Взаимосвязь воспитания и самовоспитания в процессе формирования и развития личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Воспитание немыслимо без самовоспитания. Поэтому их нельзя разрывать, а тем более противопоставлять. Правильно организованное воспитание обычно стимулирует самовоспитание, включает собственные усилия. К сожалению, бывает и так: воспитатели организуют беседы и диспуты, проводят экскурсии и походы, а учащиеся не проводят встречных усилий, а иногда сопротивляются воспитательному воздействию. Объясняется это чаще всего тем, что воспитатели не привлекают к подготовке и проведению этих мероприятий самих учащихся, не учитывают их интересы. Давно известно, что скучная работа не воспитывает. Хорошо организованный процесс воспитания пробуждает стремление к самоусовершенствованию, вызывает жажду к овладению духовными ценностями, вдохновляет на борьбу с недостатками, на преодоление слабостей.

Единство воспитания и самовоспитания правомерно рассматривать как одну закономерностей воспитательного процесса. Ведь воспитание достигает своей цели при условии, если оно сочетается с самовоспитанием, стимулирует его, побуждает воспитанников к самостоятельной работе над собой. Самовоспитание же дополнят воспитание, дополняет и подкрепляет его. Оно активизирует личность, повышает эффективность воспитательного процесса. Следовательно, воспитание и самовоспитание нельзя рассматривать как независимые один от другого, расположенные процессы.

Формирование личности проходит более успешно при условии сочетания общественного воспитания и личного самовоспитания.

 

4.Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни» в теории, методике и практике воспитания.

Здоровый образ жизни - это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

 

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

 

· воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

 

· окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

 

· отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

 

· питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

 

· движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

 

· гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

 

· закаливание;

 

 

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное

состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

 

· эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

 

· интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

 

· духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

 

Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» - способность взаимодействовать с другими людьми.

 

6.Современные инновационные процессы в воспитании. Авторские концепции и авторские школы воспитания.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 213.