В письменной форме сделать интерпретацию карты наблюдения за учащимся
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Компетентность представляет собой способность личности к эффективному выполнению какой-либо деятельности. Соответственно, психологическая компетентность педагога, - это единство теоретической и практической готовности педагога к решению психологических задач.

Студенты старших курсов университета должны обладать основными необходимыми знаниями, включенными в программу курсов «Психология» («Основы психологии»), а также уметь применить их в педагогической деятельности. Выполнение заданий по психологии в рамках педагогической практики позволяет студенту интегрировать теоретическую и практическую стороны психологической компетентности.

Цель психологического компонента педагогической практики – формирование у студентов психологической компетентности педагога посредством интеграции теоретической и практической готовности к педагогической деятельности.

Задачи психологического компонента педагогической практики:

1. развить у студентов способность к критической самооценке своей педагогической деятельности;

2. научить студентов корректному наблюдению за деятельностью других педагогов с выявлением психологических приемов, используемых в работе;

3. выработать у студентов навыки составления обоснованной психолого-педагогической характеристики;

4. привить студентам этические принципы использования психологических знаний и психологического инструментария в педагогической деятельности.

На 4-5 курсе студенты проходят практику в учреждениях среднего, среднего специального образования и в вузе. Психологические задания дают студентам возможность изучить личности учащихся и студентов методами наблюдения и беседы, а так же приобрести навыки составления развернутой психолого-педагогической характеристики. На основании характеристики практиканты могут принять решение об индивидуальном подходе и определении дальнейших перспектив в работе с учащимися и студентами.

 

 

Задания для 4-5 курса

Задания по психологии, рекомендуемые для выполнения студентам во время прохождения педагогической практики

в учреждениях общего среднего и среднего специального образования

І. Во время прохождения педагогической практики в учреждениях общего среднего и среднего специального образования студент должен выполнить следующие задания по психологии:

1. Провести структурированное наблюдение за учеником и заполнить карту наблюдения.

Во время посещения уроков, проводимых учителями, а также в процессе самостоятельного проведения уроков студент наблюдает за одним из учащихся (по выбору). По результатам наблюдения заполняется карта наблюдения за поведением ученика, данные которой будут использованы при составлении комплексной психологической характеристики учащегося. Карта наблюдения представляет собой таблицу, предназначенную для фиксирования данных наблюдения. Образец карты и инструкция по ее заполнению представлены в методическом пособии по выполнению заданий по психологии во время прохождения психологической практики (с. 10-15).

В высших учебных заведениях

І. Во время прохождения педагогической практики в вузе студент должен выполнить следующие задания по психологии:

1. Провести структурированное наблюдение за студентом и заполнить карту наблюдения.

Во время посещения уроков, проводимых преподавателями, а также в процессе самостоятельного проведения лекций, практических занятий студент-практикант наблюдает за одним из студентов (по выбору). По результатам наблюдения заполняется карта наблюдения за поведением студента, данные которой будут использованы при составлении комплексной психологической характеристики студента. Карта наблюдения представляет собой таблицу, предназначенную для фиксирования данных наблюдения. Образец карты и инструкция по ее заполнению представлены в методическом пособии по выполнению заданий по психологии во время прохождения психологической практики (с. 10-15).

2. В письменной форме сделать интерпретацию карты наблюдения за студентом.

Интерпретация карты наблюдения за студентом должна быть корректной и логически последовательной.

3. После проведенного наблюдения подготовить и провести беседу со студентом.

Беседа представляет собой полуструктурированное интервью с тем студентом, за которым проводилось наблюдение, и опирается на результаты наблюдения. Список примерных вопросов для беседы со студентом включен в методическое пособие по выполнению заданий по психологии (с. 15-18). Текст беседы записывается. Интерпретация данных, полученных в результате беседы, включается в психологическую характеристику студента.

4. В письменной форме обобщить результаты беседы со студентом.

