По какой программе работать с ТИКО?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вступительное слово

 

В то время, когда высшее руководство страны говорит о необходимости модернизационного рывка для России и делает ставку на инновационные технологии, работодатели испытывают трудности с инженерными кадрами. Днем с огнем не найти грамотного инженера-технолога, жалуются они. А начинается этот «конструкторский голод» тогда, когда вузам не набрать на инженерные специальности студентов, потому что выпускники школ не жалуют черчение, физику, математику. «Фронтальный разрез», «развертка» и иные пространственные понятия ставят в тупик – и становится ясно, что сфера образования не должна оставаться в стороне, если хочет быть адекватной государственному заказу на модернизаторов производства и инноваторов. Стоит как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое мышление и любопытство к точным наукам.

Инструментом именно такого развития личности ребенка еще с детского сада и является созданная новгородцами ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ТИКО-КОНСТРУИРОВАНИЕ». Работа по этой программе открывает для ребенка новый мир технического знания, для родителей – возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор, воспитателям – шанс упрочить свой педагогический рост и облегчить повышение более высокого профессионального разряда. Подобное образовательное сотворчество в конечном итоге идет на пользу семье, школе и стране.

Близится начало нового учебного года. Нет такого родителя или воспитателя, который не задумывается о том, что нового привнесет он в общение с детьми. Помочь с этим может конструктор, готовая программа занятий и игра с ним. Педагоги из Великого Новгорода делятся с коллегами всей страны таким опытом вместе с Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения «ТИКО» и приглашают к совместному созданию книжки методических рекомендаций по работе с ТИКО (конт. e-mail: irinaloginova76@mail.ru).

Что такое ТИКО?

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.

В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и становится посильным выговорить не каждому взрослому знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др.

Кто рекомендует ТИКО?

Все 10 наборов конструктора ТИКО рассчитаны для игр детей разного дошкольного и школьного возраста. Их выпуск был начат по рекомендациям Российской Академии Образования в 2005 году отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС». Опытные образцы конструктора получили высокую оценку специалистов Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, Российского Государственного педагогического Университета имени А.И.Герцена, Ярославского Государственного Университета и др.

Конструктор имеет сертификат гигиенической безопасности и сертификат качества от Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена и Ленинградского Областного Института Развития Образования.

Новгородские воспитатели в 2010-2011 году высоко оценили возможности работы с конструктором в детских садах, создали и лицензировали программу «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-конструктором для объёмного моделирования».

Пояснительная записка

Программа «ТИКО-конструирование» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях кружка моделирования «Геометрика» для детей 3-7 лет.

 

Актуальность и педагогическая целесообразность программы «ТИКО-конструирование» обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

 

Кружок моделирования «Геометрика» – это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

 

Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.

Программа предназначается для воспитателей дошкольных учреждений, логопедов, психологов, дефектологов; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.

 

Цель программы – формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

 

Задачи программы:

· формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

· расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;

· развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

· развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

· развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;

· создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

· воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

 

Формы и режим занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из дошкольников разных возрастов. Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Год обучения

Название темы Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
1 Плоскостное моделирование 63 31.5 31.5
1.1 Геометрические фигуры и их свойства 9 4.5 4.5
1.2 Сравнение 9 4.5 4.5
1.3 Классификация 9 4.5 4.5
1.4 Выявление закономерностей 9 4.5 4.5
1.5 Пространственное ориентирование 9 4.5 4.5
1.6 Выделение части и целого 9 4.5 4.5
1.7 Тематическое конструирование 9 4.5 4.5
2 Объемное моделирование 9 4.5 4.5
2.1 Различение плоских и объемных конструкций 9 4.5 4.5
  Итого 72 36 36

Год обучения

Название темы Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
1 Плоскостное моделирование 54 27 27
1.1 Геометрические фигуры и их свойства 9 4.5 4.5
1.2 Сравнение 5 2.5 2.5
1.3 Классификация (по одному – двум свойствам) 9 4.5 4.5
1.4 Выявление закономерностей 4 2 2
1.5 Пространственное ориентирование 9 4.5 4.5
1.6 Выделение части и целого 9 4.5 4.5
1.7 Тематическое конструирование 9 4.5 4.5
2 Объемное моделирование 18 9 9
2.1 Исследование и конструирование предметов кубической формы 8 4.5 4.5
2.2 Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы 8 4.5 4.5
2.3 Тематическое конструирование 2    
  Итого 72 36 36

