по выполнению контрольной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Контрольная работа по дисциплине «Клиническая психология» - письменная самостоятельная творческая работа, предусмотренная учебным планом специальности «Психология».

 В данном аспекте она открывает путь самостоятельного формирования профессиональных знаний и умений будущи­ми специалистами-психологами и на нее возлагается ряд важных учебных задач.

В первую очередь, она является одним из элементов в сис­теме учебных средств и способов, посредством которых вуз ре­шает главную задачу высшей школы - научить будущего специ­алиста творчески мыслить и самостоятельно добывать знания. Она призвана научить студента правильно пользоваться науч­ной литературой и извлекать из нее необходимую информацию, системно исследовать проблемы и логично представлять их содержание, структурировать материал и обосновывать свою позицию.

Самым значительным результатом тех усилий, кото­рые затрачиваются на эту работу, будет не только и не столько приобретение научных знаний, позволяющих подробно и систе­матично разобраться в одной конкретной проблеме, вынесенной в название темы. Главным достижением этой работы является приобретение устойчивых представлений о том, как исследуют­ся и разрабатываются психологические проблемы, каким образом нарабатывается информационный материал, где искать источ­ники информации, как структурируется ее содержание, оформляются подобные работы и т.п.

Главное же, о чем надо знать и помнить с самого начала: работа над контрольной работой требует много специального вре­мени, серьезного и ответственного отношения. Поэтому ее обя­зательно надо делать вовремя, соблюдая поставленные препо­давателем сроки.

После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе этой работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения.

Объем контрольной работы – 10-12 печатных страниц, выполненных через 1,5 интервала. Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются и брошюруются. На титульном листе помещаются название университета, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Затем идет содержание работы, отражающее тему в логической последовательности рассмотрения.

Контрольная работа – это теоретическое исследование. Она строится на анализе литературных источников, подобранных в соответствии с выбранной темой работы. Основная задача в данном случае состоит в том, чтобы наиболее полно представить анализ той или иной проблемы, продемонстрировав знания истории данного вопроса, основные ключевые исследования в данной области, направления и подходы в решении проблемы, спорные вопросы и перспективы дальнейших исследований.

В освящении этих вопросов студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения из них в качестве аргументов. Проводя анализ тех или иных научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем.

В основной части излагается теоретическое содержание рассматриваемых вопросов темы, со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоретических знаний на практике. Основная часть работы завершается выводами.

В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.

В приложении к работе могут быть помещены объемные многостраничные таблицы, иллюстрации (рисунки, фотоснимки, графики, гистограммы, диаграммы, схемы и т.п.).

Требования по структурированию текста

1. Обязательно наличие абзацев, по 3-4 абзаца на странице; каждый абзац начинается с отступа в первой строке.

2. Каждый абзац - это законченная мысль, сильно мельчить тоже не следует, так как при этом растворяется главный смысл изложения.

3. Предложения не должны быть слишком простыми или чересчур длинными, оптимум - 5-8 слов в предложении, жела­тельно в сложно-подчиненные предложения включать не более 1 подчинения и разнообразить подчиняющие слова.

Требования к использованию терминов

1. Использование термина предполагает его знание. Если Вы не уверены в четком знании значения термина и всех его смыслов, обратитесь к словарю. Эта процедура еще не один год должна сопровождать Вашу познавательную деятельность.

2. Не стоит перегружать свою работу излишне усложненной терминологией, однако нельзя упрощать до обыденного бытово­го языка то, что уже стало нормой в профессиональном общении и обсуждении. Это знание Вы сможете приобрести, прочитав до­статочное количество статей и иных профессиональных источ­ников информации.

3. Используя в работе какой-то значимый термин впервые, обязательно надо дать его определение. Особенно это касается многозначных терминов, когда определение должно показать, в каком из значений термин будет использоваться в Вашей работе.

4. Нельзя использовать в работе один и тот же термин в раз­ных значениях, если только анализ различных значений термина не является прямой за­дачей данной работы.

 Использование источников

1. Цитирование. Цитата - это дословно приведенный фраг­мент из другого текста. Цитируются части документов для бо­лее точного уяснения их смысла, выводы исследований, наибо­лее яркие авторские выражения и высказывания. Цитата всегда заключается в кавычки и непременно снабжается ссылкой на автора, источник и страницу, где она приведена. Соединять две цитаты или их части в одну запрещается.