5. Провести сравнительный анализ результатов структурированного наблюдения и беседы со студентом.

При сравнительном анализе необходимо выявить общее и различное между внешне наблюдаемыми и выявленными в беседе психологическими характеристиками студента.

6. По результатам сравнительного анализа составить развернутую психолого-педагогическую характеристику личности студента (с опорой на материалы учебных курсов «Психология» / «Основы психологии»).

В характеристике необходимо отметить психологические особенности студента, значимые для изучения предмета, указать связанные с этим возможные трудности и предложить пути их преодоления. План-схема и пример психологической характеристики личности студента представлен в методическом пособии (с. 18-27).

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩЕГОСЯ/СТУДЕНТА

(заполняется практикантом)

Дата:____ . Фамилия, имя ребенка:_______________________________________________

Класс (группа):___________ _____________Возраст: ______________________________

 

Наблюдения

Примечания

Нет, редко 1 балл Иногда 2 балла Да, всегда 3 балла

ВНИМАНИЕ

1. Сосредотачивает свое внимание на объяснении преподавателя           2  Не отвлекается, всегда включен в работу         3. Не делает ошибок по невнимательности         4. Слушает внимательно         5. Исправляет свои ошибки         6. Быстро сосредотачивается на работе         7. Преподаватель не делает замечания, направленные на дисциплинирование учащегося.        

ПАМЯТЬ

1. При ответе выученного материала прослеживается логическая структура         2. Не воспроизводит механистически выученный материал.         3. Запоминает разнообразный материал.         4. При изложении, выученного материала избегает ошибок и неточностей         5. Запоминает сложные слова и понятия         6. При ответе опирается на дополнительные вопросы учителя         7. Не жалуется на то, что учил, но ничего не запомнил        

МЫШЛЕНИЕ

1. Быстро решает задачи и отвечает на поставленные вопросы         2. Предлагает оригинальные решения         3. Задаёт существенные уточняющие вопросы         4. Быстро усваивает материал         5. Логически рассуждает         6. Использует шаблоны для решения задач         7. Обобщает, делает выводы        

 

РЕЧЬ

1. Грамотная речь

 

 

 

 
2. Большой словарный запас

 

 

 

 
3. Четко понимает смысл слов

 

 

 

 
4. На вопросы отвечает четко логично.

 

 

 

 
5. Правильно произносит слова

 

 

 

 
6. Дает четкие ответы на поставленные вопросы

 

 

 

 
7. Проговаривает вслух то, что делает

 

 

 

 

Обработка результатов

Просуммируйте баллы отдельно по каждому компоненту карты наблюдения. По результатам подсчета заполните следующую таблицу.

 

Профиль поведенческих особенностей учащегося/студента

Компонент карты наблюдения Набранный балл Качественная оценка
Внимание    
Память    
Мышление    
Речь    
Особенности эмоционального реагирования    
Проявление личностных качеств    
Особенности темперамента и характера    
Социальная подструктура личности    

В столбце «набранный балл» указывается общая сумма баллов по соответствующему виду педагогической компетентности. В столбце «качественная оценка» приводится значение набранного балла в соответствии со следующим ключом.

 

Ключ для качественной оценки уровня развития внимания, памяти, мышления, речи.

 

19-21 баллов – очень высокая оценка.

16-18 баллов – высокая оценка.

13-15 баллов – средняя оценка.

10-12 баллов – низкая оценка.

7-9 баллов – очень низкая оценка.

 

 

Ключ для качественной оценки интенсивности эмоционального реагирования.

 

19-21 баллов – очень высокая интенсивность.

16-18 баллов – высокая интенсивность.

13-15 баллов – средняя интенсивность.

10-12 баллов – низкая интенсивность

7-9 баллов – очень низкая интенсивность.

 

 

Ключ для качественной оценки выраженности проявления личностных качеств.

 

30-33 баллов – очень высокая степень выраженности.

25-29 баллов – высокая степень выраженности.

20-24 баллов – средняя степень выраженности.

