Объективная сторона административного правонарушения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Объективная сторона состава административного правонарушения - совокупность его объективных признаков, норматив­но (в статьях Особенной части КоАП и законов субъектов РФ) формулирующих особенности внешнего проявления противо­правного и административно наказуемого деяния.

Признаки объективной стороны административных правона­рушений отличаются значительным многообразием. Они характеризуют прежде всего форму и содержание (основные признаки объективной стороны) самого деяния — действия либо бездействия, а также место и время, способ, средства (орудия), предметы, обстоятельства (факультативные признаки объективной стороны), а также последствия и некоторые иные признаки акта противоправного поведения. Их закрепление в норме КоАП или закона субъекта РФ означает, что влекущим административную ответственность деянием может в каждом конкретном случае признаваться лишь то, в котором присутствуют соответствующие формализованные признаки противоправного деяния.

Отсутствие в конкретном деянии конкретного лица тех или иных обязательных призна­ков объективной стороны конкретного деяния означает и отсутствие фактического основания административной ответственности. В таком случае не будет административного правонарушения, не будет и следующего за ним административного наказа­ния, хотя могут быть и предприняты иные меры административного принуждения (мера административного пресечения и др.).

Многообразие признаков объективной стороны административ­ных правонарушений предполагает различные критерии их классификации. Остановимся на тех из них, которые имеют специальное, признанное законодательством юридическое значение для право­применительной практики по делам об административных правона­рушениях:

- формальные;

- материальные,

а также:

- длящиеся;

- продолжаемые;

- обычные составы административных правона­рушений.

К материальным составам административных правонарушений относятся деяния, обязательным признаком объективной стороны которых является причинение вреда охраняемым зако­ном общественным отношениям. Данные составы формулируются в КоАП и в законах субъектов РФ с использованием таких характеристик противоправного поведения, которые означают фактическое наступление в результате его совершения опреде­ленных общественно вредных последствий — «повреждение», «уничтожение», «утрата», «порча», «загрязнение» и т.д. Боль­шинство административных правонарушений, однако, представ­лено составами формальными, объективная сторона которых не содержит указания на последствия правонарушения. Чаще всего речь здесь идет о нарушениях соответствующих правил, условий, требований, режима и т.д. безотносительно к тому, вызывает ли нарушение норм какие-либо вредные последствия или нет.

Практическое значение разграничения формальных и матери­альных составов связано также с определением момента, когда правонарушение в целях привлечения лица к административной ответственности следует считать оконченным. КоАП РФ института покушения на административное правонарушение за весьма редким исключением не знает. Поэтому административная ответ­ственность за правонарушения с материальным составом воз­можна лишь с момента фактического наступления соответствующих вредных последствий. При их отсутствии акт противо­правного поведения нельзя считать оконченным и он не может влечь административное наказание.

Длящиеся правонарушения как специальный вид административных правонарушений выделяются КоАП для целей определения давности привлечения к ответственности. По своей природе длящиеся правонарушения проявляются в непрерывном осуществлении единого состава определенного действия (бездействия). Это — акт длительного неисполнения возложенной на лицо правовой обязанности по совершению соответствующих действий либо соблюдению установленных нормативных запретов.

Обычные правонарушения оканчиваются объективносамим фактом совершения противоправного акта (например, мелкого хулиганства или невыполнения законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства). Длящиеся же правонарушения следует рассматривать как формально оконченные с момента их субъективного официального выявления, т.е. со времени обнаружения и фиксации в протоколе об административном правонарушении, предписании, акте проверки и т.д. Последующее продолжение противоправного поведения должно расцениваться как «новое» длящееся административное правона­рушение независимо от фактического применения административного наказания за предшествующее деяние.

Продолжаемое административное правонарушение — неодно­кратное совершение нескольких тождественных, повторяющихся правонарушений, составляющих единую по своей цели схему противоправного поведения, подлежащего поэтому наказанию как одно административное правонарушение. К продолжаемым правонарушениям, например, относятся: выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном по­рядке или не прошедшего государственного технического осмот­ра, либо с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с которыми за­прещена эксплуатация, либо переоборудованного без разрешения (ст. 12.31); незаконное использование в детективно-охранной деятельности специальных технических средств, предназначен­ных для негласного получения информации (ст. 20.24), и др.

Правонарушения юридических лиц отличает такой обязатель­ный признак объективной стороны состава административного правонарушения, как объективная вина. Классическая модель вины физических лиц в ее сознательно-волевой (психической) форме к организациям неприменима, но вина — непременное условие любой юридической ответственности. Учитывая это, за­конодатель в КоАП определяет вину юридических лиц через внешние, т.е. объективные характеристики их соответствующей противоправной деятельности, точнее — через факт самого дея­ ния и обстоятельства его совершения.

Непринятие юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению охраняемых административной ответственностью правил и норм при наличии возможности их соблюдения — та­ково новое определение признака виновности для администра­тивных правонарушений юридических лиц, являющееся одно­временно общей формулой любого их административно наказуе­мого деяния (ч. 2 ст. 2.1).

Вина организации в любом случае должна быть установлена и доказана фактами непринятия необ­ходимых конкретных мер в обстоятельствах, когда соблюдение соответствующих правил находилось в сфере возможностей юри­дического лица, т.е. в сфере его контроля.

Факультативные признаки объективной стороны:

1) место - территория (определенная), на которой устанавливается специальные правила поведения и нарушения этих правил влечет признание деяний административным правонарушением (общественное место, автодорога, пограничная зона, государственная граница, железнодорожный путь, лес и др.);

2) время - признаком действия является период, в рамках которого совершение определенных действий будет признаваться правонарушением. Временным признаком бездействия является период, по истечению которого бездействие признается правонарушением;

3) способ совершения правонарушения включает: порядок, метод, последовательность действий, приемы применяемые правонарушителем;

4) средства совершения правонарушений - предметы, при помощи которых совершается правонарушение (транспортные средства, взрывчатые вещества, спиртные напитки и т.д.).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 212.