Год обучения

Название темы Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
1 Плоскостное моделирование 36 18 18
1.1 Исследование форм и свойств многоугольников 4 2 2
1.2 Сравнение и классификация 5 2.5 2.5
1.3 Выявление закономерностей 5 2.5 2.5
1.4 Комбинаторика 4 2 2
1.5 Пространственное ориентирование 9 4.5 4.5
1.6 Целое и части 4 2 2
2 Объемное моделирование 36 18 18
2.1 Объемные геометрические фигуры 9 4.5 4.5
2.2 Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы 9 4.5 4.5
2.3 Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы 9 4.5 4.5
2.4 Тематическое конструирование 9 4.5 4.5
  Итого 72 36 36

Год обучения

Название темы Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
1 Плоскостное моделирование 36 18 18
1.1 Исследование форм и свойств многоугольников 5 2.5 2.5
1.2 Сравнение и классификация 8 4 4
1.3 Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов 4 2 2
1.4 Пространственное ориентирование 9 4.5 4.5
1.5 Комбинаторика 4 2 2
1.6 Периметр 2 1 1
1.7 Выделение частей и целого 4 2 2
2 Объемное моделирование 36 18 18
2.1 Исследование и конструирование сложных многогранников 9 4.5 4.5
2.2 Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы 9 4.5 4.5
2.3 Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы 9 4.5 4.5
2.4 Тематическое конструирование 9 4.5 4.5
  Итого 72 36 36

Содержание деятельности

В качестве содержательной базы в программе «ТИКО-конструирование» предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольника. С этой целью программа «ТИКО-конструирование» через практическую деятельность с конструктором ТИКО знакомит дошкольников с плоскостным и объемным моделированием.

 

Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение дошкольника специфическими математическими знаниями, а формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Так как в кружке моделирования «Геометрика» учащиеся создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды.

 

Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала. На начальных этапах дети, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно изобрести и сконструировать объемную тематическую конструкцию.

 

Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:

1) свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей;

2) исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель;

3) свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.

 

В процессе занятий учащиеся много работают со схемой и учатся:

- делать выбор комплектующих по схеме;

- собирать модели по готовой схеме и силуэтному изображению;

- создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).

 

Кроме этого, на занятиях по ТИКО-конструированию педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности.

 

В кружке моделирования «Геометрика» занятия проходят два раза в неделю: одно занятие посвящается знакомству с новыми математическими понятиями, приемами и способами конструирования, на втором занятии дети повторяют изученную тему на тематическом материале. Педагог организует конструирование по заданной теме. Дети могут сами заранее выбрать тему для конструирования или работать по теме, предложенной педагогом. Важно, чтобы выбор темы расширял познания детей об окружающем мире, способствовал развитию познавательного интереса маленького «строителя».

 

Раз в месяц педагог организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – ТИКО-поделки, объединенные единой тематикой.

Программа «ТИКО-конструирование», методический и дидактический материал, разработанный для работы с конструктором ТИКО, позволяют педагогу направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.

Год обучения

Дети 3-4 лет на занятиях кружка моделирования «Геометрика» получают первоначальные представления о том, что объекты природы и предметы окружающего мира, сделанные человеком, представлены различными формами – одни формы похожи между собой, другие отличаются. С этой целью воспитанники рассматривают и сопоставляют простейшие геометрические формы, выделяя их из многообразия предметного мира.

 

Наблюдения: рассматривание устройств и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых, деревьев; осенний, зимний и весенний пейзажи; предметы быта; техника и т.д.).

 

Специальной работы по формированию геометрических понятий и представлений на этой ступени программой не предусмотрено.

