Основные экономические показатели деятельности туристического предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономические показатели деятельности туристических предприятий рассчитываются в целях анализа, оценки и планирования хозяйственно-финансовой деятельности.

Группа неспецифических экономических показателей:

• выручка от реализации туристских продуктов и услуг, в том числе экспорт–импорт;

• себестоимость реализованных товаров (работ, услуг) (в том числе: затраты на оплату труда; материальные затраты; материальные затраты на 1 руб. произведенных товаров (работ, услуг); расходы на оплату труда на 1 руб. произведенных товаров (работ, услуг)

• среднесписочная численность работающих;

• фонд оплаты труда;

• прибыль (от реализации; балансовая; остающаяся в распоряжении предприятия);

• рентабельность;

• задолженность (кредиторская (долг организации), дебиторская (долг перед организацией);

• средства, находящиеся на расчетном (валютном) счете предприятия;

• коэффициент текущей ликвидности;

• коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Наиболее важными признаются группы финансовых коэффициентов:

деловой активности – показывают, насколько эффективно туристическое предприятие использует свои средства;

рентабельности – свидетельствуют о прибыльности туристского предприятия;

ликвидности – позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода;

структуры капитала, или платежеспособности – характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в фирму, и отражают способность фирмы погашать дебиторскую задолженность;

рыночной активности – показатели стоимости и доходности акций предприятия.

Анализ деятельности предприятия осуществляется на основе данных бухгалтерской и статистической отчетности. Основным документом является бухгалтерский баланс.

