Тема. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ В КУЛЬТУРЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В переводе с латинского термин «Культура» означает возделывание, обрабатывание. Первоначально имелось в виду возделывание земли.

В философском смысле культура – это выражение деятельностной природы человека. И в этом смысле культура является мерой развития самого человека. При таком понимании культуры история общества превращается в историю человеческой деятельности, в историю культуры.

Техника и научные трактаты, политика и моральные нормы, живопись и космические корабли, правительства и суды – все это мир человеческой культуры.

Культурное ядро народа или нации складывается на протяжении столетий. Оно фиксируется в предметном теле культуры – архитектуре, домашнем быте, праздничных манифестациях, шествиях. Оно существует в повседневной жизни, в жизненном укладе народа.

Таким образом, культура представляет собой мир человеческих ценностей, человеческих смыслов, которыми люди наделяют создаваемый ими предметный мир. Этот предметных мир во всей своей совокупности представляет собой предметное тело культуры.

Главное в культуре – это проблема идеалов. Но следует отметить, что далеко не всегда принципы и идеалы, сформулированные в культуре, становятся принципами и нормами жизни. Происходит это потому, что культура сталкивается с социальными порядками, господствующими в обществе. В различных цивилизациях по-разному складываются взаимодействие культуры и социальных порядка. Наибольшие различия проявляются в функционировании в Западных и Восточных типах цивилизации.

Закономерности развития восточных цивилизаций таковы, что культура периодически достигает там больших высот, а затем приходит в упадок в месте с упадком или даже гибелью государства.

Восточные культуры имеют своей составляющей пассивную, созерцательную концепцию личности. Человек должен подчиняться господствующему над ним мировому порядку. Восточная концепция личности связанна с отказом от всяких потребностей, самоограничением растворении в космическом сознании.

В западной цивилизации скрадывается другой тип взаимодействия культуры и общества, который обеспечивается быстрее развитие цивилизации.

Начиная в эпохи Возрождения, западная культура постепенно выдвигала различные идеалы общественного устройства, концепции освобождения человека, и реализации творческого потенциала личности. Западная культура стремится к тому, чтобы процесс развития стал одновременно и процессом становления всесторонне развитого, целостного общества.

Наряду с высокой, элитарной культурой в современном обществе, существует и массовая культура, которая оказывает огромное воздействие на поведение, чувства, настроения людей.

Предназначение высокой культуры, к которой относят философию, литературу, живопись, классическую музыку, некассовые фильмы и театральные постановки, заключается в постоянном осмыслении гуманистических идеалов и духовно-нравственных ценностей. Но реальность такова, что для массового сознание такие идеалы зачастую оказываются слишком сложными и не нужными.

Диалог высокой культуры с повседневностью всегда складывается трудно, а иногда становится невозможным. Но жить без идеалов человек не может. И здесь выручает массовая культура, которая создает свои идеалы. В пределах массовой культуры постоянно возникают так называемее контркультуры, которые снимают с простого человека давления высоких идеалов и одновременно являются способом преодоления отчуждения человека от высокой культуры.

Таким образом, можно сказать, что роль массовой культуры в обществе состоит в том, что она приобщает большие массы людей к сложнейшим духовно-нравственным проблемам в адаптированном виде.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 223.