Глава 9. Индуктивный метод изучения Библии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мы живем во времена быстрой связи и мгновенного получения результатов. В этом немало преимуществ, но, в целом, эта атмосфера, в которой мы привыкли ожидать мгновенного получения или доступа к информации одним нажатием кнопки, не способствует развитию таких привычек, которые требуют терпеливого обучения и спокойного размышления.

Отцом индуктивного метод изучения считают Аристотеля. Данный метод заключается в исследовании частных событий и на основании их переход к общему выводу о всей природе подобных вещей. То есть это переход от частного к общему. Простой пример индуктивного исследования:

1. Мы рассматриваем ворону

2. Она черного цвета

3. Значит все вороны – черные

 

Индуктивный метод изучения Библии состоит из трех частей:

1. Обзорное изучение,

2. Аналитическое изучение,

3. Синтез.

 

В принципе, данный метод объединяет в себе все, приведенные выше, виды анализов при изучении Библии. Поэтому в данной главе при рассмотрении уже изученных ранее методов анализа мы постараемся уделить больше внимания практической стороне или же тем деталям анализа, которые не были упомянуты выше.    

Первое в этой цепи – обзорное изучение книги в целом, которое дает нам вид «с высоты птичьего полета», что позволяет видеть очертания всего леса. Таким образом, мы видим, как отдельные части объединяются в одно целое.

Второе – аналитическое изучение частей, более углубленное изучение определенных отрывков из Писания, отдельных предложений, даже слов. Тщательное, углубленное, детальное изучение необходимо для понимания всех деталей в целом. Цель написания отрывка достигается тогда, когда отдельные части Писания согласовываются и составляют общую картину.

Третье – объединение частей путем синтеза. Обзор дает общее представление о контексте. Аналитическое изучение дает объяснение отдельным частям, из которых слагается общий смысл. Синтез описывает все в свете сочетания частей. Синтез (обобщение) должен установить главную идею книги в целом и в отдельности каждой ее части. При обобщении не должен теряться основной смысл обзора и учитываться аналитическая фаза. Хороший синтез становится в последствии основой для последующего обзора и анализа частей книги.

Давайте поговорим более детально о каждом шаге при индуктивном изучении Библии.

Обзор

Мы уже говорили, что изучение исторического контекста книги Библии помогает нам понять книгу лучше и дает нам предысторию происходящих в ней событий. Это дает нам возможность составить первоначальное мнение уже на ранней стадии изучения, а также предположить, что мы получим в конце. В некотором смысле определение исторического контекста очень похоже на процесс решения: купить или не купить вещь, или стоит ли прочесть новую книгу.

Оценивая новую книгу, вы сначала смотрите на ее обложку. Если само название не дает вам ответа в котором вы нуждаетесь, то смотрите на информацию об авторе книги. Если автор вам знаком, то вы можете предположить, о чем эта книга: это может быть хорошо или плохо, в зависимости от того, как вы относитесь к творчеству этого автора. Затем нужно прочитать предисловие, что даст вам общее представление об этой книге. Именно, так автор или издатель пытается заинтересовать человека и заставить его прочитать издание. Предисловия, введения должны содержать в себе особую информацию о причинах написания книги, о ее достоинствах и сильных сторонах. Последнее что нужно сделать перед тем, как «окунуться» в эту книгу – прочитать содержание. Названия глав, разделов (если таковые имеются) показывают на то, как автору удалось развить последовательность событий в книге. Таким образом, при чтении этой книги всегда можно узнать, где вы находитесь, связывая это с тем, что вы уже прочитали и что еще предстоит прочитать.   

Жанр книги определяет, какую информацию вам нужно найти. К примеру, биографическая книга или история повествует нам о выдающихся личностях, об их взаимоотношениях и делает акцент на главных событиях их жизни. В научной книге существует обычно какая-то определенная тема и что-то, в чем автор пытается убедить читателей. Прочитав каждую из них, читатель увидит главную идею, но способ раскрытия главной идеи историка и ученого будут отличаться.

