя, отчество студента, фамилия, имя, отчество руководителя.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Областной техникум дизайна и сервиса»     Курсовая работа ПМ. 02 Осуществление кредитных операций   тема……………………………………………………… 38.04.07 «Банковское дело»     Студент(ка) ____________________ (Ф.И.О) Руководитель: __________________ (Ф.И.О)   2017

Рисунок 1. Образец титульного слайда

 

- Слайд – Объект исследования и предмет исследования

- Слайд - Цель исследования и задачи исследования

- Слайды с теоретическими положениями, выносимыми на защиту.

- Слайды, иллюстрирующие этапы и результаты (количественные и качественные) опытно-экспериментальной части работы. 

- Последний слайд – Спасибо за внимание.

В презентации материал целесообразнее представлять в виде таблиц, моделей, программ.

В практической части работы рекомендуется использовать фотографии, графики, диаграммы, таблицы, рекомендации, характеристики.

На слайде с результатами исследования рекомендуется представлять обобщенные результаты практической части работы.

Подготовка иллюстративно-демонстрационного материала

Для лучшей наглядности и более качественного обоснования предложенных рекомендаций во время выступления рекомендуется использовать иллюстративно – демонстрационный материал.

Все необходимые схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.п. должны быть выполнены четко и в размерах, удобных для демонстрации в аудитории. Графики таблицы, схемы, плакаты должны быть аккуратными, грамотно оформленными и иметь заголовки.

Каждый экземпляр иллюстративно – демонстрационного материала должен содержать:

­ заголовок;

­ изобразительную часть;

­ условные обозначения (включая цветовые обозначения);

­ пояснительный текст (если требуется).

Не рекомендуется в качестве наглядных пособий использовать большие, перегруженные цифрами таблицы, содержащие исходные данные, раздаточный материал, оформленный в виде сплошного текста, не относящиеся к делу рисунки и т.п.

Отработанный комплект раздаточного материала студенту необходимо размножить в пяти – шести экземплярах, в цветном изображении, и вложить их в отдельные прозрачные файлы.

Текст доклада и применяемый иллюстрированный (раздаточный) материал должны быть одобрены научным руководителем работы

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ

на выполнение курсовой работы

 ПМ.02. «Осуществление кредитных операций»

 

Студента(ки) _____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

ППССЗ: 38.02.07. Банковское дело                                Группа: БДз - ________ Руководитель курсовой работы

 

(фамилия, имя, отчество, должность)

Тема работы: __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

1. Введение

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

4. Заключение (выводы и рекомендации относительно возможностей               применения полученных результатов)

5. Библиография

6. Приложения

 

Срок выполнения работы с «___»_________20___г. по «___»_________20___г.

 

Заключение руководителя: работа закончена «___»___________________20___г.

 

Оценка: _______________________

 

Подпись преподавателя _______________/________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Образец оформления листа содержания курсовой работы                                         

СОДЕРЖАНИЕ

 

1   ВВЕДЕНИЕ  
2   ГЛАВА 1. (Теоретическая часть)  
3   ГЛАВА 2. (Практическая часть)  
4   ЗАКЛЮЧЕНИЕ  (содержит выводы и рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов)  
5   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
    ПРИЛОЖЕНИЯ (таблицы, схемы, расчёты)  

 

Приложение 5

Отзыв

Рейтинговая оценка

20  

Критерии оценки: При общей сумме баллов    20 – 18 оценка 5;

                                           17 - 15 оценка 4;

                                           14 - 12 оценка 3;

                                           Менее 12 работа возвращается на доработку

Руководитель:___________________________    Дата: «__» ___________20___г.

Приложение 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Приложение 8

Примерные планы курсовых работ

ЭКЗАМЕН КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ

И личностного развития

4 Кратко и лаконично представляет информацию о прохождении производственной практики на примере конкретного банка   5  Грамотно излагает информацию, использует профессиональную терминологию   6 Объективно и четко формулирует выводы по результатам прохождения производственной практики  

м ax

6

Количественная оценка

28

Дискрептивная оценка

 

Критерии оценивания: «5» - 26-28баллов                

                                    «4» - 22 – 25 баллов              

                                    «3» - 17– 21балл              

                                   «2» - меньше 17баллов

 

Дата «_____»__________________201___ г.                              

