ОНИРИЧЕСКАЯ (СНОВИДЧЕСКАЯ) АКТИВНОСТЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Функция мозга во время сновидений и во время бодрствования одинакова. В ответ на некий стимул мозг посылает сигналы разнообразным мышцам, занятым в деятельности того мира, в котором он себя обнаруживает. Во время бодрствования тело может свободно реагировать на эти сигналы, но во время сновидений оно парализовано от шеи и ниже.

Если это подавление снято, как при состоянии, известном под названием «поведенческое расстройство фазы быстрого сна», сновидец способен «разыгрывать в лицах» свое сновидение и передвигаться в реальном мире точно так же, как он делал бы в период бодрствования. К несчастью, поскольку сновидец не способен воспринимать внешний мир, его движения и действия могут привести к травмам, нанесенным как ему самому, так и окружающим.

Однако в опытах сонного перехода, описанных выше, возникало совершенно противоположное состояние. Я продолжал спать, так что мое тело было парализовано от шеи и ниже, но поскольку от шеи вверх паралича не было, во время сновидений я был способен открывать глаза и воспринимать оба мира одновременно. Если бы я был полностью погружен в мир сновидений, то смог бы, например, поднять свои «сонные» руки и защититься от нападавшего; но в этих случаях я был достаточно пробужденным, чтобы ощущать паралич даже во время сновидения.

СОЗНАНИЕ

По прочтении описания кратко изложенных в этой главе опытов сновидений и необычных духовных феноменов, описанных в книге в целом, уверен, вы поймете мою сдержанность в отношении доминирующего взгляда на сознание, представленного неврологами, которые ошибочно полагают, что мозг конструирует внутреннюю копию внешнего мира внутри черепа. Они называют это «мысленным взором» или «кино в мозгу».

Увы, эти теории не способны объяснить, как мы можем воспринимать оба мира, сновидческий и бодрствующий, как находящиеся вне тела, а не внутри черепа; не объясняют они и ВТО или диссоциативных переживаний. В свете их несостоятельности я хотел бы показать, насколько на самом деле глупа эта материалистическая идея о сознании, используя простые научные методы наблюдения. В конце концов, единственное доказательство чего угодно – это опыт.

ПРОСТОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Мы чаще всего думаем о сознании в терминах визуально-пространственных. Закрывая глаза, мы воспринимаем местоположение осознания, которое якобы заполняет внутреннее пространство черепа. Это восприятие – смесь ощущений, созданных пятью органами чувств: тактильным ощущением внешней поверхности головы и внутренней поверхности рта и носа наряду с чувствами обоняния, вкуса, слуха и зрения, органы которых расположены на периферии мозга.

Хотя это ментальное поле не существует ни в каком объективном смысле, тем не менее оно считается фоном для разнообразных форм субъективных феноменов, включая сновидения, воображение, видения и галлюцинации. Этот локус осознания преимущественно является визуальным, но чувства слуха, обоняния, вкуса и осязания кажутся органично в него включенными. Если соединить эти сведения с данными исследований внутренней работы мозга, то это – прямое переживание сознания – подводит к якобы очевидному выводу, что сознание должно обитать в мозгу.

Однако это поле – иллюзия. Чтобы доказать это, закройте глаза и наблюдайте поле осознания, одновременно сканируя периметр, чтобы получить представление о его размерах. Далее, держа глаза закрытыми, поместите кончики указательных пальцев на дистальную (дальнюю от переносицы) сторону каждой глазницы, а кончики больших, третьих и четвертых пальцев – над и под глазами чуть внутри периметра глазницы, но не касаясь прикрытого века. Затем просканируйте периметр видимого поля. Обратите внимание на то, что это поле больше не кажется расположенным внутри черепа, но центрировано на глазах, ограниченных вашими пальцами. Опять же, помня о расположении пальцев, исследуйте другие четыре органа чувств и обратите внимание на то, что они теперь существуют в изоляции. Заметьте также, что прежнее поле сознания исчезло, оставив по себе дезориентирующее ощущение, будто макушка черепа опирается на брови.

Теперь медленно просканируйте остальное тело, удерживая глаза в нейтральном положении. Делайте это, используя только внимание, и заметьте, что, если не считать доминирования зрительной способности, осознание одинаково повсюду, от макушки до пят. Если убрать из этого уравнения зрение, то не возникало бы никакого ощущения, что сознание имеет какое- то специфическое местоположение.

