Модуль 1. Основные этапы исторического развития философских идей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места в нем человека. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров. Без цельной картины мира трудно представить современного специалиста. В становлении и формировании мировоззренческой культуры молодого поколения философские дисциплины играют особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями.

В результате изучения курса философии студенты должны знать: предмет и специфику философского знания, место и роль философии в культуре, особенности становления философии, ее структур; исторические этапы развития, направления и школы; основные проблемы, задачи и перспективы онтологии, гносеологии, социальной философии, философии истории и культуры; базовый философский понятийно-категориальный аппарат. Студенты должны уметь: прослеживать закономерности генезиса философского знания в контексте проблем онтологии, познания, социально-исторического бытия; научиться различать философские позиции в понимании мира; развивать и применять методологическую четкость мышления, аналитические и познавательные способности.  

Настоящее учебное пособие подготовлено с учетом современных требований к преподаванию философии. В соответствии с идеями Болонского процесса курс философии разделен на два модуля: Модуль 1. Основные этапы исторического развития философских идей; Модуль 2. Общетеоретическая и социальная философия. Каждый модуль содержит теоретическую и практическую части. Также в пособии приведены контрольные вопросы, перечень рекомендованной литературы и глоссарий.

Авторы стремились показать специфику философского знания, анализ становления философских проблем в истории философии. Отдельные разделы посвящены философскому пониманию мира и диалектическим принципам его развития. Уделяется внимание проблемам познавательной деятельности человека, социальной философии и философской антропологии, современным концепциям культуры и цивилизации, глобальным проблемам XXI века.



ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Модуль 1. Основные этапы исторического развития философских идей

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Тема 6

Тема 7

Тема 8

Тема 9

Тема 10

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Модуль 1. Основные этапы исторического развития философских идей

Контрольная часть: Модуль 1

1.1 Материализм – это признание

- первичности сознания, вторичности материи;

- материальных благ;

- первичности материи и вторичности сознания.

 

1.2 Философское направление, которое считает, что разум является первичной основой бытия, называется

- монизм;

- материализм;

- идеализм;

- пантеизм.

 

1.3 Выберите правильное высказывание

- материализм – это признание того, что мир состоит из одинаковых частиц: атомов, протонов, электронов и т. п.;

- материализм – это признание материальных благ;

- материализм – это признание первичности материи и вторичности сознания;

- материализм – это признание первичности сознания, вторичности материи.

 

1.4 Идеализм – это                           

- далекие от жизни рассуждения;

- попытка забыть «о прозе» жизни, стремление обосновать значение идеалов в жизни людей;

- доказательство того, что идеи, мысли существуют реально;

- признание первичности сознания, вторичности материи.  

 

1.5 Мир непознаваем в соответствии с учением

- сенсуализма;

- рационализма;

- агностицизма;

- дуализма;

- материализма.

 

1.6 Существует предание, что первым человеком, который назвал себя  философом был

- Аристотель;

- Гераклит;

- Демокрит;

- Пифагор;

- Платон.

 

1.7 В центре внимания первых древнегреческих философов был

- Бог;

- космос;

- человек;

- наука;

- миф.

 

1.8 Первым философом античности уже в древности считали

- Аристотеля;

- Гераклита;

- Платона;

- Фалеса;

- Демокрита.

 

1.9 Величайшим энциклопедистом древности был

- Сократ;

- Протагор;

- Анаксимен;

- Аристотель;

- Платон.

 

1.10 Те древнегреческие философы, которые, осмысливая мир, видели его первооснову в воде, огне, воздухе, земле, назывались:

- реалистами;

- идеалистами;

- материалистами;

- дуалистами;

-   номиналистами.

 

1.11 Учение о воде как первооснове бытия развивал

- Фалес;

- Аристотель;

- Гераклит;

- Демокрит;

- Платон;

- Сократ.

 

1.12. Учение об огне как первооснове бытия развивал:

- Аристотель;

- Демокрит;

- Гераклит;

- Сократ;

-   Фалес.

 

1.13 В центре внимания философии средних веков был

-   космос;

- человек;

- Бог;

- гуманизм;

- антропологизм;

- метод познания.

