Тема 5.6. Современная философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Неклассическая философия не имеет единого мировоззренческого центра, она многообразна и плюралистична. К особенностям неклассического типа философствования относятся критика классической философии, слияние субъекта и объекта исследования, признание уникальности социальной реальности, критика способностей разума, вероятностность, релятивизм, критика прогресса.

Родоначальником иррационализма является Серен Кьеркегор (1813–1855), подвергнувший критике логические притязания и рационализм гегелевской системы. Согласно Кьеркегору у каждого наличествует своя сущность, которая может быть обнаружена не в мышлении, а в экзистенциальных условиях жизни, в тревоге и отчаянии. Артур Шопенгауэр (1788–1860) полагал, что сущность личности составляет воля, которая независима от разума. Жизнь человека он интерпретирует в категориях желания и удовлетворения, понимая счастье как избавление от страдания. Фридрих Ницше (1844–1900) в качестве задачи философа видел уничтожение старых ценностей, создание новых идеалов. Основополагающим принципом бытия Ницше видит волю к власти и, вытекающее из этого, подчинение слабого сильному. Мерилом истинной ценности у Ницше является свобода от общественных норм общества.

Позитивизм - философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения.

Выделяют следующие направления позитивизма:

1. Классический позитивизм – 30-40 гг. XIX в. Основные представители: Огюст Конт (1798–1857), Джон Стюарт Милль (1806–1873). Характерные черты: признание единственным источником подлинного (позитивного) знания - эмпирические науки; отрицание познавательной ценности философского умозрения; натурализм, эволюционизм, феноменализм.

2. Эмпириокритицизм –рубеж XIX-XX вв. Основные представители: Эрнст Мах (1838–1916) и Рихард Авенариус (1843–1896). Характерные черты: стремление освободить естественнонаучное мышление от метафизики; восприятие научных понятий, законов и формул как продуктов ума познающего субъекта; представление об опыте как неразделимой комбинации субъективного и объективного.

3. Неопозитивизм – 20-е гг. XX в. Основные представители: Рудольф Карнап (1891–1970), Морис Шлик (1882–1936), Бертран Рассел (1872–1970), Людвиг Витгенштейн (1889–1951), Карл Гемпель (1905–1997). Характерные черты: анализ языка, языковых форм знания и предложений; применение принципа верификации и принципа конвенционализма; господство концепции физикализма.

4. Постпозитивизм– последняя четверть ХХ в. Основные представители: Карл Поппер (1902–1994), Томас Кун (1922–1996), Пол Фейерабенд (1924–1994), Имре Лакатос (1922–1974). Характерные черты: плюрализм методологических концепций и их взаимная критика: принцип фальсификации и концепция трех миров К. Поппера, концепция научных революций Т. Куна, методология исследовательских программ И. Лакатоса.

Психоанализ – философское течение, сосредоточенное на исследовании человеческой психики и поведения, в частности бессознательной психической активности. Основоположники: Зигмунд Фрейд (1856–1939), Карл Густав Юнг (1875–1961), Альфред Адлер (1870–1937). З. Фрейд впервые представил структуру психики человека в виде сочетания трех компонентов: Я – поведение и сознательное мышление индивида, Сверх-Я – самонаблюдение и моральная оценка, Оно – область бессознательных влечений. К. Юнг детально разработал концепцию коллективного бессознательного и архетипов – врожденных априорных идей, психических образов, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В центре внимания А. Адлера стоял феномен невроза, который он рассматривал как результат конфликта между стремлением к могуществу и чувством собственной неполноценности.

Марксизм возникает во вт. пол. XIX в. Основоположники: Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Характерными чертами данного философского течения являются материалистическая диалектика, формационное понимание истории; подчиненность надстройки (культура, социальные отношения и т.д.) базису (экономике); понимание сущности человека как совокупности общественных отношений; анализ отчужденности человека; постулирование новой задачи – преобразования мира на основе революционной деятельности. Одной из наиболее известных модификаций марксизма в XX в. стал неомарксизм, оформившийся в 1930-х гг. на базе Франкфуртской школы социальных исследований и представленный именами Макса Хоркхаймера (1895–1973), Теодора Адорно (1903–1969), Герберта Маркузе (1898–1979) и Юргена Хабермаса. В центре внимания данного течения стояли проблемы философской интерпретации культуры и духовных ценностей капиталистического общества. Неомарксисты сохранили приверженность марксистской диалектике, стремлению к освобождению человека от всех форм эксплуатация, акцентировали внимание на значимости человеческого начала.

Основателем феноменологии (учения о сознании, феноменах и смыслах) является Эдмунд Гуссерль (1859–1938). Феноменологический метод заключается в том, чтобы выявить и проанализировать структуру и элементы сознательного опыта, сосредоточив внимание философа на феноменах, незамутненных метафизическими теориями или эмпирическими предположениями любого рода. Предметом изучения представителей экзистенциализма – Мартина Хайдеггера (1889–1976), Карла Ясперса (1883–1969), Альбера Камю (1913–1960), Жан-Поль Сартра (1905–1980) является подлинное существование, внутренний мир человека, представляющий собой глубинную основу, сущность существования, уникальность бытия человека (экзистенция). М. Хайдеггер стремился продемонстрировать целостность и временный характер онтологического измерения человека (Dasein) априорными формами человеческой личности являются забота, тревога, страх, т.е. бытие-в-мире. Условием перехода к подлинному существованию является бытие-к-смерти, носящего личностный характер. По мнению А. Камю существование человека абсурдно по своей сути. Человеческая свобода состоит в подтверждении и принятии абсурдности. Ж.-П. Сартр сущность человеческого существования видел в свободе выбора и самоопределения, поскольку только в актах свободы человеческое существование достигает подлинности.

Герменевтика – философское течение XXв., в центре внимания которого стоит понимание и интерпретация текстов. Основоположники: Фридрих Шлейермахер (1768–1834), Ханс Георг Гадамер (1900–2002), Поль Рикер (1913–2005). Основные вопросы герменевтики: как возможно понимание? как устроено бытие, сущность которого состоит в понимании? Ф. Шлейермахер ввел в философию понятие герменевтического круга, т.е. принципа понимания текста, основанного на диалектике части и целого. Х.Г. Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в основной вопрос философии. Центральное понятие философии П. Рикера – личность как творец человеческой культуры.

