Тема 9. Современные проблемы общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Социальные изменения: реформы и революции.

2. Концепция социального прогресса.

3. Формирование мировой системы.

 

Ключевые понятия и термины: регресс, революция, реформа, модернизация, неолитическая революция, промышленная революция, технология, закон ускорения истории, мировые системы, мировая экономическая система, мировое сообщество, цивилизация, ядро, периферия, полупериферия, глобализация.

Темы докладов и рефератов

1. Теоретическая концепция И. Валлерстайна.

2. Глобализация и проблемы современной России.

3. «Третий мир» в условиях глобализации.

4. Сценарий глобализации Ф. Фукуямы.

 

Литература к теме

1. Ахмедова Т.Т. Политические и экономические аспекты глобализации // Вопросы философии. – 2012. – № 3. – С. 72–81.

2. Бек У. Что такое глобализация? – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 304с.

3. Воскресенский А.Д. Социальные порядки и пространство мировой политики (Историческая эволюция мировой системы) // Полис. – 2013. – № 2. – С. 6–23.

4. Гидденс Э. Социология. – М., 1999. – 704 с.

5. Горюнов А.В. Современная модель социальных изменений // Социс. – 2011. – № 2. – С. 3–12.

6. Лоусон Т. Социология. А–Я: словарь-справочник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 602 с.

7. Рукавишников В. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. – М.: Совпадение, 2000. – 368 с.

8. Сорокин П.А. Революция и насилие, демократия и охлократия // Заметки социолога. Социологическая публицистика. – СПБ, 2000. – 315с.

9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Обществ. – М., Политиздат, 2002.

10. Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. – М., СПб.: Университетская книга, 2001. – 380 с.



ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ

1. Позитивизм в социологии (Общее и особенное в социальных взглядах О. Конта и Г. Спенсера).

2. Проблема социальной гармонии и солидарности в западной классической социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм).

3. Социальные функции религии.

4. Марксистская формационная парадигма исследования социально-исторического процесса.

5. Общественное мнение как институт гражданского общества.

6. Роль СМИ в формировании духовной сферы общества.

7. Образование как социальный институт. Цели и задачи реформирования образования в современном государстве.

8. Молодёжные организации и движения.

9. Особенности молодёжной культуры.

10. Культура как фактор социальных изменений.

11. Причины, содержание и пути разрешения социальных конфликтов.

12. Причины межнациональных и межэтнических конфликтов.

13. Мировая система и проблемы глобализационного процесса.

14. Миросистемный анализ общественного развития (И.Валлерстайн).

15. Личность как социальный феномен.

16. Социализация личности.

17. Социальное неравенство как основа социальной стратификации.

18. Социальная мобильность и её типы.

19. Социальная структура современного российского общества.

20. Семья как социальный институт и социальная группа.

 

ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Социология как наука.

2. Предмет, структура и функции социологии.

3. Место социологии в системе социологического знания.

4. Определение понятия «молодежь» в социологии.

5. Основные категории и понятия социологии.

6. Характеристика различных подходов к пониманию социологии как науки.

7. Специфика социологии по предмету исследования.

8. Причины возникновения социологии как самостоятельной науки.

9. Законы, категории и структура социологии.

10. Расширенная характеристика основных функций социологии.

11. Роль социологии в жизни общества.

12. Отличие социологи от других наук.

13. Протосоциология, ее характеристика.

14. Место О. Конта в истории социологии.

15. Основные принципы системы Ф. Тейлора и их социальная сущность.

16. Роль и значение учения Г. Спенсера для развития социологической мысли.

17. Вклад Дюркгейма в развитие социологической мысли.

18. Предмет и метод социологии в социологическом учении М. Вебера.

19. Суть социологической концепции марксизма.

20. Развитие социологической мысли в России.

21. Общая характеристика современной социологии.

22. Методологические подходы к анализу социальной структуры общества.

23. Понятие «социальная структура общества» и характеристика восходящих элементов социальной структуры.

24. Общество как социальная система.

25. Социальные группы как элемент социальной структуры общества.

26. Процесс становления студенческой группы как малой социальной группы.

27. Социальные институты в системе социальных связей.

28. Классификация социальных институтов и их функции в современном обществе.