 

 Эксперт: ______________________ /_________________

 


 

Методические указания по выполнению курсовой работы


Разработчики:

Подвойская Наталья Владимировна, преподаватель ВКК, мастер п/о ВКК

Любимова Ирина Сергеевна, преподаватель 1 КК

Соловьянова Юлия Сергеевна, преподаватель ВКК, методист ВКК

 

 

Правообладатель:

ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса» г. Екатеринбург

 

 

Согласовано:

Малкина Екатерина Аркадьевна ____________________

Начальник ДО №8 Филиала ОАО «Газпромбанк» г. Екатеринбурга

 

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании методического совета ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса»

 

Протокол методического совета № 5 от «30» августа 2016 г.

 

 

        

Председатель методического совета                    / Ю.С. Соловьянова


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Общие положения 4
1 Планирование и организация работы 7
2 Структура и содержание курсовой работы 10
3 Требования к оформлению работы 12
4 Критерии оценки курсовой работы 20
  Приложения  
  1. Образец заявления на утверждение темы курсовой работы 21
  2. Образец оформления титульного листа 22
  3. Бланк индивидуального задания 23
  4. Образец оформления содержания 24
  5. Отзыв руководителя на курсовую работу 25
  6. Список литературы 26
  7. Тематика курсовых работ 28
  8. Примерный план и содержание курсовой 30
  9. Экспертный лист оценивания компетенций 38

 

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основными документами, непосредственно регламентирующими выполнение курсовых работ, являются: 

-Письмо Минобразования России от 05.04.99 №16-52-55ин/16-13,

-Приложение к письму «Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине в образовательных учреждениях СПО», 

-Устав ГАПОУ  СО «Областной техникум дизайна и сервиса»,

-ФГОС ППССЗ 38.02.07 «Банковское дело», 

-ОПОП ОУ 080110 «Банковское дело»;

-Положение ГАПОУ СО ОТДИС «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся»  по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям и переводе на следующий курс обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального и среднего профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);

-Положение о системе контроля образовательной деятельности;

-Положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2009 г. № 673).

 

Учебным планом для студентов программы подготовки специалистов среднего звена 38.02.07 Банковское дело дневной/заочной форм обучения предусмотрено выполнение курсовой работы. Написание курсовой работы по ПМ.02 Осуществление кредитных операций является одной из форм самостоятельной работы студентов.

При  изучении профессионального модуля ПМ. 02. Осуществление кредитных операций предполагается освоить важнейшие методы работы банков, касающиеся оценки кредитоспособности и надежности клиентов, формирования и регулирования резервов, управления кредитными рисками.

В результате изучения данного профессионального модуля обучающиеся должны иметь практический опыт:

Осуществление операций по кредитованию физических и юридических лиц.

Программа изучения профессионального модуля ПМ.02. Осуществление кредитных операций включает темы, отражающие механизм проведения кредитных, инвестиционных операций  и сопутствующих услуг по обслуживанию юридических и физических лиц.

Курсовая работа выполняется на завершающем этапе изучения ПМ.02. Осуществление кредитных операций, в ходе выполнения которой осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных с одним из видов профессиональной деятельности будущих специалистов, и является одной из форм контроля сформированности общих и профессиональных компетенций студентов.

Это научно-исследовательская работа, характеризующая умение студентов работать с экономической литературой, отражать дискуссионные вопросы, обосновывать собственную позицию. Она является важным шагом подготовки к итоговой аттестации.

Выполнение курсовой работы, ее защита поможет студенту приобрести навыки для подготовки дипломной работы на завершающем курсе.