Структурализм возникает в нач.XX в. и связан с именами Клода Леви-Стросса (1908–2009), Фердинанда де Соссюра (1857–1913), Жака Лакана (1901–1981). Данное философское направление сосредоточено на выявлении типичных структур в языке, человеческом сознании и культуре, всем многообразии продуктов сознательной и бессознательной деятельности людей. Поворот к постструктурализму был стимулирован студенческим движением 1968 г. и осознанием неправомерности подведения реальности под предзаданную структуру. Основные представители: Ролан Барт (1915–1980), Мишель Фуко (1926–1984), Жак Деррида (1930–2004). Постструктурализм характеризует: интерес к внеструктурным элементам (телесность, аффект, желание); переход от идеи языка к идее текста как полифонического соединения разных контекстов и структур; соединением структурных и историко-генетических методов. Постструктурализм стал основой для философских концепций постмодернизма, сосредоточенного на всесторонней критике современности и классической философии.

 

 

Семинар 1.

Занятие проводится с использованием игровой технологии.

Каждая команда осуществляет подготовку к семинарскому занятию, посвященному философии жизни, экзистенциализму и феноменологии.

а) Представители философии жизни и иррационализма – Артур Шопенгауэр, Сëрен Кьеркегор, Фридрих Ницше, Анри Бергсон. Характеризуя философское учение А. Шопенгауэра, рассмотрите его понимание «мировой воли». В чем заключаются экзистенция, выбор, отчаяние, страх с точки зрения С. Кьеркегора. Рассматривая учение Ф. Ницше, обратитесь к содержанию основных концептуальных принципов его философии, таких как воля к власти, сверхчеловек, вечное возвращение. Выявите особенности антихристианства Ницше и смысл его тезиса о смерти Бога. Характеристика философии А. Бергсона должна включить в себя анализ критики интеллекта и рационального познания.

б) Представители экзистенциализма - Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс Жан-Поль Сартр, Альбер Камю. Обратите внимание на важнейшие события мировой истории XX в., обострившие философский интерес к человеку. Охарактеризуйте основные понятия экзистенциальной философии, поставившей в центр своего внимания проблему человеческого существования, свободы, абсурда, тревоги.

в) Рассматривая феноменологию Э. Гуссерля, обратитесь к понятиям феноменологической редукции, проблеме сознания, интенциональности.

2.1. Выступления руководителя игры (преподавателя), содержащее сведения о цели, задачах, правилах и критериях оценки.

2.2. Организация рабочих мест команд: игроки каждой команды садятся в форме круглого стола, на котором расположен бланк с вопросами в следующем виде.

Категория вопросы Баллы Баллы Баллы Баллы Баллы
Термины 1 2 3 4 5
Сочинения и биография 1 2 3 4 5
Ницше 1 2 3 4 5
Шопенгауэр и Кьеркегор 1 2 3 4 5
Хайдеггер и Ясперс 1 2 3 4 5
Сартр и Камю 1 2 3 4 5
Гуссерль 1 2 3 4 5

2.3. Вступление в игру членов команд в следующем порядке:

игрок № 1 команды 1 → игрок № 1 команды 2 → игрок № 1 команды 3 → игрок № 2 команды 2 → игрок №2 команды 3 и т. д. до тех пор, пока не будут исчерпаны все вопросы.

III Заключительный этап.

Подведение личных и командных итогов игры. Победители (команда, набравшая большее количество баллов, и лучшие игроки из проигравших команд) получают максимум баллов за семинар (3 балла).

Основные понятия темы: неклассическая философия, аполлоновское начало, «воля к жизни», «воля к власти», дионисийское начало, иррационализм, «сверхчеловек», ноэзис, ноэма,феноменологии, феноменологическая редукция, аналогия бытия, бытие-в-себе, бытие-для-себя, бытие-для-другого, выбор, ответственность, творчество, свобода, экзистенция, абсурд, «смерть бога», «вечное возвращение»

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каким образом свобода связана с ответственностью?
  2. Почему Ф. Ницше называют первым нигилистом?
  3. В чем суть сформулированной Ф. Ницше «генеалогии морали»?
  4. В силу каких причин А. Шопенгауэр переходит с позиции субъективного идеализма к объективному?
  5. Почему вся человеческая жизнь, по А. Шопенгауэру, является страданием?
  6. Какие три стадии жизни выделяет С. Кьеркегор?
  7. Что порождает бытие, по мнению Ж. П. Сартра?
  8. Возможно ли «бегство от абсурда»?
  9. Каким понятием М. Хайдеггер называет подлинное бытие?
  10. В чем заключается смысл бытия к смерти?
  11. Что есть истина в философии по К. Ясперсу?
  12. Что представляет собой структура сознания по Э. Гуссерлю?
  13. Приведите пример естественной установки по Э. Гуссерлю?

 

Семинар 2.

Занятие проводится с использованием игровой технологии.

Порядок проведения игры:

I этап. Организационно-подготовительный

1.1.Формирование четырех игровых групп.

1.2.Ознакомление с общим заданием.

Каждая команда осуществляет подготовку к семинарскому занятию, посвященному психоанализу и философии неофрейдизма, марксизму и неомарксизму, позитивизму.

    а) Рассматривая философские аспекты психоанализа и философии неофрейдизма, обратите особое внимание на проблему бессознательного в европейской философии и психологии. Выявите специфику психоанализа Зигмунда Фрейда. Раскройте содержание основных понятий его концепции: бессознательное и сознание, вытеснение и сопротивление, сублимация, стадии развития либидо, эдипов комплекс, эрос и танатос. Рассматривая аналитическую психологию Карла Юнга, охарактеризуйте его учение о коллективном бессознательном, определите смысл понятий архетип и символ. Рассмотрите основные идеи гуманистического психоанализа и экзистенциальных дихотомий Эриха Фромма.

    б) Характеризуя марксистскую философию, рассмотрите следующие вопросы: понимание предмета и метода философии Карла Маркса и Фридриха Энгельса; основного вопроса философии; разработка концепции материалистической диалектики; проблемы антропогенеза и возникновения сознания; формирование материалистического понимания истории; общественное бытие и общественное сознание.