Зрительная зона коры может участвовать в создании визуальных образов, которые проявляются как сновидения, видения и галлюцинации; но образы не создаются внутри мозга ни в виртуальной, ни в символической форме. Визуальное восприятие возникает в самом глазу, а не в мозгу. Система координат и точка зрения смещаются вместе с движениями глаза. Внутри черепа нет никакого сознательного наблюдателя, никакого «кино в мозгу», никакого «мысленного взора» и ничего похожего на субъективное переживание. Все переживания включают в себя некий вид энергетических феноменов, а субъективно только само сознание.

Как ни иронично, единственное место нашего тела, которое мы не осознаем, – это мозг. Это происходит потому, что мозг не имеет никаких сенсорных рецепторов и не может чувствовать ни боли, ни удовольствия. Да, мозг вообще ничего не чувствует, и поэтому возможно проведение хирургических операций на мозге без анестезии или обезболивающих, когда пациент находится в полном сознании.

МОМЕНТАЛЬНЫЙ СНИМОК

Наши глаза могут стать в 10.000 раз чувствительнее к свету, после того как они продолжительное время находились в темноте. Эта усиленная способность видеть называется ночным зрением и создается благодаря светочувствительному химическому веществу, называемому родопсином и известному под обиходным названием «зрительного пурпура». Родопсин состоит из витамина А и протеина опсина, который содержится в фоторецепторах (палочках) сетчатки.

Мы можем использовать зрительный пурпур, чтобы получать «моментальные снимки» окружающего мира. Вам понадобится таймер со звуковым сигналом или друг, который будет следить за временем. Для лучших результатов выберите яркий солнечный день и вид с резкими контрастами, но избегайте смотреть на солнце.

Закройте глаза и прикройте их ладонями. Старайтесь не давить на глазные яблоки, одновременно заботясь о том, чтобы ниоткуда не просачивался свет. Вам потребуется около десяти минут, чтобы запасти достаточно родопсина для создания «снимка».

Спустя 10 минут отведите ладони и откройте глаза на время, едва достаточное для того, чтобы сфокусироваться на пейзаже. Затем снова закройте их и прикройте ладонями. Через мгновение вы увидите полноразмерное изображение пейзажа в пурпурных, черных и белых тонах. У вас должно быть достаточно родопсина, чтобы сделать несколько «снимков».

Когда смотрите на картинку, осознавайте местонахождение своих рук. Картинка может быть не настолько яркой или цветной, как образ из сновидения, но обратите внимание на глубину, объем и размер образов и представьте, как сновидения являются вам за закрытыми веками. Ваши глаза создают образ без всякой помощи мозга. Мозг не воспроизводит образ внутри себя. Все образы сновидений и бодрствования создаются глазом.

КОНТРАСТЫ

Переживания сонного перехода могут проявляться рядом способов. Во время духовного пробуждения беспрепятственная энергия сновидения просачивается в бодрствующее состояние, в то время как сенсорные блоки и мышечный паралич снимаются. Сонный нарратив теряется или становится фрагментированным, в то время как возникающие когнитивные процессы подавляются.

Как я показал в этой главе, возможно также переживать визуальные феномены сновидения и бодрствующего состояния одновременно, но в этом случае сенсорные блоки удалены, в то время как мышечный паралич сохраняется, и два мира остаются разделенными.

Все формы оккультных феноменов, включая видения, призраков, ВТО, похищения инопланетянами, осознанные сновидения и другие психические явления, возникают с наибольшей легкостью в точке перехода между сном и бодрствованием. Это одинаково верно для циркадных ритмов, онтогенеза и человеческой истории. Чтобы оккультный феномен возник, должен существовать кто-то, кто сможет его наблюдать. Эго должно начать возникать прежде, чем смогут быть восприняты различия.

Вера в ведьм, чародеев и призрачных духов Средних веков указывала на состояние ума, подобного уму маленького ребенка, который боится чудовища под кроватью. Как только эго возникло и стало автономным, как только установилась граница между сном и бодрствованием, индивидуум перестал воспринимать мир как оккультный. Древние люди жили на грани сновидения, и внутренне порожденные им образы просачивались в бывшее тогда весьма шатким эго, придавая ему свое собственное уникальное видение реальности.

ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ

Теория сознания может иметь поразительные последствия для нашего взгляда на Вселенную и самих себя

Дэвид Чалмерс

Научные исследования природы сознания привели к следующим выводам:

1. Сознание не вещно: мы не можем видеть, слышать, обонять, осязать или пробовать его на вкус.

2. Сознание не есть процесс; процесс требует какой-либо формы физических изменений, прогресса или продвижения.

3. Будучи нефизическим, сознание не имеет атрибутов, не существует и не может быть обретено или утрачено.

4. События, объекты и феномены имеют местоположение; сознание, будучи субъективным, не располагается нигде.

5. Бдительность, дремота, глубокий сон и кома – состояния тела. Сознание лежит в основе всех состояний. Не существует степеней или состояний сознания.

6. Объекты могут казаться существующими; но то, что преходяще и непостоянно, не может быть реальным.

7. Будучи несуществующим и не обладая никакими физическими ограничениями, сознание в понимании мудрых является единственной реальностью.

Чтобы понять сознание, мы должны отвлечься от представления о том, что существует такая вещь, как субъективное переживание. Все феномены, включая сновидения, видения и галлюцинации, наряду с мыслями, чувствами и эмоциями, включают в себя некую форму преходящего энергетического процесса.

Путаница между существованием и реальностью, между объектом и субъектом, между физикой и метафизикой возникла из-за ошибочного представления о том, что объект – тело – каким-то образом способен иметь субъективные переживания.

Тело – это автомат, местоположение осознания в сознании, который позволяет возникнуть уму. Ум – это сознание, определяемое чувствами и ощущениями. Когда чувства блокируются или фильтруются во время сна, ум сливается с сознанием.

ИСТОЧНИК

Поскольку мы видим мир, [отсюда следует, что существует его источник, единственная реальность, превосходящая /мир и ум], от чьей силы все это берет начало; это не обсуждается

Рамана Махарши

Вопросы «Как началась Вселенная?» или «Как возникла жизнь на Земле?» не являются отдельными вопросами, для каждого из которых требуется уникальное решение, но представляют собой один и тот же вопрос, только сформулированный по-разному. Ответ на вопрос, касающийся любого события, объекта или феномена, должен быть ответом на все вопросы.

Начало Вселенной, возникновение жизни на Земле и появление ясного самоосознания в человеческой истории – это не изолированные события; каждое из них напрямую связано с источником всех вещей.

Чтобы понять истинную природу реальности, мы не можем начинать с середины космического уравнения. Теория эволюции, к примеру, не может начинаться с возникновения первой жизнеспособной живой клетки, но должна охватывать все творение, включая Большой Взрыв.

Теория Большого Взрыва, при всех своих недостатках, обладает одной искупающей их чертой: она заставляет нас посмотреть в лицо субъективной реальности, лежащей в основе существования. Согласно теории Большого Взрыва, в момент творения вся материя во Вселенной была сосредоточена в пространстве, меньшем, чем одна-единственная атомная частица.

Эта невообразимо плотная виртуальная частица, похоже, возникла к существованию из абсолютного ничто. Что такое это ничто, что такое материя, как эта частица обрела свою субстанцию и где она расположена? Эти вопросы, похоже, выходят за пределы интеллектуального понимания.

Мы можем описать физический процесс творения, последовавший за Большим Взрывом, в мельчайших подробностях, но сам факт творения – это чудо. Искать оккультные феномены внутри контекста творения – все равно что искать волшебство в чуде. Вселенная, несомненно, является оккультным феноменом.

Нет необходимости привлекать такие концепции, как Бог или дух, чтобы объяснить Творение; но мы должны признать субъективную природу основополагающей реальности. Существование укреплено в реальности, реальность – это «Я», «Я» есть сознание, а то, что мы ныне именуем сознанием, и есть Источник, Бог, или Брахман.

БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

Пробуждение кундалини, случившееся со мной в 1978 году, было отмечено существенным увеличением энергии. Мое тело продолжало спать, видеть сны и бодрствовать, но каждое из этих состояний было пропитано тонким светящимся излучением. Во время спокойного сна не было никакого ощущения «я» как тела, но после пробуждения я мог вспомнить, как был погружен в свет. Если бы я был без сознания во время сна, то не было бы никакого переживания, никакого осознания и никаких воспоминаний.