Дидактическими целями  выполнения курсовой работы  являются:

· систематизация и обобщения полученных теоретических знаний и практических умений по ПМ;

·   углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

· развитие профессионально значимых исследовательских умений, современного стиля научного мышления путём вовлечения студентов в разработку реальных профессиональных проблем;

· проверка и определение уровня теоретической и практической готовности выпускников, актуализации потребности в непрерывном самообразовании как условии формирования профессиональной компетентности;

· формирование и совершенствование общих и профессиональных компетенций по ПМ.02. «Совершение кредитных операций»:

Специалист банковского дела должен обладать общими компетенциями (по базовой подготовке), включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

ОК 11. Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Специалист банковского дела должен обладать профессиональными компетенциями (по базовой подготовке), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов.

ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери

· подготовка к государственной (итоговой) аттестации;

· организация выполнения и защиты курсовых работ студентами ОУ в соответствии с данными методическими рекомендациями.

Курсовая работа по ПМ.02.Осуществление кредитных операций выполняется в сроки, определенные учебным планом ППССЗ 38.02.07 Банковское дело.

· Создать условия для проведения квалификационного экзамена в форме защиты курсовой работы по завершению освоения профессиональных и общих компетенций по специальности «Банковское дело»

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Требования к выбору тематики курсовых работ

Тематика курсового проектирования отвечает учебным задачам ПМ и наряду с этим увязана с практическими требованиями профессиональной деятельности по направленияю подготовки специалистов, рынка труда и работодателей. 

Темы курсовых работ соответствуют рекомендуемой примерной тематике курсовых работ в рабочей программе ПМ.

 Тема курсовой работы может быть связана с программой производственной (преддипломной) практики студентов.

 Выбор тематики курсовой работы может быть индивидуализирован и согласован с профессиональными интересами и способностями студента без снижения общих требований.

Тема курсовой работы может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности. 

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями ОУ, рассматривается и утверждается методическим советом техникума, утверждается приказом директора.

Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной (Дипломной) работы, в случае соответствия тематики. Видом итоговой государственной аттестации, определенным в соответствии с ФГОС программы подготовки специалистов среднего звена 38.02.07 Банковское дело, является выпускная квалификационная (Дипломная) работа.

 

Организация выполнения курсовой работы

Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы осуществляет закрепленный приказом директора преподаватель.

Основными функциями руководителя курсовой работы являются:

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы;

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

- контроль хода выполнения курсовой работы;

- подготовка письменного отзыва на курсовую работу.

На основании приказа о тематике курсовых работ, утвержденного директором, определяется следующий алгоритм выполнения курсовой работы:

§ Определение задания на выполнение курсовой работы, его обсуждение с руководителем;

§ Выбор литературы, справочников и других источников по теме.

§ Изучение необходимой литературы и других источников по теме, фиксация на их основе нужной информации.

§ Обоснование актуальности темы курсовой работы.

§ Определение структуры курсовой работы.

§ Анализ литературы по теме исследования и грамотное изложение состояния изученного вопроса, проблемы, выполнения проектного задания.

§ Поиск, анализ и обобщение опыта разработки проблемы, задания.

§ Написание введения, теоретической части, пояснительной записки курсовой работы.

§ Предзащита курсовой работы.

§ Подготовка и оформление документов практической части работы.

§ Составление списка использованной литературы.

§ Подготовка и оформление приложений, титульного листа,
подготовка к публичной защите курсовой работы.

§ Разработка презентации по курсовой работе

§ Защита курсовой работы.

 По завершении студентом курсовой работы  руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления.

Письменный отзыв должен включать:

- заключение о соответствии курсовой работы  заявленной теме;

- оценку сформированных общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности;

- оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы;

- оценку курсовой работы.

Защита курсовой работы является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение дисциплины.

Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе.

Положительная оценка по ПМ, по которому предусматривается курсовая работа,  выставляется только при условии успешной защиты курсовой работы на оценку не ниже «удовлетворительно».

Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе, предоставляется возможность доработки прежней темы и определяется новый срок для ее защиты.

 

1.3 Этапы  и требования к содержанию выполнения курсовой работы

 

При написании курсовой работы необходимо:

Соблюдать структуру и последовательность изложения материала Курсовой работы

Собрать материал из разных источников с учетом требований:

- отразить теорию вопроса, его социально-экономическую природу,

- сформулировать различные точки зрения авторов по исследуемой проблеме, например, вопросам содержание банковской ликвидности или рисков.

- обосновать заслуживающую, по мнению автора, позицию по данному дискуссионному вопросу.

- отразить механизм функционирования тех или иных процессов в банке, например, осуществления безналичных расчетов, управления рисками, поскольку ПМ.02. «Осуществление кредитных операций» является по своему характеру практическим.

- провести анализ статистических данных о деятельности банков по разнообразным показателям в зависимости от выбранного направления исследования для того, чтобы более полно и глубоко раскрыть тему, сформулировать выводы и рекомендации.

- приводимый статистический материал, отчетные данные о деятельности кредитных организаций оформить в виде таблиц, графиков, диаграмм для наглядности отражения информации.

- использовать широкий круг различных источников литературы: законодательные материалы, учебники, монографии, справочные издания, периодическая печать, официальные издания Центрального банка РФ.

Проанализировать выбранный материал и изложить его согласно заданию к курсовой работе

Выполнение курсовой работы включает следующие этапы:

Выбор темы. Предлагаемая тематика курсовых работ по ПМ.02. «Осуществление кредитных операций» утверждается учебной частью ОУ, и  охватывает весь перечень вопросов профессионального модуля. По своему характеру темы различны: одни из них больший акцент ставят на теорию вопроса, либо посвящаются историческим аспектам осуществления определенных видов операций, другие имеют сугубо практическую направленность и поэтому предполагают их освещение на примере конкретного банка.

Выбираются темы самостоятельно с учетом сложившихся научных и практических интересов студента, возможности развития выбранного направления исследования в дипломной работе. Перечень тем курсовых работ приводится в конце методических рекомендаций.

Составление библиографического списка, изучение литературы. Неотъемлемым элементом всестороннего изучения темы является подбор современной экономической литературы, нормативных и инструктивных документов. Курсовая работа, должна продемонстрировать умение самостоятельно подбирать и систематизировать разного рода информационные источники по теме работы: учебные пособия, монографии, статьи в журналах и газетах.

В этих целях рекомендуется обращаться к библиотечным каталогам, средствам массовой информации, а также к информационным базам в сети Интернет.

 Важным критерием отбора литературы является ее новизна, отражение перспектив развития денежно-кредитных и финансовых отношений, актуальность проблем, охватываемых в библиографическом источнике, связанных как с банковской практикой в Российской Федерации, так и в мировом банковском сообществе, отражение перспектив развития банковского дела в России.

Весь перечень источников литературы можно разбить на такие группы: законодательные материалы, учебная, справочная, монографическая литература, статьи периодической печати, ресурсы Интернет, инструктивный материал Центрального банка РФ или конкретных кредитных организаций.

Список рекомендуемой литературы для написания курсовой работы также приводится в конце методических рекомендаций.

Для более полного и глубокого раскрытия вопросов, отражения новых тенденций в банковском деле, особое внимание следует обратить на такие периодические издания за последние 2-3 года, как журналы  «Деньги и кредит», «Банковское дело», «Банковские услуги», «Финансы и кредит», «Рынок ценных бумаг», газеты «Бизнес и банки», «Коммерсант», «Финансовая газета».

Большую помощь в подборке и систематизации практического материала окажут официальные издания Центрального банка РФ – «Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики», и, в частности, его региональное приложение.

Следует акцентировать внимание на изменениях и дополнениях,
внесенных в нормативные документы за последний год, для чего рекомендуется обращаться к справочно-информационным системам «Консультант-Плюс», «Гарант».