 

Значительное внимание в данный возрастной период приходится уделять развитию основных психофизиологических и функциональных возможностей детей, на основе которых можно построить их полноценную познавательную деятельность. В частности, у детей 3 – 4 лет недостаточно развита координация движений – практическая работа с конструктором для объемного моделирования ТИКО способствует ускорению и гармонизации психофизиологического развития ребенка. Манипуляции с конструктором позволяют развивать логическое, пространственное мышление воспитанников и основные сенсорные процессы.

 

В модуле «Плоскостное моделирование» дети учатся различать, сравнивать детали конструктора, составляют тематические фигуры способом приложения деталей друг к другу, пробуют соединять детали конструктора; выполняют логические задания, классифицируя детали по цвету, форме и размеру.

 

В модуле «Объемное моделирование» работа с конструктором ограничивается сопоставлением плоских и объемных предметов, конструкций.

Тематическое конструирование:

в модуле «Плоскостное моделирование» разрабатываются и реализуются проекты по темам: «Мой дом», «Деревня. Домашние животные», «Лес. Дикие животные», «Подводный мир. Морские животные», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Транспорт».

Год обучения

На втором году обучения значительное место отводится формированию у детей 4 – 5 лет приемов умственной деятельности и развитию познавательных процессов. Именно практические результаты могут весьма эффективно продемонстрировать воспитаннику, насколько хорошо он сумел рассмотреть, проанализировать, запомнить то, что предлагает педагог (т.е. выявляют качество познавательных действий). А потому важно не сводить работу к механическому повторению, а заставлять детей думать, осуществлять самостоятельную ориентировку в задании и т.д. Таким образом, выполняя те или иные практические действия, ребенок не просто изготавливает поделки, а всякий раз осуществляет активную познавательную деятельность.

 

На втором году обучения дети получают также представление о некоторых наиболее ярких конструктивно-художественных идеях природы и о том, что человек в создании своего предметного мира заимствует у природы эти идеи. Например, симметрия и ассиметрия, ритм элементов относятся к таким замыслам природы, которые позволяют ей создавать гармоничные формы и конструкции.

 

Продолжается работа по расширению и детализации сенсорного опыта, развитию психофизиологических процессов и приемов умственной деятельности, моторики, координации движений, глазомера, точности действий и аккуратности, воспитанию культуры и организации труда.

 

Логические задачи: работа с множествами (круги Эйлера) – нахождение и называние множеств; чередование; словесные задачи.

 

Классификация: выделение свойств предметов, объединение предметов в группы по 1 – 2 признакам.

 

Наблюдения: изучение узоров и орнаментов на бытовых предметах; рассматривание предметов быта, техники, одежды, фигурок животных, растений, сказочных персонажей и т.д.

Тематическое конструирование:

в модуле «Плоскостное моделирование» разрабатываются и реализуются проекты по темам: «Животные», «Растения», «Осенний лес», «Летняя поляна», «Транспорт: водный, воздушный, наземный, космический», «Замки и крепости», «Звездное небо»;

в модуле «Объемное моделирование» проекты по темам: «Кто где живет?», «Кукольный городок».

 

Год обучения

Программа третьего года обучения является началом формирования у детей 5 – 6 лет понятий и представлений из области геометрии, а также предполагает их более широкое приобщение к творческой конструкторской деятельности. Изучая форму и конструкцию предметов окружающего мира, дети знакомятся с понятиями «многоугольник», «пирамида», «призма», «ребро», «грань», «угол», «основание». Кроме того, они получают первоначальные представления о взаимосвязи формы геометрического тела с этими понятиями.

 

Все эти знания не должны рассматриваться как самоцель. Главная задача учителя состоит не в заучивании специальных терминов и формулировок, а в том, чтобы постепенно формировать у учеников созидательное отношение к вещи и окружающему миру в целом. Знакомство с объемными геометрическими формами на этом этапе происходит через изучение и конструирование предметов окружающего мира. С этой целью учащиеся включаются в процесс моделирования предметов с ярко выраженной формой.