 

1.14 Направление средневековой философии, утверждающее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей, называется

- рационализм;

- реализм;

- сенсуализм;

- номинализм;

- дуализм;

- герменевтика.

 

1.15 Положение о двойственности истины, т. е.: у науки истина одна, а у религии другая, выдвинул 

- Ибн Рушд (Аверроэс);

- Августин Блаженный;

- Ибн-Сина (Авиценна);

- Николай Кузанский.

 

1.16 Эпоха Возрождения воспроизводила основные философские идеи

- Древнего Китая и Индии;

- Античной Греции и Рима;

- Нового времени; 

-   Средневековья.

 

1.17 В эпоху Возрождения в центре внимания философов были вопросы

- о Боге;

- о человеке;

- о природе;

- о методе познания.

 

1.18 В философии Нового времени на первый план была поставлена проблема

- Бога;

- природы;

- метода;

- человека;

- теософии;

- пантеизма.

 

1.19 Первым философом в Киевской Руси был

- митрополит Петр Могила;

- Юрий Дрогобыч (Котермак);

- Григорий Сковорода;

- митрополит Илларион;

- Тарас Шевченко.

 

1.20 Философия в Украине впервые начала изучаться отдельно от теологии

- в Острожской академии;

- во Львовском университете;

- в Киево-Могилянской академии;

- в Харьковской коллегии.

 

1.21 Кто является родоначальником философской мысли Украины эпохи  Просвещения (ХVIII в.)?

- Т. Шевченко;

-  Г. Сковорода;

-  М. Драгоманов;

-  И. Франко;

- В. Вернадский.

 

1.22 Украинский мыслитель, считавший, что мир представляет собой макрокосмос или Вселенную, микрокосмос или человека и символическую реальность, идеальным отражением которой является Библия, это

- митрополит Петр Могила;

- митрополит Иларион;

-  Юрий Дрогобыч;

- Станислав Ориховский;

- Григорий Сковорода;

- Леся Украинка.

 

1.23 Современная философская концепция, которая отвергает науку и делает упор на философском осмыслении бытия человека

- структурализм;

- психоанализ;

- неопозитивизм;

- экзистенциализм;

- неотомизм.

 

1.24 Философская концепция, которая является официальной философской доктриной Ватикана, возрождая учение одного из средневековых схоластов, это

- неопозитивизм;

- экзистенциализм;

- неотомизм;

- постмодернизм.

 

1.25 Современная философская концепция утверждающая, что все философские проблемы – это псевдопроблемы, что наука сама себе философия, называется

-   экзистенциализм;

- неотомизм;

- неофрейдизм;

- неопозитивизм;

- структурализм.

 

1.26 Философское учение современности, которое считает, что не противоречит догмам веры, что откровения и разум находятся в полном согласии друг с другом как две половины единой истины

-  постмодернизм;

-  неотомизм;

-  неопозитивизм;

-  экзистенциализм;

-  феноменология.

 

1.27 «Учение о четырех благородных истинах» – это

- джайнизм;

- буддизм;

- локаята;

- даосизм.

 

1.28 Карма – это

- круг перевоплощения;

- причинно-следственный закон воздаяния;

- космический абсолют;

- душа.

 

1.29 Автором учения о «благородных мужах» является

- Лао-цзы;

- Конфуций;

- Сократ;

- Фалес;

- Будда.

 

1.30 Автором афоризма «Человек есть мера всех вещей» является

- Протагор;

- Гераклит;    

- Сократ;   

- Зенон.

1.31 Философия Сократа – это, прежде всего,

- космология;

- гносеология;

- филология;

- антропология.

1.32 Согласно Аристотелю, началом философии является

- сомнение;

- ирония;

- удивление;

- размышление.

 

1.33 Школа эллинистической философии, которая учила о неотвратимости судьбы, называется

- скептицизм;

- школа киников;

- стоицизм;

- эпикуреизм.

 

1.34 Основным критерием для формационного подхода к общественному развитию является

- географический критерий;

- культурный тип;

- рыночные отношения;

- уровень развития науки и техники;

- способ производства материальных благ.