В процессе работы над темой студент изучает различные точки зрения по данной проблематике и формирует собственную позицию.

После серьезного и основательного изучения литературы, составления кратких конспектов по каждому из источников можно переходить к разработке плана курсовой работы. Это следующий, третий этап ее выполнения.

В плане не должно быть слишком много мелких, несущественных вопросов. Обычно он включает от трех до пяти вопросов рассматриваемой темы. План должен раскрывать тему в полном объеме, не уводить от нее в другое направление исследования. Каждый из вопросов должен логично переходить в следующий от более широкого, общего к узкому и конкретному. Примерные планы курсовых работ приведены в приложении №5.

 

 

  



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа включает:

­ введение (до 10% общего объема работы);

­ основная часть:

- теоретический материал (40-50%);

- практический материал (30-40%);

­ заключение (до 10%);

­ библиографический список;

­ приложения.

Начинается  курсовая работа с особого вопроса – Введения (1,5-2 страницы), в котором раскрываются актуальность темы исследования, научная новизна, цель работы, называется объект исследования, приводится краткая аннотация каждой главы (вопроса).

Не следует во Введении рассматривать содержание понятий, приводить различные классификации, практические данные, отражать дискуссию вопроса. Поэтому введение не является самостоятельным вопросом и выполняется оно только после освещения всех вопросов в соответствии с планом, когда автору видна структура работы, и он доказывает актуальность выбранной и раскрытой темы.

В основной части отражается содержание рассматриваемых категорий, явление, процессов. Изучается механизм проводимых операций в банке, анализируется практический материал по отдельной кредитной организации, предприятию, либо статистический материал по банковской системе России, конкретного региона.

Приведенные по тексту  или в конце работы таблицы, графики, диаграммы обязательно должны иметь название, нумерацию,  единицы измерения, например, тыс. руб, количество лицевых счетов клиентов, удельный вес в процентах и др. 

Если цитируется литературный источник, то следует оформить сноску, например, в конце страницы с указанием фамилии, инициалов автора, названия книги или статьи, места, года издания и номеров страниц.

Как правило, частью курсовой работы, где содержатся конкретные данные, в том числе и цифровые, являются Приложения, количество которых жестко не регламентируется. Они состоят из таблиц, схем, графиков, диаграмм.

В приложении могут помещаться также формы статистической и бухгалтерской отчетности предприятий и кредитных организаций, образцы заключаемых договоров с клиентами, заполненные условными данными, например, кредитный договор, договор банковского счета, гарантийное обязательство, и др.

Все приложения, как было сказано выше, нумеруются, в тексте работы обязательно делается ссылка на номера используемых приложений.

Приложения, таблицы, графики обязательно должны быть проанализированы, они не должны носить самостоятельного, не связанного с текстом работы характера.

На основе проведенного анализа автор курсовой работы должен сделать выводы об основных тенденциях, динамике процессов в области банковской деятельности, сформулировать рекомендации о путях развития, совершенствования конкретный операций, либо, механизма функционирования банковской системы, в целом.

Вопросы темы должны быть раскрыты глубоко, последовательно, исключая  повторений и ухода от направления исследования. Все выводы и предложения автора необходимо аргументировать.

Завершает рассмотрение вопросов курсовой работы Заключение. В нем отражаются выводы, краткое содержание проведенного исследования. Никакой новой, дополнительной информации  в нем не должно быть, это также как и Введение несамостоятельный вопрос.

Грамотно составленные Введение и Заключение являются хорошим материалом для подготовки доклада к защите курсовой работы.

Объем курсовой работы должен быть не более тридцати страниц компьютерного набора или тридцати пяти – сорока страниц рукописного текста на стандартных листах формата А-4.

Завершающим, пятым этапом является защита курсовой работы.

Подготовленная курсовая работа в переплетенном или сброшюрованном виде сдается руководителю в установленные заранее сроки.

После ее проверки руководитель дает письменную рецензию, в которой делается вывод о допуске курсовой работы к защите, либо направлении ее на доработку.

