Анализ основных эксплуатационных отказов дизелей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Наиболее полное использование заложенного при конструировании и изготовлении двигателя ресурса возможно при правильной эксплуатации и качественном ремонте. Качество капитального ремонта (КР) и его технология во многом определяется дефектами основных элементов двигателя, например коленчатых валов. Результаты дефектации 79495 коленчатых валов (КВ), выполненной на ЗАО «Ремдизель» г. Набережные Челны, приведены в табл.1.1.

Таблица 1.1

Распределение дефектов коленчатых валов двигателей КамАЗ-740

Наименование дефектов Доля, %

Выбраковано КВ всего                                                                      34,92

Трещины на шейках                                                                            9,41

Прогиб по третьей коренной шейке более 0,9мм                            5,05

Проворот вкладышей, задир и забоины на шейках                         4,54

Нет галтелей на шейках                                                                      5,76

Разрушение (разлом) вала                                                                  0,70

 

Следует отметить, что не все двигатели с разрушением коленчатого вала, с задиром шеек попадают в капитальный ремонт. Поэтому доля таких дефектов коленчатого вала в эксплуатации выше.

Более полные данные по дефектам двигателей, снятым в капитальный ремонт, содержатся в статистике эксплуатирующих организаций. В табл. 1. 2 приведено распределение пробега двигателей КамАЗ-740 до КР по основным дефектам по данным Московского филиала «КамАЗавтоцентр». Результаты обработки приведены в табл. 1.3.

В эксплуатации водители нередко распломбируют топливный насос высокого давления (ТНВД) и нарушают его регулировку в сторону повышения скоростного режима работы двигателя. Особенно это характерно для автомобилей, работающих на междугородных маршрутах. Это приводит к форсированию двигателя и к перегрузкам деталей, что нередко приводит к их разрушению. Из табл. 1.2 и 1.3 видно, что такие дефекты, как проворачивание вкладышей, обрыв шатуна и шатунных болтов, поломка коленчатого вала наблюдаются чаще всего у двигателей, работающих с нарушенным пломбированием ТНВД. Доля таких двигателей находится в пределах 36-59% (табл. 1.3) от количества двигателей с такими дефектами.

Из табл. 1.2, 1.3 следует, что по причине естественного износа деталей в доремонтный период поступает в КР 44,36% двигателей, а в межремонтный только 31,51%. Коэффициент вариации наработки до КР по


Таблица 1.2

Распределение пробега двигателей КамАЗ-740 в доремонтном (Н) и межремонтном (Р)

периодах эксплуатации по основным дефектам по данным Московского филиала «КамАЗавтоцентр», %

 

 

 

Наименование дефектов

 

 

 

Период

 

Интервалы пробега, тыс.км

 

 

Двигатели с дефектами

  0-30   30-100   100-150   150-200   200-250   250-300   300-350   св 350   Всего   НРТА
  1.Естественный износ ЦПГ и КШМ 2. Пылевой (абразивный) износ ЦПГ и КШМ 3. Износ ЦПГ вследствие перегрева двигателя 4. Проворачивание коренных и шатунных вкладышей 5. Обрыв шатуна, шатунных болтов, поршня 6. Поломка коленчатого вала 7. Трещина блока цилиндров 8. Дефекты масляного насоса 9. Прочие                       Итого       Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р   - 0,78 - 1,92 - 10,00 1,03 13,41 4,50 18,64 - 9,09 - 13,04 - 33,33 8,33 23,07 0,96 8,93   0,92 17,32 18,94 51,92 33,34 40,00 27,83 50,00 27,02 43,37 28,57 54,54 18,57 43,47 - 33,33 25,00 38,46 13,59 37,46   0,61 15,74 14,73 26,92 22,22 20,00 19,58 28,04 20,72 27,11 14,28 27,27 14,28 23,91 50,00 33,34 25,00 15,38 10,43 22,82   14,24 22,04 34,73 11,53 22,22 20,00 18,55 4,87 18,01 6,77 28,57 9,09 17,14 8,69 25,00 - 25,00 7,69 18,81 12,40   21,05 13,38 28,42 5,76 22,22 10,00 17,52 2,43 17,11 3,38 14,28 - 20,00 4,34 25,00 - 8,33 7,69 20,60 6,94   20,74 30,70 3,15 1,92 - - 13,40 1,21 9,90 1,69 14,28 - 20,00 4,34 - - 8,34 7,69 15,10 11,16   36,22 - - - - - 2,06   - 0,90 - - - 7,14 2,17 - - - - 17,17 0,24   6,19 - - - - - - - 1,80 - - - 2,85 - - - - - 3,29 -   44,36 31,51 13,04 12,90 1,23 2,48 13,32 20,34 15,24 14,64 0,96 2,72 9,61 11,41 0,54 0,74 1,64 3,22 100,00 100,00   - - 0,27 - - - 5,08 9,42 9,06 7,94 0,41 0,99 0,54 0,24 - - - - 15,38 18,61

НРТА – нарушение регулировки топливной аппаратуры


этой группе дефектов минимальный и закон распределения наработки до КР здесь близок к нормальному. По основным дефектам аварийного характера (4,5,6,7) доля двигателей в межремонтный период в 1,62 раза выше, чем в доремонтный. В целом по всей совокупности двигателей из-за большой доли аварийных отказов наблюдается значительная вариация наработки до КР (٧>1), что соответствует экспоненциальному закону распределения, характерному для отказов аварийного характера из-за нарушения правил эксплуатации и конструктивно-технологических недоработок.