 

1.35 Социальные группы, называемые классами, возникают на таком этапе развития общества как

- первобытное общество;

- рабовладельческое общество;

- феодальное общество;

- буржуазное общество;

- социалистическое общество.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Тема 11

Тема 12

Тема 13

Тема 14

Тема 15

Тема 16

Тема 17

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Контрольная часть: Модуль 2

Личность – это человек

- добившийся значительных результатов;

- способный многое почерпнуть из общественного сознания;

- много отдающий обществу;

- с определенными чертами характера, способностями и наклонностями.

 

Индивидуальность – это

- духовность в человеке;

- индивид ставший личностью;

- неповторимое в человеке.

 

Сознание характеризуется

- вещностью;

- целеполаганием;

- протяженностью.

 

Миф – это

- результат искаженного восприятия окружающего мира;

- символическое повествование о сакральных сущностях;

- сказка или легенда, передаваемая из поколения в поколение;

- определенный набор художественных образов.

 

Символ – это

- материальный объект, обозначающий другой объект;

- образ, воплощающий идею, наделенную особым смыслом;

- художественное выражение коллективных представлений о мире;

- совокупность сведений об определенной вещи или явлении.

 

Артефактом называется

- предмет или явление, целенаправленно созданное человеком;

- предмет или явление, естественно возникшее в ходе истории;

- любой предмет, добытый в результате раскопок.

 

Контркультура – это

- культура, вышедшая за пределы национальных границ;

- культура, находящаяся в оппозиции к традиционной культуре.

Доказательная часть: Ответы на тесты Модуля 2

2.1 – объективную и социальную реальность; 2.2 – движение, пространство, время; 2.3 – механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное; 2.4 – пространство; 2.5 – Гераклита и Демокрита; 2.6 – в различных ситуациях различно, но приоритет за социальным; 2.7 – да; 2.8 – «человек» характеризует биосоциальную сторону людей, «личность» – социальную; 2.9 – познав необхо­димость и действуя в соответствии с ней; 2.10 – тоталитаризма; 2.11 – с определенными чертами характера, способностями и наклонностями; 2.12 – неповторимое в человеке; 2.13 – патриотизм; 2.14 – выступают решающей силой общественного развития; 2.15 – олицетворяет собой коренные прогрессивные преобразования эпохи; 2.16 – фатализм; 2.17 – цивилизация и культура возникли одновременно; 2.18 – аксиология; 2.19 – да; 2.20 – прогрессом; 2.21 – интуиция; 2.22 –целеполаганием ; 2.23 – самосознание; 2.24 – практика; 2.25 – символическое повествование о сакральных сущностях; 2.26 – образ, воплощенный в идею, наделенную особым смыслом; 2.27 – культура и человек тесно взаимосвязаны; 2.28 – обычаи; 2.29 – предмет или явление, целенаправленно созданное человеком; 2.30 – культура, находящаяся в оппозиции к традиционной культуре.

  

 

 



ГЛОССАРИЙ

 

Антиномия – в философии И. Кантанеразрешимое противоречие разума.

Антропология философская – в широком смысле – философское учение о природе и сущности человека; в узком смысле – направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть главная общественная ценность.

Артефакт – это предмет или явление, которое возникли в результате целенаправленной деятельности человека.

Базис и надстройка – в марксизме – совокупность производственных отношений, которая составляет экономическую структуру общества (базис), на котором возвышается юридическая и политическая надстройка.

Будущее – часть линии времени, множество событий, которые еще не произошли, но произойдут.

Бытие – существование чего-либо вообще, т. е. – это все существующее в мире: все виды материи со всеми видами идей, с ними связанными.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности изучаемых явлений,  научное допущение или предположение относительно сущности объекта, сформулированное на основе ряда известных фактов.

Глобализация – процесс формирования универсальной, всемирной культуры, которая распространяется вне национальных и региональных границ.

Глобальные проблемы – проблемы, которые охватывают весь мир и представляют угрозу существованию человечества.

Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

Дао – одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. Даосы, заимствовав термин, выстроили вокруг него собственную философию; наиболее известная и значимая даосская интерпретация Дао содержится в трактате Дао Дэ Цзин. В даосизме Дао – приобретает уже не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни.  

Деизм – религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью.

Диалектика – учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, об­щества и познания.

Дхарма – индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — пути благочестия. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от корня дхр — «держать»), и обычно переводится на русский язык как «закон» и его значение часто даётся как «универсальный закон бытия». В контексте индийских языков термин подразумевает религию человека. В большинстве направлений индийской философии дхарма выступает как центральное понятие, которое используется для объяснения высшей истины. В индийском историко-философском контексте термин «дхарма» всегда олицетворял правильное поведение в жизни в соответствии со вселенскими законами.

Идеализм – учение, которое первичным считает сознание, а вторичным – материю.

Идея – это обобщенное знание, объясняющее сущность того или иного процесса или явления (идея развития мира, идея существования сверхъестественных сил и т.п.)  

Индивид – это единичный представитель человеческого рода без учета его биологических особенностей, специфики реальной жизни и деятельности и т. д.

Индивидуализм – моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя».

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека как личности.

Инновация – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Интеллигибельный мир – в философии И. Кантаявление, постигаемое только разумом, или интеллектуальной интуицией

Искусственный интеллект – наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ.

Истина – это образ, адекватный отражаемому объекту.

Категорический императив – в философии И. Кантавнутренний морально-повелительный закон.

Категория – наиболее общее или специальное априорное понятие, используемое при построении теорий.

Космоцентризм – система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как Космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму Космоса.

Культура – это совокупность ценностей, созданных человеком. Культура представляет собой язык, объединяющий человечество; среду, в которой вырастает личность.

Личность – это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями.

Материализм – учение, которое утверждает, что первичным является материя, а вторичным – сознание.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от сознания и предстающая перед нами в виде вещества, поля и других ее объективных состояний.   

Метафизика – раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Мировоззрение – это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру.

Модернизм – направление в культуре и философии XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

Мышление – это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея).

Натурфилософия – исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. В cредние века натурфилософия развивалась главным образом со времени поздней схоластики. Яркими представителями её являлись такие мыслители, как Фома Аквинский и Альберт Великий. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется более аргументированной философией науки.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Национальная идея – систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений, различных философских текстов или социальных мифов.

Неотомизм – официальная философия католицизма с 1879 г., современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи – как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.

Нирвана – понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных сансаре.

В буддизме нирвана – это: 1) свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни); 2) освобождение от страдания, от круга рождений (сансары); 3) состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое; 4) высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений.

Номинализм – направление средневековой философии, представители которого считали, что существуют только отдельные вещи. Универсалии (общие понятия) при этом понимались лишь как словесные наименования единичных вещей.

Нормы – это предписания, образцы поведения, меры суждения о вещах и мера оценки. В нормах формулируются критерии социального поведения и мышления. В рамках культурной практики часто нормы возникают из ценностей. Общность норм обеспечивает существование коммуникативных связей внутри культуры.

Ноумен – в философии И. Канта – вещь в себе (сущность) – умопостигаемый предмет.

Общественное бытие – реальный процесс жизнедеятельности людей, есть общественный способ производства людьми средств жизни, основанием которых являются производственные отношения, т. е. отношения между людьми в процессе производства (отношения: собственности; распределения; обмена; потребления).

Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни.

Общественно-экономическая формация – в марксизмеисторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства.

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда.

Онтология – философское учение о бытии.

Пантеизм – отождествление божественного начала и природы.

Постмодернизм – термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, допостмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

Прогноз – предсказание будущего с помощью научных методов, а также сам результат предсказания.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму.

Реализм – направление средневековой философии, представители которого учили, что общие понятия (универсалии) первичны и существуют независимо от отдельных вещей.

Релятивизм – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

Сансара – круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии.

Сенсуализм – это учение, которое главную роль в познании отводит чувствам.  

Сознание – состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчете об этих событиях.

