Группа как социально-психологический феномен
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 «Счастье личности вне общества невозможно,

Как невозможна жизнь растения,

выдернутого из земли и брошенного

 на бесплодный песок»

(А.Н. Толстой)

       

    Человек живет в обществе и строит с ним определённые отношения, непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. В ситуации общения у человека меняется очень многое: от выражения лица, до взглядов на окружающее. Собственно говоря, само человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется только в процессе общения с окружающими людьми. Общество состоит из большого количества групп, внутри которых формируется и развивается психика людей.

    Уже на самых ранних стадиях жизни формирование личности тесно связано с положением, в котором оказывается ребенок среди окружающих, от его места в той группе, которая является микросредой его развития.

     Что же такое группа?

     Под социальными группами понимаются устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых общими интересами, ценностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и традициями.

      Группа – реальная социальная общность людей, выделяемая на основе определенного признака (нация, партия, бригада, класс и т.п.), в которой возможно общение между людьми.

ТЕМА: Классификация видов групп.

      1.По размеру:

· большие – общности людей, существующие в масштабах общества, страны (этносы, нации, политические организации, возрастные группы);

· средние – предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города);

· малые – небольшие контактные общности, члены которых имеют контакты, связанные с реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними;

· микрогруппы – это группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся своей близостью отношений между их членами.

2. По организованности:

· организованные – группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время;

· неорганизованные – не имеют налаженных отношений, являются только что созданными и существуют непродолжительное время.

       3.По общественному статусу:

· формальные – официальные группы, функционируют в соответствии с заранее установленными, фиксируемыми целями; создаются на основе штатного расписания, устава, положения, инструкции или другого официального документа;

· неформальные – неофициальные складываются на основе личных симпатий и антипатий, возникают сами по себе, их никто специально не создает и не фиксирует их состав, объединение происходит на основе общих интересов.

4. По уровню развития:

· слаборазвитые – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, их часто называют диффузными (ассоциации, корпорации);

· высокоразвитые -  это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системой отношений, сплоченностью (коллективы).

5. По значимости:

· референтные – эталонные группы, существующие или воображаемые, на которые люди ориентируются в своих симпатиях и антипатиях, взгляды которых служат образцом для личности;

· нереферентные – группы, в которых люди реально состоят и трудятся.

6. По непосредственности отношений:

· реальные (контактные) – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности; это объединение людей с реальными связями и взаимоотношениями, с целями и задачами;

· условные – общность людей, составленная номинально; группы выделяют на основе какого-либо общего признака (например по возрасту, полу, профессии и т.д.).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 202.