История управленческой мысли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История управленческой мысли

Блок Б1 , вариативная часть, Б1.В.ОД.6

Цикл дисциплины и его часть (базовая, вариативная, дисциплина по выбору)

 

Направление подготовки

38.03.04

Государственное и муниципальное управление

код

Наименование ООП ВО направления подготовки или специальности

 

Профиль подготовки

Государственное и муниципальное управление

 

 

 

 

 

 

Разработчик (составитель)

 

к.п.н., доцент

 

Н.Ф. Анохина

 

 

 

Ученая степень, ученое звание, ФИО

 

подпись

  дата

 

 

 

 

Стерлитамак 2015

               

1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

1.1.Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы

Выпускник, освоивший программу высшего образования, в рамках изучаемой дисциплины, должен обладать компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа:

– способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

– способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).

 

1.2.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы (компетенции) Этапы формирования компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине

Студент должен обладать:

– способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3)

1этап: Знания Обучающийся должен знать: – концепции управления; – основные понятия ИУМ
2этап: Умения Обучающийся должен уметь: – определять истоки и источники управленческой мысли
3этап: Владения (навыки/опыт деятельности) Обучающийся должен владеть навыками: – определения концепций и представителей научных школ управления

Студент должен обладать:

– способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6)

1этап: Знания Обучающийся должен знать: – библиографические требования к оформлению результатов научно-исследовательской деятельности
2этап: Умения Обучающийся должен уметь: – использовать средства ИКТ для проведения научных исследований
3этап: Владения (навыки/опыт деятельности) Обучающийся должен владеть навыками: – навыками применения ИКТ и библиографических источников для решения стандартных задач в сфере научно-исследовательской деятельности

 

2.Местодисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина Б1.В.ОД.6 «История управленческой мысли»  – относится к вариативной части ФГОС ВПО по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление. Профиль: «Государственное и муниципальное управление». Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре.

Полученные компетенции будут реализованы при изучении курсов «Основы менеджмента»,  «Основы государственного и муниципального управления».

 

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, из них:

Объем дисциплины

Всего часов
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины 216
Учебных часов на контактную работу с преподавателем:  
лекций 40
практических 40
лабораторных
контроль самостоятельной работы (КСР) 36
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СРС) 98
Учебных часов на контроль:
Экзамен 1 семестр

 

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

Очная форма

П/п

Наименование раздела /темы дисциплины

Общая трудоёмкость всего

(в часах)

Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

СРС

Лек Сем/Пр Лаб КСР
1 Раздел I. Эволюция управленческой мысли            
1.1. Проблемы историко-управленческих исследований 12 4 2   2 4
1.2. Истоки управленческой мысли (4-е тыс. до н.э. – V в.). 14 4 2   2 6
1.3. Управленческая мысль в эпоху феодализма, генезиса и становления капитализма (V-ХIХ вв.) 16 4 2   2 8
1.4. Зарождение и становление управленческой мысли в России (IX-XIX вв.). 18 4 4   2 8
1.5. Управленческая мысль в России XIX в. 22 6 6   2 8
  Рубежный контроль 12       2 10
2 Раздел II. Современные отечественные и зарубежные концепции управления            
2.1. Западные школы управления XX в. 24 8 6   2 8
2.2. Разработка научных основ управления в СССР 18 4 4   2 8
2.3. Современные концепции управления 20 6 4   2 8
2.4. Чтение и рецензирование научной литературы 29   6   8 15
  Рубежный контроль 7       2 5
  Подготовка к экзамену 18       8 10
  Итого 6 Зет 216 40 40 36 98

 