2. Изложение, близкое к тексту, - наиболее рекомендуемая форма использования источников. Оно может использоваться часто и занимать довольно много места в контрольной работе. Его использование предполагает не дослов­ный, но близкий пересказ к тексту оригинала основных харак­теристик и мыслей по рассматриваемой проблеме. Пригоден для использования значительных фрагментов из учебников и учебных пособий, статей, книг, справочников и т.п.

3. Ссылки - применяются при цитировании, изложении, близ­ком к тексту оригинала, при заимствовании из других источников идей, имен, цифр, примеров и т.п. Чаще всего используются так называемые притекстовые, или постраничные ссылки, когда цита­та или заимствованный отрывок помечается верхним индексом с арабской цифрой, а внизу страницы под этой цифрой идет либо сам текст отрывка, либо указание на содержащий его источник.

Второй вид - более краткий и удобный - это затекстовые, или сквозные ссылки, при которых после приведения отрывка или цита­ты в тексте ставятся квадратные или круглые скобки, содержащие две цифры, разделенные точкой с запятой: первая цифра указывает на по­рядковый номер источника в приведенном в конце работы списке лите­ратуры, а вторая - номер цитируемой или пересказываемой страницы.

Требования по оформлению списка литературы и ссылок на источники

1. Книги. Обратите внимание: в названиях книг, статей, журналов, сборников кавычки не ставятся.

а) Однотомное издание с одним автором. Указывается: Фамилия автора, инициалы. Название книги без кавычек. Место издания (полностью, некоторыми исключениями: Москва — М., Санкт-Петербург - СПб., Ростов-на-Дону - Ростов н/Д., Нижний Новгород - Н.Новгород), через двоеточие - издательство, год из­дания (только цифра, слово «год» или «г.» не ставится). Учебники и учебные пособия - указываются после названия.

б) Однотомное издание с несколькими авторами. Одно от­личие: авторы указываются через запятую, а при инициалах ав­торов точки сохраняются:

в) Однотомное издание с количеством авторов, более 3-х: сначала указывается название издания без кавычек и точки на конце, затем ставится правый флэш (вертикальная черточка с правым наклоном), а за ним перечисляются авторы.

г) Многотомное издание в целом. Указывается: название, сведения об издании, правый флэш, далее - под чьей редакцией: фамилия и инициалы редактора. Место издания, через двоето­чие - издательство, дата издания:

д) Отдельная работа в многотомном издании. Указывается: автор, название работы без запятой и кавычек, правый флэш, за ним - название издания, сведения об издании, место издания, из­дательство, дата издания, номер тома.

2. Статьи:

а) Статья в периодическом журнале. Указывается: фамилия автора, его инициалы. Далее - название статьи пишется без ка­вычек и точки на конце, затем ставится двойной флэш //, и далее - название жур­нала без кавычек, год издания, № журнала, страница.

б) Статья в научном сборнике. Указывается: фамилия ав­тора, его инициалы. Название статьи без кавычек и точки на конце, затем - /, название сборника без кавычек и точки. Под редакцией - фамилия и инициалы редактора. Место и год издания.

4. Электронные источники. Указывается: фамилия автора, его инициалы, название. Сведения, относящиеся к заглавию (на­звание электронной страницы или сервера), сведения об ответс­твенности (имена издателя, изготовителя и распространителя), электронный адрес (это аналог места издания и названия изда­тельства в печатном варианте), дата.

Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче экзамена допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе.

В качестве оценочных средств контроля знаний применяются: контрольные вопросы, контрольные работы.

 

Перечень вопросов, выносимых на экзамен:

1. Предмет и задачи клинической психологии.

2. Место клинической психологии в системе других наук.

3. Разделы клинической психологии.

4. Методы клинической психологии.

5. Различные подходы к содержанию и определению медицинской и клинической психологии.

6. Патопсихология, как самостоятельная отрасль клинической психологии.

7. Нейропсихология - отрасль клинической психологии.

8. Психосоматика - отрасль клинической психологии.

9. Понятие об онтогенезе и дизонтогенезе. Основные типы психического дизонтогенеза.

10. Факторы, влияющие на процесс взаимодействия врача (психолога) и пациента.

11. Общее понятие о психотерапии. Основные направления психотерапии.

12. Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия.

13. Основные теоретические направления клинико-психологического вмешательства: психодинамический, когнитивно - поведенческий, гуманистический, экзистенциальный и системный подходы.

14. Специальные разделы клинической психологии (реабилитология, психогигиена, психопрофилактика, неврозология, медико-психологическая экспертиза).

15. Роль клинического психолога в общей системе оказания медицинской помощи.

16. Основные виды деятельности клинического психолога.

17. Особенности организации работы клинического психолога в реабилитационных отделениях психиатрической службы.