    в) Обращаясь к Франкфуртской школе, рассмотрите представления Теодора Адорно, Макса Хоркхаймера, Герберта Маркузе. Особое внимание уделите характеристикам современного общества и человека, критике массовой культуры, акценту на значимость человеческого начала в социальных отношениях, критике тоталитаризма и авторитарной личности.

    г) Рассматривая основные идеи представителей «первого позитивизма» – Огюста Конта и Герберта Спенсера, охарактеризуйте представление О. Конта о «законе трех стадий развития человеческого духа» как универсальном законе истории, классификацию наук и программу «позитивной философии» Конта. Обратите внимание на позитивистскую трактовку соотношения философии и науки. Раскройте содержание органической теории общества, учение о социальных институтах, их функции и роли в жизни общественного организма Г. Спенсера. Обращаясь к неопозитивизму (Рудольф Карнап, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн) обратите внимание на понимание его представителями предмета и задач философии. Охарактеризуйте суть их критики метафизики. Определите содержание принципа верификации. Особое внимание обратите на теорию языковых игр Л. Витгенштейна. Охарактеризуйте концепцию критического рационализма Карла Поппера, его учение о развитии научного знания и его подход к решению проблемы демаркации научного и метафизического знаний. Рассматривая концепцию исторической динамики науки Томаса Куна, охарактеризуйте содержание таких понятий, как парадигма, нормальная наука, научная революция. В чем состоит суть учения о методологии «исследовательских программ»Имре Лакатоса.

 

2.1. Выступления руководителя игры (преподавателя), содержащее сведения о цели, задачах, правилах и критериях оценки.

2.2. Организация рабочих мест команд: игроки каждой команды садятся в форме круглого стола, на котором расположен бланк с вопросами в следующем виде

Категория вопроса Баллы Баллы Баллы Баллы Баллы
Термины 1 2 3 4 5
Маркс и Энгельс 1 2 3 4 5
Психоанализ 1 2 3 4 5
Франкфуртская школа 1 2 3 4 5
Позитивизм 1 2 3 4 5
Термины 1 2 3 4 5

2.3. Вступление в игру членов команд в следующем порядке:

игрок № 1 команды 1 → игрок № 1 команды 2 → игрок № 1 команды 3 → игрок № 2 команды 2 → игрок №2 команды 3 и т. д. до тех пор, пока не будут исчерпаны все вопросы.

III Заключительный этап.

Подведение личных и командных итогов игры. Победители (команда, набравшая большее количество баллов, и лучшие игроки из проигравших команд) получают максимум баллов за семинар (3 балла).

Основные понятия темы: базис, диалектический материализм, идеология, исторический материализм, маргинальность, надстройка, общественное сознание, «одномерный человек», отчуждение, производственные отношения, способ производства, анима, анимус, архетип, «бегство от свободы», вытеснение, замещение, комплекс Эдипа, комплекс Электры, коллективное бессознательное, либидо, мортидо, отрицание, перенос, персона, рационализация, регрессия, реактивное образование, самость, сублимация, тень, экзистенциальные дихотомии, позитивизм, протокольные утверждения, верификация, «вещный язык», парадигма, принцип Пирса, редукция, фальсификация, дедукция, закон, «языковая игра», лингвистический поворот.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит суть материалистического понимания истории?

2. В чем состоит суть отчуждения в марксисткой теории? Насколько она актуальна в наши дни?

3. Каким понятием называют современную культуру М. Хоркхаймер и Т. Адорно?

4. В чем состоит идея «одномерного человека» в философии Г. Маркузе?

5. Охарактеризуйте инстинкты, которые определяют всю человеческую историю по мнению З. Фрейда?

6. Что представляет собой коллективное бессознательное?

7. Что представляет собой концепция невроза Адлера?

8. Какие экзистенциальные дихотомии выделяет Э. Фромм?

9. Какие три волны позитивизма Вы можете назвать?

10. Раскройте суть закона трех стадий О. Конта?

11. Что является предметом анализа философии по мнению представителей неопозитивизма?

12. Каково содержание принципа верификации?

13. В чем суть принципа фальсифицируемости К. Поппера?

14. Как характеризует Т. Кун закономерности развития науки, природу и структуру научных революций?

 

Семинар 3.

Порядок проведения занятия:

I этап. Организационно-подготовительный

1.1.Формирование четырех игровых групп.

1.2.Ознакомление с общим заданием.

Каждая команда осуществляет подготовку к семинарскому занятию, посвященному герменевтике, структурализму, постструктурализму, постмодернизму.

    а) Рассматривая герменевтику, обратите особое внимание на феномен понимания в трактовке Ф Шлейермахера, Х.Г.Гадамера, М. Хайдеггера. Что такое герменевтический треугольник и герменевтический круг? Укажите особенности данных процедур с точки зрения В. Дильтея, Х.-Г. Гадамера. Что подразумевает человеческое бытие с точки зрения сторонников герменевтики?

    б) Характеризуя структурализм, обратитесь к воззрениям К. Леви-Стросса, Р. Барта, Ж. Лакана, М. Фуко. Подумайте, что является объектом исследования структурализма. Что представляет собой устойчивая структура? Особое внимание обратите на то, как сторонники структурализма интерпретировали феномены культуры. Охарактеризуйте скрытую систему противопоставлений, которые определяют структуру конкретных действий или объектов.

    в) Рассматривая постструктурализм, подумайте, с чем связан отход от структурализма. Каковы основные понятия постструктурализма? Дайте определение таким понятиям постструктурализма, как «текстуальность», «смерть субъекта», «смерть объекта». Охарактеризуйте процедуру деконструкции (Ж. Деррида).

    г) Обращаясь к постмодернизму, особое внимание уделите признанию эпистемологического кризиса, восприятию мира как текста, краху метанарративов. Дайте определение основным понятиям философии постмодернизма «дискурс», «симулякр», «телесность», «тело без образа». Что подразумевает признание конвенционального, договорного характера норм, принципов и ценностей? Что объявляется высшей ценностью в философии постмодернизма? Подумайте, какое значение имеет шизоанализ для современной психиатрии и философии.

