КАК ДВИЖЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЙ НАУКИ В РАМКАХ ЛОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Американский историк и культуролог Л.-А. Крёбер привел убедительные свидетельства в пользу того, что продуктивная на­ука, представленная новыми своими результатами, в рамках циви­лизации движется не кумулятивно, не по непрерывной восходя­щей линии, но неравномерно и по циклической конфигурации «рост — расцвет—упадок» [45]. Крёбер отмечает, что наука в рамках

166


цивилизации развивается в форме последовательных вспышек на­учной продуктивности. В пользу этого положения он приводит сле­дующие исторические данные. В среднем один выдающийся мысли­тель (к выдающимся ученым этого периода Крёбер относит Фалеса и Пифагора) приходился на каждые 35 лет философского периода грекоязычной науки (585—440 лет до н. э.). В александрийский пери­од расцвета (440—120 лет до н. э.) жили и работали 48 ученых, среди них 16 выдающихся. Один выдающийся ученый в среднем прихо­дился на каждые 17,5 года периода. Период затишья длился 240 лет (120 лет до н. э. — 120 лет н. э.). В этих временных границах жили и действовали 16 ученых, в том числе 7 выдающихся. В среднем один выдающийся ученый приходился на каждые 43 года периода. Этап постепенного угасания продуктивной науки длился со 120 по 300 годы н. э. На этом этапе действовали всего 5 ученых, среди кото­рых 2 выдающихся. В среднем один выдающийся ученый приходил­ся на каждые 90 лет периода. Упадок грекоязычной науки занял 200 лет (300—500 годы н. э.), в течение которых работали 15 ученых, среди которых выделяют 2 выдающихся. Один выдающийся ученый в среднем приходился на каждые 100 лет периода.

Аналогичные данные Крёбер приводит по науке арабской цивилизации. Один выдающийся ученый приходился в среднем на каждые 26 лет в период до кульминации (770—950 годы н. э.) арабо-язычной науки; один выдающийся ученый приходился в среднем па каждые 12,5 года периода кульминации (950—1050); один выдаю­щийся ученый приходился в среднем на каждые 50 лет периода затишья (1050—1100); один выдающийся ученый — на каждые 200 лет периода упадка (1100— 1300 годы).

Примерно аналогичную динамику продуктивной науки Крё­бер намечает для следующих этапов развития культуры (цивилиза­ции). Ранний период развития западной науки (если не считать разработку математического аппарата) в основном укладывается в промежуток между Коперником и Ньютоном. Ньютон исчерпал возможности этой фазы развития. После появления главной рабо­ты Ньютона «Принципы натуральной философии» сила ее автори­тета застопорила продуктивные научные исследования, которые ограничились решением последних проблем ньютоновской физи­ки (механики). С 1700 по 1750 годы ни одна европейская нация не достигла кульминации в развитии науки. С 1750 года начинается интернациональный период роста западной науки, который про­должается в настоящее время. Поскольку рост продолжается, Крё­бер считает невозможным решить вопрос о том, пройден ли куль­минационный пик развития западной науки или еще впереди.

167


Данные, приводимые Крёбером, действительно показывают, что продуктивная наука в рамках каждой исторической формы культуры развивается по схеме «рост —расцвет —упадок». Следует при этом еще раз подчеркнуть, что речь идет не просто о количе­стве ученых, живших в тот или иной исторический период, но о продуктивном вкладе выдающихся ученых в научное познание своего времени, в продуктивное развитие науки.

Интересны и другие результаты Крёбера, полученные в ходе исследования движения продуктивной науки. Среди этих резуль­татов находится положение о том, что великие, плодовитые в на­учном отношении индивиды появляются на том или ином времен­ном интервале существования цивилизации, истории науки, как правило, целыми группами, и после периода их господства в науке наступает более или менее длительный «пробел» продуктивности. При этом после упадка может наступить новый период роста и научной продуктивности. Одновременное появление целых групп выдающихся ученых не может быть объяснено особенностя­ми биологической наследственности, поскольку наследственность подчиняется законам вероятности и потому на каждую единицу времени рождается равное число потенциально способных людей.

К особенностям динамики продуктивной науки Крёбер отно­сит отсутствие параллелизма между вспышками научной продук­тивности и вспышками в других элементах культуры (политика. искусство, религия и др.). Подъемы научной продуктивности либо совпадают с периодами кульминации национального искусства, либо несколько запаздывают в сравнении с ними. Есть случаи пери­одов кульминации различных форм культуры без роста науки. Так, Испания достигла кульминации в литературе, драматургии, живо­писи и скульптуре, но так и не узнала того, что называется ростом продуктивной науки.

Ценным для философии науки является отмеченный Крёбе­ром факт отсутствия синхронности между периодами продуктив­ного развития философии и науки. Греческая наука в периоды 600—120 лет до н. э. и 250—300 лет н. э. существовала параллельно с философией. Аналогично положение вещей в восточной и запад­ной арабской науке в 800—1150 и 975—1200 годах соответственно, в западной науке начиная с 1440 года. Однако арабоязычная про­дуктивная наука возникла фактически раньше арабоязычной фило­софии и завершилась позже окончания продуктивного периода развития философии. Западная философия в период с 1080 по 1380 годы существовала практически при отсутствии продуктив­ной науки. Период роста западноевропейской науки наступил

168


раньше продуктивного периода западноевропейской философии. Подобные несовпадения заставляют уточнить положение о роли философии в развитии науки. Уточнение такого рода должно ори­ентироваться на роль именно продуктивной философии в форми­ровании продуктивной науки. Полного параллелизма между дина­микой продуктивной науки и динамикой продуктивной филосо­фии не существует. Однако следует принять одну «поправку»: представители продуктивной науки могут использовать ставшие традиционными, устоявшимися философские представления, не репрезентирующие продуктивную философию своего времени.

Анализ Крёбера свидетельствует еще об одной особенности динамики продуктивной науки. Набравшее силу развитие науки имеет тенденцию удерживаться на действительно высоком уров­не в среднем около двух столетий и лишь изредка дольше. Действи­тельно, период кульминации продуктивной науки в Греции охва­тывает 190 лет, первый западный рост 1540—1700 годов— 160 лет, второй западный рост с 1750 года длится более 250 лет. Было два промежутка времени, когда наука не прогрессировала нигде в мире: с 300 но 400 и с 1310 по 1440 годы. В тех регионах, где вообще когда-либо активно развивалась наука, периоды активности составляют менее трети общего количества времени существования науки, При этом в рамках цивилизации развитие пауки начинается с ма­тематики. В некоторых случаях (Индия, Китай и Япония) оно так и не пошло дальше математики.




Дата: 2018-12-21, просмотров: 217.