 

Параллельно с решением разнообразных логических задач программа предусматривает и творчество иного плана – художественно-эстетического. Эти задания предполагают обязательное обогащение чувственного опыта ребенка. Поскольку успешность любых видов творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений, их целенаправленное обогащение – один из главных компонентов программы. Прежде всего, на этом этапе дети учатся внимательно всматриваться в особенности объектов окружающего мира, определять их форму, сравнивать, мысленно преобразовывать, видеть прекрасное в обыденном.

 

Наблюдения: рассматривание объектов окружающего мира на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма элементов в их конструкциях; рассматривание предметов, поиск новых образов и образного сходства в формах различных объектов (на основе ассоциативно-образного мышления).

 

Логические задачи, задания на пространственное мышление:

Конструирование одних геометрических фигур из других; составление логического квадрата; достраивание симметричных форм; трансформация плоской фигуры в объемное тело; составление фигур различного периметра; поиск закономерностей в конструировании плоскостных узоров и орнаментов; классификация фигур по 2 – 3 признакам (цвет, форма, размер).

 

Тематическое конструирование:

в модуле «Объемное моделирование» разрабатываются и реализуются проекты по темам: «Животный мир», «Растительный мир», «Мой дом», «Мебель», «Посуда», «Детская площадка», «Техника», «Мячи», «Космодром».

Год обучения

Дети 6 – 7 лет начинают «чувствовать» конструктор, не испытывают затруднений в соединении деталей, подборе цветов, они начинают экспериментировать, работать творчески и безбоязненно. В то же время следует приучать их тщательно продумывать подбор фигур и последовательность их соединения для того, чтобы получить устойчивую, без изъянов, эстетически оформленную конструкцию. Необходимо формировать привычку доводить начатое дело до конца. Выработанные на данном этапе приемы работы с конструктором, организованность, привычка к порядку позволят в дальнейшем решать настоящие поисковые, творческие задачи, не отвлекаясь на технические «мелочи».

 

С другой стороны, возраст 6 – 7 лет является наиболее сенситивными в плане интеллектуального развития. В этот период дети обычно с удовольствием решают всевозможные логические задачи, любят головоломки – особенно если работа в разумных пропорциях распределяется между головой и руками. Именно это и позволяет наилучшим образом «ввести» учеников в мир разумного, интересного, творческого труда, не сводимого лишь к механическому упражнению рук. Программа предлагает такую последовательность занятий, при которой действия руки постепенно дисциплинируются, все более подчиняясь интеллекту.

 

Основная проблема, рассматриваемая в программе с детьми 6 – 7 лет - «человек – предмет - среда». Дальнейшее ознакомление с геометрическими формами строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы.

 

Внимание детей заостряется на положении о первичности мира природы по отношению к рукотворной среде; еще раз предлагается внимательно присмотреться к удивительно гармоничному устройству самых привычных и обыденных предметов природы. Вывод: природой во всем предусмотрен строго выверенный порядок, изучая который человек-творец может позаимствовать полезные конструктивные и художественные идеи.

 

Дети активно включаются в работу по анализу и исследованию геометрических форм. Совершенствуя моделирующую деятельность, изучают проблему неразрывной связи предмета со средой. Работая над проектом, дети теперь конструируют объекты реального мира не отдельно, а в непосредственной связи с инфраструктурой и окружающей средой. Например, работая над моделированием замков и крепостей, дети конструируют объекты природы, малые архитектурные сооружения, расположенные невдалеке от старинных зданий.

 

При проведении с детьми художественно-конструкторского анализа конструкций педагог обращает внимание детей на композиционную целостность постройки целом и пропорциональность отдельных частей.          

 

В модуле «Объемное моделирование» педагог знакомит детей с понятием «объем», исследуют объемы различных геометрических тел.

 

Предусмотрено также выполнение школьниками творческих работ, которые разработаны на основе психологической теории творчества и развития технического мышления и органично включены в общую систему освоения программы.

 

Неотъемлемой частью занятий в кружке моделирования «Геометрика» является исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят геометрическую модель, затем преобразовывают ее в предмет. Отличительной чертой занятий также является свободное, не ограниченное жесткими (принятыми) рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.