ТЕМА 3. ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК И СПРОС Вопросы: Сущность туристической политики. Основные задачи и направления развития туризма. Структура международных связей и сотрудничества в области туризма. Система управления туризмом в Республике Беларусь. Цена и закон спроса. Понятие конъектуры рынка. Формирование спроса на услуги. 1. Сущность туристической политики. Основные задачи и направления развития туризма Туристическая политика – это система методов, мер и мероприятий социально–экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентом (Национальным собранием), правительством, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма. Туристическая политика формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельного предприятия. Туристическая политика государства носит все характерные черты по общей политики. Однако имеются и определенные специфические факторы, под влиянием которых туристическая политика формируется. К ним относятся: природные условия страны; транспортные условия, определяющие доступность объектов туристского интереса; социальные, экономические и правовые условия развития туризма. Основные направления развития туризма: 1. Транзитный и трансграничный туризм (в перспективе безвизовый режим в рамках еврорегионов, уже действует в Беловежской Пуще и Августовском канале, а также для туристов, прибывающих Белавия и находящихся в РБ не более 5 дней, планируется увеличить до 10); 2.  Познавательный туризм (оптимальное использование культурно–исторического наследия Республики Беларусь); 3. Агроэкотуризм (Более 2000 объектов агроэкотуризма, зарегистрированных в РБ, категорийность усадеб обозначается «зеленым петушком» (подобно звездам); 4. Медицинский туризм (более 150000 иностранных туристов получили медицинскую помощь в 2016 году, после этого туристы могут пройти курс реабилитации) Основной документ – Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016 – 2020 годы. Цель – создание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка. Задачи: – совершенствование системы подготовки кадров в сфере туризма, создание конкурентоспособных туров и туристических маршрутов; – продвижение национальных туров и экскурсий по Беларуси на мировом и внутреннем туристических рынках; – развитие объектов туристической индустрии; – повышение качества туристических и сопутствующих услуг, их реализация по конкурентным ценам. 2. Структура международных связей и сотрудничества в области туризма Основными целями международного сотрудничества являются: – использование туристских связей для укрепления доверия между странами; – использование туризма для развития взаимовыгодных отношений; – расширение связей и контактов; – создание в указанных целях на взаимной основе наиболее благоприятных условий для туристского обмена и др. Международное сотрудничество в области туризма развивается в двух формах: сотрудничество на двусторонней основе и многосторонней основе. Двустороннее сотрудничество возникает, когда две страны договариваются между собой о долговременных действиях относительно развития взаимных туристских связей (примеры: РБ–Израиль, РБ–КНР, РБ–Индия, РБ–Украина, РБ–РФ, РБ–РП, РБ–Кипр, РБ–Турция, РБ–Латвия, РБ–Армения, РБ–Литва, РБ–Молдова, РБ–Куба и т.д.) Конкретные меры этого сотрудничества обычно предполагают: – широкую поддержку деятельности и сотрудничества туристских организаций; – упрощение пограничных, таможенных и других туристских формальностей; – способствование увеличению объемов туристских поездок между странами; – обмен туристской информацией; – оказание помощи в подготовке профессиональных кадров для сферы туризма; – координацию сотрудничества туристских администраций в рамках ВТО и др; – согласие на открытие туристских рекламно–информационных бюро на территории друг друга. Многостороннее сотрудничество предусматривает координацию совместных действий по развитию международного туризма между несколькими странами. В зависимости от состава членов, их статуса и представительства, а также уставных целей и задач международные туристские организации квалифицируются как: 1) всемирные и региональные; 2) официальные (межправительственные) и неофициальные; 3) универсальные и специализированные. Наиболее представительной, авторитетной и активно действующей организацией является Всемирная туристическая организация, которая считается межправительственным универсальным органом сотрудничества стран в области туризма (1969 г.). Еще одной межправительственной туристской организацией стал Совет по туризму Содружества Независимых Государств (СНГ). К  универсальным относятся (Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (FUAAV); Международная федерация туроператоров (IFTO), Всемирная ассоциация туристских агентств (WATA). К узкоспециализированным относятся международные туристские организации, которые объединяют своих членов по тем или иным предпринимательским или общественным интересам (Международная гостиничная ассоциация (IHA), Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), Международная ассоциация конгрессного бизнеса (ICCA), Международное бюро по социальному туризму (BITS), Международное бюро молодежного туризма (BYTES). Наиболее крупными и авторитетными региональными туристскими организациями являются Американское общество турагентств (ASTA), Европейская туристическая комиссия (ЕТС), Ассоциация турагентств стран Тихоокеанского региона (PATA), Конфедерация туристских организаций стран Латинской Америки (COTAL)… 3. Система управления туризмом в Республике Беларусь   Государственное регулирование туристической деятельности – это деятельность государственных органов, должностных лиц, направленная на урегулирование правоотношений, возникающих в сфере туризма. Носителями внутренней политики являются государственные или межгосударственные органы. По полномочиям они делятся на три основные группы: I группа: государство, его региональные и местные органы власти; – Президент Республики Беларусь (определяет единую государственную политику в сфере туризма); – Совет Министров Республики Беларусь (обеспечивает проведение единой госполитики в сфере туризма, утверждает Госпрограммы развития туризма); – Национальное собрание РеспубликиБеларусь (определяет порядок оказания туристических услуг) – (!) Министерство спорта и туризма Республики Беларусь (проводит государственную политику в сфере туризма) – Местные Советы депутатов (исполнительные и распорядительные органы) в пределах своей компетенции