15-19 баллов – низкая степень выраженности.

11-14 баллов – очень степень выраженности.

 

 

Ключ для качественной оценки адаптивности особенностей темперамента и характера.

 

19-21 баллов – очень высокая адаптивность.

16-18 баллов – высокая адаптивность.

13-15 баллов – средняя адаптивность.

10-12 баллов – низкая адаптивность

7-9 баллов – очень низкая адаптивность.

 

 

Ключ для качественной оценки уровня развития социальной подструктуры личности.

 

19-21 баллов – очень высокая оценка.

16-18 баллов – высокая оценка.

13-15 баллов – средняя оценка.

10-12 баллов – низкая оценка.

7-9 баллов – очень низкая оценка.

Беседа с учеником/студентом

 

Беседа – разновидность интервью, которое проводится в свободной форме: интервьюер имеет примерный план в виде списка вопросов, которые могут изменяться и дополняться по ходу разговора, и предоставляет собеседнику полную свободу в выборе вариантов ответов. Цель беседы с учеником/студентом в рамках психологического компонента педагогической практики – выявить то, каким образом ученик/студент сам представляет своі психологические особенности, значимые для его учебной деятельности, чтобы затем сравнить эти представления с результатами наблюдения и составить целостную психолого-педагогическую характеристику.

Подготовка к беседе.

Беседа должна проходить в отсутствие посторонних лиц и отвлекающих воздействий (в частности, шума). Вероятная продолжительность беседы – около часа. Вам необходимо заранее обеспечить необходимые время и место и заручиться информированным согласием ученика/студента, с которым Вы планируете проводить беседу (см. этические принципы работы психолога).

Все содержание беседы – точные формулировки Ваших вопросов и полный текст ответов Вашего собеседника – должны быть включены в отчет. Этого можно достичь двумя способами. Во-первых, Вы можете вести запись о руки или на компьютере во время беседы. Во-вторых, Вы можете записать беседу на диктофон и затем сделать письменную запись с аудиофайла. Выбор одного из этих двух способов зависит, от Ваших организационных возможностей и согласия собеседника, чтобы его ответы записывались на диктофон. В любом случае конечным результатом беседы должен стать текст, полностью и в точности отражающий вопросы и ответы, а не только передающий их общий смысл. Это необходимо для обоснованности и надежности выводов, которые будут сделаны на основании беседы.

Проведение беседы.

Беседа проводится в соответствии с приведенным ниже опросным листом – примерным списком вопросов. Вы можете слегка видоизменять формулировки вопросов в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями Вашего собеседника, о которых Вы узнали в результате наблюдения. Кроме того, Вы можете задавать дополнительные вопросы, направленные на прояснение ответов собеседника (например, если он упоминает своих одноклассников или преподавателей, которые Вам не знакомы), чтобы убедиться, что Вы правильно его понимаете.

На протяжении всей беседы воздерживайтесь от оценочных суждений. Ваша задача в рамках данного конкретного задания – понять изучаемого ученика/студента, а не пытаться переубедить его, дать нравственную оценку его действиям и суждениям или как-либо еще повлиять на него. В результате беседы Вы должны получить развернутые ответы на следующие вопросы, связанные с основными темами курса «Психология»/ «Основы психологии».

1. Вопросы по теме «Ощущение и восприятие».

Как тебе легче учить новый материал – слушая объяснения учителя/преподавателя или читая по книге или конспекту? Как ты думаешь, почему?

Как тебе легче повторять изученный материал – перечитывая учебники и конспекты или рассказывая вслух кому-то другому? Как ты думаешь, почему?

2. Вопросы по теме «Память».

Какой учебный материал тебе легче всего запоминать? Какой запоминается особенно трудно? Как ты думаешь, почему?

Что из изученного в прошлом году ты можешь вспомнить сейчас сразу, не прилагая особых усилий? А с позапрошлого учебного года? Что общего в том, что ты запоминаешь надолго?