Классификация:

Выделение признаков предметов, операции с признаками; рассуждение, дискуссирование, приведение доказательств, участие в диалоге.

Логические задачи и задания на пространственное мышление: мысленная трансформация плоской развертки в объемное изделие и наоборот; мысленная трансформация плоского симметричного узора в декор объемной фигуры; расположение деталей в заданной последовательности; сравнительный анализ объемов геометрических фигур; самостоятельный поиск способов получения нужной формы; внесение изменений и дополнений в конструкцию в соответствии с поставленной задачей.

 

Поисковая деятельность учащихся, где есть анализ, сравнение, обобщение, организованное в коллективном учебном диалоге. В модуле «Плоскостное моделирование» учащиеся исследуют периметры различных многоугольников.

Тематическое конструирование

в модуле «Объемное моделирование» проекты по темам: «Солнечная система», «Парк развлечений», «Транспорт», «Мой любимый город», «Океанариум», «Домашние животные», «Экзотические животные», «Техника», «День Победы. Военная техника».

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб.: Речь, 2007.

3. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.

4. Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010. 176 с. С. 160-173.

5. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:

 

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. М.: Дрофа, 2006.

2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.

3. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)

 

Сценарий игры для будущих первоклассников "Грамотей по имени ТИКО".

 

Игра может быть посвящена Дню знаний (1 сентября), Международному дню грамотности (8 сентября), выпуску дошколят из детского сада как посвящение в первоклассники или приурочена к другим поводам. Осветить игру охотно откликаются телевизионные СМИ, если их пригласить с помощью, например, такого пресс-релиза:

 

«8 сентября в детском саду №Х отметят Международный день грамотности.

 

Впервые в городе N в режиме нон-стоп дошколята отметят Международный день грамотности. 8 сентября в Y часов в детском саду Х пройдет зрелищная детская игра "Грамотей по имени ТИКО".

 

На второй неделе сентября во всем мире отмечается Международный день грамотности. В XXI веке грамотным может считаться только тот, кто постоянно обновляет свои знания и стремится к учебе. Именно так в выпускных группах детского сада Х и решили отметить начало учебного года.

 

Грамотность и вкус к учебе старшие группы дошкольников продемонстрируют в эстафетах и конкурсах с Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения ТИКО. Из деталей конструктора командам предстоит на скорость сконструировать дом и мебель, выложить самую длинную дорожку и без ошибок составить слова-отгадки на загадки. Участники самой мобильной команды, лучше всех ориентирующиеся в новой обстановке и грамотно выполняющие задания, будут удостоены наград "Грамотей по имени ТИКО".

 

Параллельно с игрой грамотеев пройдет выставка поделок из конструктора, выполненных дошколятами. Зрительское голосование определит самую эффектную поделку, автору которой также достанется приз.

 
По словам ФИО, директора детского сада Х, «сценарий праздника «Грамотность в режиме нон-стоп» легко адаптируется к любому детскому дошкольному учреждению, помогая воспитателям соответствовать в работе с детьми новым образовательным стандартам. На занятиях и в игре малыши с увлечением и пользой через работу с конструктором приближаются к освоению заложенных в стандарте 4 умениям: ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность, результативно работать с ИНФОРМАЦИЕЙ, делать ответственный ВЫБОР в мире ценностей и поступков и уметь ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ с людьми. Согласитесь, эти умения нужны любому взрослому – так пусть наши дети будут уже сейчас успешнее нас!»

 

Время проведения игры: один час.

Обязательно подобрать веселый музыкальный фон.

На протяжении всей игры в зале работает выставка «Город ТИКО-мастеров!» из поделок, выполненных из конструктора ТИКО. Открытие выставки производится на 15 минут раньше игры, чтобы зрители могли проголосовать за понравившиеся поделки. Родители и дети, гости праздника изучают выставку, затем берут листок, на котором пишут номер понравившейся поделки, и кладут его на тарелочку (лучше из ТИКО-деталей). После игры подводятся и итоги конкурса «Город ТИКО-мастеров!».