4.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Лекционный курс

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание
1

Раздел I. Эволюция управленческой мысли

1.1. Проблемы историко-управленческих исследований Система наук об управлении. Проблемы исследования истории наук. Специфические проблемы истории управленческой мысли. Основные течения управленческой мысли с 4-го тыс. до н.э. по XX в.
1.2. Истоки управленческой мысли (4-е тыс. до н.э. – V в.). Истоки и источники управленческой мысли. Идеи управления в трудах мыслителей Древнего Египта и Передней Азии. Разработка проблем управления в Древнем Китае. Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии. Разработка проблем управления в античных государствах (Древняя Греция, Древний Рим). Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете.
1.3. Управленческая мысль в эпоху феодализма, генезиса и становления капитализма (V-ХIХ вв.) Истоки и источники управленческой мысли в V-XVII вв. Управленческая мысль в Византии. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии (V-XVI вв.) 4. Истоки и источники ИУМ в XVII-XIX вв. Идеи предпринимательства в Западной Европе. Классики политической экономии об управлении (XVII-XIX вв.). Р. Оуэн и социальная ответственность бизнеса. Ч. Бэббидж о специализации и разделении физического и умственного труда. Э. Юр о замещении труда капиталом. «Учение об управлении» Л. фон Штейна.
1.4. Зарождение и становление управленческой мысли в России (IX-XIX вв.). Источники и истоки зарождения ИУМ в России. «Русская Правда». Идеи организации местного управления в Московском централизованном государстве. О методах управления частным хозяйством в «Домострое». Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в. Ю. Крижанич. А.Л. Ордин-Нащокин. Реформы Петра I как этап развития управленческой мысли. И.Т. Посошков. М.В. Ломоносов Екатерина II, другие русские императоры и российское предпринимательство.
1.5. Управленческая мысль в России XIX в Основные направления ИУМ в России XIX в. Характеристика и достижения дворянской управленческой мысли. Управленческие идеи революционных демократов и народников. Обсуждение вопросов управления производством на торгово-промышленных съездах. Учебные курсы по управлению в университетах России. Вклад государственных деятелей России в развитие идей управления
2.

Раздел II. Современные отечественные и зарубежные концепции управления

2.1. Западные школы управления XX в. Школа научного менеджмента Ф. Тейлора. Организация и принципы эффективности X. Эмерсона. Административная школа А. Файоля. Школа человеческих отношений. Эмпирическая школа или Наука управления. Школа социальных систем. Новая школа науки управления. Ситуационный подход в управлении.
2.2. Разработка научных основ управления в СССР Становление советской управленческой мысли в 20-е годы XX в. Советская управленческая мысль в 30-50-е годы XX в. Г.Х. Попов о развитии советской управленческой мысли в 1960-е годы. Разработка проблем управления в 70-90-е годы.
2.3. Современные концепции управления Мотивация как содержание и как процесс. Концепции лидерства: от лидерских качеств к обучению. Инструментальные концепции управления. Организационная культура: измерение и управление.

 

Курс практических (семинарский) занятий

 

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание
1

Раздел I. Эволюция управленческой мысли

1.1. Проблемы историко-управленческих исследований Система наук об управлении. Проблемы исследования истории наук. Специфические проблемы истории управленческой мысли. Основные течения управленческой мысли с 4-го тыс. до н.э. по XX в.
1.2. Истоки управленческой мысли (4-е тыс. до н.э. – V в.). Истоки и источники управленческой мысли. Идеи управления в трудах мыслителей Древнего Египта и Передней Азии. Разработка проблем управления в Древнем Китае. Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии. Разработка проблем управления в античных государствах (Древняя Греция, Древний Рим). Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете.
1.3. Управленческая мысль в эпоху феодализма, генезиса и становления капитализма (V-ХIХ вв.) Истоки и источники управленческой мысли в V-XVII вв. Управленческая мысль в Византии. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии (V-XVI вв.) 4. Истоки и источники ИУМ в XVII-XIX вв. Идеи предпринимательства в Западной Европе. Классики политической экономии об управлении (XVII-XIX вв.). Р. Оуэн и социальная ответственность бизнеса. Ч. Бэббидж о специализации и разделении физического и умственного труда. Э. Юр о замещении труда капиталом. «Учение об управлении» Л. фон Штейна.
1.4. Зарождение и становление управленческой мысли в России (IX-XIX вв.). Источники и истоки зарождения ИУМ в России. «Русская Правда». Идеи организации местного управления в Московском централизованном государстве. О методах управления частным хозяйством в «Домострое». Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в. Ю. Крижанич. А.Л. Ордин-Нащокин. Реформы Петра I как этап развития управленческой мысли. И.Т. Посошков. М.В. Ломоносов Екатерина II, другие русские императоры и российское предпринимательство.
1.5. Управленческая мысль в России XIX в Основные направления ИУМ в России XIX в. Характеристика и достижения дворянской управленческой мысли. Управленческие идеи революционных демократов и народников. Обсуждение вопросов управления производством на торгово-промышленных съездах. Учебные курсы по управлению в университетах России. Вклад государственных деятелей России в развитие идей управления
2.