Как ты запоминаешь новый материал? Отличаются ил твои способы учения для разных видов материала и разных учебных предметов? Используешь ли ты какие-то специальные техники и приемы для лучшего запоминания? Если да, то какие?

Как ты думаешь, что можно было бы изменить в учебном процессе для того¸ чтобы тебе было легче запоминать учебный материал?

3. Вопросы по теме «Внимание».

Что ты делаешь, когда на уроке/лекции ты невольно начинаешь отвлекаться на посторонние предметы? Когда это обычно происходит? К чему приводит?

Что ты делаешь, чтобы не отвлекаться при подготовке к занятиям и выполнении домашнего задания? Используешь ли ты какие-то специальные приемы для концентрации внимания? Если да, то какие?

4. Вопросы по теме «Мышление».

4.1. Какого рода учебные задания тебе проще всего выполнять? Какого – сложнее? Как ты думаешь, почему?

4.2. Какие задания тебе больше всего нравится выполнять, какие – меньше всего? Как ты думаешь, почему?

4.3. Как ты думаешь, какие из учебных заданий больше всего похожи на те задачи, которые тебе предстоит решать после окончания школы/вуза?

4.4. Как ты думаешь, какие из учебных заданий больше всего развивают твое мышление? Почему?

5. Вопросы по теме «Речь».

5.1. Какие учебные задания тебе легче выполнять – устные или письменные? Почему? Есть ли какие-то отличия для разных предметов?

5.2. Как ты думаешь, легко ли одноклассникам/однокурсникам и учителям/преподавателям понимать те идеи, которые ты хочешь донести до них в своих ответах?

5.3. Что ты можешь сделать, чтобы улучшить качество своей устной и письменной речи? Насколько это для тебя важно?

6. Вопросы по теме «Эмоции».

6.1. Что в учебном процессе вызывает у тебя радость? Помогает ли радость твоей учебной деятельности? Почему?

6.2. Что в учебном процессе вызывает у тебя раздражение? Как оно влияет на твою учебную деятельность и почему?

6.3. Как ты справляешься с тревогой и страхом перед важными контрольными работами/экзаменами?

6.4. Какие эмоции больше всего влияют на результаты твоей учебной деятельности и почему? Что ты можешь делать, чтобы регулировать свое эмоциональное состояние?

7. Вопросы по теме «Мотивация».

7.1. Что в учебной деятельности вызывает у тебя наибольшее желание учиться? Что препятствует этому желанию? Почему?

7.2. Интересно ли тебе учиться? Почему? Для чего ты учишься?

7.3. Как ты думаешь, что в учебном процессе можно было бы изменить для того, чтобы учебная деятельность стала для тебя более интересной и значимой и приобрела большую осмысленность?

 

Анкетные данные

- Фамилия, имя.

- Возраст. 

- Школа, класс (группа).      

- Специализация школы (факультет, специализация в ВУЗе,СУЗе).

Внимание.

- Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении. Никогда не отвлекается на уроке (лекции), не делает ошибок по невнимательности.

- Достаточно внимательно слушает объяснение учителя (преподавателя). Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

- Не всегда внимательно слушает объяснения учителя (преподавателя). Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.

- Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

- Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя (преподавателя) из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

Память.

- При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

- При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

- Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

- При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.

- Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

Мышление.

- Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

- Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

- Удовлетворительно понимает материал после объяснения, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.

- В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

- Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

Речь.

- Всегда грамотно употребляет слова и правильно строит предложения.

-В речи проявляет большой словарный запас.

- Речь является содержательной: в речи выражаются мысли, чувства, которые соответствуют действительности.

- Речь понятна, что достигается за счет использования интонации, пауз, логических ударений.

- Речь выразительна, эмоционально насыщена.


 


Эмоциональная лабильность.

-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.

- Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.

- Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
- Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.      

Общий эмоциональный тонус.

- Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной/студенческой жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

- Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной/студенческой жизни.

- Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной/студенческой жизни.

