Редукционизм и холизм. Система. Отношение часть/целое
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Прочитайте текст (Приложение 3). Привлекли ли Вас какие-то возможности синергетического мировоззрения? В каких областях применимы методы синергетики? Что имеет в виду Капра, когда утверждает, что с точки зрения холизма “Доктор должен будет уважать способность тела к самоисцелению и не пытаться господствовать над процессом исцеления”?

 

Белая:

Пользуясь текстом учебника, охарактеризуйте основные уровни движения материи (механический, биологический, социальный, квантовый и т.д.). Дайте определение основным видам целостности: неорганизованная, механически организованная, органическая. Сформулируйте, чем отличаются «нелинейные системы» (человек, общество, Вселенная и т.п.) от «линейных систем»? Для каких систем характерны процессы эволюционного движения? Коэволюционного движения? Приведите примеры линейных и нелинейных процессов.

Каково отношение части и целого в этих системах?

Дайте определение принципам холизма и редукционизма.

(в зеленую полоску: попробуйте изобразить холистическое и редукционистское видение мира, обращая внимание на место человека в этих мирах)

 

Синяя: (дома)

В каких ситуациях человеку следует задуматься о том, с системой какого уровня он имеет дело? Когда редукция к низшим формам организации допустима? Когда – нет?

 

Желтая:

Выделите сильные стороны редукционизма и холизма. На какие важные стороны окружающей реальность обращают наше внимание философы? Способствует ли принятие этих теории личностному росту?

 

 

Черная:

Каковы недостатки этих принципов? Какие стороны реальности в них не отражаются? Может ли принятие одной из этих точек зрения ограничить внутреннюю свободу человека?

 

Красная:

Представьте себя в мире, где целое равно сумме частей (линейная система в экономике, политике, искусстве, морали и т.д.). Как Вы себя чувствуете? Что Вам нравится, а что – нет? Какие мысли приходят в голову? Какой род занятий Вы выберете в этом мире? Хочется остаться там или нет?

Теперь представьте себя в мире, где часть и целое находятся в постоянном взаимодействии, и целое больше суммы частей (нелинейная система). Как Вы себя чувствуете? Что Вам нравится, а что – нет? Какие мысли приходят в голову? Какой род занятий Вы выберете в этом мире? Хочется остаться там или нет?

 

Зеленая:

Представьте, что люди уверены, что общество – механическая система. А если уверены, что общество – органическая система?

В каком мире у человека больше стимула к развитию? Как можно использовать эти две парадигмы для изменения индивидуальных настроений и общественных трансформаций? Какие проблемы можно решать, меняя точку зрения человека на процесс познания?

 

Синяя:

Составьте интеллектуальную карту по рассматриваемой проблеме.  Для чего нужно знание об отношении части и целого в системе? Какой методологический принцип (холизм, редукционизм) чаще применяется в обыденной жизни (отдельного человека, человечества)?

(в зеленую полоску: Что происходит, когда мы начинаем анализировать мир в категориях «часть/целое»? В каких случаях такая рефлексия нужна, когда она мешает?)

Синергетика

 

Прочитайте текст. В нем много терминов, которые почти не используются в обыденной речи. Как Вы считаете, что-то изменится, если эту терминологию будет понимать большинство людей? Аргументируйте ответ.

 

Белая:

Пользуясь справочными материалами, дайте определения следующим терминам: «синергетика», «нелинейный процесс», «хаос», «порядок», «точка бифуркации», «аттрактор», «странный аттрактор».

Сформулируйте основные законы движения мира с точки зрения механицизма

(в зеленую полоску: попробуйте изобразить процесс эволюции с точки зрения синергетики, обратите особое внимание на включение в схему «хаоса», «порядка», «точек бифуркации», «аттракторов»)

 

Синяя: (дома)

В каких ситуациях человеку приходится задуматься о соотношении Хаоса и Порядка в его жизни? Попробуйте применить категории синергетики к какой-либо ситуации (реальной или выдуманной).

 

Желтая:

Выделите сильные стороны взглядов сторонников механицизма и синергетики . На какие важные стороны окружающей реальность обращают наше внимание философы? Способствует ли принятие этих теории личностному росту?

 

Черная:

Каковы недостатки этих принципов? Какие стороны реальности в них не отражаются? Может ли принятие одной из этих точек зрения ограничить внутреннюю свободу человека?

 

Красная:

Представьте себя в самоорганизующемся мире. Как Вы себя чувствуете? Что Вам нравится, а что – нет? Какие мысли приходят в голову? Какой род занятий Вы выберете в этом мире? Хочется остаться там или нет?

 

Зеленая:

Представьте, что люди уверены, что мир – механическая система. А если уверены, что мир подчиняется законам синергетики?

В каком мире у человека больше стимула к развитию? Как можно использовать эти две парадигмы для изменения индивидуальных настроений и общественных трансформаций? Какие проблемы можно решать, меняя точку зрения человека на процесс познания?

 

Синяя:

Составьте интеллектуальную карту по рассматриваемой проблеме.  Для чего нужно знание об отношении порядка и хаоса? Применяется ли в обыденной жизни (отдельного человека, человечества) знание синергетических законов?

(в зеленую полоску: Что происходит, когда мы начинаем анализировать мир в категориях «хаос/порядок»? В каких случаях такая рефлексия нужна, когда она мешает?)

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 290.