решают вопросы местного значения в сфере туризма. – Департамент по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь является структурным подразделением центрального аппарата Министерства и осуществляет организационно–управленческие функции в сфере туризма. – Межведомственный экспертно–координационный совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь создается в целях совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных объединений, участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии по вопросам создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в Республике Беларусь. II    группа: союзы, объединения туристских агентств, тран­спортных организаций и других, чья деятельность зависит от государственных инстанций. Республиканский союз туристических организаций (РСТО) создан по инициативе пяти ведущих туристских организаций (ВнешИнтурист, Санни Трэвл, Сакуб Холидэй, Смок Трэвл и Алатан Тур) Республики Беларусь как добровольное объединение коммерческих организаций в целях координации деятельности, защиты профессиональных интересов и прав коммерческих организаций, осуществляющих туристскую деятельность в Республике Беларусь. Союз зарегистрирован 09 июля 2002 г. в качестве юридического лица как некоммерческая организация. Основные цели направлены на формирование благоприятных условий для всестороннего развития туризма. В настоящее время основные вопросы, решаемые РСТО относятся к обсуждению новой редакции Закона «О туризме». III   группа: ассоциации и другие организации, имеющие косвенное отношение к развитию туризма: Ассоциация туристских организаций; Ассоциация международных экспедиторов и логистики (БАМЭ); Ассоциация таможенных представителей; и др. 4. Цена и закон спроса. Понятие конъектуры рынка Цена – это денежное выражение стоимости товара (услуги), которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар (услугу). Выделяют следующие ценообразующие факторы: – затраты; – ценность товара; – спрос и его эластичность; – конкуренция; – государственное влияние. Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон спроса и предложения – экономический закон, устанавливающий зависимость величины спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать). (Прямая (прямо пропорциональная) зависимость между ценой и предложением и обратная (обратно пропорциональная) зависимость между ценой и спросом). Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы: – наличие товаров–конкурентов или товаров–заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность); – заметное для покупателя изменение уровня цен (резкие и заметные изменения цен приводят к увеличению эластичности спроса на товар/услугу); – современность и осведомленность покупателей о рынке интересующих товаров/услуг (чем больше покупатель разбирается в той или иной сфере, интересующих товаров/услуг, тем выше эластичность); – фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара/услуги и обдумывание – тем выше эластичность); – удельный вес товара/услуги в расходах потребителя (чем больше доля цены товара/услуги в расходах потребителя, тем выше эластичность). Товары с эластичным спросом по цене: предметы роскоши, товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета: мебель, бытовая техника, туристические услуги, легкозаменяемые товары (мясо, фрукты) Товары с неэластичным спросом по цене: предметы первой необходимости (лекарства, одежда, обувь), товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, соль), труднозаменяемые товары (хлеб, лампочки, бензин). Конъюнктура рынка – это совокупность условий (черт), определяющих рыночную ситуацию в определенный момент времен. Благоприятная (высокая) конъюнктура – характеризуется сбалансированным рынком, стабильным или растущим объемом продаж, равновесными ценами. Неблагоприятная (низкая) конъюнктура – характеризуется признаками дисбаланса рынка, отсутствием или снижением спроса, резкими колебаниями цен, кризисов сбыта, дефицитом товаров. Существуют следующие характеристики рынка: оживленный рынок, развивающийся рынок, стабильный рынок, стагнирующий рынок, регрессирующий рынок и т.д.   5. Формирование спроса на услуги Формирование спроса – это целенаправленные действия со стороны предприятия, проводимые в интересах повышения спроса потенциальных покупателей, потребителей на определенный товар/услугу. Спрос – это количество товаров и услуг, которое покупатели желают приобрести. Спрос формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы: – экономические факторы: уровень развития производства товаров и услуг, денежные доходы населения, уровень розничных цен и их соотношение; – социальные факторы: социальная культура общества, профессиональный состав населения, уровень развития культуры и т.п.; – демографические факторы: численность населения, соотношение между городским и сельским населением, половозрастной состав, миграция населения; – природно–климатические факторы: географические и климатические условия, традиции, условия быта и т.п.; – политические факторы: непредвиденные чрезвычайные ситуации, внутригосударственные политические конфликты и т.д. На изменение спроса влияют и неценовые факторы: – изменение денежных доходов населения; – изменение цен на товары–заменители; – экономическая политика правительства; – изменение потребительских предпочтений. Наряду со спросом важным элементом рынка является предложение товара. Для коммерческих операций это наиболее значимый фактор, определяющий насыщенность рынка. Предложение – это количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Закон предложения гласит: предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Взаимодействие спроса и предложения в условиях рынка формирует цену. Рыночная цена – результат взаимодействия спроса и предложения. На уровне совпадения спроса и предложения цена соответствует стоимости, т.е. общественно необходимым затратам. Стоимость есть равновесие интересов покупателей и продавцов, т.е. равновесие предельной полезности (цена и спрос) и издержек производства (цена и предложение). Равновесие цен в рыночной экономике призвано выполнять три функции: Функцию исключения, т.е. с рынка вытесняются продавцы, цены (затраты) на товары которых превышают стоимость продукции. Функцию выравнивания, т.е. через цену выравниваются интересы продавца и покупателя. Функцию регулирования, т.