В глубоком сне отсутствует чувство тела, но после пробуждения возникает осознание тела и мира. Пробуждение сопровождается удалением сенсорных блоков. «Я» присутствует всегда. Разница – в состояниях тела, а не ума. Обретается или утрачивается лишь ощущение тела и мира. Сознание же всегда остается прежним.

Реальность есть то, что превосходит все концепции, включая представление о Боге.

Рамана Махарши

В часто цитируемом библейском афоризме сказано, что «царствие Божие внутрь вас есть» (Евангелие от Луки 17:21). Как принято считать, это означает; чтобы познать Бога, человек должен перенаправить внимание от деятельности и отвлекающих факторов феноменального мира вовнутрь.

Хотя практика удаления от мира может быть полезна, истинное значение этого афоризма в том, что «царствие Божие внутри Бога», что оно не отлично и не отдельно от Бога. Если бы Бог был отчужден от Божьего творения, то и Бог, и творение обретались бы по необходимости в реальности еще более великой, чем Бог, – такой, которая могла бы охватить и содержать и то, и другое.

Эгоцентрическое убеждение в том, что мозг – центр и источник сознания, ничем не лучше древнего геоцентрического представления о Земле как центре мироздания. Идея о том, что Земля – просто одно из небесных тел, вращающихся в пространстве, подобно Луне, планетам и звездам, некогда считалась оскорблением здравому смыслу, но в конечном счете была принята в XV столетии, поскольку лучше объясняла наблюдаемые факты.

Та же проблема возникает, когда мы пытаемся утверждать индивидуальность. Каждый из нас кажется себе центром Вселенной, и все же факты предполагают, что наши тела встроены в космос точно так же, как и другие тела. Тело не существует отдельно от мира. Мысли, чувства и эмоции, здравый смысл и ощущения и их видимый источник, тело, неразрывно и без перехода вплетены в ткань пространства- времени.

Чтобы существовал индивидуум, вначале должно существовать тело, способное его содержать. Без махинаций мозга или концепций, свойственных способности речи и мысли, индивидуум не имел бы никаких средств дифференциации себя от мира или Бога. Эго зависит от мысли «я».

Нет никакого «я», которое является обладателем единственного в своем роде внутренне порожденного осознания, называемого сознанием. Мы – вы и я – встроены в сознание. Проще говоря, нет никаких «вот здесь» или «вон там». Только когда мы отказываемся от представления об обособленности и видим себя как существенную часть творения, можно понять самость. Сознание не ограничено телом, и хотя оно может быть вовлечено в переработку сенсорных данных, само тело неразумно. При уходе жизненной силы в момент смерти раскрывается истинная природа тела.

ВНУШЕНИЕ ИДЕЙ

Образование – всего лишь еще один синоним воспитания. Большая часть того, чему мы учимся, особенно в первые годы жизни, навязывается нам ближними и состоит из устоявшихся убеждений и предубеждений, истинных или ложных.

Всем нам нравится думать, что наше понимание реальности верно; но, как ни печально, то, во что мы верим и на чем настаиваем, как на истинном, – всего лишь отражение общепринятой предвзятости. Индивидуально и коллективно мы обычно слепы к собственным недостаткам.

Открытость ума может быть измерена только пределом, до которого мы способны подвергать сомнению и превосходить запрограммированные культурой убеждения.

СОЗНАНИЕ И СНОВИДЕНИЯ

Сновидение можно переживать либо с позиции отстраненного наблюдателя, свидетельствующего сновидение, – либо с точки зрения того или иного его участника.

События, объекты и феномены, которые возникают внутри царства сновидений, неотделимы от сновидца. В осознанных сновидениях, несмотря на их внешнюю «населенность», индивидуумов нет. Всегда есть лишь одно «я».

Чувство «я» порождает видимость субстанции и стабильности. Чем яснее определен индивидуум, тем последовательнее и реалистичнее сновидение.