           

Каким образом это относится к изучению Библии? Эти первые шаги помогут нам понять контекст книги, дадут представление о цели ее написания и о том, как автор собирается достичь ее. Во время изучения книги вы должны прочитать ее один или два раза, и это даст вам представление о ее содержании. Какие основные идеи и основные темы повторяет автор и какие ключевые слова он использует? Как начинается книга? Новозаветные Послания чаще всего начинаются с приветствий и молитв, из которых нам примерно ясно, о чем будет это послание; они являются, своего рода, предисловиями. Определение некоторых отличительных черт книги, поможет нам в процессе поиска ее главной идеи.

Определение контекста книги включает в себя определение автора, аудитории, время написания, место нахождение автора и аудитории во время написания книги. Такую информацию называют введением в книгу. Мы знаем, по крайней мере, что-то о большинстве библейских писателей, и это помогает нам понять то, о чем они пишут. Также, если мы знаем, кому адресована книга, будь то церковь или народ, получающий пророчества от пророков служит подспорьем в понимании содержания читаемого.

Стиль написания – еще один важный фактор в обзорном изучении.

Другим важным шагом в процессе обзора является определение смысловых отрывков книги, т.е. разделение на абзацы. Разделение на абзацы дает нам краткое содержание, а так же способствуют пониманию того, что мы читаем и изучаем, что уже прочитали и что прочитаем. Такое разделение на абзацы показывает контекст определенного отрывка, который помогает нам понять какое место занимает эта часть во всей книге, и что автор старается достичь в этом абзаце.

Почему необходимо деление на абзацы. Приведу несколько причин:

Первое, процесс разбиения на абзацы заставляет читателя сосредоточиться на послании. Определить новый абзац можно только, если вы заметите изменение в изложении главной идеи. Естественно, невозможно заметить изменение главной идеи не зная предмет обсуждения. Усилие по определению абзаца фокусирует внимание читателя на основном значении излагаемого послания.

Второе, определение отдельных абзацев помогает читателю увидеть логику довода, приводимого автором. Книга обычно дает развитие мысли, включая введение в обсуждаемую тему, доводы, подтверждающие главную идею автора, объяснения основных идей, и возможно основополагающие выводы. Развитие дискуссии от абзаца к абзацу покажет, как отдельные части книги соединяются в единое целое.

Третье, отдельные абзацы раскрывают определенные темы в более крупных дискуссиях. Мы хотим понять главную идею книги, а также ее составляющие. Например, в Первом послании к Тимофею, когда Павел дает наставления Тимофею по руководству поместной церковью, необходимо правильно понимать значение наставлений Павла касающихся женщины во второй главе, или богатства в шестой главе. Эти части являются особенными темами в глобальном контексте всего письма. Определение абзацев поможет в понимании всего текста через изучение небольших смысловых отрывков.

Четвертое, очень практическое преимущество деления на абзацы состоит в том, что небольшие части лучше поддаются углубленному изучению. Завершение изучения одного абзаца способствует хорошему пониманию всей книги. Глубина изучения абзаца может зависеть от его важности, наличия времени и заинтересованности читателя.

Хочу отметить, что определение абзаца не является точной наукой. Разные переводы (например, сравните нумерацию псалмов и стихов в английском и русском переводах Библии) разделяют книги Библии по-разному и по величине абзацев и по их смысловому содержанию. Это приводит к тому что, восприятие идеи книги будет варьироваться. С другой стороны, существуют несколько типичных способов выражения авторами самих себя, изложения их мыслей, и перехода от одной мысли к другой. Благодаря этим факторам существует определенная степень сходства деления книги на части в различных переводах.

Как можно самому разделить книгу на абзацы, не используя разбиения сделанного авторами перевода Библии? Одним из самых важных способов является выявление слов, которые показывают связь и перемещение мыслей.

