ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА ЗНАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формами теоретического знания являются теоретические понятия (термины), теоретические высказывания, проблемы, ги­потезы, научные теории. Возвращаясь к вопросу о том, что такое понятие, отметим, что термином «понятие» в науке обозначаются различные по своему уровню формы знания:

1) любое отвлечение (абстракция), в том числе в виде словес­но выраженного, но аналитически не расчлененного общего пред­ставления об объектах определенного класса;

2) мысленное отображение класса объектов в форме анали­тически расчлененной совокупности основных, общих, суще­ственных признаков, вместе необходимых и достаточных для вы­деления объектов данного класса из множества других предметов познания;

3) мысленное конкретное, всестороннее, целостное воспро­изведение какого-либо предмета в совокупности его многочислен­ных определений (свойств) и отношений.

Отмеченная многогранность характеристики понятия являет­ся положительным моментом, поскольку позволяет прослеживать развитие понятия от простой формы абстракции к форме аналити­чески расчлененного конкретного теоретического знания предме­та познания (к теории). Поскольку структура научного знания вклю­чает в себя научные термины, высказывания и выводы, целесооб­разно рассматривать развитое, завершенное научное понятие как форм)7 мышления, языковым выражением которой является тер­мин (отдельное слово или словосочетание). Понятием в этом смыс­ле, как уже говорилось, будет мысленный синтез совокупности ос­новных (логически не выводимых друг из друга), общих, отличи­тельных признаков некоторого класса объектов познания.

К формам теоретического знания относятся общенаучные понятия и общие понятия отдельных научных дисциплин. К обще­научным понятиям современной науки относятся такие понятия, как «субстрат», «свойство», «структура», «система», «организация» и т. п. Разумеется, в этот разряд попадают также универсальные фи­лософские категории «материя», «движение», «причина», «след­ствие» и др. К общим понятиям отдельной науки принадлежит

62


понятие «технический объект» (к которому мы относим и техно­логию). В содержание понятия «технический объект» включается целый комплекс общих, основных и отличительных признаков соответствующих объектов. Таковым признаком является быть орудием целесообразной деятельности человека, а также един­ство естественного и искусственного, наличие субстратно-суб­станциональной основы (материала), конструктивно-функцио­нальная выделенность и оформленность параметров, сопряжение материала и строения с функцией, согласованность конструктив­но-функциональной организации с возможностями человека по управлению и использованию объекта, особые качественные и ко­личественные свойства, естественно-научные основы действия, определенные условия, порядок и организация работы, назначе­ние, цель и сфера применения, технология изготовления (см. об этом [89]). Кроме общенаучных и общих понятий отдельных дис­циплин к формам теоретического знания относятся и частные по­нятия каждой науки или научной дисциплины. Примерами могут служитыюнятия: «элементарная частица», «поле», «квант» —вфи­зике; «наследственность», «приспособление», «обмен веществ» — в биологии; «товар», «рынок», «деньги» — в экономике; «слово», «грам­матический строй предложения», «речь» —в лингвистике и т.д.

Понятия естествознания являются отражением признаков природных явлений как таковых. В их содержание не входят при­знаки, характеризующие технологию обработки, изготовления и производства, конструктивную структуру, назначение, цель, сферу применения. Конечно, для указания связи естественных наук с приложениями приводятся иногда сведения о целях, спосо­бах и сферах использования объектов естественных наук. Однако для «чистого» естественно-научного познания эти позиции в струк­туре содержания его понятий не являются обязательными. Напри­мер, физическое понятие термоэлектрической эмиссии, фикси­руя способность твердых и жидких тел испускать электроны вследствие нагревания этих тел, не включает в свое содержание никаких сведений о назначении, цели, сфере применимости этого физического явления и т. п.

Теоретические научные понятия развиваются в форме углуб­ления, обогащения, уточнения их содержания. В особенности важ­ную роль играет постепенное приближение содержания понятий научного знания к совокупности признаков, вместе необходимых и достаточных для выделения соответствующих объектов позна­ния из всего множества объектов. Только посредством таких пол­ных, зрелых понятий в конечном итоге может быть реализована

63


главная задача научной теории —дать объект в его необходимости, в его всесторонних отношениях.

Уточнение и обогащение научных понятий можно проиллю­стрировать на примере развития понятия «авиационный двига­тель». Около ста лет назад его содержание явно связывалось лишь с такими признаками, как высокая мощность, большая компакт­ность (количественные характеристики), малый вес (количе­ственная характеристика, подразумевающая ссылку на материал — легкие тугоплавкие металлы и сплавы). Спустя двадцать лет в со­держание этого понятия были включены признаки надежности (качественная характеристика), использование на летательных аппаратах (область применения), создание необходимой для поле­та летательного аппарата тяги (назначение и цель), характер со­здаваемой силы (принцип работы). Еще через двадцать лет содер­жание этого понятия было существенно уточнено за счет введения признака, отличающего авиационный двигатель от ракетного дви­гателя: авиационный двигатель имеет своим назначением приве­дение в движение аппаратов, летающих в околоземном воздушном пространстве. В результате содержание понятия авиационного двигателя было выведено на гот уровень научности, который соот­ветствует познанию совокупности необходимых и достаточных признаков данного класса объектов.

Развитие научных понятий проявляется также в их обобще­нии, в расширении их объема. С содержательной стороны обобще­ние понятий отражает процесс отсеивания отдельных основных признаков из содержания соответствующих понятий. В результате понятия охватывают более широкий круг объектов познания. Рас­смотрим пример обобщения понятия «сварка». Первоначально сварка трактовалась как процесс неразъемного соединения метал­лических изделий путем местного их нагревания до расплавленно­го или тестообразного состояния. Затем понятие сварки было обоб­щено за счет снятия признаков, указывающих на специфическую природу свариваемых частей (металлические изделия) и способов осуществления сварки. Понятие сварки стало более общим в смысле охвата объектов (появилась, например, сварка пластмасс) и процес­сов соответствующего рода (например, электронная сварка).



Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.