- В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

- Практически всегда вял, апатичен во всех делах, несмотря на то, что здоров.


Направленность интересов.

- На учебную деятельность;

- На трудовую деятельность;        

- На художественно - эстетическую деятельность;

- На достижение в спорте, туризме;

- На отношения между людьми.   

Отношения к делу.

· Общественная активность

- Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

- Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.

- Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

- Редко принимает участие в общественных делах.

- Отказывает участвовать в общественных делах.

· Трудолюбие.

- Любую работу всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

- Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

- Редко охотно берется за работу.

- Чаще всего старается уклониться от любой работы.

- Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

· Ответственность

- Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное дело.

- В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

- Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

- Очень редко выполняет порученное ему дело.

- Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

· Инициативность

- Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.

- Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

- Редко сам начинает новое дело.

- Почти никогда сам не начинает новое дело.

- Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

· Организованность.

- Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.

- В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

- Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться.

- Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

· Любознательность.

- Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

- В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.

- Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

- Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.

- Равнодушен к новым знаниям.

· Аккуратность.

- Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда опрятен. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

- Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).

- Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит на занятия неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество. 

- Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

- Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к себе.

· Скромность.

- Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.

- Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.

- Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.

- Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

- Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

· Уверенность в себе

- Не отступает от выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

- Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

- Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

- Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

- Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

· Самообладание.

- Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

- Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

- Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

- Часто не может подавить нежелательные эмоции.

- Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.


 


Инструкция

Для выполнения задания Вам необходимо оценить выраженность в своей педагогической работе представленных психологических компонентов. Оценка производится по пятибалльной шкале: 1 – низший балл (соответствующее качество не развито или почти не развито); 5 – высший балл (соответствующее качество развито в совершенстве. Оценка производится на основании Вашей деятельности во время прохождения педагогической практики, а также другого опыта Вашей педагогической работы, при его наличии.

1. Компетентность в области личностных качеств

1.1 Социально-психологическая компетентность

Проявление психологических компонентов 1 2 3 4 5
1. Все обучающиеся безбоязненно обращаются ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса
2. Умею смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания
3. Умею поддержать обучающихся и коллег по работе
4. Умею находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося
5.

Умею анализировать причины поступков и поведения обучающихся

1.2 Самоорганизованность

1. Умею организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока
2. Рабочее пространство учителя хорошо организовано
3. Конструктивно реагирую на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности
4. Своевременно вношу коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации
5. Сохраняю самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой

План заключения по психологическому компоненту педагогической практики.

 

Общая оценка.

Насколько высоко Вы оцениваете свою педагогическую компетентность на основании результатов проведенного Вами наблюдения?

Считаете ли Вы набранный вами балл достаточно высоким? Почему?

Сильные стороны.

По каким видам психологической компетентности Вы получили высокую или очень высокую оценку?

В чем значимость каждой из этих характеристик для преподавания Вашего предмета?

Слабые стороны.

По каким видам психологической компетентности Вы получили низкую или очень низкую оценку?

В чем значимость каждой из этих характеристик для преподавания Вашего предмета?

Какие из Ваших слабых сторон могут компенсироваться сильными и каким образом?

Дальнейшее саморазвитие.

Какие из Ваших слабых сторон, выявленных в результате наблюдения, легче всего, какие - труднее всего изменить? Почему?

Что Вы можете сделать для того, чтобы повысить эффективность своей преподавательской деятельности? Каким образом Вы можете развивать в себе недостающие качества?

Каким образом изменится Ваше поведение при проведении занятий, если Вы сможете развить в себе необходимые качества? По каким внешне наблюдаемым проявлениям можно будет проследить рост Вашей педагогической компетентности?