Еще один способ определения абзаца заключается в анализе литературных конструкций, используемых автором. Несмотря на то, что древние писания не подразделялись на части, как делаем это мы (использование свитка и дороговизна бумаги не позволяли оставлять место между частями), авторы использовали общепринятые конструкции в своих работах для эффективного выражения идей и облегчения понимания их читателем. Начав чтение Евангелия от Луки, современник автора понял бы, что ему представлен отчет об исторических событиях. Письма в те дни имели общую последовательность, точно так же как у нас сегодня. Они включали в себя приветствия, молитвенную просьбу и благодарение, основную и заключительную части. Все эти элементы присутствуют в большинстве Новозаветных Посланий, и способствуют в понимании главных идей и важности различных абзацев.

Следующим шагом после разделения книги на абзацы будет озаглавливание их. Заголовок должен состоять из одного слова или краткой фразы, которая определяет главную идею абзаца. Он должен быть достаточно четким и, в то же время, запоминающимся, для отделения его от расположенных рядом с ним абзацев.

Далее мы определяем ключевые темы. Выявление ключевых тем, затрагиваемых в изучаемой книге – особенно полезный аспект обзора. Обозначенные темы действуют также, как и заглавия в библиотечных каталогах. Знание ключевых тем библейского текста обеспечит направление поиска Божьего взгляда на вопрос или ситуацию, поднятую в книге.

Обычно писатели подчеркивают какую-либо мысль двумя главными способами. Первый и более очевидный способ выявить ключевые темы книги – это обратить внимание на вопросы, особо затронутые автором. Введения могут давать идеи о теме книги, в особенности в посланиях. Главные идеи, которые связывают абзацы будут также ключевыми темами. В посланиях переход к новой теме обычно явно выражен, особенно когда они написаны как ответ на проблемы в церквях. В Первом Послании к Коринфянам Павел выдвигает несколько тем, говоря о разделении в церкви (1:10), о моральной распущенности (4:14, 5:1, 6:1,12), и отвечая на вопросы которые были заданы (7:1, 8:1, 11:2-3, 12:1, 16:1). В других местах он часто обозначает тему с помощью вопросов, которые он сам задает. Послание Римлянам является хорошим примером этого: ведя гипотетический диалог, Павел задает вопросы и сам отвечает на них, обсуждая, таким образом, Божий план искупления (Рим. 2:3, 2:21, 3:5, 4:1, 6:1).

Ключевые слова и фразы в книге также помогают определить ключевые темы. Это слова и фразы часто используемые автором, или те слова, в которые заложен особый смысл или значение в книге в целом. «Страдание», «выносливость» и «надежда» часто используются в Первом Послании Петра (наряду с другими словами близкими по смыслу). Также, Петр ссылается на Иисуса, как на образец этих характеристик, что усиливает значимость этих тем. В Послании к Галатам Павел часто показывает контраст между «законом» и «духом», помогая им увидеть значимость благой вести, проповедуемой им.

Определение этих ключевых терминов и тем поможет нам направить наше изучение книги, заставляя нас задумываться о том, как мысль автора развивается от отрывка к отрывку. Павел завершает свое обсуждение вопроса разделения в церкви, говоря о том, что верующие превозносятся один над другим (4:6). Это помогает нам понять, что Павел связывает эти разделения с проблемами морали. Это дает более широкий контекст для обсуждения мудрости и безумия (1:18-2:5), духовной зрелости (2:6-3:4), и роста церкви (3:5-18). Знание ключевых тем, в свою очередь, улучшает наше понимание более мелких, отдельных отрывков изучаемой книги. 

Заключительный шаг в обзоре книги – решить, какова основная цель ее написания. Постарайтесь дать ответ на следующие вопросы: «Как бы Вы вкратце сформулировали причину написания книги?», «Какое послание содержит в себе эта книга?» Конечно, во многом наши ответы будут построены на предположении, потому что мы говорим о ходе мысли другого человека. Мы также должны помнить, что цель написания книги автором не обязательно совпадает с причиной сохранения этой книги для нас Богом. Оба вопроса существенны, но наш обзор даст информацию только о цели автора.

