Сущность и функции государственного кредита. Муниципальный кредит
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и учреждений, с одной стороны, и физическими или юридическими лицами - с другой, при которой государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Гарантом государство является тогда, когда оно берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение обязательств, которые имеют юридические и физические лица.

Муниципальный кредит, в отличие от государственного, реализуется с участием органов власти местного самоуправления.

 Чаще государство выступает как заемщик средств, реже - как кредитор. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов экономических отношений—финансов и кредита, имеет черты обоих.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, в том числе федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов. Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, в том числе - основывается на принципах возвратности, срочности и платности. В отличие от банковского и коммерческого кредита, обеспечением государственного кредита является все государственное имущество или имущество конкретной территории.

Государственный кредит выполняет 2 функции:

1. фискальная

2. регулирующая.

Через фискальную функцию обеспечивается поступление дополнительных средств для финансирования государственных расходов.

Регулирующая функция проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, на уровень ставок на рынке капитала, на производство и занятость.

Воздействие на денежное обращение проявляется в том, что мобилизуя средства физических лиц, государство снижает их платежеспособность. Если мобилизованные средства пойдут на производственные инвестиции, то произойдет абсолютное сокращение денежной массы в обращении. Если эти средства пойдут на оплату труда бюджетникам, то количество наличной денежной массы останется без изменения.

Государство, занимая финансовые ресурсы, сокращает кредитные ресурсы в стране, они становятся более дефицитными, следовательно, растет цена кредита. Таким образом, чем больше государство заимствует, тем больше уровень ссудного процента и тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. В свою очередь, предприниматели, бизнесмены, инвесторы, банки свои средства стремятся вложить не в сферу производства, а в государственные ценные бумаги, как следствие, производство сокращается, растет безработица. Положительное же воздействие на производство и занятость государство оказывает, выступая в качестве кредитора или гаранта.

Использование государственного кредита для финансирования расходов капитального характера имеет положительные стороны. Например, для финансирования строительства дорогостоящего социального объекта за счет средств бюджета требуется 10 лет. Можно сформировать фонд средств для этой цели за счет федерального бюджета в течение 10 лет и лишь после этого начинать строительство, если же прибегнуть к займам, то объект можно построить сейчас, а долги отдавать постепенно, но население в течение 10 лет будет пользоваться этим социальным объектом.

В развитых странах принято считать, что страна или предприяти,е не используя кредиты и рассчитывая только на себя, будет развиваться стабильно, но медленно по сравнению с теми, кто прибегает к займам.

Заимствования органы власти чаще всего осуществляют, выпуская долговые ценные бумаги – облигации. Право на их выпуск имеют  их имеют все 3 уровня исполнительной власти, но решение о выпуске принимает соответствующий законодательный орган.

Кроме федеральных займов, большую роль в финансовой экономики играют займы субъектов федерации, а также займы муниципальных образований. Основная цель этих займов – обеспечение инвестиционных целевых программ и финансирование дефицита соответственного бюджета.

Виды этих займов:

- инвестиционные

- бюджетные

Инвестиционные – предназначены для обеспечения финансирования капитальных вложений, необходимых для финансирования проектов, в том числе программы жилищного строительства, развития социальной и производственной инфраструктуры.

Бюджетные займы – предназначены для покрытия текущих расходов, которые невозможно покрыть за счет имеющихся бюджетных доходов.

На данный момент удельный вес региональных и муниципальных займов небольшой по сравнению с удельным весом федеральных займов в общем объёме заимствований органов власти.

6. Государственный долг. Внутренний и внешний долг

Государственный долг—это вся сумма выпущенных, но не погашенных гос. займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Он делится на внутренний и внешний. Критерием деления является валюта, в которой осуществляется заимствование. Внутренний - в национальной валюте, а внешний - в иностранной.

Внутренний долг РФ на 1.10.2018г. :

Государственный внутренний долг Российской Федерации - всего, 9 043 278,7
в том числе:  
государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации 1 446 604,9

 

Структура и динамика государственного внутреннего долга

в период с 01.09.2018 по 30.09.2018 (млрд. руб.)

Виды государственных ценных бумаг По состоянию на 01.09.2018 Изменение госдолга с 01.09.2018 по 30.09.2018 По состоянию на 01.10.2018
ОФЗ-ПД 4 792,355 - 4 792,355
ОФЗ-АД 417,889 - 417,889
ОФЗ-ПК 1 722,080 - 1 722,080
ОФЗ-ИН 248,844 1,191 250,035
ОФЗ-н 50,705 1,310 52,015
ГСО-ППС 230,300 - 230,300
ГСО-ФПС 132,000 - 132,000

 

Внешний государственный долг РФ складывается из различных составляющих:

- задолженность, которую РФ приняла на себя от СССР

- долги, которые образовались в РФ, за время рыночных преобразований.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 196.