е. посредством цены рынок вытесняет товары, не соответствующие по своим затратам, качеству и другим требованиям покупателей. Формирование цен с приближением их к стоимости возможно в условиях чистой (совершенной) рыночной конкуренции, когда на рынке присутствуют не менее 6–8 свободных продавцов, обеспечивающих насыщение рынка и конкурирующих между собой. ТЕМА 4. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ТУРИЗМЕ И ГОСТЕПРИИМСТВЕ Вопросы: Экономическая сущность налогов. Функции и элементы системы налогообложения. Классификация налогов. Способы взимания и методы уплаты. Основные налоги, уплачиваемые юридическими лицами. Особенности налогообложения предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Упрощенная система налогообложения для туристических предприятий. 1. Экономическая сущность налогов. Функции и элементы системы налогообложения Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в республиканский и/или местный бюджет. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образует налоговую систему государства. Налог считается установленным в случаях, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: – объект налогообложения (объектами признаются обстоятельства, при наличии которых у плательщика возникают налоговые обязательства); – налоговая база (это стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения); – налоговый период (это календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и начисляется сумма налога); – налоговая ставка(и) (устанавливается по каждому налогу); – порядок исчисления; – порядок и сроки уплаты. Функции налогов: – фискальная (основная, так как преимущественно именно налоги формируют доходы государственного бюджета); – распределительная (социальная) (перераспределение общественных доходов, то есть передача незащищенным категориям граждан средств путем наложения налогового бремени на более сильные категории); – регулирующая (решение задач экономической политики государства посредством налоговых механизмов); – стимулирующая (поддержка развития экономических процессов через систему льгот и освобождений); – дестимулирующая (воспрепятствование развитию нежелательных экономических процессов через налоговое бремя); – контрольная (позволяет отслеживать своевременность и полноту поступления денежных средств в бюджет и сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах).   2. Классификация налогов. Способы взимания и методы уплаты Все налоги разделяются на несколько видов: · по субъектам уплаты (плательщикам): – уплачиваемые юридическими лицами (организациями); – уплачиваемые физическими лицами. · по способу изъятия: – прямые (налоговую нагрузку несет сам налогоплательщик); – косвенные (включаются в отпускную цену продукции, товаров, работ (услуг). · по источнику уплаты: – уплачиваемые из выручки (оборотные налоги – НДС, акцизы); – уплачиваемые из прибыли и дохода (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль); – включаемые в состав затрат (отчисления по социальному страхованию, ресурсные налоги (земельный, экологический, налог на добычу(изъятие) природных ресурсов, налог на недвижимость). · по принадлежности к уровням управления и власти – республиканские (республиканские налоги взимаются на основании государственного законодательства Республики Беларусь и направляются в бюджет); – местные (местные налоги взимаются на соответствующей территории и поступают в местный бюджет (сбор с заготовителей, налог за владение собаками). Способы и методы взимания налогов: 1. Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник). Кадастровым способом налог исчисляет налоговый орган на основе данных, поступающих от государственных органов, осуществляющих регистрацию имущества и сделок с ним. Величина налога не зависит от доходности объекта. Сроки уведомления плательщиков определены по каждому налогу отдельно, но по общему правилу не менее чем за месяц до наступления срока платежа налогоплательщику должно быть направлено уведомление с указанием объекта обложения, ставки и суммы налога. Пример: налог на недвижимость, земельный налог, налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. 2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Налог исчисляет и перечисляет в бюджет сам налогоплательщик. Примером может служить налог на прибыль. 3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода и выгодна для государства. Исчисление налога производится через налогового агента. Налоговый агент обязан: рассчитать сумму налога, удержать из дохода налогоплательщика, перечислить в бюджет, вести учет и предоставлять отчетность. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием. До выплаты дохода из него вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.   3. Основные налоги, уплачиваемые юридическими лицами Основные налоги, уплачиваемые юридическими лицами можно условно разделить на три группы:налоги и отчисления, включаемые в затраты по производству продукции (товаров, работ, услуг): земельный налог, экологический налог, налог на добычу (изъятие) природных ресурсов, налог на недвижимость, отчисления на государственное социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; – косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, косвенные налоги при экспорте, импорте товаров (работ, услуг) в Таможенном союзе;  – налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода): налог на прибыль, налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; Кроме того, в Республике Беларусь предусмотрены особые режимы налогообложения. К ним относятся: упрощенная система налогообложения; налогообложение в свободных экономических зонах; налог на игорный бизнес, лотерейную деятельность; единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг); налогообложение отдельных категорий и плательщиков. Земельный налог
Объект налогообложения Налоговая база Ставка налога Налоговый период

Земельные участки

Кадастровая стоимость Согласно Приложению 5 к НК

Календарный год

Площадь земельного участка Согласно Приложению 2 и 3 к НК

Экологический налог

Объект налогообложения Налоговая база С авка налога Налоговый период
Выбросы, хранение, захоронение загрязняющих веществ Фактические объемы Согласно Приложению 6–8 к НК с учетом коэффициентов Календарный квартал

Налог на недвижимость

Объект налогообложения Налоговая база Ставка налога Налоговый пер од
Капитальные строения Остаточная стоимость 1% – общеустановленная 0,1 % – для кооперативов

Календарный год

Здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства Стоимость сверхнормативного строительства 2%

Дата: 2018-12-28, просмотров: 226.