В рецензии формулируются: актуальность темы, теоретическая и практическая значимость проведенного автором исследования, положительные стороны и недостатки в работе. Все это необходимо учесть автору при подготовки к защите курсовой.

Если тема курсовой работы, по мнению руководителя не раскрыта, приведены устаревшие данные, сделаны ссылки на уже недействующие нормативные акты, законодательные материалы, упущены вопросы, которые бы отражали суть рассматриваемого процесса в банковском деле, курсовая возвращается студенту на доработку.

Защита курсовой работы может проводиться перед комиссией, в виде доклада.

В представленном для защиты докладе должны содержаться: цель, поставленные задачи и, главным образом, выводы и рекомендации автора, сделанные на основе анализа практического материала.

 

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

 

3.1 Общие требования

Курсовая работа должна быть представлена в логической по­следовательности:

­ титульный лист;

­ индивидуальное задание на курсовую работу;

­ оглавление курсовой работы;

­ введение;

­ основная часть;

­ заключение;

­ библиографический список;

­ приложения.

При написании курсовой работы необходимо обратить внимание на следующие требования по ее оформлению согласно приложениям:

-Титульный лист оформляется по установленной форме (Приложение 2)

-Индивидуальное задание на курсовую работу оформляется по установленной форме (Приложение 3)

-Оглавление курсовой работы составляется с разбивкой на разделы (подразделы), с указанием номеров страниц.

- Список использованной литературы оформляется согласно Приложению 6.

Объем курсовой работы должен составлять 25-30 машинописных листов (без приложений, приложения вкладываются в конце курсовой работы, не нумеруются)

Курсовую работу следует оформлять на белой бумаге формата А4 (210*297 мм) на одной стороне листа.

Параметры форматирования машинописного текста:

­  Гарнитура - Times New Roman;

­  Кегель – 14 или 12(для таблиц);

­  Начертание – обычный;

­  Межстрочный интервал – полуторный.

Текст Курсовой работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей:

­  Левое – 20 мм;

­  Правое – 15 мм;

­  Верхнее – 20мм;

­  Нижнее - 20мм;

Каждый раздел (Введение, разделы основной части, Заключение, Библиографический список, Приложения) должен начинаться с новой страницы и иметь номер (арабскими цифрами) и заголовок. Раздел рекомендуется разбивать на подразделы, пункты и подпункты. Наименования разделов и подразделов должны соответствовать соответствующим наименованиям, приведенным в оглавлении.

Наименование разделов и подразделов должно быть по возможности коротким. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Заголовки разделов следует располагать по левому краю, печатать прописными буквами без точки в конце.

Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы без точки в конце.

Расстояние между заголовками разделов и текстом 1 интервал.

Расстояние между заголовками разделов и подразделов 1 интервал.

Пункты и подпункты основной части следует начинать писать с абзацного отступа.

Все листы работы должны быть сброшюрованы в жестком переплете.

Необходимо тщательно работать над языком Курсовой работы, к которому предъявляются следующие требования:

­ простота, четкость, сжатость изложения, выразительность языка. Следует добиваться точного, законченного и в то же время наиболее простого построения фраз и формулировок;

­ цитаты других авторов, официальных документов приводить, не искажая смысл подлинника. Каждую цитату необходимо сопровождать ссылкой на источник;

­ для лучшего акцентирования внимания рекомендуется использовать различные средства выделения (подчеркивание, жирность, курсив и т.д.)

По окончании работы необходимо тщательно отредактировать рукопись, поскольку наличие орфографических, стилистических, оформительских ошибок может отрицательно сказаться на оценке Курсовой работы.

В конце работы на последней странице Заключения проставляется дата завершения ее выполнения и подпись автора Курсовой работы.

 

Нумерация страниц

 

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту документа. Номер страницы проставлять в низу по центру страницы без точки в конце.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Нумерация начинается с листа оглавления, который имеет порядковый номер 2.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 293.