Общие индексы качественных показателей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индексы цен показывают, как изменилась стоимость продукции за счет изменения цен.

Агрегатный индекс цен Пааше:

,                                                (7.8)

где p1q1 – фактическая стоимость продаж (товарооборот) в отчетном периоде;

p0q1 – условная стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде по базисным ценам.

Агрегатный индекс цен Ласпейреса:

,                                          (7.9)

где p0q0 – фактическая стоимость продаж (товарооборот) в базисном периоде;

p1q0 – условная стоимость товаров, реализованных в базисном периоде по отчетным ценам.

Индекс цен Пааше показывает изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным (на сколько товары стали дороже (дешевле)). Если бы товары были реализованы в отчетном периоде по базисным ценам, то фактическая экономия составила

.                       (7.10)

Индекс цен Ласпейреса показывает условную экономию, т.е. на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде. Этот индекс применяется при прогнозировании объема товарооборота в связи с предлагаемым изменением цен.

В условиях стабильности применяют индекс Пааше, при инфляции – индекс Ласпейреса.

Основываясь на рассмотренных двух вариантах построения индексов, Фишер предложил рассчитывать среднюю геометрическую индексов цен Пааше и Ласпейреса:

.                         (7.11)

Этот индекс носит название “идеальныйиндекс цен Фишера. Индекс цен Фишера “обратим” во времени (т.е. если рассчитывать индекс базисного периода к отчетному, он будет равен обратной величине первоначального индекса), но лишен экономического содержания.

При синтезировании общего индекса цен вместо фактического количества товаров (в отчетный и базисный периоды) в качестве соизмерителей индексируемых величин р1 и р0 могут применяться средние величины реализации товаров. При таком способе расчета формула сводного индекса цен (называемого индексом цен Лоу) выглядит следующим образом:

.                                                  (7.12)

Индекс цен Лоу применяется в расчетах при закупках или реализации товаров в течение продолжительных периодов времени (пятилетках, десятилетиях и т.п.), поскольку он дает возможность анализа цен с учетом происходящих внутри отдельных субпериодов изменений в ассортиментном составе товаров.

Товарооборот

Сводный индекс товарооборота:

. (7.13)

Построение моделей взаимосвязанных индексов возможно лишь для сопоставимого круга элементов, т.е. при неизменном ассортименте отдельных товаров в отчетном и базисном периодах.

Абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным одновременно за счет изменения физического объема продаж и изменения цен характеризует разница между числителем и знаменателем индекса, рассчитываемое по формуле (7.3):

.

Измерить изолированное влияние каждого из этих факторов можно через разность числителя и знаменателя соответствующих аналитических индексов.

Разность числителя и знаменателя индекса физического объема (по формуле Ласпейреса)

                            (7.14)

показывает изменение товарооборота за счет роста (сокращения) физического объема продаж.

Разность числителя и знаменателя индекса физического объема (по формуле Пааше)

                           (7.15)

показывает изменение товарооборота в результате роста (снижения) цен.

Абсолютное изменение за счет отдельных факторов в сумме дают общее абсолютное изменение результативного признака:

.                                 (7.16)

Участие каждого фактора в формировании общего изменения товарооборота в относительном изменении определяется по следующим формулам:

· прирост (уменьшение) товарооборота за счет изменения физического объема продаж

;                          (7.17)

· прирост (уменьшение) товарооборота за счет изменения цен

.                       (7.18)

Совокупное влияние факторов в относительном выражении отражается моделью

.      (7.19)

При проведении статистического анализа можно определить долю каждого фактора в формировании общего изменения результата:

· доля прироста (уменьшения) товарооборота за счет изменения физического объема продаж

;                                 (7.20)

· доля прироста (уменьшения) товарооборота за счет изменения цен

.                             (7.21)

При этом  (или 100%).                  (7.22)

Оценка доли отдельных факторов в формировании результата проводится лишь в случае однонаправленного изменения признаков-факторов.

 Индексы переменного и фиксированного состава. Индекс структурных сдвигов

При изучении качественных показателей часто приходится рассматривать изменение во времени (или пространстве) средней величины индексируемого показателя для определенной совокупности.

Будучи сводной характеристикой качественного показателя, средняя величина складывается как под влиянием значений показателя у индивидуальных элементов (единиц), из которых состоит объект, так и под влиянием соотношения их весов (“структуры” объекта).