18.  Этические аспекты деятельности клинического психолога.

19. Категории здоровья и болезни в клинической психологии.

20. Основные содержания понятия «норма».  

21. Содержание понятия «патология». Определение психического расстройства.

22. Представления о болезни в современной медицине. Биомедицинская модель болезни. Биопсихосоциальная модель болезни.  

23. Понятие о психическом здоровье.

24. Психология здоровья. Основные критерии общего здоровья.

25. Критерии психического здоровья (по ВОЗ). Внутренняя картина здоровья.

26. Соматогенное и психогенное влияние соматической болезни на психику.

27. Понятие о внутренней картине болезни.

28. Современные исследования внутренней картины болезни. Уровни внутренней картины болезни.

29. Типы реакции на болезнь (Якубов Б.А., Личко А.Е.).

30. Переживание болезни во времени.

31. Возрастные особенности внутренней картины болезни.

32. Ятрогении.

33. Психологические требования к личности врача и психолога.

34. Предмет неврология: определение, теоретическая основа, связь с другими дисциплинами, методы исследования.

35. Черепно-мозговая травма: сотрясение мозга, ушиб головного мозга, разможжение и сдавление мозга.

36. Инфекционные заболевания нервной системы: энцефалит, менингит, полиомиелит, арахноидит.

37. Нарушения мозгового кровообращения: инсульты.

38. Детский церебральный паралич.

39. Понятие о психогигиене. Общие принципы.

40. Психопрофилактика и ее виды и методы.

41. Задачи клинической психологии на всех трех этапах профилактики.

42. Взаимосвязи и разграничение отраслей «Психогигиена» и «Психопрофилактика».

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Нагаев В.В. Основы клинической психологии [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов / В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. — М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. - 463 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru

2. Пивень Б Н Клиническая психиатрия. Избранные лекции [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Б.Н. Пивень, Н.И. Беглянкин, Б.А. Казаковцев и др.; Под ред. Б.Н. Пивня и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://znanium.com

3. Човдырова Г.С. Клиническая психология. Общая часть [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 247 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru

Дополнительная

1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006.

2. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. - СПб.: Речь, 2007.

3. Бадалян Л.О. Нервные болезни. - М., 2003.

4. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение. - СПб., 2003.

5. Ведехина С.А. Клиническая психология: Учебное пособие.- Саратов: Научная книга, 2012. - 159с.

6. Глуханюк Н.С. Психодиагностика. – М.: Академия, 2011. - 240 с.

7. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. -  СПб., 2007.

8. Клиническая психология / Под ред. Карвасарского Б.Д. - СПб.: ПИТЕР, 2006. - 206 с.

9. Клиническая психология: хрестоматия /Сост. Н.В. Тарабриной Н.В. – СПб.: Питер, 2009. 

10. Клиническая психология и психотерапия. Пер. с нем. /Ред. Перре М., Бауманна У. – СПб.: Питер, 2012. - 1312с.

11. Корсакова Н.К.,Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: учебное пособие. - М..: "Академия", 2003. - 144 с.

12. Линде Н. Психологическое консультирование: Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2011.

13. Майсак Н. Профилактика личностных деформаций и деструкций специалистов стресогенных профессий: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2012.

14. Медицинская психология: Конспект лекций / Сост. С.Л. Соловьева. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: ООО «Сова», 2004.

15. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / Сост. С.Л. Соловьева. - М., 2006.

16. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М.: МЕД пресс-информ, 2008- 432с.

17. Михайленко А. А. Клинический практикум по неврологии. - СПб: Фолиант», 2001.

18. Мягков И.Ф. и др. Медицинская психология: пропедевтический курс: Учеб. для вузов/ Мягков И.Ф, Боков С.Н, Чаева С.И. – М: Логос, 2009. – 318с.

19. Немов Р. Психологическое консультирование: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 575 с.

20. Орлова Е. А., Колесник Н. Т. Клиническая психология: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 363с.

21. Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского: Учебник по психотерапии - СПб: Питер, 2000.

22. Репина Н.В..Основы клинической психологии. : учебник / Репина Н.В., - М..: 2003. - 334 с.

23. Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

24. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.

25. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. – СПб., 2003.

26. Човдырова Г.С., Клименко Т.С. Клиническая психология. Общая часть: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

27. Штульман Д. Р. Неврология / Штульман Д. Р., Левин О. С. - М.: МЕД пресс-информ, 2005.

28. Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. Часть 2. Психологическая диагностика в психиатрической клинике: Учебное пособие. - СПб., 2007.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 178.