2.1. Выступления руководителя игры (преподавателя), содержащее сведения о цели, задачах, правилах и критериях оценки.

2.2. Организация рабочих мест команд: игроки каждой команды садятся в форме круглого стола, на котором расположен бланк с заданием, состоящим из 4 разделов: 1 раздел – термины и основные понятия, 2 раздел – проблемные вопросы, 3 раздел – работа с изображениями, 4 раздел – работа с текстом. На выполнение задания отводится 40 минут.

2.3. В ходе проверки задания команды действуют в следующем порядке: команда 1 → команда 2 → команда 3→ команда 4 до тех пор, пока

не будут исчерпаны все вопросы.

III Заключительный этап.

Подведение личных и командных итогов игры. Победители (команда, набравшая большее количество баллов) получают максимум баллов за семинар (3 балла).

 

Основные понятия темы: постмодернизм, изнанка структуры, деконструкция, дискурс, общество массового потребления, постиндустриальное общество, симулякр, структура, система бинарных оппозиций, герменевтический треугольник, герменевтический круг, «смерть субъекта», текстуальность, понимание, язык

 

Вопросы для самоконтроля?

1. Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Что представляет собой герменевтический круг? Возможно ли из него выйти?

2. Почему язык есть свободная и вариативная возможность человека, по мнению Х.Г.Гадамера?

3. Выявите особенности интерпретации текстов по мнению Ф. Шлейермахер?

4. Что понималось под бессознательным у Ж. Лакана?

5. Что представляет собой шизоанализ и какое значение он имеет для психиатрии?

6. Раскройте понятие «дискурс»?

7. С чем связывает реорганизацию медицины М. Фуко? Какова его аргументация?

8. Что есть болезнь с точки зрения “археологии взгляда медика”?

9. Какое понятие было предложно Ж. Дерридой в контексте разрушения авторского текста?

10. Какие характерные особенности присущи современному обществу с точки зрения Ж. Бодрийяра?

 

Цитаты:

Артур Шопенгауэр: «Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы»

Фридрих Ницше: «Бог умер – человек свободен!»

Серен Кьеркегор: «Я не способен к духовному акту веры, не могу, закрыв глаза, слепо ринуться в абсурд; для меня это невозможно, но я не хвалюсь этим»

Карл Маркс: «Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку»

Зигмунд Фрейд: «Религия – общечеловеческий навязчивый невроз»

Альбер Камю: «Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя»

Жан-Поль Сартр: «Человек обречен на свободу»

Ганс Гадамер: «Бытие, которое может быть понято, есть язык» 

Мартин Хайдеггер: «Язык на самом деле сильнее нас. Не мы говорим языком, а язык говорит нами»

Примерные тестовые задания

1. Согласно К. Марксу

а) способы производства определяют формы культуры

б) деятельность творческих элит детерминирует экономику общества

в) базис и надстройка – две независимые и непересекающиеся формы человеческой деятельности

 

2. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу движущими силами общественного прогресса являются

а) харизматичные лидеры

б) группы, связанные единым этническим происхождением         

в) люди, связанные единым способом производства и потребления

 

3. Перенос либидозной энергии с конкретного объекта на абстрактный – это:

а) сублимация      б) дефиниция     в) невроз      г) вытеснение

 

4. К. Юнг выделяет в коллективном бессознательном 5 самых важных архетипов

а) персона              б) самость            в) мудрец               г) анима

д) анимус          е) Бог                   ж) тень                 з) герой

 

5. Э. Фромм считает наиболее важной

а) свободу от других б) свободу для себя в) свободу для других

6. Согласно З. Фрейду, комплекс женщин, аналогичный комплексу Эдипа у мужчин, называется

а) комплекс Климнестеры б) комплекс Электры в) комплекс Деметры

7. «Коллективным неврозом» назвал религию

а) А. Адлер    б) К. Юнг   в) З. Фрейд               г) Э. Фромм

 

8. Согласно В. Виндельбанду «нормативное сознание» производит суждения

а) полагания              б) долженствования           в) запрета

9. Термин «языковая игра» впервые употребил

а) Б. Рассел     б) Р. Карнап         в) М. Шлик      г) Л. Витгенштейн

10. Основоположником позитивизма считается

а) Р. Авенариус  б) Дж. С. Милль     в) Э. Мах      г) О. Конт

11. Протокольные предложения в науке описывают

а) основные положения научной концепции

б) непосредственное восприятие реальности

в) аналитические суждения о результатах эксперимента

12. «Истинным можно считать всякое положение науки, которое пока не опровергнуто!». Это принцип

а) фальсификации б) верификации в) феноменологической редукции

13. Понятие «парадигма» в научный обиход ввел

а) К. Поппер       б) Т. Кун      в) Р. Карнап     г) Б. Рассел

 

14. С точки зрения представителей классического позитивизма, задача философии состоит в

а) построение глобальных метафизических схем

б) получение знания, основанного на эмпирическом описании фактов

в) анализе языка науки

г) выяснении принципов и механизмов возникновения новых научных теорий

 

15. Одним из ключевых понятий философии неотомизма является

а) нигилизм      б) аналогия бытия       в) натурализм

16. На формирование мировоззрения А. Шопенгауэра оказала сильное влияние

а)индийская философия                     б) христианская теология

 

17. Согласно А. Шопенгауэру, «Воля к жизни»делает человека

а) счастливым            б) несчастным      в) никак не влияет на него

 

18. Идею о том, что движущей силой социальных преобразований в индустриальном обществе выступают аутсайдеры, радикальные интеллигенты и студенты, развивал

а) Ж. Маритен                б) Г. Маркузе                     в) Г. Марсель

 

19. Г. Маркузе считал, что общество делает человек из "трехмерного"" - одномерным", лишая его

а) сексуальности

б) права собственности на производство

в) связи с Мировой душой

20. М. Хоркхаймер и Т. Адорно рассматривали «гуманизм» как

а) наивысшую форму освобождения человека  

б)наихудшую форму порабощения человека

 

21. С точки зрения философии прагматизма, под критерием «практического использования» понимается