Если любой качественный индексируемый показатель обозначить через x, а его веса – через f, то динамику среднего показателя можно отразить как за счет изменения обоих факторов (x и f), так и за счет каждого фактора отдельно. В результате получим три различных индекса: индекс переменного состава, индекс фиксированного состава, индекс структурных сдвигов.

Индекс переменного состава отражает динамику среднего показателя (для однородной совокупности) за счет изменения индексируемой величины x у отдельных элементов (частей целого) и за счет изменения весов f, по которым взвешиваются отдельные значения x. Любой индекс переменного состава – это отношение двух средних величин для однородной совокупности (за два периода или по двум территориям):

.                         (7.23)

Индекс фиксированного состава отражает динамику среднего показателя лишь за счет изменения индексируемой величины x, при фиксировании весов на уровне, как правило отчетного периода f1:

.                                        (7.24)

Другими словами индекс фиксированного состава исключает влияние изменения структуры (состава) совокупности на динамику средних величин, т.е. он характеризует динамику средних величин, рассчитанных для двух периодов при одной и той же фиксированной структуре.

Аналогично можно показать динамику среднего показателя лишь за счет изменения весов f при фиксировании индексируемой величины на уровне базисного периода x0. Такой индекс условно назван индексом структурных сдвигов:

.                                        (7.25)

 

Если от абсолютных весов перейти к относительным (  и Σd =1), формулы индексов средних величин примут вид:

Индекс переменного состава:

.                                            (7.26)

Индекс фиксированного состава:

.                                            (7.27)

Индекс структурных сдвигов:

.                                            (7.28)

Индекс переменного состава есть произведение индекса фиксированного состава на индекс структурных сдвигов:

.                         (7.29)

 7.2 Пример решения задач

Тема: Расчет агрегатных и индивидуальных индексов физического объема и цены

ЗАДАЧА 139

Предприятие выпускает 3 вида неоднородной продукции. Данные об их производстве и ценах на них за два периода приведены в таблице. Определить индивидуальные и агрегатные индексы физического объема и цены.

Товар

Выработано

тыс. единиц

Цена за единицу

товара, руб.

базисный период отчетный период базисный период отчетный период
q0 q1 p0 p1
А 80 60 13 16
Б 50 30 18 20
В 40 35 6 8
Σ

Решение.

1. Составим вспомогательную таблицу 1:

Товар

Выработано

тыс. единиц

Цена за единицу

товара, руб.

Стоимость продукции в базисных ценах, тыс.руб.

Индивидуальный индекс физического объема

базисный период отчетный период базисный период отчетный период базисный период отчетный период
q0 q1 p0 p1 q0p0 q1p0
А 80 60 13 16 1040 780 0,750
Б 50 30 18 20 900 540 0,600
В 40 35 6 8 240 210 0,875
Итого 2180 1530

Агрегатный индекс физического объема рассчитывается по формуле :

= 0,702 (70,2%).

Вычитая из числителя знаменатель = 1530 – 2180 = –650, определяем, что в абсолютном выражении за счет уменьшения выпуска стоимость продукции в отчетном периоде уменьшилась на 650 тыс.руб.

2. Составим вспомогательную таблицу 2:

Товар

Выработано

Цена за единицу

Стоимость продукции в базисных ценах, тыс.руб.

Индивидуальный индекс цены

тыс. единиц

товара, руб.

базисный отчетный базисный отчетный базисный отчетный
период период период период период период
q0 q1 p0 p1
А 80 60 13 16 1280 960 1,2
Б 50 30 18 20 1000 600 1,1
В 40 35 6 8 320 280 1,3
Итого 2600 1840

Агрегатный индекс цены рассчитывается по формуле :

 (70,8%).

Вычитая из числителя знаменатель  определяем, что в абсолютном выражении за счет изменения цен стоимость продукции в отчетном периоде уменьшилась на 760 тыс.руб.

3. Абсолютное изменение стоимости продукции определяется по формуле:

 тыс.руб.

Доля каждого фактора в общем абсолютном размере изменения результативного показателя следующая:

А) физического объема продукции -  

Б) среднего изменения цен -

Тема: Расчет индексов цен Пааше, Ласпейреса, Фишера, Лоу

ЗАДАЧА 140

 По имеющимся данным о ценах и реализации неоднородных товаров за два периода необходимо определить индексы цен: 1) индивидуальные; 2) агрегатные, в т.ч. а) индекс Пааше; б) индекс Ласпейреса; в) “идеальный” индекс Фишера; г) индекс Лоу.

