Формы, методы и средства обучения и воспитания, специфика их применения с детьми дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Форма – устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

 Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.).

Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения. Все формы находятся в сложном взаимодействии.

В каждой из форм по-разному организуется деятельность обучаемых. На основании этого выделяют формы деятельности обучаемых: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые).

Индивидуальная форма – углубленная индивидуализация обучения, когда каждому дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ученика. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.

Групповая форма – предусматривает разделение группы обучающихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.

Фронтальная форма – предполагает совместную деятельность всей учебной группы: педагог ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, обучающиеся работают над одной проблемой. Педагог спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Всем обеспечивается одновременное продвижение в учении.

Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

Урок – коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав обучающихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы. Структура и методика урока во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении педагога. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

уроки-лекции (практически – это монолог педагога на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);

лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:

· повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.

· освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.

· отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);

· выдача домашнего задания.

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х – начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Экскурсии – форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Домашняя работа – форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства педагога.

Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., призваны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей обучающихся.

Под методами обучения следует понимать совокупность способов обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода.

Например, в методе работы с книгой выделяют следующие приемы:
конспектирование, составление плана текста, подготовка тезисов, цитирование, оставление аннотаций, рецензирование. Прием служит для усиления эффективности применения метода обучения и может быть детальным дополнением к методу обучения.

В настоящее время нет единой точки зрения на классификацию методов обучения.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 236.