Правила игры:

ü в игре принимают участие команды 3 команды,

ü команды соревнуются между собой, выполняя различные задания с конструктором ТИКО,

ü жюри оценивает скорость и качество выполненных заданий и выбирает победителя: 1 балл за 1 место, 2 за 2-ое и 3 за 3-е,

ü в игре побеждает команда, получившая меньше всех баллов.

Организаторы для игры:

ü ведущий, владеющий приемами экспромта

ü две помощницы, перед началом игры организовывающие процедуру голосования на выставке «Город ТИКО-мастеров!», а во время игры помогающие переставлять столы и разносящие командам конструктор и контейтеры

ü помощник, включающий по сигналу ведущего музыкальные паузы.

ü в жюри можно включить представителей администрации детского сада и родительского комитета

Оборудование для игры:

ü столы для выставки

ü заранее сделанные дошкольниками поделки из конструктора ТИКО для выставки

ü блок с листками для зрительского голосования

ü пачка фломастеров для зрительского голосования

ü тарелочка для итогов голосования

ü нарисовать крупное название выставки «Город ТИКО-мастеров!»

ü жетоны (картон, с одной стороны – белый, с другой стороны – цветной: по 5 красных, желтых и синих квадратиков)

ü канцтовары для жюри

ü грамоты (4)

ü призы (7, лучше всего – наборы конструкторов ТИКО и сладости)

ü для задания А. – три стола, по 9 деталей для строительства дома

ü для задания Б. – те же столы, три коврика, контейнеры с деталями для сборки мебели, книжки-ТИКО с иллюстрациями

ü для задания В. – три контейнера с цветными деталями

ü для задания Г. – три корзины, три контейнера с деталями

ü для задания Д. – несколько листочков с загадками, три контейнера с буквами

ü для конкурса для зрителей «Разложи ТИКО-детали по цвету» – 1 большой контейнер с фигурами и 4 маленьких пустых

ü для конкурса для зрителей «Разложи ТИКО-детали по форме» – 1 большой контейнер с фигурами и 4 маленьких пустых

ü контейнеры – 10 маленьких, 7 больших

ü грамоты (4 штуки)

ü призы (7 штук)

ü результаты игры

Ход игры:

1. Ведущий рассказывает о празднике и о правилах игры, представляет жюри и под аплодисменты приглашает на сцену капитанов команд-участниц (трое родителей).

Примерный монолог ведущего. Междунаро́дный день гра́мотности отмечается 8 сентября с 1966 года. Грамотных становится с каждым годом все больше, однако борьба с неграмотностью по-прежнему остается задачей огромного масштаба и сложности. Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию. Около 20 % взрослого населения мира неграмотны. Почти 4 миллиарда жителей нашей планеты умеют читать и писать. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. И в первую очередь к ним относятся женщины и девочки, оставшиеся за дверями школы. А уже во вторую очередь мужчины и мальчики, что лишены возможности получения качественного образования. Кроме того, бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Сегодня важнейшее условие распространения грамотности – это постоянное обучение, непрерывное образование, работа каждого человека над собой.

А вы уже совсем скоро пойдете в школу. Этому и грамотности и будет посвящен наш сегодняшний праздник. Он пройдет в виде игры.

2. Участники – 18 человек (15 человек детей и 3 взрослых)– подходят к столу и берут жетоны (с одной стороны – белые, с другой стороны – цветные: красный, желтый, синий) и по цвету жетонов делятся на три команды.

3. Командам дается одна минута, чтобы придумать себе название. Затем ведущий под аплодисменты объявляет названия команд.

4. Конкурсные задания.                 

А. «Собрать из ТИКО-деталей дом!»

Ведущий сообщает, что командам за заданное время надо построить домики для Цыпленка, Утенка и Котенка (берет их с выставки, ставит на столы). Команды строятся в колонну, напротив каждой команды на столе разложены ТИКО-детали для сборки дома. Образец дома ведущий показывает участникам и зрителям. По сигналу первый участник бежит к столу и соединяет две детали дома – возвращается обратно. Второй участник бежит к столу и присоединяет к дому ещё одну деталь и т. д. Выигрывает команда, которая быстро и правильно построит дом.