Сократический метод – метод, применявшийся Сократом. Его задача состоит в обнаружении истины путем беседы, спора, полемики. Сократический метод явился источником идеалистической диалектики.

Софистикасознательное использование неправильных доводов и уловок, внешне выступающих как правильные, т.е. вырывание отдельных несущественных связей из взаимосвязей и взаимозависимостей и рассмотрение их в качестве существенных, определяющих.

Сродный труд – в философии Г. Сковороды – труд, к которому человек склонен от природы и занятие которым способно привести его к счастью.

Субстанция – философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе.

Теория – это форма научного знания, дающая целостное отображение существенных связей исследуемого объекта.

Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

Томизм – философское учение средневекового философа Фомы (лат. Томы) Аквинского.

Традиция – набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Универсалии – термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.

Философия – это учение о человеке, его месте в мире. Она исследует общие закономерности природы, общества и человеческого мышления.

Ценности – это убеждения о том, что есть добро, истина, красота, справедливость и т. д., которые разделяет большинство членов данного общества. Ценности наиболее тесно связаны не с реальным положением вещей, а с желаемым и должным. Большинство ценностей релятивны и трансформируются в ходе культурного и общественного развития. Наличие общих ценностей играет важнейшую роль в поддержании культурного единства.

Цивилизация – ступень развития культуры, противоположная варварству. Иногда понятие цивилизации употребляется как синонимичное понятию культуры и понимается как относительно самодостаточное социально-историческое образование. До начала XIX в. цивилизация понималась как процесс культурного развития, в то время как с первой половины XIX в. данное понятие стало обозначать определенное состояние общества. О. Шпенглер и Н. Данилевский истолковывали цивилизацию как завершающую стадию развития культуры, период культурного угасания.

Человек – это наиболее общее понятие, характеризующее живое существо (homo sapi е ns), проявляющее ту или иную степень разумности.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму.

 

 


Навчальне видання

 

Алексейчук Ігор Сидорович

Андрєєва Тетяна Олександрівна

Андрієнко Олена Володимирівна

Білецький Віталій Володимирович

Ємельянова Наталія Миколаївна

Коновалов Андрій Григорович

Колінько Марина Вадимівна

Корнєєва Валентина Олексіївна

Попов Володимир Юрійович

 

Філософія: навчально-методичний посібник для студентів нефілософських спеціальностей денної та заочної форми навчання.

 


Редактор О.М. Сорокова

 

План вид., поз. № 12

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места в нем человека. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров. Без цельной картины мира трудно представить современного специалиста. В становлении и формировании мировоззренческой культуры молодого поколения философские дисциплины играют особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями.

В результате изучения курса философии студенты должны знать: предмет и специфику философского знания, место и роль философии в культуре, особенности становления философии, ее структур; исторические этапы развития, направления и школы; основные проблемы, задачи и перспективы онтологии, гносеологии, социальной философии, философии истории и культуры; базовый философский понятийно-категориальный аппарат. Студенты должны уметь: прослеживать закономерности генезиса философского знания в контексте проблем онтологии, познания, социально-исторического бытия; научиться различать философские позиции в понимании мира; развивать и применять методологическую четкость мышления, аналитические и познавательные способности.  

Настоящее учебное пособие подготовлено с учетом современных требований к преподаванию философии. В соответствии с идеями Болонского процесса курс философии разделен на два модуля: Модуль 1. Основные этапы исторического развития философских идей; Модуль 2. Общетеоретическая и социальная философия. Каждый модуль содержит теоретическую и практическую части. Также в пособии приведены контрольные вопросы, перечень рекомендованной литературы и глоссарий.

Авторы стремились показать специфику философского знания, анализ становления философских проблем в истории философии. Отдельные разделы посвящены философскому пониманию мира и диалектическим принципам его развития. Уделяется внимание проблемам познавательной деятельности человека, социальной философии и философской антропологии, современным концепциям культуры и цивилизации, глобальным проблемам XXI века.



ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Модуль 1. Основные этапы исторического развития философских идей

Тема 1

Дата: 2018-12-21, просмотров: 274.