29. Социальная структура общества: сущность, основные элементы и виды.

30. Теория социальной стратификации.

31. Социально-классовые (стратицийные) образования, возникшие в условиях качественного обновления общества, их особенности.

32. Основные признаки формализованной структуры социальной организации.

33. Маргинальность социальных групп в условиях качественного обновления общества.

34. Социальная стратификация современного общества.

35. Могут ли социальные конфликты играть положительную роль в развитии общества?

36. Понятие и сущность социологии личности.

37. Специфика социологического подхода к изучению личности.

38. Макро и микросоциологическая концепции личности.

39. Понятия «потребности», «интересы», «мотивы».

40. Типологизация личностей в социологии.

41. Проблема социализации и факторы социализации личности.

42. Роль социализации в становлении личности.

43. Проблемы социализации личности студентов в современном обществе.

44. Брак и семья как объект социологического исследования.

45. Функции семьи.

46. Типология брака и семьи.

47. Семья как малая социальная группа.

48. Тенденции развития семейных отношений.

49. Пути преодоления напряженности, конфликтности в семье.

50. Социально-психологические проблемы устойчивости брака.

51. Студенческая семья, ее проблемы.

52. Этапы жизненного цикла семьи.

53. Социальные факторы кризиса современной семьи и проблемы оптимизации брачно-семейных отношений.

54. Суть государственной молодежной политики.

55. Роль в государственной молодежной политике социологии молодежи.

56. Основные молодежные проблемы, их суть.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

 

При осуществлении текущего контроля используются следующие критерии:

Оценка «5» ставится, если студент:

· в полном объеме усвоил программный материал и владеет им системно, имеет глубокие знания; может аргументированно выражать собственные суждения в устной и письменной форме; обладает определенным ораторским искусством;

· самостоятельно безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; может анализировать социологическую информацию, синтезировать и обобщать ее в определенной системе, изложить собственную интерпретацию социальных явлений, характеризует современные социальные процессы, используя различные источники информации;

· применяет усвоенные понятия и умения для самостоятельного поиска информации из нескольких источников, в справочной литературе и Интернете; легко ориентируется при работе с данными социологических. опросов; допускает не более одной ошибки, которую легко исправляет по требованию преподавателя.

Оценка «4» ставится, если студент:

· ответы студента, результаты сделанной им работы в основном отвечают требованиям, предъявляемым к оценке «5»; дает правильное определение социологических понятий и пользуется ими, допуская их частичные нарушения и небольшие логические неточности; допускает упущение некоторых важных теоретических положений и фактов, но в целом формулирует правильные выводы;

· допускает нарушения в структуре ответа, в ходе изложения встречаются паузы, неудачно выстроенные предложения, повторы слов; не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно; допускает одну-две негрубые ошибки и может их исправить самостоятельно при требовании или с небольшой помощью преподавателя.

Оценка «3» ставится, если студент:

· может передать основное содержание учебной темы, отвечая на вопросы преподавателя; ответ представляет собой сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, требует постоянной помощи преподавателя;

· материал излагается несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно или ответ представляет собой зачитывание законспектированного текста учебного пособия;

· допускает отсутствие некоторых элементов в структуре ответа, редко устанавливает причинно-следственные связи, слабо аргументирует выводы и обобщения, допуская при этом ошибки, не разделяет понятия на важные и второстепенные, не всегда чётко и правильно их определяет, описывает часто неправильно или непонятно;

· обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении конспекта научной литературы, допускает ошибки в трактовке ключевых понятий; отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская более двух грубых ошибок. социальные явления и процессы не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними, пользуется источниками социальной информации, использует их для объяснения основного содержания темы, но не в состоянии выработать собственную точку зрения; может дать краткую фрагментарную характеристику социальному явлению.

Оценка «2» ставится, если студент:

· не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала, не может отвечать на поставленные вопросы; допускает незнание фактов и деталей, высказывания не соответствуют рассматриваемой проблеме; не может установить причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах преподавателя; не умеет выделить понятия, дать четкое логичное объяснение определений понятий; при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.