Если мы подумаем о своем бодрствующем «я» как об участнике сновидения, который достиг ясности в космическом сновидении, то увидим мир таким, каков он есть. Спустя считаные минуты ясного самоосознания мир сновидений становится убедительно реальным. А теперь представьте, насколько реальным стало бы сновидение спустя миллиарды лет!

ПРОСТРАНСТВО И СОЗНАНИЕ

Однажды мне случилось побывать в торговом центре в тот день, когда проводили проверку системы сигнализации. Моим первым желанием было зажать уши и нейтрализовать шум, но ради эксперимента я воспротивился этому импульсу и позволил какофонии звуков обрушиться на меня.

Звук был такой силы, что я слышал вопль сирены метрах в пятнадцати от себя – и в то же время слышал и ощущал на периферии черепа жужжание своих барабанных перепонок: ощущение, сходное с тем, что возникает при звуках, издаваемых телефоном, поставленным на виброзвонок.

Помню, как подумал: «Если мозг на самом деле создает внутреннее воспроизведение мира, как пытается заставить нас поверить наука, как же он изолирует эту созданную им самим аудиосреду от внешнего шума?»

Мы можем судить по непосредственному опыту, что сознательное восприятие не ограничено телом. Звук сирены, жужжащее ощущение в моих ушах, толпа в торговом центре, люди вокруг меня, включая и мое собственное тело, виделись как расположенные в пространстве.

Все события, объекты и феномены, а также порожденные ими сенсорные реакции ощущаются как обладающие местоположением – все сознательные восприятия пространственны.

Термины и выражения, которые мы используем для описания пространства, неизменно применимы и для самого сознания:

1. Пространство субъективно; не существует эксперимента, который мог бы подтвердить его существование.

2. Пространство существует только как идея, на которую накладываются все прочие идеи.

3. Все знают, что такое пространство, и никто не может вообразить его отсутствие.

4. Виртуальная реальность массы или движения может существовать только в отношении к абсолютной реальности пространства.

Существует древняя теория зрения, приписываемая Аристотелю, которая утверждает, что зрение сопровождается изменениями прозрачной среды между объектом и глазом. Эту среду Аристотель и называл пространством.

Пространство для сознания – то же, что энергия для ума, а масса – для мозга и тела. По Эйнштейну, масса есть свойство абсолютной реальности пространства и виртуальной реальности времени точно так же, как переживаемые в сновидениях объекты и события являются свойством окружающего поля, в котором они возникают.

Эйнштейн показал, что пространство-время участвует в мире физики, но свободно действовать и самостоятельно. Пространство-время говорит материи, как ей двигаться, так же как сознание говорит телу, как ему поступать.

Ум действует как мостик между абсолютной реальностью, которая есть сознание, и виртуальной реальностью чувства и ощущения. Тело не создает сознания, тело – часть сознания.

Понимание того, что пространство и сознание едины, – это радикальный отход от убеждений, ныне поддерживаемых научным сообществом, и это может показаться поруганием здравого смысла; но, как и гелиоцентрический взгляд на планетарное движение, представленный Коперником в XV столетии, «пространство как сознание» проще объясняет наблюдаемые факты.

Простая, но поразительная истина состоит в том, что мир и физические феномены, содержащиеся в нем, в том числе и [наше] тело, включены в то, что мы ныне называем сознанием. Это всегда было общим мнением истинных просветленных на протяжении всей истории.

ИТОГИ ГЛАВЫ 10

1. Визуальные феномены, обнаруживаемые в сновидениях, находятся в том же зрительном поле, что и нормальные восприятия при бодрствовании.

2. При открытых глазах мир сновидений ощущается как полноразмерный мир, расположенный за пределами тела, а тело кажется расположенным внутри сна.

3. При закрытых глазах образ сновидения видится на фоне века, а не внутри мозга. Иными словами, не существует никакого «мысленного взора» или «кино в мозгу». «Кино» показывает глаз, сам в себе.

4. Мозг имеет те же отношения с «царством ночи», что и с повседневной физической реальностью.

5. Тело движется в мире бодрствования, но в сновидении тело остается неподвижным, в то время как движется сам мир. Мир сновидений поддерживает перцептивную ориентацию для физического тела, которое постоянно лежит в постели.