а) подтверждение практикой объективной истины

б) удовлетворение субъективных интересов индивида

в) использование философского языка как строго научного

 

22. Образ ницшеанского «сверхчеловека» предполагает

а) преобладание «дионисийского» начала над «аполонийским»

б) преобладание «аполонийского» начала над «дионисийским»

в) гармоничный синтез «дионисийского» и «аполонийского» начал

 

23. Ф. Ницше критиковал христианство за

а) нетерпимость к язычникам

б) сострадание к слабым

в) иррациональность

 

24. Основным способом постижения сознания человека, который противостоит интеллектуальным методам познания, А. Бергсон считал

а) опыт                 б) озарение               в) интуицию

25. Высшим типом экзистенции С. Кьеркегор считал

а) этический б) эстетический в) религиозный

 

26. Бытие-к-смерти, согласно М. Хайдеггеру, раскрывается человеку в состоянии:

а) страха             б) ужаса                    в) отчаяния

 

27. Согласно Ж. П. Сартру, сознание это

а) «бытие-в-себе» 

б) «бытие-для-себя»

в) «бытие-для-другого» 

 

28. Понятие «герменевтического круга» в философии ввёл

а) Г.Г. Гадамер      б) В. Дильтей     в) М. Хайдеггер    г) Ф. Шлейермахер

 

29. Согласно В. Дильтею, понимание – это

а) основная теоретическая проблема познания

б) единственный адекватный способ постижения жизни в её целостности

в) «изгнание идолов из нашего разума»

 

30. «Не мы говорим языком, а язык говорит нами!» Автор этого выражения

а) Х.-Г. Гадамер    б) В. Дильтей     в) Л. Витгенштейн  г) М. Хайдеггер

 

31. «Ад - это другие!» Автор этого выражения

а) М. Хайдеггер      б) А. Камю        в) Ж. П. Сартр

 

32. Центральным понятием в работах А. Камю является

а) отчуждённость     б) тошнота         в) страх                       г) абсурд

33. «Программу дегуманизации искусства» провозгласил

а) М. де Унамуно      б) Х. Ортега-и-Гассет                       в) Г. Маркес

 

34. Представление об истории как об «осевом времени» предлагает

а) К. Ясперс                  б) К. Барт                  в) А. Жильсон

35. О. Шпенглер в своей работе «Закат Европы» провозглашает

а) цивилизационный изоляционизм

б) культурный экуменизм

в) расовый примитивизм

 

36. Кто является создателем концепции локальных цивилизаций?

а) А. Тойнби

б) Н. Гумилев

в) Ф. Фукуяма

г) А. Данто

 

37. «Конец истории» провозгласил

а) С. Хантингтон       б) Ж.-Ф. Лиотар           в) Ф. Фукуяма

 

38. Согласно Э. Гуссерлю, кризис европейской культуры заключается в её -

а) декадентстве           б) объективизме                 в) экспрессионизме

 

39. Согласно методу феноменологической редукции, структуру и форму акта сознания выражает понятие

а) ноэма              б) ноэзис       в) силлогизм           г) модус

 

40. Культурные особенности жизни первобытных племён как особые языковые структуры представлял

а) Ж.-Ф. Лиотар           б) М. Мерло-Понти       в) К. Леви-Стросс

 

41. Язык сумасшедших как структурированный язык пытался представить

а) Ж. Лакан               б) К. Леви-Стросс            в) Р. Барт

 

42. "Исторически изменяющаяся структура, которая определяет условия возможности образований сознания и культуры в конкретный исторический период развития того или иного общества" - это

а) эпистема

б) дискурс

в) нарратив

г) миф

 

 

43. Согласно М. Фуко, «Говорить – значит обладать властью говорить. ______________ подобен всему остальному в обществе – это такой же объект борьбы за власть». Какое слово пропущено?

а) язык          б) речь                   в) дискурс                    г) интеллект

 

44. Концепт «деконструкция» начал использовать в своих сочинениях

а) М. Фуко         б) Ж. Деррида      в) Р. Барт               г) Ж.-Ф Лиотар

 

45. «Симулякр» является

а) денотатом вещи            б) конотатом вещи          в) мифологемой вещи

 

46. Основным материалом исследований структурализма и постструктурализма является

а) метафизика М. Хайдеггера

б) религиозный опыт вымерших цивилизаций

в) язык и текст

г) экономические отношения в обществе

47. Одними из основных мотивов постмодернистского философствования являются

а) устранение классических философских оппозиций

б) построение универсальной метафизической системы

в) построение новой антропологии

г) провозглашение свободы от диктата вещей, традиций, дискурсов

 

Тема 5.7. Русская философия

Русская философия, как и другие национальные философии, отражает культурную идентичность, историю, духовные искания.

Русская философия разделяет общие вопросы и проблемы исследования, категориальный аппарат с мировой философией, но в тоже время характеризуется рядом особенностей в проблематике.

Особенности русский философии:

1. Антропоцентризм

2. Отсутствие гносеологической проблематики

3. Обращение к проблемам нравственности

4. Связь с отечественной культурой

5. Решение проблемы смысла бытия человек в русле духовно-религиозной теории истины

Основные проблемы русской философской мысли:

1. Свобода

2. Религиозный космизм

3. Гуманизм

4. Жизнь и смерть

5. Добро и зло

6. Власть и революция

7. Национальная самобытность

Выделяют следующие этапы развития русской философии:

1) Русская философская мысль XI – XVII вв. – зарождение философской мысли под влиянием процесса христианизации. Дальнейшее развитие русской философии проходило в обосновании особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации и выразилось в формуле «Москва – третий Рим».

2) Философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в.Двумя основными факторами, оказавшими влияние на складывание духовной культуры, являются процесс европеизации России и процесс секуляризации общественной жизни. М.В. Ломоносов (17111765) был основоположником материалистической традиции. А.Н. Радищев (1749–1802) впервые провозгласил идею человечности в качестве фундаментальной основы светской общественной мысли.

