Тема 2.3. Буксирные и сцепные устройства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Назначение.устройство и принцип работы буксирного и сцепного устройства.

2. Сцепное устройство толкача с несамоходным судном.

Буксирные устройства, ставящиеся на самоходных судах (буксировщиках), состоят из буксирного кнехта, гака, арок, лебедки и буксирных тросов.

 


Буксирный кнехт служит для закрепления на нем гака и представляет собой стальную штангу высотой 2—2,5 м над палубой, установленную в диаметральной плоскости судна. Нижний конец буксирного кнехта закрепляется в специальном башмаке на кильсоне, а верхний конец при помощи стальных тяг скреплен с палубным набором судна.

Буксирный гак представляет собой стальной крюк, надетый на верхний конец кнехта, на специально обточенную шейку. За гак крепится буксирный трос. На некоторых судах буксирный гак закрепляется за специальную дугу, укрепленную на стенке машинной шахты.

По конструкции гаки подразделяются на простые, шарнирные (или откидные) и шарнирные с пружинными амортизаторами (рис. 39). Простыми гаками оборудуются буксирные катера и буксировщики небольшой мощности.

Помимо названных, встречаются и автоматические гаки, отдача буксирных тросов с которых производится автоматически при возникновении в буксирном тросе усилий выше допустимых. Во избежание опрокидывания буксировщика применяются гаки со специальными устройствами, обеспечивающими своевременную отдачу буксирного троса с гака при достижении судном критического угла крена.

Буксирные арки служат для поддержания буксирного троса на безопасной для членов экипажа высоте и для свободной перекатки его с одного борта на другой. Арки располагаются поперек кормовой части судна, число их зависит от ее длины и бывает от двух до шести. Буксирные арки изготовляются металлическими, а верхняя выпуклая их часть иногда обшивается досками. Буксирная лебедка предназначена для крепления коренного конца буксирного троса и изменения его длины во время буксировки. Автоматическая буксирная лебедка при увеличении натяжения буксирного троса потравливает трос, уменьшая тем самым его натяжение. Когда натяжение уменьшается, лебедка выбирает трос до тех пор, пока натяжение не станет нормальным. Буксирные лебедки имеют большой барабан с ребордами и оборудуются ленточными или дисковыми тормозами, тросоукладчиком и амортизатором. На большинстве буксирных лебедок устанавливаются вспомогательные барабаны, служащие для работы со швартовными тросами, для подъема якоря и других целей.

Управление буксирной лебедкой может осуществляться с помощью командоконтроллера, установленного вблизи лебедки, а также и командоконтроллера, установленного на капитанском мостике.

Буксирные тросы служат для крепления буксируемых судов с гаком буксировщика. Применяются стальные тросы различной длины и диаметра в зависимости от вида буксировки, мощности буксировщика и назначения буксирного троса. По назначению буксирные тросы подразделяются на ходовые, или главные, арочные, вспомогательные и бухты.

Буксирное устройство несамоходных судов состоит из буксирных кнехтов, установленных на носовой и кормовой частях баржи, и ушей — двух вертикальных стоек, расположенных по обе стороны форштевня и ахтерштевня, между которыми пропускается буксирный трос. На нефтеналивных баржах к буксирным кнехтам прикрепляется шарнирный гак, за который закладывается

коуш буксирного троса. Такое устройство дает возможность быстро отдать буксирный трос с состава.

Для буксировки судов, не имеющих специального буксирного устройства, применяют брагу или полубрагу.

Сцепные устройства для толкания ставятся на буксирах-толкачах наряду с буксирными устройствами. Они представляют собой комплекс приспособлений для обеспечения толкания судов в кильватер.

Толкачи оборудованы двумя носовыми упорами и приспособлением для закрепления вожжевых и расчаливающих тросов.
Вместо расчаливающих тросов для учалки барж между собой в составе и толкача с составом толкачи и баржи оборудуются автоматическими сцепными замками (автосцепами — рис. 40). Автосцеп на толкаче (или барже) состоит из двух вертикальных упоров и носовой обносной балки, имеющей в средней части вырез для сцепного рельса баржи. Расцепление замка осуществляется либо рычажным механизмом, либо при помощи тросовой проводки.

2.Сцепное устройство толкача с несамоходным судном.