Б. «Собрать из ТИКО-деталей мебель!»

Ведущий на те же столы выкладывает по коврику из деталей ТИКО и сообщает командам, что теперь им необходимо будет за заданное время построить мебель для дома – стол, стул, диван и шкаф. Образцы построек показываются в книге-ТИКО. Команды располагаются вокруг стола и по сигналу начинают работу. Победителем становится команда, выполнившая свою работу быстро и качественно. Ведущий проверяет качество выполненной работы, и столы с поделками присоединяются к выставке «Город ТИКО-мастеров!».

Во время этого задания можно провести конкурс для маленьких зрителей и/или родителей – «Разложи ТИКО-детали по цвету». Двум командам дают большой контейнер с разноцветными фигурами и четыре пустых контейнера. Задание: как можно быстрее разложить ТИКО-детали по цветам – желтый, зеленый, синий, красный.

В. «Собрать из ТИКО-деталей цветную дорожку!»

Каждая команда получает контейнер с фигурами. Необходимо найти все фигуры определенного цвета и собрать из них дорожку. Выигрывает тот, кто за заданное время сделает это быстрее. Ведущий проверяет, не остались ли нужные детали в контейнере, и объявляет победителя.

Г. «Собрать из ТИКО-деталей как можно больше объёмных геометрических фигур!»

Команды располагаются за столами. Они получают по корзине из ТИКО-деталей и по контейнеру с плоскими фигурами. Корзины ставят на расстоянии от столов. Собрав фигуру, ребенок бежит к корзине и кладет её туда. За заданное время они должны собрать как можно больше объемных геометрических фигур и сложить их в корзину. Ведущий со зрителями (хором) считают фигуры в каждой корзине и объявляют победителя.

Во время этого задания можно провести конкурс для маленьких зрителей и/или родителей – «Разложи ТИКО-детали по форме». Двум командам дают по контейнеру с разными фигурами и четыре маленьких пустых контейнера. Задание: как можно быстрее разложить ТИКО-детали по форме – квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник.

Д. «Собрать из ТИКО-букв отгадку!»

Командиру, взрослому человеку, выдают лист с загадкой. Нужно отгадать загадку прочесть и собрать слово-отгадку из ТИКО-букв. Побеждает команда, которая правильно отгадает загадку и быстро соберет слово. (Этот же конкурс может являться дополнительным для выявления победителя в случае, если на победу в игре будут претендовать две команды). Примерные загадки:

Тридцать три сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на все найдешь ответ. (алфавит) Всё я знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Надо грамоте учиться. (книга)
Я оставляю синий след, Но жить он может много лет. (ручка) Поле белое, Овцы черные. (книга)
Никому не даст он краски Вдруг товарищ не вернёт!? Почитать не даст он сказки – Очень редкий переплет... (жадина) Поиграть не даст в компьютер – Можно клавиши сломать. И вообще в компьютер лучше В одиночку поиграть! (жадина)
Палочка волшебная есть у меня друзья. Палочкою этой могу построить я Башню, дом и самолёт, И огромный пароход! (карандаш) Любим нос везде совать, И чертить, и рисовать, Все раскрашиваем сами Разноцветными носами. (карандаши)
Не похож на человечка, Но имеет он сердечко, И работе круглый год Он сердечко отдаёт. Он и чертит, и рисует. А сегодня вечерком Он раскрасил мне альбом. (карандаш) Для меня резинка, братцы, лютый враг! Не могу я столковаться с ней никак. Сделал я кота и кошку – красота! А она прошлась немножко – нет кота! С ней хорошую картинку не создать! Так во всю ругал резинку ... (карандаш)

5. Жюри объявляет результаты, вручает призы и грамоты «Грамотей по имени ТИКО!» участникам игры.

6. Подводятся итоги зрительского конкурса «Город ТИКО-мастеров!» Победитель получает приз и грамоту.