Раздел II. Современные отечественные и зарубежные концепции управления

2.1. Западные школы управления XX в. Школа научного менеджмента Ф. Тейлора. Организация и принципы эффективности X. Эмерсона. Административная школа А. Файоля. Школа человеческих отношений. Эмпирическая школа или Наука управления. Школа социальных систем. Новая школа науки управления. Ситуационный подход в управлении.
2.2. Разработка научных основ управления в СССР Становление советской управленческой мысли в 20-е годы XX в. Советская управленческая мысль в 30-50-е годы XX в. Г.Х. Попов о развитии советской управленческой мысли в 1960-е годы. Разработка проблем управления в 70-90-е годы.
2.3. Современные концепции управления Мотивация как содержание и как процесс. Концепции лидерства: от лидерских качеств к обучению. Инструментальные концепции управления. Организационная культура: измерение и управление.
2.4. Чтение и рецензирование научной литературы Выбирается индивидуально одна книга из перечня

 

 


 


Семинары

Тема 1. Проблемы историко-управленческих исследований

(4 часа)

 

1. Система наук об управлении.

2. Проблемы исследования истории наук.

3. Специфические проблемы истории управленческой мысли.

4. Основные течения управленческой мысли с 4-го тыс. до н.э. по XX в.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Сформулируйте представление об управлении организацией в виде системы.

2. Каково современное представление системы научных основ управ­ления?

3. В чем выражается и как проявляется взаимосвязь практики и науки управления?

4. В чем и как выражается взаимосвязь науки управления с управлен­ческим консультированием и управленческим образованием?

5. Сформулируйте основные категории историко-управленческих наук – предмет, методы.

6. Охарактеризуйте важнейшие проблемы историко-научных исследо­ваний (ИНИ).

7. Каковы предметные области истории управленческой мысли (ИУМ)?

8. Сформулируйте специфические проблемы исследований по ИУМ.

9. В чем взаимосвязь ИУМ с другими историко-научными исследова­ниями?

10. Что означает «парадигмальный подход в ИУМ» в контексте управ­ленческих революций?

11. Опишите гносеологический процесс ИУМ.

12. Сформулируйте источниковедческие проблемы в ИУМ.

13. Каковы роль и место ИУМ в решении актуальных проблем управле­ния и в развитии общественной мысли?

14. Дайте характеристику историографии ИУМ.

15. Охарактеризуйте взаимосвязь и взаимообусловленность отношения «наука управления – обучение управлению». Проиллюстрируйте примерами.

16. Охарактеризуйте взаимосвязь и взаимообусловленность отношения «наука управления – управленческое консультирование». Проиллюстрируйте примерами.

17. Дайте краткую характеристику основных течений управленческой мысли как филиацию идей (4-е тыс. до н.э. — XX в.).

18. В чем методологические основы и каково содержание концепции управления в полицейском государстве? Назовите разработчиков концепции в разных странах.

19. В чем основные методологические основы и каково содержание концепции управления в правовом государстве? Назовите разработчиков концепции в разных странах.

20. В чем основные методологические основы и каково содержание концепции управления в культурном государстве? Назовите разра­ботчиков концепции в разных странах.

21. Назовите главные научные школы и теории управления XX в., их содержание и основных разработчиков.

 

 

Основная литература:

1. Кравченко А.И. История менеджмента. Издание 8-е. – М.: Академический проект, 2009. – 560 с.

2. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 736 с.

 

Дополнительная литература:

1. Всеобщая история менеджмента: Учебное пособие / И.И. Мазур, А.Г. Поршнев, В.Д. Шапиро, Э.М. Коротков, Н.Г. Ольдерогге / Под общей редакцией проф. И.И. Мазура. – М.: ЕЛИМА, 2007. – 784 с.

2. История управленческой мысли / Под ред. Н. Овчинниковой. – М.: РГГУ, 2013. – 688 с.

3. Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера; Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 1168 с.

 

 

Тема 2. Истоки управленческой мысли (4-е тыс. до н.э. —V в.).

 

1. Истоки и источники управленческой мысли.

2. Идеи управления в трудах мыслителей Древнего Египта и Передней Азии.

3. Разработка проблем управления в Древнем Китае.

4. Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии.

5. Разработка проблем управления в античных государствах (Древняя Греция, Древний Рим).

6. Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Дайте характеристику истоков научных представлений об управле­нии по памятникам письменности древних государств (4 тыс. до н.э. и позже).

2. Охарактеризуйте идеи об управлении общественными работами в древнеегипетских царствах и причины их возникновения.

3. В чем основная миссия и смысл идей об управлении древними полисами?

4. В чем причина разработки первой Табели о рангах в управлении персоналом и каково ее содержание?

5. Основные управленческие идеи в трактатах мыслителей и деяте­лей Древней Греции: сходство и различия.