Сцепное устройство толкача с несамоходным судном, выполненным с расположенными в корме бортовыми упорами-обтекателями для размещения между ними носовой части корпуса толкача, содержащее расположенную на корме несамоходного судна вертикальную сцепную балку и вертикальные упорные балки на торцах бортовых упоров-обтекателей, отличающееся тем, что оно снабжено расположенной на толкаче амортизирующей конструкцией, состоящей из двух разнесенных к бортам поперечных амортизаторов и расположенного между нимиглавного продольного амортизатора с поворачивающимся вокруг своей оси главным штоком и натяжным механизмом, носовым сцепным коушем, соединенным с концом главного штока, поддерживающими амортизаторами, расположенными снизу с боков носового сцепного коуша для удержания его в горизонтальном положении, мягким кранцем, установленным в верхней части наклоненного вперед не менее чем на 40o форштевня толкача непосредственно под носовым сцепным коушем, и бортовыми кранцами дляопирания толкача на симметрично расположенные вертикальные опоры, выполненные на упомянутых упорах-обтекателях, а также закрепленным на установленном с возможностью перемещения на упомянутой сцепной балке ползуна сцепным гаком с ответной конструкцией на его тыльной стороне для взаимодействия с выполненной в виде седловины передней частью носового сцепного коуша.

 

На озерных автосцепах для уменьшения влияния качки дополнительно устанавливают продольные и поперечные пружинные амортизаторы. Озерные замки выпускают для толкачей и барж. Подвеска автосцепного замка толкача (рис. 61) соединяет все элементы замка в одно целое, обеспечивает его поперечную подвижность, регулирование вылета головки и продольную амортизацию.

Рисунок 61 – Носовая оконечность толкача с однозамковым озерным автосцепом 1 – поперечный амортизатор; 2 – подвеска; 3 – лебедка для расцепки автосцепа; 4 – головка замка.

Амортизация осуществляется благодаря тарельчатым пружинам, набираемым на шток подвески. Число пружин у замков для толкачей больше, чем у баржевых замков. Этим обеспечивается большой ход амортизатора замка толкача. Запирающие детали головки замка (клешни, крюк, кулачок) образуют самотормозящий механизм, не раскрывающийся при нагружении клешней. Раскрывается замок только после принудительного поворота кулачка с помощью лебедки.

Поперечный амортизатор озерного замка состоит из корпуса, внутри которого размещен набор спиральных пружин, и штока, соединенного с подвеской замка.

Рисунок 62 – Универсальный речной автосцеп УДР-100 1 – замок; 2 – направляющая; 3 – ручная лебедка; 4 – противовес; 5 – амортизатор.

Сцеп с изгибающим устройством применяют для осуществления независимого поворота судна в составе при движении по узким участкам малых рек. Наиболее распространены изгибающие гидравлические устройства.

Изгибающее устройство состоит из двухзамкового автосцепа типа УДР, установленного на палубе носовой оконечности теплохода, и поворотной сцепной балки на кормовой оконечности баржи (рис. 64, а, б).

   
   

Поворотное сцепление балки имеет шарнир, относительно которого поворачивается судно (рис. 65).

Поворот балки осуществляется гидроцилиндрами, для привода которых имеется насосная станция, создающая в системе давление 9,8МПа. Управляют изгибающим устройством из рулевой рубки.

     

1 – автосцеп УДР; 2 – поворотная балка; 3 – фиксатор нейтрального положения; 4 – станция управления; 5 – насосная станция: 6 – гидроцилиндр; 7 – карданный подвес; 8, 9 – опоры гидроцилиндра и поворотной балки; 10 – кронштейн центральной оси поворота.

 

Рисунок 65 – Изгибающее устройство с поворотной балкой

 
               

Применяют также изгибающее устройство с поворотной вертикальной рамой (платформой), шарнирно закрепленной в ДП теплохода (рис. 64, в), В этом случае на барже-приставке устанавливают только жесткую сцепную балку для сцепки баржи с теплоходом. Сцепка осуществляется при помощи автосцепа УДР, замки которого устанавливают в упорных колоннах поворотной рамы.

 

Контрольные вопросы:

1.​Охарактеризовать состав и назначение буксирного устройства устройства.

2.​ Назвать основные механизмы и устройства буксирного устройства.

3. Охарактеризовать состав сцепного устройства и его назначение.

4. Пояснить назначение автосцепов в сцепномусиройстве.

5.Пояснить назначение буксирной лебёдки в составе буксирного устройства.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1806.