Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.
В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются законы о поправках к Конституции РФ (они были приняты в 2008 и 2014 годах).
В соответствии со ст. 15 Конституции ратифицированные международные договоры Российской Федерации имеют бо́льшую юридическую силу, чем федеральные законы, но меньшую, чем Конституция.
Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье. Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральное законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ.
Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71–73 Конституции РФ.
В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.
К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы.
Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной думы.
К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.
Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.
Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ.
Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве).
Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти.
Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Можно сказать, что правовая система России основана на традициях римского права, с элементами заимствования из французского права в части уголовного законодательства, например, за основу в РФ приняты французские кодификаторы.
Вместе с тем, российская правовая система переняла и некоторые элементы прецедентного права, которое распространяется, например, на некодифицированные правоотношения в гражданском праве или судебно-правовую деятельность Конституционного суда.
Система права
Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность.
Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.
Структурными элементами системы права являются:
1) норма права;
2) отрасль права;
3) подотрасль права;
4) институт права;
5) субинститут.
1) Правовая норма — первичный элемент системы права, который устанавливает право, обязанность, запрет или санкцию для участников правовых отношений. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют определенные виды общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании.
2) Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права - это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений (трудовое право) определенным методом. Отрасли права выделяются по предмету (регулируемые общественные отношения) и методу (способу) правового регулирования.
Каждая отрасль права имеет свои юридические средства правового регулирования.
3) Крупные отрасли права делятся на подотрасли. Подотрасль права - это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную область общественных отношений внутри отрасли права (жилищное, наследственное, договорное право внутри гражданского). Например, в гражданском праве в качестве выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право.
Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли: государственное (конституционное) право (общественный строй и устав страны), административное, финансовое, земельное, трудовое.
4) Институт права - это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли или подотрасли права (институт заработной платы внутри трудового права, межотраслевой институт юридической ответственности).
5) Субъинститут права: это совокупность норм права, регулирующих качественно однородный вид общественных отношений внутри института права (субъинститут сдельной заработной платы).
Различается вертикальное и горизонтальное строение системы права (деление на отрасли; деление на отрасли, подотрасли, институты) и системы законодательства (отраслевое; законы РФ и законы субъектов РФ).
Система права является элементом и отличительным признаком правовой системы, они соотносятся как часть и целое. Так в романо-германской правовой семье существует четкое деление на отрасли права, а в англосаксонской семье такого деления нет, это система общего права.
Черты системы права:
1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые и объединяются в институты, подотрасли и отрасли;
2) система не сводится к простой совокупности элементов, а подразумевает их единство, прежде всего функциональное;
3) элементы системы взаимосвязаны благодаря чему система представляет собой определенную целостность;
4) состояние системы права определяется историческими, экономическими и иными внешними факторами, оно объективно обусловлено, а не является результатом произвольного усмотрения законодателя.
Выделяют основные, производные и комплексные отрасли. К основным относятся:
1) конституционное;
2) гражданское;
3) административное;
4) уголовное;
5) уголовно-процессуальное;
6) гражданско-процессуальное право.
Для основных отраслей характерно внутреннее единство предмета и метода правового регулирования.
Комплексные отрасли объединяют нормы других отраслей права и регулируют однородные общественные отношения различными (характерными для основных отраслей) методами, чаще всего они объединяют нормы гражданского и административного права. Сюда относится земельное, экологическое, финансовое право.
Таким образом, система права имеет четкую структуру, отражает содержание права и является элементом правовой системы.
Нормы права.
Виды социальных норм
Социальные нормы – правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер. С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членов общества.
Социальная норма – это правила поведения, регулирующие общественные отношения.
Социальные нормы принято классифицировать на следующие виды:
1) традиции и обычаи – формируются в обществе естественно в результате многократного повторения наиболее рациональных действий. Выражаются в правилах, регулирующих поведение человека в обществе, хотя и не прописаны законодательно. Данные нормы складывались столетия и у некоторых народов они играют более весомую роль, чем законодательные и нормативные акты;
2) нормы морали – формируются в обществе естественно-исторически на основе нравственных представлений людей. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия. Негласно установлены в любом обществе и выражаются в общечеловеческих принципах добра и зла, в отношении к нравственности;
3) нормы этикета – являются правилами поведения человека на приемах, на политических встречах, в гостях и на прочих официальных и неформальных мероприятиях;
4) нормы права – устанавливаются либо санкционируются государством. Их реализация обеспечивается возможностью применения гос. принуждения);
5) нормы эстетики – говорят о том, что красиво, а что нет, однако, данные нормы являются весьма субъективными, так как у каждого человека свое индивидуальное видение прекрасного;
6) политические нормы – регулируют отношения в кулуарах власти, внутри политических партий;
7) религиозные нормы – регулируются церковью, а также отношением человека к религии, ко всему, что связано с верой в Бога;
8) нормы общественных организаций – создаются общественными организациями в целях упорядочения отношений между членами этих организаций. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций). Корпоративные нормы диктуют правила поведения внутри определенной организации, производственного коллектива.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 484.