Товар

Единица измерения

Базисный период

Отчетный период

Цена за единицу продукции, руб. Продано единиц Цена за единицу продукции, руб. Продано единиц
p0 q0 p1 q1
А т 20 7500 25 9500
Б м 30 2000 30 2500
В шт. 15 1000 10 1500

Сведем расчет индивидуальных индексов цен и промежуточные расчеты для определения агрегатных индексов цен в таблицу:

Товар

Индивидуальный индекс цен

Стоимость товаров

базисного периода, руб.

Стоимость товаров

отчетного периода, руб.

Стоимость товаров для среднего за период выпуска, руб.

в базисных ценах p0q0 в отчетных ценах p1q0 в базисных ценах p0q1 в отчетных ценах p1q1 базисного периода p0 отчетного периода p1
А 1,250

150000

187500

190000 237500 170000 212500
Б 1,000

60000

60000

75000 75000 67500 67500
В 0,667

15000

10000

22500 15000 18750 12500

Сумма

225000

257500

287500 327500 256250 292500

 

а) Индекс цен Пааше:

= 1,1391 (113,91%).

Абсолютный прирост товарооборота за счет фактора изменения цен в текущем периоде по сравнению с базисным периодом составил

 = 327500 – 287500 = 40000 руб.,

т.е. если бы уровень цен остался на уровне базисного периода, экономия потребителя составила бы 40000 руб.

б) Индекс цен Ласпейреса:

= 1,1444 (114,44%).

Абсолютный прирост товарооборота за счет фактора изменения цен в текущем периоде по сравнению с базисным периодом составил

 = 257500 – 225000 = 32500 руб.

в) “Идеальный” индекс цен Фишера:

=1,1418 (114,18%).

г) Индекс цен Лоу:

Для товара А

                      Соответственно, рассчитываются индексы для товаров Б, В.

= 1,1415 (114,15%).

 

Тема: Расчет индексов себестоимости

 

ЗАДАЧА 141

 

 По имеющимся данным о выпуске и себестоимости одноименного товара на двух предприятиях требуется определить изменение себестоимости единицы продукции на каждом предприятии, а также в целом по всем предприятиям с помощью индексов: а) переменного состава; б) фиксированного состава; в) структурных сдвигов.

 

Предприятие

Базисный период

Отчетный период

Произведено
продукции

Себестоимость единицы продукции, руб.

Произведено
продукции

Себестоимость ед. продукции, руб.

в тыс. шт. в долях к итогу в тыс. шт. в долях к итогу
  q0 d0 z0 q1 d1 z1
1 120 0,5 480 160 0,4 400
2 120 0,5 400 240 0,6 440
Итого 240 1,0 400 1,0

Индивидуальные индексы для 1-го и 2-го предприятия соответственно:

= 0,8333 (83,33%);                = 1,1000 (110,00%).

Для дальнейших расчетов понадобятся дополнительные расчеты:

Предприятие

Базисный период

Отчетный период

Расчетные графы

q0 d0 z0 q1 d1 z1 z0 d0 z1 d1 z0 d1
1 120 0,5 480 160 0,4 400 240 160

192

2 120 0,5 400 240 0,6 440 200 264

240

Итого 240 1 400 1 440 424 432

Средние себестоимости:

в базисном периоде  руб.;

в отчетном периоде  руб.

Индекс переменного состава:

 (96,36%).

Индекс фиксированного состава:

 (98,15%).

Индекс структурных сдвигов:

 (98,18%).

Проверка           %.

Себестоимость по двум предприятиям в среднем снизилась на 3,64%

Iпc – 100% = 96,36 – 100 = –3,64%.

В том числе:

- за счет изменения структуры выпуска продукции:

Icc – 100% = 98,18 – 100 = –1,82%;

- за счет снижения себестоимости на каждом предприятии

Iпc – Icc = 96,36 – 98,18 = –1,82%.

 

 

7.3 Контрольные задачи

 

Тема: Расчет агрегатных и индивидуальных индексов физического объема и цены

 

ЗАДАЧА 142

Предприятие выпускает 3 вида продукции. Данные об их производстве и ценах на них за два периода приведены в таблице. Определить индивидуальные и агрегатные индексы физического объема и цены.

Товар

Выработано

Цена за единицу

тыс. единиц

товара,тыс. руб.