Семестровый зачет выставляется по результатам текущего контроля в обязательном присутствии студентов. Итоговая оценка определяется как среднеарифметическая всех видов работ, а именно: докладов, рефератов, контрольных работ на практических занятиях, решений практических ситуаций, участия в деловых играх. Работы оцениваются по 100-бальной шкале.

  Баллы Оценка Критерии оценивания
А 90-100 Зачтено Отличное выполнение заданий с незначительным количеством неточностей.
В 80-89 Зачтено В целом правильно выполненные задания с незначительным количеством ошибок (до 10 %).
С 75-79 Зачтено В целом правильно выполненные задания с незначительным количеством ошибок (до 20 %).
Д 70-74 Зачтено Неплохо, но со значительным количеством недостатков.
Е 60-69 Зачтено Выполнение удовлетворяет минимальным критериям.
FX-F   0-34   Не зачтено Выполнение не                   удовлетворяет минимальным критериям.

Образовательные технологии

При изучении дисциплины используются следующие виды обучения:

- лекции с применением мультимедийных технологий;

- семинарские занятия, на которых рассматриваются основные вопросы социологии;

- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического лекционного материала;

- контрольные работы на семинарских занятиях;

- подготовка к зачету по дисциплине;

- зачет.



РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добреньковым. – М.: Гардарика, 1998.

2. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд. – М.: Инфра-М, 2005.

3. Гидденс Э. Социология. – М.: Основы, 1999.

4. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.С. Социология: парадигмы и темы. Курс лекций для высших учебных заведений. – М.: МГИМО – Университет, 1997.

5. Культура – общество – личность: Учебное пособие / Под ред.                 Л. Скокова. – К., 2006.

6. Лавриненко В.Н., Нартов М.А., Шабанова О.А., Лукашова Г.С. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

7. Примуш Н.В. Социология: Учебное пособие. – Донецк: ООО «Лебедь», 1999.

8. Социология семьи / Под ред. А.И. Антонова. – Учебник. Второй изд. – М.: Инфра – М, 2005.

9. Социология труда: Учебник. / Под ред. П.И. Дряхлов, Л.И. Кириченко, В.В. Щербины. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

10. Социология: Курс лекций / В.М. Пича, О.М. Семашко, Н.И. Чернши и др.; Под ред. д. соц. н., проф. В.М. Пича. – М.: Завет, 1997.

11. Социология: Пособие для высших учеб. заведений. / Под ред. проф. Городяненко В.Г. – М.: ОТ «Академия», 2002.

12. Социология: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Макеева. – М.: Знание, 2005.

Дополнительная:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Пер. с англ. – М., 1992.

2. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. – М.: DiaSoft, 2002.

3. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. XIX – начало ХХ века: В – 2 ч. – Ч.1: Западная социология: Учеб пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитарий. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005

4. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд. – М.: Инфра-М, 2005.

5. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. – СПб.: Питер, 2004.

6. Гидденс Э. Устройство общества: Очерки теории структурации. – М.: Акад. Проект, 2003.

7. Добреньков В., Кравченко А. Социальная антропология. М.: ИНФРА – М, 2005.

8. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. – М., 1995.

9. Захарченко М.В., Погорелый А.И. История социологии (от античности до начала XX в.). – К., 1993.

10. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М.: Логос, 2000.

11. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: Логос, 1996.

12. История украинской культуры / Под ред. В.П. Шкварець. – Николаев, 1996.

13. Капитонова З.А. Социология XX века (История технология). – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

14. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

15. Костенко Н., Иванов В. Опыт контент-анализа. Модели и практики. – М.: Центр свободной прессы, 2003.

16. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке: Историко-критический очерк. – М. 1987.

17. Лесив И. Современные методы менеджмента. – Ужгород, 1994.

18. Леш К. Восстание элит и предательство демократии. – М.: Логос, 2004.

19. Мид Дж. Г. Дух, самость и общество. С точки зрения социального Бихевиористы. – М.: Рус. центр духовной культуры, 2000.

20. Молодежная политика: опыт, проблемы, перспективы // Материалы международной научно-практической конференции. (В – 2 ч.). – К., 1992.

21. Молодежь и государство: Материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Артемовск, Донецкая область, 13-15 октября 2006г. / Науч. ред. И. Ю. Древницкая; Отв за вып. В.В. Лыков. – Донецк: Типография «Новый мир», 2006.

