Характеристика отечественной системы микроэлементных нормативов времени БСМ-1
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нормативно-методическое пособие «Базовая система микроэлементных нормативов времени (БСМ-1) впервые была разработана в СССР в 1982г. По результатам опытного внедрения в 11 отраслях промышленности в 1989г. документ был дополнен и переработан Всесоюзным научным центром по организации труда Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам. Он предназначен для использования специалистами нормативно-исследовательских станций, бюро, центров НОТ промышленных предприятий в целях проектирования на ее основе укрупненных систем микроэлементных нормативов времени на трудовые действия, приемы и комплексы приемов (БСМ-2, БСМ-3, БСМ-4), а также для расчета нормативов времени без проведения трудоемких хронометражных наблюдений.

Сущность микроэлементного нормирования сводится к тому, что самые сложные и многообразные по своему характеру трудовые действия являются комбинациями простых или первичных элементов, таких, например, как «Переместить», «Взять», «Повернуть» и т.д., которые и названы микроэлементами.

Микроэлементы состоят из одного или нескольких движений, выполняемых непрерывно. Например, микроэлемент «Переместить» состоит из одного движения, микроэлемент «Взять» состоит из нескольких мелких движений пальцев.

Под микроэлементом понимается такой элемент трудового процесса, который дальше расчленять нецелесообразно.

Микроэлементные нормативы представляют собой величины времени, полученные в результате статистической обработки затрат времени, изученных с применением видео и киносъемки, и установления наиболее вероятного времени, необходимого для большинства исполнителей по выполнению микроэлемента.

Использование микроэлементов при расчете нормативов времени должно обеспечить единую напряженность нормативных значений, снизить трудоемкость нормативно-исследовательской работы и тем самым сократить сроки разработки нормативов, поскольку устранит необходимость проведения хронометражных наблюдений на приемы ручных работ. В свою очередь использование укрупненных нормативов и типовых норм, рассчитанных на базе микроэлементных нормативов, улучшит качество норм.


Программы нормирования труда

Жесткость использования норм и их актуализация определяют точный учет использования рабочего времени и, как следствие, расходование денежных средств. Вместе с тем остро встает задача обеспечения единства и сопоставимости действующих норм по интенсивности выполнения трудовых процессов.

В настоящее время на корпоративном уровне за рубежом создаются и используются специальные целевые программы совершенствования нормирования труда, хотя прежде они являлись, как правило, составной частью программ повышения производительности.
Как показывает зарубежный опыт, программы нормирования труда должны основываться на системном подходе и предусматривать мероприятия, направленные на максимальное использование трудовых ресурсов путем расширения сферы нормирования труда, обеспечения высокого качества разрабатываемых норм и нормативов, поддержания их на прогрессивном уровне, формирования специалистов-нормировщиков высокой квалификации.

Формирование и реализация целевых программ нормирования труда обычно проходит несколько этапов.

 

1-й этап. Финансово-экономическое обоснование проекта целевой программы нормирования. Данный этап предполагает изучение производственных процессов, возможности их совершенствования, оценку вводимых систем нормирования труда, расчет экономии от их использования и соотнесение ее с соответствующими расходами. Основным оценочным показателем является размер прибыли на единицу затрат.

2-й этап. Планирование комплекса и очередности работ создания и реализации программы нормирования. На этом этапе определяются категории работников, труд которых подлежит нормированию, а также наиболее эффективные и рациональные методы и способы определения затрат труда, возможности использования автоматизированных систем проектирования и нормирования труда применительно к решению поставленных задач, рассчитывается смета на их приобретение.

 

3-й этап. Реализация программ нормирования. Значительную роль на данном этапе должны играть службы (подразделения) нормирования. Целью является установление равнонапряженных норм времени на одни и те же виды работ, функций и создание единой нормативно-информационной базы, которая позволяет эффективнее решать весь комплекс производственных, коммерческих и социальных вопросов корпоративного уровня.

Реализация мероприятий в рамках целевой программы нормирования труда предполагает также разработку единой стандартной формы отчетности и документации с учетом существующей классификации норм трудовых затрат.

Следует отметить, что за рубежом большое внимание уделяется четкому определению самой нормы времени и ее составляющих, в связи с чем на национальном и отраслевом уровнях разработаны специальные справочники, терминологические словари, методические указания и т. п.
Для успешной реализации программы также важно установить необходимую численность инженеров-нормировщиков для проведения нормативно-исследовательских работ на текущий период и на перспективу.

Зарубежная практика свидетельствует, что по мере увеличения производства и числа персонала количество нормировщиков в расчете на каждую сотню рабочих будет уменьшаться, в связи с чем увеличивается число рабочих на одного нормировщика.

Программой нормирования должно быть предусмотрено обучение рабочих рациональным методам труда, которые были установлены в ходе нормативно-исследовательских работ.

 

4-й этап. Контроль результатов нормативно-исследовательских работ. Это связано в первую очередь со стремлением предпринимателей повысить эффективность использования трудового потенциала работников фирмы, изыскать резервы, учесть любые возможности для повышения прибыли.

 

Экономическая самостоятельность, характерная для современных условий развития экономики, предполагает в свою очередь самостоятельность в решении основных трудовых вопросов на уровне предприятия. Это вопросы установления численности персонала, подбора и расстановки их в производственном процессе, выбора форм и систем оплаты труда и методов ее организации, расчета, внедрения и пересмотра норм трудовых затрат и других решений в области нормирования труда.

 

В Трудовом Кодексе РФ (глава Нормирование труда) регламентируются следующие вопросы, отражающие участие работодателей и выборных профсоюзных органов в организации нормирования труда на предприятии:

· определение системы нормирования труда (ст. 159);

· разработка и применение локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162);

· обеспечение нормальных условий работы для выполнения норм выработки (ст. 163).

Разработка и утверждение типовых норм труда согласно ст. 161 Трудового Кодекса РФ гл. 22. определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В связи с проводимой экономической реформой прерогатива в области нормирования труда отдана пред­приятиям. Поэтому коллективный договор должен стать основной формой регулирования трудовых отношений между работ­никами и работодателями при ре­шении вопросов нормирования труда.

Коллективный договор конкре­тизирует и развивает отраслевое соглашение, обя­зательства работодателя и наемных работников по повышению эффективности производства и труда в части снижения трудо­емкости и увеличения объема вы­пуска продукции. Договором определяются виды работ, по которым предус­матриваются совершенствование условий производства, введение новых и замена действующих норм, категории пер­сонала, для которых вводятся по­ниженные нормы трудовых затрат и размеры их снижения, конкретные перечни цен­трализованно разработанных норм и нормативов, используемых при установлении норм труда на пред­приятии.

В коллективных договорах в целях эффективного использова­ния трудового потенциала работ­ников и их социальной защиты, сохранения их здоровья и рабо­тоспособности следует оговари­вать уровень интенсивности труда, оптимальный темп работы, который должен учитываться при установлении всех видов норм затрат труда в подразделениях предприятия.

В кол­лективном договоре и в приложе­нии к нему должны устанавли­ваться порядок нормирования труда в период освоения произ­водства, размеры понижающих коэффициентов и сроки их вве­дения.

В коллективном договоре необходимо отразить порядок замены и пересмотра установ­ленных норм, сроки их действия. Одновременно следует произвести оценку сложности выполняемых операций, установить уровень за­работной платы по каждому виду работы, уточнить размеры преми­альных выплат и доплаты в за­висимости от содержания и ка­чества выполнения задания. При этом повышение качества норм не должно сопровождаться сни­жением заработной платы.

 




Дата: 2018-12-28, просмотров: 385.