базисный

период

отчетный

период

базисный

период

отчетный
период
q0 q1 p0 p1
Плуги навесные 2500 2610 4,8 5,4
Плуги прицепные 3000 2950 7,1 7,6
Культиваторы 3600 3700 5,0 5,7

 

ЗАДАЧА 143

 

 Данные о овощей и ценах на них за два периода приведены в таблице. Определить индивидуальные и агрегатные индексы физического объема и цены.

Товар

Продано

Цена за кг

кг.

товара, руб.

базисный

период

отчетный

период

базисный

отчетный

период

период
q0 q1 p0 p1
Картофель 5000 6000 25 40
Капуста 2000 2500 31 42
Свекла 800 900 35 45

 

ЗАДАЧА 144

 

Молокозавод выпускает 3 вида продукции. Данные об их производстве и ценах на них за два периода приведены в таблице. Определить индивидуальные и агрегатные индексы физического объема и цены.

Товар

Продано

Цена за кг

кг.

товара, руб.

базисный отчетный базисный отчетный
период период период период
q0 q1 p0 p1
Молоко 10000 12000 25 32
Сметана 500 550 105 135
Йогурт 1800 2100 50 67

 

ЗАДАЧА 145

 

Магазин электроники ведет учет по 3 видам продукции. Данные о продажах и ценах на нее за два периода приведены в таблице. Определить индивидуальные и агрегатные индексы физического объема и цены.

 

Товар

Продано

Цена за единицу

шт

товара,тыс. руб.

базисный отчетный базисный отчетный
период период период период
q0 q1 p0 p1
Телевизоры 2150 2870 25 32
DVD проигрыватели 1230 1180 1,2 2,1
Ноутбуки 1950 2430 22 20

 

 

Тема: Расчет индексов цен Пааше, Ласпейреса, Фишера, Лоу

 

ЗАДАЧА 1 46

 

По имеющимся данным Задача 142 о ценах за два периода необходимо определить индексы цен: 1) индивидуальные; 2) агрегатные, в т.ч. а) индекс Пааше; б) индекс Ласпейреса; в) “идеальный” индекс Фишера; г) индекс Лоу.

 

ЗАДАЧА 1 47

 

По имеющимся данным Задача 143 о ценах за два периода необходимо определить индексы цен: 1) индивидуальные; 2) агрегатные, в т.ч. а) индекс Пааше; б) индекс Ласпейреса; в) “идеальный” индекс Фишера; г) индекс Лоу.

 

ЗАДАЧА 1 48

 

По имеющимся данным Задача 144 о ценах за два периода необходимо определить индексы цен: 1) индивидуальные; 2) агрегатные, в т.ч. а) индекс Пааше; б) индекс Ласпейреса; в) “идеальный” индекс Фишера; г) индекс Лоу.

 

ЗАДАЧА 1 49

 

По имеющимся данным Задача 145 о ценах за два периода необходимо определить индексы цен: 1) индивидуальные; 2) агрегатные, в т.ч. а) индекс Пааше; б) индекс Ласпейреса; в) “идеальный” индекс Фишера; г) индекс Лоу.

 

 

Тема: Расчет индексов себестоимости

 

ЗАДАЧА 150

 

По имеющимся данным о выпуске и себестоимости одноименного товара на двух предприятиях требуется определить изменение себестоимости единицы продукции на каждом предприятии, а также в целом по всем предприятиям с помощью индексов: а) переменного состава; б) фиксированного состава; в) структурных сдвигов.

 

Предприятие

Базисный период

Отчетный период

Произведено

Себестоимость единицы продукции, руб.

Произведено

Себестоимость ед. продукции, руб.

продукции

продукции

в тыс. шт. в долях к итогу в тыс. шт. в долях к итогу
  q0 d0 z0 q1 d1 z1
1 216 0,5 864 288 0,45 720
2 216 0,5 720 432 0,55 792
Итого 432 1 720 1

 

ЗАДАЧА 151

 

По имеющимся данным о выпуске и себестоимости одноименного товара на двух предприятиях требуется определить изменение себестоимости единицы продукции на каждом предприятии, а также в целом по всем предприятиям с помощью индексов: а) переменного состава; б) фиксированного состава; в) структурных сдвигов.

Предприятие

Базисный период

Отчетный период

Произведено

Себестоимость единицы продукции, руб.

Произведено

Себестоимость ед. продукции, руб.