Как мы можем определить цель написания книги? Ищите центральную идею книги, а так же то, как автор развивает ее. Спросите себя о том, на чем акцентирует книга? Какие события повторяются? Ответы на эти вопросы покажут и связи между идеями абзацев и темами, представленными повторяющимися словами или выразительными идеями. Они укажут на цель написания книги. Когда вы увидите ее, постарайтесь выразить ее как можно короче, если возможно в одном предложении. Держите ее в уме и постарайтесь проследить ее развитие во всей книге.

Помните, что когда вы станете глубже изучать книгу, вы можете изменить ваше мнение о центральной теме или цели автора. Не бойтесь изменять ваше мнение, если вы видите необходимость. Определение центральной темы на этом этапе важно для того, чтобы сделать обзор всей книги и увидеть внутреннее единство книги. Это будет подспорьем в дальнейшем изучении отдельных частей.

Аналитическое изучение

       Аналитическое изучение представляет собой процесс толкования слов, предложений, абзацев. На данном этапе мы переходим от вопроса «О чем этот отрывок?» к вопросу «В чем смысл этого отрывка?»

В основе толкования лежит попытка ухватить идею автора, которую он намеревался донести до своих первых читателей. При обзоре книги мы пристально всматриваемся в содержание. Этот процесс приблизительно одинаков для любого внимательного наблюдателя. Например, в Послании к Филимону нельзя уклониться от фактов того дела, о котором писал Павел, то есть от того, что он отсылает назад Онисима и что просит за Онисима, чтобы тот был принят без взаимных обвинений.

Когда мы переходим к толкованию того, что мы поняли в результате наблюдения, возможности для разных вариантов расширяются. Когда Павел говорит «Я знаю, что ты сделаешь и сверх того, о чем тебя прошу», ожидает ли он, что Онисим будет освобожден от своего положения раба? Что имеет в виду Павел, когда говорит «ты и за самим собой мне должен?» 

Формулировка заслуживающего доверия толкования текста и способность отстоять это толкование в случае несогласия в большой степени зависит от того, что было предметом наблюдения. Также как и в зале суда, свидетельство более пристального наблюдателя будет иметь больший вес, чем то, которое дает наблюдатель со стороны. Поддержка предложенного толкования текста будет более сильной, если его сторонник сможет продемонстрировать тщательное наблюдения содержания, структуры и акцентов, выделенных в тексте.

Конечно, результаты наблюдения текста не всегда безоговорочно определяют толкование. В случае несогласия с трактовкой библейского текста, возражение оппонента обычно звучит так: «Это не то, что имеется в виду» или «Это ваша трактовка». Не часто несогласие выражается в виде: «Это лицо/мысль/поведение не является главной темой данного отрывка».

Итак, толкование требует глубокого и тщательного обдумывания текста для того, чтобы прийти к выводу о его смысле. Здравое толкование зависит от того, насколько тщательно был осмыслен этот текст, и поскольку при изучении Слова Божьего всегда найдется над чем поразмыслить, верующие должны постоянно обращаться к Писанию, даже к известным его текстам, смысл которых не является сложным для понимания. Очень полезно прорабатывать текст вместе с теми, кто может дополнить вашу точку зрения.

Когда мы подходим к процессу интерпретации результатов нашего общего обзора текста, то возникает несколько вопросов, которые необходимо обсудить. Наиболее важные из них следующие три:

1) жанр книги, из которой взят отрывок,

2) само содержание отрывка в том плане, что предшествует и что следует после

3) смысл важных слов, содержащихся в тексте.

Рассмотрим более подробно каждый из вопросов.

«Жанр» – это стиль или вид литературного произведения. Жанр библейской книги – это способ выражения, используемый автором, и потому он оказывает влияние на то, как мы трактуем прочитанное. Вся библейская литература несет в себе истину от Бога, но делается это различными путями в соответствии с жанром книги. Поскольку мы уже говорили ранее о жанре написания книг Библии, то приведу лишь некоторую обобщающую информацию.