3) Философия революционных демократов, славянофилов и западников, народников начало и середина XIX в.Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в. Основными проблемами учения П.Я. Чаадаева (17941856) были философия истории и философия человека. Следом формируются две основные тенденции интерпретации русской истории и идеи. В рамках первой акцентировалось внимание на самобытности русской мысли и истории, неповторимости русской духовной жизни – славянофилы. Представители второй тенденции стремились вписать Россию в европейскую историю и предлагали следовать западному пути развития – западники. В конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. в России формируется народничество, признававшее самобытность исторического пути развития России. Цель народников – формирование социализма минуя стадию капитализма.

4) «Серебряный век» русской философии последняя треть XIX – начало XX в. характеризуется ощущением «внеземного» существования человека, космологизмом, пессимистическими настроениями, разочарованием в путях истории и неверием в существование плодотворных исторических целей. Центральной идеей философии В.С. Соловьева (1853–1900) является идея всеединства –единство творца и творения. Все изменения в мире связаны с мировой душой – вечной божественной идеей Софией – связующим звеном между творцом и творением.

Н.Ф. Фёдоров (1859–1903) развивал идею воскрешения предков. Он рассматривал данный процесс как реальный, а не мистический. Основная задача – обнаружение частиц материи, которые несут на себе след пребывания в организме, и восстановление по оставшимся следам тел умерших.

Определяющим моментом учения Л.И. Шестова (1866–1938) является тезис о противоположности веры и разума. Вера – наиболее полный, высший аспект бытия человека. Отмечая ограниченность и ущербность разума, Шестов обращается к мистической интуиции, с помощью которой человек может познать истину и избавиться от контроля со стороны логики и разума.

С.Н. Булгаков (1871–1944) признаёт экономический прогресс необходимым условием духовного преуспеяния, но предостерегает от склонности заменять прогресс общечеловеческий и общекультурный одним лишь прогрессом экономическим.

С.Л. Франк (1877–1950) трактует религиозный опыт как непосредственное слияние человеческой души с Богом, перевод человеческих переживаний, чувств в запредельное, трансцендентальное измерение. Смысл человеческой жизни для него заключается в служении Богу и людям.

Н.А. Бердяев (1874–1948) ищет смысл жизни в организации человеческого общества на религиозных основах. Внутренней основой его философии являются свобода и творчество. Истина познается в свободе и через свободу. Бердяев рассматривает каждого человека как конкретную неповторимую личность, для которой свобода является высшей ценностью.

Л.Н. Гумилев(1912–1992) предложил пассионарную теорию этногенеза. Пассионарность он определял как «активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради этой цели». Процесс этногенеза проходит несколько стадий: фазу подъема, акматическая фаза, фаза надлома инерционная фаза, фаза обскурации.

План проведения:

1. Развитие философии в России: конец XVII – XVIII в.

2. Философские искания в России в пер.пол. XIX в

3. Философия славянофильства и западничества.

4. Народничество.

5. «Серебряный век» русской философии.

 

Примерные темы рефератов

1. Деятельность значение деятельности петровской «ученой дружины» (Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, И.Т. Посошков)

2. Философская антропология А.Н. Радищева

3. Историческая судьба России в работах славянофилов и западников

4. Философские учения русского народничества.

5. Учение о воскрешении предков Н.Ф. Федорова.

6. Евразийство как философское течение.

7. Суть метафизических воззрений В. С. Соловьева.

8. Философские идеи русского космизма.

9. Утопия, анархия, коммуна: Н.Г. Чернышевский, П.А. Кропоткин, Г.В. Плеханов.

10. Русская экзистенциальная философия

 

Основные понятия темы: христианство, западничество, славянофильство, европеизация, религия, историософия, соборность, самобытность, самодержавие, народность, ноосфера, православие, провиденциализм, профетизм, русская идея, самодержавие, соборность, София.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как проявляется национальная идея в философии?

2. В чем состоит историософский смысл учения Филофея о «Москве как третьем Риме»;

3. В чем своеобразие философии в России XVIII в.?

4. Что такое западный путь развития для России?

5. Какой путь развития России обосновывался славянофила как необходимый?

6. Что подразумевает под собой почвенничество?

7. В чем состоит суть идеи ненасилия?

8. Выявите особенности философии революционных демократов 50 – 60-х гг. XIX в.?

9. Раскройте термин «София» в творчестве В. С. Соловьева?

10. Кто такие «пассионарии» и какова их историческая задача?

11. Назовите представителей русского космизма и их основные идеи?

Цитаты:

П.Я. Чаадаев: «Вся наша история — продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых дней нашего существования»

И.В. Кириевский: «Главное отличие православного мышления, в том, что оно ищет того, чтобы поднять самый разум выше его обыкновенного уровня»

Н.А Бердяев: «Вежливость – это хорошо организованное равнодушие»

С.Л. Франк: «Человеку не избежать труда и тревоги духовной борьбы, потому что в этом и состоит достоинство и богоподобие человеческого существа»

В.С. Соловьев: «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного»

Примерные тестовые задания

1. В своем философическом письме П. Я. Чаадаев полагает, что

а) российская духовность должна обогатиться западной рациональностью

б) российская духовность не нуждается в западной рациональности

в) российская духовность и западная рациональность должны органично обогащать друг друга

 

2. Основным отличием русской ментальности от западной славянофилы считали

а) ярко выраженный индивидуализм русского характера

б) общинность русского характера

в) меркантильность русского характера

 

3. Представителями западничества в России XIX вв. являются

а) А. С. Хомяков

б) В. Г. Белинский

в) А. И. Герцен

г) Н. Б. Станкевич

д) Ю. Ф. Самарин

        

4. Данилевский Н. Я. в своей концепции локальных цивилизаций придерживался идеи

а) культурного плюрализма

б) культурного антагонизма

в) синтеза культур

 

5. Наиболее яркий портрет русского нигилиста в своем романе «Отцы и дети» нарисовал

а) Н. А. Добролюбов

б) В. Г. Белинский

в) Н. Г. Чернышевский

г) И. С. Тургенев

 

6. Концепцию «разумного эгоизма» в русской философии XIX в. развивал

а) М. В. Ломоносов

б) П. А. Флоренский

в) В. С. Соловьев

г) Н. Г. Чернышевский

 

7. Согласно известному рассуждению Ф. М. Достоевского, мир спасет

а) любовь

б) красота

в) дружба

г) доброта

 