О качестве КР можно судить по величине вторичного ресурса и соотношению рассеивания наработки до ремонта по этим группам двигателей, что показано в табл. 1.4. Из табл. 1.3 также следует, что там, где наибольшая доля нарушений регулировок ТНВД (правил эксплуатации), там выше коэффициент вариации наработки до ремонта.

 

Таблица 1.3

Параметры распределения наработки до первого КР (Н)

и между КР (Р) двигателей КамАЗ-740

 

 

Наименование дефектов

 

Пери

од

Параметры

Доля двигателей

с расплом-

бированными

ТНВД

Среднее значение, тыс. км Средне-квад- ратическое отклонение, тыс. км Коэф- фициент вариации
  1. Естественный износ ЦПГ и  КШМ          2. Пылевой (абразивный) износ ЦПГ и КШМ 3. Износ ЦПГ вследствие перегрева двигателя  4. Проворачивание коренных и шатунных вкладышей    5. Обрыв шатуна, шатунных болтов, поршня 6. Поломка коленчатого вала   7. Трещина блоков цилиндров   8. Дефекты масляного насоса   9. Прочее   10. Итого     Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р Н Р     271,3 184,1 163,6 106,1 138,3 110,0 158,0 86,8 151,0 89,1 158,0 86,8 193,8 104,5 162,5 68,3 134,0 99,7 211,0 122,9   149,9 157,7 116,9 127,3 106,7 130,6 179,7 123,5 211,7 138,2 140,9 84,3 205,4 182,9 64,0 65,0 160,6 176,5 225,0 173,8   0,552 0,857 0,714 1,200 0,772 1,188 1,138 1,423 1,402 1,551 0,892 0,971 1,059 1,751 0,394 0,958 1,198 1,769 1,067 1,414   - - 2,07 - - - 38,13 46,31 59,44 54,23 45,05 36,39 5,61 2,10 - - - - 15,38 18,61

 

Из табл. 1.4 следует, что наиболее низкий вторичный ресурс наблюдается по дефектам (4-8). Это обусловлено более низким давлением в системе смазки отремонтированных двигателей, большим накоплением усталостных повреждений (трещин) на коленчатых валах. Большая неоднородность составляющих при КР приводит к большой неоднородности качества ремонта и большему рассеиванию вторичного ресурса, о чем свидетельствует соотношение коэффициентов вариации, которое в 1,08-2,43 (в среднем в 1,32) раза выше, чем по не ремонтированным двигателям.

 

Таблица 1.4

Соотношение параметров долговечности двигателей КамАЗ-740

в межремонтном и до доремонтном периодах эксплуатации

  Наименование дефектов    
  1. Естественный износ ЦПГ и КШМ 2. Пылевой (абразивный) износ ЦПГ и КШМ 3. Износ ЦПГ вследствие перегрева двигателя 4. Проворачивание коренных и шатунных вкладышей 5. Обрыв шатуна, шатунных болтов, поршня 6. Поломка коленчатого вала 7. Трещина блока цилиндров 8. Дефекты масляного насоса 9. Прочие 10. Итого   0,67 0,64 0,79 0,54   0,58 0,55 0,53 0,42 0,74 0,58   1,55 1,68 1,53 1,25   1,10 1,08 1,65 2,43 1,47 1,32

Примечание к табл. 1.4:  - средняя наработка до КР соответственно до повторного и до первого;  - соответствующие коэффициенты вариации.

Таким образом, проведенный анализ показывает: по причине естественного износа деталей в КР поступает 44,36% не ремонтированных и 31,51% отремонтированных двигателей, остальные поступают в ремонт, как правило, с аварийными повреждениями основных деталей; значительная часть аварийных двигателей (36-59%) эксплуатировались с нарушением правил эксплуатации (распломбирование ТНВД); по основным дефектам аварийного характера доля двигателей в межремонтный период в 1,62 раза выше, чем в доремонтный; из-за большой доли аварийных двигателей наблюдается значительная вариация наработки до КР (٧>1); в среднем вторичный ресурс составляет 58% первичного, особенно низкий вторичный ресурс по двигателям с проворачиванием вкладышей, обрывом шатунов и шатунных болтов, поломкой коленчатого вала; рассеивание вторичного ресурса в среднем в 1,32 раза больше, чем первичного. Для повышения межремонтных пробегов двигателей необходимо повышать уровень их технической эксплуатации, совершенствовать технологию и качество ремонта, а также совершенствовать системы смазки и очистки масла и воздуха.

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 424.