 



ОТЧЕТ

о выполнении психологического компонента

педагогической практики

 

(ФИО)____________________

Курс________Группа_______

_________________________

 

ФИО группового руководителя от факультета

____________________________________  

ФИО руководителя практики от

кафедры психологии__________________

 

Место прохождения практики:__________

учреждение образования:______________

класс (группа): _______________________

 

Срок сдачи отчета___________

 

Минск, 20_____

Введение

Компетентность представляет собой способность личности к эффективному выполнению какой-либо деятельности. Соответственно, психологическая компетентность педагога, - это единство теоретической и практической готовности педагога к решению психологических задач.

Студенты старших курсов университета должны обладать основными необходимыми знаниями, включенными в программу курсов «Психология» («Основы психологии»), а также уметь применить их в педагогической деятельности. Выполнение заданий по психологии в рамках педагогической практики позволяет студенту интегрировать теоретическую и практическую стороны психологической компетентности.

Цель психологического компонента педагогической практики – формирование у студентов психологической компетентности педагога посредством интеграции теоретической и практической готовности к педагогической деятельности.

Задачи психологического компонента педагогической практики:

1. развить у студентов способность к критической самооценке своей педагогической деятельности;

2. научить студентов корректному наблюдению за деятельностью других педагогов с выявлением психологических приемов, используемых в работе;

3. выработать у студентов навыки составления обоснованной психолого-педагогической характеристики;

4. привить студентам этические принципы использования психологических знаний и психологического инструментария в педагогической деятельности.

На 4-5 курсе студенты проходят практику в учреждениях среднего, среднего специального образования и в вузе. Психологические задания дают студентам возможность изучить личности учащихся и студентов методами наблюдения и беседы, а так же приобрести навыки составления развернутой психолого-педагогической характеристики. На основании характеристики практиканты могут принять решение об индивидуальном подходе и определении дальнейших перспектив в работе с учащимися и студентами.

 

 

Задания для 4-5 курса

Задания по психологии, рекомендуемые для выполнения студентам во время прохождения педагогической практики

в учреждениях общего среднего и среднего специального образования

І. Во время прохождения педагогической практики в учреждениях общего среднего и среднего специального образования студент должен выполнить следующие задания по психологии:

1. Провести структурированное наблюдение за учеником и заполнить карту наблюдения.

Во время посещения уроков, проводимых учителями, а также в процессе самостоятельного проведения уроков студент наблюдает за одним из учащихся (по выбору). По результатам наблюдения заполняется карта наблюдения за поведением ученика, данные которой будут использованы при составлении комплексной психологической характеристики учащегося. Карта наблюдения представляет собой таблицу, предназначенную для фиксирования данных наблюдения. Образец карты и инструкция по ее заполнению представлены в методическом пособии по выполнению заданий по психологии во время прохождения психологической практики (с. 10-15).

В письменной форме сделать интерпретацию карты наблюдения за учащимся.

Интерпретация карты наблюдения за учащимся должна быть корректной и логически последовательной.

3. После проведенного наблюдения подготовить и провести беседу с учеником.

Беседа представляет собой полуструктурированное интервью с тем учащимся, за которым проводилось наблюдение, и опирается на результаты наблюдения. Список примерных вопросов для беседы с учениками разного возраста включен в методическое пособие по выполнению заданий по психологии (с. 15-18). Текст беседы записывается. Интерпретация данных, полученных в результате беседы, включается в психологическую характеристику учащегося.

4. В письменной форме обобщить результаты беседы с учащимся.

5. Провести сравнительный анализ результатов структурированного наблюдения и беседы с учеником.

При сравнительном анализе необходимо выявить общее и различное между внешне наблюдаемыми и выявленными в беседе психологическими характеристиками учащегося.

6. По результатам сравнительного анализа составить развернутую психолого-педагогическую характеристику личности учащегося (с опорой на материалы учебных курсов «Основы психологии» / «Психология»).

В характеристике необходимо отметить психологические особенности учащегося, значимые для изучения предмета, указать связанные с этим возможные трудности и предложить пути их преодоления. План-схема и пример психологической характеристики личности учащегося представлен в методическом пособии (с. 18-27).


Дата: 2018-12-28, просмотров: 462.