продукции

продукции

в тыс. шт. в долях к итогу в тыс. шт. в долях к итогу
  q0 d0 z0 q1 d1 z1
1 96 0,6 384 128 0,5 320
2 96 0,4 320 192 0,5 352
Итого 192 1 320 1

 

ЗАДАЧА 152

 

По имеющимся данным о выпуске и себестоимости одноименного товара на двух предприятиях требуется определить изменение себестоимости единицы продукции на каждом предприятии, а также в целом по всем предприятиям с помощью индексов: а) переменного состава; б) фиксированного состава; в) структурных сдвигов.

Предприятие

Базисный период

Отчетный период

Произведено

Себестоимость единицы продукции, руб.

Произведено

Себестоимость ед. продукции, руб.

продукции

продукции

в тыс. шт. в долях к итогу в тыс. шт. в долях к итогу
  q0 d0 z0 q1 d1 z1
1 300 0,6 1200 400 0,7 1000
2 300 0,4 1000 600 0,3 1100
Итого 600 1 1000 1

 

 

Литература

 

Годин А.М. Статистика: учебник. – М.: Дашков и К, 2007.*

Елисеева И.Н. Общая теория статистики: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005.*

Статистика: учебник: под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Велби, 2005.*

Статистика: учебник / В.Г.Минашкин и др. М.: Проспект, 2006.*

Статистика: учебник / под ред. А.Е.Суринова. – М.: РАГС, 2005.*

Теория статистики / Р.А.Шмойлова и др. – М.: Финансы и статистика, 2006.*

Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.*

Громыко Л.Г. Теория статистики: практикум. – М.: Инфра-М, 2006.

Дьяченко С.А. Лабораторный практикум по статистике. – Орел: ОРАГС, 2003.

Елисеева И.И. Практикум по макроэкономической статистике: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2008.

Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.*

Ефимова М.Р. Социальная статистика: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.*

Курс социально-экономической статистики: учебник / под ред. М.Г.Назарова. – М.: Омега-Л, 2006.*

Мелкумов Я.С. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2008.

Палий И.А. Прикладная статистика: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2004.*

Практикум по социальной статистике: учеб. пособие / под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006*.

Салин В.Н. Социально-экономическая статистика: учебник. – М.: Юристъ, 2004.*

Смирнова Н.А. Социально-правовая статистика: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2004.

Социальная статистика: учебник / под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Финасы и статистика, 2003.*

Социально-экономическая статистика: практикум: учеб. пособие / ред. В.Н.Салин. – М.: Финансы и статистика, 2006.*

Статистика: учеб. практ. пособие / под ред. М.Г.Назарова. – М.: Кнорус, 2006.

Экономическая статистика: учебник / под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2006.*

Экономическая статистика: учебник / ред. Ю.Н.Иванов. – М.: Инфра-М, 2004.

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ

Значение t -критерия Стьюдента

df(v)

Уровень значимости α

 

df(v)

Уровень значимости α

0,10

0,05

0,01

 

0,10

0,05

0,01

1

6,3137

12,7062

63,656

 

18

1,7341

2,1009

2,8784

2

2,9200

4,3027

9,9250

 

19

1,7291

2,0930

2,8609

3

2,3534

3,1824

5,8408

 

20

1,7247

2,0860

2,8453

4

2,1318

2,7765

4,6041

 

21

1,7207

2,0796

2,8314

5

2,0150

2,5706

4,0321

 

22

1,7171

2,0739

2,8188

6

1,9432

2,4469

3,7074

 

23

1,7139

2,0687

2,8073

7

1,8946

2,3646

3,4995

 

24

1,7109

2,0639

2,7970

8

1,8595

2,3060

3,3554

 

25

1,7081

2,0595

2,7874

9

1,8331

2,2622

3,2498

 

26

1,7056

2,0555

2,7787

10

1,8125

2,2281

3,1693

 

27

1,7033

2,0518

2,7707

11

1,7959

2,2010

3,1058

 

28

1,7011

2,0484

2,7633

12

1,7823

2,1788

3,0545

 

29

1,6991

2,0452

2,7564

13

1,7709

2,1604

3,0123

 

30

1,6973

2,0423

2,7500

14

1,7613

2,1448

2,9768

 

40

1,6839

2,0211

2,7045

15

1,7531

2,1315

2,9467

 

60

1,6706

2,0003

2,6603

16

1,7459

2,1199

2,9208

 

120

1,6576

1,9799

2,6174

17

1,7396

2,1098

2,8982

 

1,6449

1,9600

2,5758

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 274.