Истории из жизни патриархов Книги Бытие рассказывают правду об отношении Бога к человечеству и наоборот. Однако это не явное утверждение каких-то принципов. Скорее это истории, отобранные людьми для отображения определенных обстоятельств, и раскрывающие законы Божьи, в соответствии с которыми Он ведет, направляет, поправляет и благословляет своих людей, следующих его законам. Материал евангелий в основном аналогичен. Поведение Иисуса в отношениях с его учениками и другими людьми показывает, как нам следует строить наши отношения с Ним. Очевидно, что учение Иисуса раскрывает истину в более явном виде, хотя частое использование историй и других оборотов речи в Его послании, заставляет нас размышлять над тем, каким путем представлены Его принципы, а не над простым их утверждением.

Эпистолярный жанр (послания или письма) Нового завета – это, возможно, наиболее простой для обучения стиль из всей Библии. Как правило, послания содержат конкретные указания автора своей аудитории. Это не означает, что все содержание посланий следует трактовать прямо или буквально; там есть много метафор, которые требуют интерпретации. Язык, использованный во вводном комментарии к отрывку из Послания к Титу 3:3-7, иллюстрирует эту точку зрения: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни». Упоминание «бани» объясняет метафорически то, что происходит с человеком при рождении свыше. Оно показывает картину очищения, избавления от нечистого, от того, что не надлежит иметь. Хотя это и кажется ясным для понимания, вопрос о том, имеется ли здесь в виду крещение, показывает, что послания, хотя и имеют в основном прямой смысл, содержат свои трудности для интерпретации.

Главное, что надо помнить при изучении разных отрывков из Писания, это то, что необходимо задавать вопрос, как жанр книги или отрывка влияет на способ выражения Божьей истины. Притчи Иисуса Христа, псалмы Давида, законы Моисея, дебаты Павла и видения Иоанна – это примеры из множества жанров, которые характерны для слова Божьего. И каждый их них требует своего подхода, когда мы осмысливаем или интерпретируем тексты Писания.

К «контексту» можно отнести многие понятия, такие как культура или география. Жанр отрывка можно рассматривать как литературный или риторический контекст. Все это помогает толкованию текста. Однако основное внимание должно быть сконцентрировано на непосредственном контексте изучаемого абзаца в том смысле, что ему предшествует и что за ним следует. Контекст, в котором дан изучаемый абзац, приводит к более ясному пониманию смысла абзаца и его толкованию.

Рассмотрим отрывок из Послания к Титу 1:5-9: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать».

Титу напоминают о его обязанностях на Крите, в том числе и о характере тех, кого ему следует назначить в качестве пресвитеров. А в каком контексте дан этот отрывок, который поможет нам лучше его понять? Заметьте, что этот абзац заканчивается формулировкой цели («чтобы он был силен…»), а следующий абзац начинается со случайного перехода («Ибо есть много…»). Этот переход привлекает наше внимание к тому, какая связь существует между двумя абзацами. В стихах 1:10-16 Павел описывает критическую ситуацию, сложившуюся на острове, когда люди, вобравшие в себя все худшее, создают неимоверные проблемы для верующих. Тогда назначение пресвитеров, обладающих определенными качествами, это не просто выражение мудрой политики, но и вопрос защиты паствы от противоборствующих сил, препятствующих духовному росту. Характеристика качеств духовных лидеров обращается, в частности, к проблемам, с которыми сталкивается руководство церкви. Так как проблемы на Крите мало отличаются от тех, с которыми сталкивается большинство церквей, необходимо, чтобы все духовные лидеры обладали этими качествами. Тогда это оборачивается более общей нормой, заключающейся в том, что церковные лидеры должны уметь решать проблемы, присущие тому окружению, в котором функционирует церковь. Этот принцип высвечивается в контексте данного отрывка.

Поскольку с этого абзаца начинается основное содержание письма, то, как это характерно для посланий апостола Павла, можно было ожидать, что за ним последует молитвенное благодарение. Отсутствие такового в этом письме, также служит дополнением к пониманию контекста. Почему апостола Павел опускает молитву, когда никто иной как Тит на Крите нуждается в ней? Это может говорить нам о том, что написание послание было делом безотлагательным или же это может отражать более официальный стиль указаний. В одном из комментариев высказано предположение о том, что одной из целей апостола Павла было укрепления авторитета Тита в глазах жителей Крита, и поэтому он использовал более официальный стиль. Эти возможные варианты помогают нам осознать основные идеи, положенные в основу данного отрывка.