6. Во время сновидений тело парализовано от шеи и ниже. Когда это ограничение снимается, как, например, при клиническом состоянии, известном как «поведенческое расстройство фазы быстрого сна», сновидец способен действовать, «разыгрывая» свое сновидение, что часто приводит к травмам, наносимым как себе самому, так и другим. ^

7. Наука продолжает пестовать и поддерживать иллюзорное представление о том, что мозг создает сознание и что сознание расположено внутри черепа; но, как мы увидели из этой главы, зрениеэто не создание образов внутри мозга. Нет никакого «мысленного взора» или «кино в мозгу».

8. Все визуальные восприятия и переживания, будь они внутренне созданными образами, сновидческими видениями, галлюцинациями или образами, созданными отраженным от предметов во внешнем мире светом, в действительности создаются глазом.

9. Мозг/тело не создает сознания; мозг/тело содержится внутри сознания.



Глава 11. ПАЛЕО-ЙОГА

(Единение с Высшим Существом путем возвращения к своему естественному состоянию)

]

Если (и пока) человек не предпримет эти поиски истинного «Я», сомнения и неуверенность будут следовать за ним по пятам всю жизнь.

Рамана Махарши

Просыпаясь этим утром, я лежал на боку – и остался в этом положении, уяснив из прошлого опыта, что любое намеренное телодвижение лишь разбудит меня еще больше. Я лежу спокойно, естественно дыша, с закрытыми глазами, внимательно вслушиваясь в безмолвие, сосредоточенный всем существом, полностью и решительно, на этом коротком мгновении времени.

Состояние осознания, важнейшее для пробуждения духа, возникает точно в момент пробуждения от сна и до момента встречи взгляда с объективным миром, так что с технической точки зрения я опоздал. Осознание, достаточное для того, чтобы принять решение – то ли оставаться в неподвижности, то ли сосредоточиться, – ясно демонстрирует, что я осознаю свое тело, а следовательно, как результат, вижу мир. Но иногда мне везет.

Поначалу кажется, что ничего не происходит, но спустя несколько мгновений я чувствую первое шевеление кундалини. Сегодня она кажется медлительной и мягкой, словно лужица воды, формирующаяся вокруг заткнутого пробкой стока в ванне. Кундалини наполняет мое туловище, голову и конечности сладкой блаженной энергией, и я чувствую, как уплываю прочь... но меня как раз вовремя спасает мысль: «У тебя есть четыре дня, чтобы закончить одиннадцатую главу».

Если бы я позволил себе сдаться [кундалини], мне потребовались бы дни или даже недели, чтобы вернуться к работе, но на носу у меня последний срок сдачи материала и мне становится трудно сосредоточиться. Между предложениями появляются долгие несфокусированные паузы, и мне хочется просто отпустить все это.

Во время пятнадцатилетней лакуны между моими первыми двумя духовными пробуждениями я страдал от острых приступов депрессии, потому что не мог найти способа заново пробудить кундалини. Когда второе пробуждение наконец произошло, я был полон решимости никогда больше его не отпускать, однако пять лет спустя вновь вернулся в мир, на этот раз – намеренно.

Мое возвращение случилось не в один миг. В течение следующих нескольких лет я был способен снова входить в сахаджа-нирвикальпу в любой момент по собственному желанию, но потом, к моей досаде, около года назад, достиг тупика и больше не мог пробудить кундалини.

Вот он был я, пишущий книгу о том, как испытать «мгновенное пробуждение», – но казалось, что я сам больше не могу этого делать. Некоторое время эта проблема подпитывала сама себя, и я вновь был ввергнут в состояние депрессии и тревоги. Я начал думать, что обречен прожить остаток своей жизни, запертый в мире эго, лишенный помощи моей Божественности.

Наконец я взял себя в руки и принялся размышлять: «Ладно, моя базовая предпосылка разумна; сонный переход – это ключ. Но как насчет остальных факторов?» Я был измотан работой, основа моего рациона была здоровой; но я нередко набивал живот «мусорной едой» вроде картофельных чипсов, печенья и шоколадных батончиков. Основы психологии говорят нам, что изнурительный день неизбежно ведет к изнурительной ночи. Это плохой рецепт успеха для любого начинания. Осознав это, я сразу же вернулся к своей садхане, и теперь, всего две недели спустя, пережил пробуждение заново.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 936.