Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и особенности административно-правовых норм

Понятие и особенности административно-правовых норм
Понятие
Административно-правовая норма — это правило поведения, установленное государством в целях регулирования общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.
Назначение административно-правовых норм
Правовое обеспечение механизма исполнительной власти (государственного управления) с целью упорядоченности организации и эффективного функционирования всей системы исполнительной власти (государственного управления) и отдельных ее звеньев, создания прочного режима законности и государственной дисциплины в государственно-управленческой деятельности.
Особенности административно-правовых норм
  • являются нормативной базой для регулирования общественных отношений, служащих предметом обеспечения других отраслей права — финансового, налогового, предпринимательского и др.;
  • определяют границы должностного поведения в сфере государственного управления;
  • имеют прямое действие;
  • подзаконны: создаются на основе и во исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента РФ;
  • вторичны, поскольку именно этими нормами определяется механизм реализации норм, определенных в законах;
  • императивны, т.е. имеют обязательный характер и должны исполняться в одностороннем порядке.

Структура административно-правовой нормы

Структура административно-правовой нормы

Гипотеза

  • указывает на условия применения того или иного правила поведения;
  • содержит конкретные фактические условия применения нормы права;
  • содержит лишь общую характеристику условий, при которых норма может быть реализована;
  • является общей как для одного акта, так и для других однородных актов.

Диспозиция

Основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера.

Санкция

  • всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений;
  • указывает на меры возможного государственного воздействия за нарушения требований, сформулированных в диспозиции правовой нормы.
В виде:
  • дисциплинарного воздействия;
  • административного воздействия.

Виды административно-правовых норм

Виды административно-правовых норм1

По предмету регулирования

Материальные
  • закрепляют права и обязанности участников управленческих отношений, их ответственность;
  • определяют правовой режим, в котором должна функционировать система исполнительной власти.
Процессуальные Определяют порядок реализации материальных норм.

По юридическому содержанию

Обязывающие Предписывают в предусмотренных нормой условиях совершать те или иные действия. Запрещающие Устанавливают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Уполномочивающие Предусматривают возможность действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Ограничительные Предусматривают ограничения в совершении определенных действий. Стимулирующие Обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих отношений. Рекомендательные Предусматривают, как поступать в тех или иных условиях, предоставляют возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения той или иной ситуации. Регистрационные Касаются организации и проведения митингов, шествий; регистрации политических партий, общественных объединений и т.д.

По адресату

Регулирующие
  • организация и деятельность различных звеньев аппарата государственного управления;
  • административно-правовой статус государственных служащих;
  • административно-правовой статус граждан;
  • организация и деятельность государственных предприятий и учреждений;
  • вопросы функционирования коммерческих структур;
  • административно-правовой статус общественных объединений.

По способу выражения

Письменные Выражены в форме письменных предписаний (например, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ). Словесные Выражены в форме устных предписаний уполномоченного лица (например, предупреждение инспектора ГИБДД о соблюдении правил дорожного движения). Конклюдентные Выражены в форме действий, жестов, знаков (например, жест инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства).

По действию во времени

Срочные Указывают срок действия (например, дорожный знак «Остановка запрещена» с указанием времени). Бессрочные Устанавливаются на неопределенный срок — до их отмены (например, Закон о милиции).

По федеральному устройству

Общефедеральные Принимаются, действуют и регулируют отношения на уровне федеральных органов государственной власти. Субъектов Федерации Принимаются, действуют и регулируют отношения на уровне субъекта Федерации. Местные Принимаются территориальными органами федеральных или региональных органов исполнительной власти либо органами местного самоуправления в пределах переданных им полномочий в области государственного управления.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 211.