Последний аспект, на который следует обратить внимание при толковании текста, это использование важных слов. Содержание самого отрывка оказывает влияние на значение слов, так же как и слова влияют на содержание отрывка. Слово «упражняться» имеет разное значение, когда я говорю о домашней работе моего сына, и когда я говорю о своих упражнениях, например, в преподавании (т.е. в красноречии).

Полезным примером является использование слова «обновление» в отрывке из Послания к Титу 3:3-7. Лежащее в его основе греческое слово использовано еще раз в Новом завете в Послании к Римлянам 12:2. Там «обновление ума» представлено как часть процесса преображения верующих. Это говорит о том, что здесь, в Послании к Титу, выражение «обновление Духом Святым» относится к процессу преобразования тех, кто получил спасение через веру в Иисуса Христа. В данном случае мы находим пояснение в Писании, но не в самом отрывке, который мы изучаем. Использование его в контексте данного отрывка усиливает наше понимание смысла этого слова и всего абзаца.

Определение значения слова обычно идет от ограниченного к более широкому контексту. Самым прямым указателем значения слова служит предложение и абзац, в котором оно применяется. Они дают основной смысл слова. В некоторых книгах доминирует тема, в которой часто повторяется одно слово. В этом случае необходимо принять во внимание более широкий смысл использования данного слова. В случаях, когда у автора есть другие работы (в частности, в Новом Завете это Павел и Иоанн, а также Петр и Лука), он может использовать какой-либо термин или слово, имея в виду конкретное значение, что тоже требует рассмотрения. Наконец, весь текст Нового Завета (и потом греческая версия Ветхого Завета) может служить для уточнения смысла важного термина. Очень широкий контекст вступает в игру, когда слово или термин используется редко, как, например, слово «обновление» в Послании к Титу 3:5. Основной смысл слова явствует из самого абзаца, но его использование в Послании к Римлянам 12:2 дополняет наше представление.

Чтобы понять использование подобного слова, полезно будет прибегнуть к помощи симфонии. Наиболее точные из них дадут вам значение слова на том, языке, на котором вы читаете Библию, пояснят вам значение этого слова в греческом языке, с которого был сделан перевод Библии и укажут другие слова на вашем языке, которые дают перевод этого слова. Обычно здесь есть над чем поработать. Если слово появляется в Новом Завете очень редко, как в случае с «обновлением», его значение поможет прояснить лексический словарь греческого языка.

Взяв за основу основную мысль, мы начинаем искать значение важных слов и фраз отрывка. Так же, как и в процессе обзора, основным методом выведения на поверхность смысла слова или предложения является постановка правильных вопросов.

Тип вопросов меняется в зависимости от литературного стиля отрывка. В случае открытого учения, каким являются послания апостолов, самыми подходящими вопросами будут: «Что он имеет в виду?» или «Почему он представил это именно таким образом?» В повествовании основные вопросы звучат так: «Какой основной момент проиллюстрирован происходящим?» или «Что следовало сделать в такой ситуации?» Образный язык пророчества и поэзии требует многих вопросов и идей в отношении использованных образов.

По мере того, как вопросы подводят вас к пониманию основного значения отрывка, убедитесь в том, что вы правильно понимаете его контекст. Учитывая течение мысли до и после, имеют ли смысл выдвигаемые идеи, или они кажутся здесь неуместными? Как то, что было до описываемых в отрывке событий и после них, дополняет представление о том, что в нем говорится? Рассмотрение абзаца и стиха в контексте, поможет нам следовать общему направлению дискуссии в книге в наших представлениях о смысле прочитанного.

Наконец, есть ли здесь ключевые слова, которые могут иметь центральное значение в данном абзаце или стихе? Если какое-то слово употребляется часто, или остальная часть абзаца сосредоточена на каком-то слове или мысли, что кроется за этим словом, и почему ему уделено столько внимания?

Дата: 2018-12-28, просмотров: 321.