9. Йогическая концепция ахимса (непричинение вреда живым существам) наиболее созвучна идеям

а) Ф. М. Достоевского

б) Н. А. Бердяева

в) Л. Н. Толстого

        

11. Л. Н. Шестов в своих сочинениях пишет о

а) комичности человеческой жизни

б) трагичности человеческой жизни

в) прозаичности человеческой жизни

 

 

13. Философские идеи Н. А. Бердяева повлияли на становление

а) феноменологии и герменевтики

б) персонализма и экзистенциализма

в) структурализма и постструктурализма

 

14. Одним из центральных понятий в философском учении В. С. Соловьева является

а) эманация

б) София

в) психея

 

15. Философское учение В. С. Соловьева можно охарактеризовать как

а) объективный идеализм

б) субъективный идеализм

в) вульгарный материализм

г) антропологический материализм



Список рекомендуемой литературы

А) Основная

Губин В.Д. и др. Философия [Электронный ресурс]: учебник / В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, А.И. Алешин, К.С. Гаджиев, В.Е. Еремеев, С.А. Коначева, Н.С. Кирабаев, А.Н. Круглов, В.М. Лейбин, Л.Б. Макеева, В.С. Малахов, Б.В. Марков, С.А. Мельников, В.И. Молчанов, Е.Н. Некрасова, С.С. Неретина, В.В. Сербиенко, С.Д. Серебряный, З.А. Сокулер, Э.Ю. Соловьев, В.И. Стрелков, В.П. Филатов; ред. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – http://www.studmedlib.ru/book/

Б) Дополнительная

1. Абдуллин А. Р. Хрестоматия по философии. Учебное пособие для высших учебных заведений. Уфа, 2003. – 439 с.

2. Августин Аврелий. Об истинной религии. Теологический трактат. – Мн.: Харвест, 1999.–1600 с.

3. Аверроэс (Ибн-Рушд). Опровержение опровержения. – Киев: «УЦИММ-Пресс», СПб: «АЛЕТЕЙЯ», 1999. – 682 с.

4. АдоП. Что такое античная философия? / Перевод с французского В. П. Гайдамака. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. – 320 с.

5. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М. – СПб. – 1997. – 214 с.

6. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. Т. 1. / Под ред. С. С. Неретиной; сост. С. С. Неретиной, Л. В. Бурдака. – СПб.: РХГИ, 2001. – 539 с.

7. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – 830 с.

8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.– М.: Изд-ая группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 616 с.

9. Барт Р. Мифологии. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. – 320 с.

10. Башляр Г. Новый рационализм.: Пер. с фр. / Предисл. и общ.ред.                                                                                                                                                                                                            А. Ф. Зотова. – М.: Прогресс, 1987. – 376 с.

11. Беме Я. Christosophia, или путь ко Христу. – СПб.: А-cad, 1994. – 224 с.

12. Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.

13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: «Academia – Центр» «МЕДИУМ», 1995. – 323.

14. Бергсон А. Два источника морали и религии / Пер. с фр., послесловие и примечания А. Б Гофмана. – М.: «Канон», 1994. – 384 с.

15. Богословие в культуре средневековья. Христианское братство «Путь к истине»: Киев, 1992. – 382 с.

16. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: Рудомино, 1995. – 28 с.

17. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. –  М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 269 с.

18. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / Пер. с франц. Н. Суслова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 200 с. 

19. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр – 2-е изд. – М.: Добросвет, КДУ, 2006. – 389 с.

20. Бонавентура. Путеводитель души к Богу / Перевод с латинского, вступительная статья и комментарии В. Л. Задворного. – М.: Греко-латинский кабинет Ю. . Шичалина, 1993. – 188 с.

21. Боэций С. «Утешение Философией» и другие трактаты. – М.: Институт философии АН СССР Издательство «Наука», 1990. – 413 с.

22. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Пер. с итал. – К.: Новый Акрополь, 1996. – 288 с.

23. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином. – Минск.: Харвест, 1999. – 480 с.

24. Гегель Г. В. Ф. Феноменология Духа. СПб., 1913. Перевод под редакцией Э. Л. Радлова.

25. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб., 1916. Перевод Н. Г. Дебольского. Переиздана в 1929.

26. Гегель. Феноменология духа. (Вступ. статья и комментарий Ю.Р. Селиванова). – Москва: Академический Проект, 2008. – 767 с.

27. Гиппократ. Сочинения. Перевод с греческого: проф В. И. Руднев. Изд-во Наркомздрава СССР в 3х томах, 1936.

28. Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т. 2. Левиафан, или материя, форма и власть. – М.: Изд-во «Мысль», 1991. – 735 с.

29. Гриненко Г.В. История философии: Ч. 1: От Древнего мира до эпохи Просвещения: учебник для академического бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2016. – 290 с.

30. Гриненко Г.В. История философии: Ч. 2: От XVII до XXI века: учебник для академического бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2017. – 402 с.

31. Гриненко Г.В. История философии: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2010. – 689 с.

32. Губман Б. Л. Современная философия культуры. – М.: Издательство «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. – 535 с.

33. Дали С. Дневник одного гения. – М.: Искусство, 1991. – 271 с.

34. Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. И франц. Т. I/ Сост., ред. и вступ. ст. В. В. Соколова. – М.: Мысль, 1989. – 654 с.

35. Делез Ж. Критика и клиника. – СПб.: Machina, 2002. – 240 с.

36. Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. СПб.: Издательство «Алетейя», 1999. – 208 с.

37. Диалог Тойнби – Икеда (перевод Б. Л. Губман и другие). Человек должен выбирать сам. – М.: ЛЕАН, 1998. – 448 с.

38. Дидро Д. Сочинения в 2 т.: Пер с фр. Т. 1 / Сост. и ред. В. Н. Кузнецова. – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

39. Дидро Д. Сочинения в 2 т.: Пер с фр. Т. 2 / Сост. и ред. В. Н. Кузнецова. – М.: Мысль, 1991. – 604 с.

40. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции ХХ века. – Томск: Издательство «Водолей», 1998. – 320 с.

41. Камю А. Творчество и свобода. Сборник. – М.: Радуга, 1990. – 608 с.