22. Ноэль 3. Массовые опросы. Введение в методику домоскопиы. – М.: Аваэкстра, 1993.

23. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов / Под ред. Л.И. Глухарева и В. Страдье. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

24. Оникиенко В.В., Шаленко М.В. совершенствование территориальной организации трудовых ресурсов. – М.: Наукова думка, 1999.

25. Опросы общественного мнения. / Под ред. Н.В. Панина. – К., 1995.

26. Осовская Г.В., Крушельницкая О.В. Управление трудовыми ресурсами. Учебное пособие. – М.: Кондор, 2003.

27. Паника Н.В. Технология социологического исследования. – К., 1996.

28. Петюх В.М. Рынок труда и занятость. – М.: МАУП, 1999.

29. Пилипенко В.Е. Вишняк А.И., Куценко О.Д. и др. Специальные и отраслевые социологии: Учеб. пособие. – М.: Каравелла, 2003.

30. Пича В.М. Предмет, структура, функции социологии. – Львов, УПИ, 1994.

31. Пича В.М. Радость семейного общения. – К., 1990.

32. Пича В.М. Социология семьи: Материалы к лекциям по курсу "Социология". – Львов, 1995.

33. Пича В.М., Вовканич С.И., Маковецкий В.М. Как подготовить, провести и обобщить результаты социологических исследований. – Львов, 1996.

34. Погорелый А.И. Социологическая мысль XX века: Учеб. пособие. – К.: Просвещение, 1996.

35. Полторак В.А. Социология: Основы социологии труда и управления. – К., 1992.

36. Попова И.М. Социология. Введение в специальность. – М.: Тандем, 1998.

37. Проблемы развития социологической теории. Теоретические проблемы изменения социальной структуры украинского общества. – М.: САУ, Ин-т социологии НАН Украины, 2002.

38. Проблемы социальной защиты молодежи в условиях изменения социально-экономических отношений // Материалы Международной научно-практической конференции. – Киев, 25-28 ноября 1992 – К., 1993.

39. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1997.

40. Ручка А.А., Танчер В.В. Курс истории теоретической социологии. – М.: Наукова думка, 1995.

41. Рущенко И.П. Социология. Курс лекций. Учеб. пособие для вузов. – Харьков, 1996.

42. Саакян. А.П. Экономика и социология труда. – СПб, 2002.

43. Семашко А.Н. Социология искусства: Учеб. пособие. – М.: Миллениум. 2004.

44. Смелзер Н. Социология. – М: Феникс, 1994.

45. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб: ЗХГЫ, 2000.

46. Социология семьи. Под ред. А.И. Антонова. – Учебник. Второй изд. – М.: Инфра – М, 2005.

47. Социология труда и управления: Терминологический словарь-справочник / Под ред. В.А. Полторак. – К., 1993.

48. Социология труда: Учебник. / Под ред. П.И. Дряхлова,                        Л.И. Кириченко, В.В. Щербины. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

49. Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи. – Донецк Донбасс, 1999.

50. Черныш Н.И. Общественное сознание молодежи. – Львов, 1990.

51. Черныш Н.И. Социология: Конспект лекций. – К., 1990.

52. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах запада. – М.: СПб.: Университетская книга, 2001.

53. Элиас Н. Общество индивидов. – М. Праксис, 2001.

54. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 1998.

55. Якодкина А.Г. Социальная инфраструктура и политика. – К., 2000.

 

Электронные информационные ресурсы:

1. История социологии. Учебник. – М.: Высшее Образование и Наука, 2007. – 448 с – http://www.for-stydents.ru

2. История теоретической социологии. XX век. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса: Учебное пособие для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – («концепции», «фундаментальный учебник»). – М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. – 308 с – http://sferaznaniy.ru

3. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/   М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 416 с: ил – http://www.for-stydents.ru

4. Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 1. – М.: Юрайт, 2014. – 584 с. http://window.edu.ru

5. Социология в 2-х тт. Т.2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 2. – М.: Юрайт, 2014. – 636 с. http://window.edu.ru

6. Социология труда. Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012, – 464 с. – http://sferaznaniy.ru

7. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 448 с.: ил. – http://studentam.net

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 367.