 

Если у вас возникли вопросы по организации учебной и развлекательной деятельности с ТИКО, Вы можете задать их автору ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ТИКО-КОНСТРУИРОВАНИЕ». Ирина Викторовна Логинова, воспитатель МАДОУ № 81 «Солнышко» (Великий Новгород) ждет Ваших писем на e-mail: irinaloginova76@mail.ru или рекомендует обратиться на сайт http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ (содержит методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)



Вступительное слово

 

В то время, когда высшее руководство страны говорит о необходимости модернизационного рывка для России и делает ставку на инновационные технологии, работодатели испытывают трудности с инженерными кадрами. Днем с огнем не найти грамотного инженера-технолога, жалуются они. А начинается этот «конструкторский голод» тогда, когда вузам не набрать на инженерные специальности студентов, потому что выпускники школ не жалуют черчение, физику, математику. «Фронтальный разрез», «развертка» и иные пространственные понятия ставят в тупик – и становится ясно, что сфера образования не должна оставаться в стороне, если хочет быть адекватной государственному заказу на модернизаторов производства и инноваторов. Стоит как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое мышление и любопытство к точным наукам.

Инструментом именно такого развития личности ребенка еще с детского сада и является созданная новгородцами ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ТИКО-КОНСТРУИРОВАНИЕ». Работа по этой программе открывает для ребенка новый мир технического знания, для родителей – возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор, воспитателям – шанс упрочить свой педагогический рост и облегчить повышение более высокого профессионального разряда. Подобное образовательное сотворчество в конечном итоге идет на пользу семье, школе и стране.

Близится начало нового учебного года. Нет такого родителя или воспитателя, который не задумывается о том, что нового привнесет он в общение с детьми. Помочь с этим может конструктор, готовая программа занятий и игра с ним. Педагоги из Великого Новгорода делятся с коллегами всей страны таким опытом вместе с Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения «ТИКО» и приглашают к совместному созданию книжки методических рекомендаций по работе с ТИКО (конт. e-mail: irinaloginova76@mail.ru).

Что такое ТИКО?

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.

В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и становится посильным выговорить не каждому взрослому знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др.

Кто рекомендует ТИКО?

Все 10 наборов конструктора ТИКО рассчитаны для игр детей разного дошкольного и школьного возраста. Их выпуск был начат по рекомендациям Российской Академии Образования в 2005 году отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС». Опытные образцы конструктора получили высокую оценку специалистов Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, Российского Государственного педагогического Университета имени А.И.Герцена, Ярославского Государственного Университета и др.

Конструктор имеет сертификат гигиенической безопасности и сертификат качества от Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена и Ленинградского Областного Института Развития Образования.

Новгородские воспитатели в 2010-2011 году высоко оценили возможности работы с конструктором в детских садах, создали и лицензировали программу «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-конструктором для объёмного моделирования».

По какой программе работать с ТИКО?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ТИКО-КОНСТРУИРОВАНИЕ» составлена новгородским воспитателем Ириной Викторовной Логиновой (МАДОУ № 81 «Солнышко»). Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям дошкольников от 3 до 7 лет.

Программа реализуется как научно-познавательное направление. Её педагогическая целесообразность обусловлена важностью для ребенка развития общего интеллекта и таких навыков, как пространственное мышление и математическая грамотность. Система практических заданий и занимательных упражнений из программы позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий.

Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. При этом дети через развивающие практические занятия учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели. И в этом несомненная актуальность программы.

Программа предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, логопедов, психологов, дефектологов и может быть рекомендована родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком. Рекомендуемая продолжительность занятий: для детей 3-4 лет – 15 минут, 4-5 лет – 20 минут, 5-6 лет – 20 минут, 6-7 лет – 30 минут. Ведущей формой организации занятий заявлена групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Пояснительная записка

Программа «ТИКО-конструирование» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях кружка моделирования «Геометрика» для детей 3-7 лет.

 

Актуальность и педагогическая целесообразность программы «ТИКО-конструирование» обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

 

Кружок моделирования «Геометрика» – это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

 

Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.

Программа предназначается для воспитателей дошкольных учреждений, логопедов, психологов, дефектологов; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.

 

Цель программы – формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

 

Задачи программы:

· формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

· расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;

· развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

· развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

· развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;

· создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

· воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 507.