42. Кант И. Лекции по этике. – М.: Республика, 2000. — 431 с.

43. Кант И. Сочинения в шести томах. Том 1. – М., 1963, 543 с (Философское наследие, Т. 4)

44. Кант И.. Сочинения в шести томах. Том 2. – М., 1964, 510 с (Философское наследие, Т. 5)

45. Кант И. Сочинения в шести томах. Том 3. – М., 1964, 799 с (Философское наследие, Т. 6)

46. Кант И. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1. – М., 1965, 544 с (Философское наследие, Т. 14)

47. Кант И. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2. – М., 1965, 478 с (Философское наследие, Т. 15)

48. Кант И. Сочинения в шести томах. Том 5. – М., 1966, 564 с (Философское наследие, Т. 16)

49. Кант И. Сочинения в шести томах. Том 6. – М., 1966, 743 с (Философское наследие, Т. 17)

50. Кожев А. Понятие власти. – М.: Праксис, 2006. – 192 с.

51. Кон И. С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1988. – 320 с.

52. Конфуций. Афоризмы мудрости / Под ред. В. Бутромеева./ Памятники мировой культуры. – М.: Мысль, 2009. – 496 с. 

53. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. Пер. с фр. / Перевод А. К. Черноглазова. М.: Издательство «Гнозис», 1995. – 192 с.

54. Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. – М.: Изд-во «Гнозис», изд-во «Логос», 1999. – 520 с.

55. Ламетри Ж. О. Сочинения. – М.: Изд-во соц.-экономич. лит-ры «Мысль», 1976. – 551 с.

56. ЛаоЦзы. Дао Дэ Цзин. – М.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2014. – 144 с.

57. Локк Дж. Сочинения в трех томах. Т. 1.: Академия наук СССР институт философии «Мысль», 1985. – 621 с.

58. Локк Дж. Сочинения в трех томах. Т. 2.: Академия наук СССР институт философии «Мысль», 1985. – 559 с.

59. Локк Дж. Сочинения в трех томах. Т. 3.: Академия наук СССР институт философии «Мысль», 1988. – 668 с.

60. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М.: Издат-во Наука, 1989. – 474 с.

61. Лосев А. Ф. Эстетика возрождения. – М.: «Мысль», 1982. – 623 с.

62. Макиавелли Н. Государь. Пер. с итал. К. А. Тананушко. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 704 с.

63. Марк Аврелий. Размышления.Наедине с собой. Размышления. Перевод с древнегреческого под общей редакцией А. В. Добровольского с примечаниями Б. Б. Лобановского. – Черкассы: РИЦ «Реал», 1993. – 102 с.

64. Маркузе Г. Одномерный человек. – М.: REFL-book, 1994. – 341 c.

65. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. – Киев: Port-Royal, 1995. – 314 с.

66.  Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах Т. 1. Пер. с фр. – М.: Голос, 1992. – 384 с.

67. Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах Т. 2. Пер. с фр. – М.: Голос, 1992. – 560 с.

68. Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах Т. 3. Пер. с фр. – М.: Голос, 1992. – 416 с.

69. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. – СПб.: «Худ.лит-ра», 1993. – 672 с.

70. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: «Мысль», 1999. – 329 с.

71. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты / Пер., вступ. статья и примеч. В. В. Бибихина. – М.: Искусство, 1982. – 367 с.

72. Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 2. – М.: «Мысль», 1993. – 526 с.

73. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1.: Чары Платона. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. – М.: Феникс, Международный фонд «Культ.инициатива», 1992. – 240 с.

74. Портер Р. Краткая история безумия / Рой Портер; пер. с англ. и коммент. О. Мичковского. – М.: Астрель: АСТ, 2009. – 224 с.

75. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. – М.: Юрист, 1995. – 623 с.

76. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М.: «КАНОН-пресс-Ц»; «Кучково поле», 2002. – 624 с.

77. Руссо Ж. Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1949. – 705 с.

78. Сартр Ж. П. Тошнота. Рассказы. – М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2003. – 650 с.

79. Спиноза Б. Об усовершенствовании разума: Сочинения. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. – 864 с.

80. Тойнби А. Дж. "Цивилизация перед судом истории" (сборник статей). – М. Прогресс-Культура, СПб. Ювента. 1996. – 480 с.

81. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 1576 с.

82. Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983. – 1344 с.

83. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 6-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 848 с.

84. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во Фолио, 2006. – 864 с.

85.  Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб.: A-cad, 1994. – 403 с.

86. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. – М.: Магистериумкасталь, 1996. – 446 с.

87. Фуко М. Рождение клиники. – М.: Смысл, 1998. – 310 с.

88. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. – М.: AdMarginem, 1999. – 476 с.

89. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч. 1. – М.: «Праксис», 2002. – 384 с.

90. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности Т. 2. / Пер. с франц. В. Каплунина – СПб.: Академический проект, 2004 – 432 с.

91. Фуко М. Ненормальные. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974 – 1975 учебном году. – СПб.: Наука, 2005. – 432 с.

92. Фуко М. Психиатрическая власть: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1973 – 1974 учебном году. – СПб.: Наука, 2007. – 450 с.

93. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М.: ООО «Издательство АСТ: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 588 с.

94. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. – М.: Высшая школа, 1991. – 192с.

95. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. – Томск: изд-во «Водолей», 1998. – 384 с.

96. Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. – СПб.: Питер, 2002. – 480 с.

97. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 607 с.

98. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 1. – М.: «Московский клуб», 1992. – 395 с.

99. Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Научный мир, 1923. – 310 с.

100. Эразм Роттердамский. Похвала глупости / Сост., вступ. ст., примеч. А. Л. Субботина. – М.: Сов. Россия, 1991. – 464 с.

101.  Юм Д. Трактат о природе человека. Книга 1-ая. О познании. – М.: «Канон», 1995. – 400 с.

102. Юм Д. Трактат о природе человека. Книга 2-ая. Об аффектах. Книга 3-я. О морали – М.: «Канон», 1995. – 416 с.

103. Юм. Д. Малые произведения. – М.: КАНОН, 1996. – 459 с.

 

 



Словарь основных терминов

Дата: 2018-12-21, просмотров: 606.