6. Раскройте содержание основных управленческих идей в трактатах мыслителей и деятелей Древнего Рима. Каковы их сходство и раз­личия?

7. Основные управленческие идеи в трактатах мыслителей и деятелей Древней Индии; сходство и различия.

8. Основные управленческие идеи в трактатах мыслителей и деятелей Древнего Китая: сходство и различия.

9. В чем проявлялся космополитизм управленческой мысли в эпоху древних цивилизаций?

 

Тема 3. Управленческая мысль в эпоху феодализма, генезиса и становления капитализма (V-ХIХ вв.)

 

1. Истоки и источники управленческой мысли в V-XVII вв.

2. Управленческая мысль в Византии.

3. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии (V-XVI вв.)

4. Истоки и источники ИУМ в XVII-XIX вв.

5. Идеи предпринимательства в Западной Европе.

6. Классики политической экономии об управлении (XVII-XIX вв.).

7. Р. Оуэн и социальная ответственность бизнеса.

8. Ч. Бэббидж о специализации и разделении физического и умственного труда.

9. Э. Юр о замещении труда капиталом.

10. «Учение об управлении» Л. фон Штейна.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Дайте краткую характеристику основных идей управления хозяй­ством по работам мыслителей и деятелей эпохи феодализма в странах Западной Европы (V—XVIII вв.).

2. Приведите краткую характеристику основных идей управления хозяйством по работам мыслителей и реформаторов в странах феодального Востока.

3. В чем заключались особенности управленческой мысли в Византии?

4. Кратко опишите системы управления хозяйством в утопических государствах Т. Кампанеллы и Ф. Бэкона.

5. В чем основные идеи управления хозяйством в полицейских госу­дарствах по трактатам Де ла Мара, Г. Юсти и И. Зонненфельса?

6. В чем и как отражались управленческие идеи в учебных програм­мах первых коммерческих училищ и камеральных разрядов универ­ситетов Европы?

7. Какова заслуга А. Смита в развитии управленческой мысли?

8. Каковы основные идеи управления Р. Оуэна?

9. Раскройте значение экспериментов Ч. Бэббиджа в становлении научного менеджмента.

10. В чем заслуга Э. Юра в ИУМ?

11. Раскройте кратко содержание «Учения об управлении» Л. фон Штейна.

12. Какие причины и факторы способствовали открытию первых школ делового администрирования и программ подготовки менеджеров в конце XIX в.?

Видео:

1. «Иеротопия и византийское наследие», встреча с Алексеем Лидовым Опубликовано: 26 февр. 2014 г. http://www.youtube.com/watch?v=xRpEr_HuouE

В программе Катехон-ТВ - Алексей Михайлович Лидов, византолог, историк и теоретик искусства, академик Российской Академии художеств, заведующий отделом Института мировой культуры МГУ, директор Научного Центра восточно-христианской культуры

 

2. Заседание РЭОШ от 18.06.2015 Сообщение «Византия» Грацианский Михаил Вячеславович Часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=VJOQbs4E57U

Часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=RiooyUeC2cM&feature=youtu.be

Тема 4. Зарождение и становление управленческой мысли в России
( IX - XIX вв.).

 

Государственный человек более других сограждан должен быть одушевлен, движим и руководствован любовию к Отечеству. Он должен любовью к Отечеству жить, вливать ее в своих подчиненных и быть примером в ней всему государству.

Гавриил Державин

1. Источники и истоки зарождения ИУМ в России.

2. «Русская Правда».

3. Идеи организации местного управления в Московском централизованном государстве.

4. О методах управления частным хозяйством в «Домострое».

5. Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в.

6. Управленские идеи Ю. Крижанича.

7. Управленческие идеи А.Л. Ордина-Нащокина.

8. Реформы Петра I как этап развития управленческой мысли.

9. Управленческие идеи И.Т. Посошкова.

10. Управленческая деятельность и управленческие идеи В. Ломоносова

11. Управленческий опыт и управленческие идеи Екатерины II.

12. Актуальные управленческие идеи и управленческий опыт Г.Р. Державина

Основная литература:

1. Кравченко А.И. История менеджмента. Издание 8-е. – М.: Академический проект, 2009. – 560 с.

2. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 736 с.

 

Дополнительная литература:

1. Всеобщая история менеджмента: Учебное пособие / И.И. Мазур, А.Г. Поршнев, В.Д. Шапиро, Э.М. Коротков, Н.Г. Ольдерогге / Под общей редакцией проф. И.И. Мазура. – М.: ЕЛИМА, 2007. – 784 с.

2. История управленческой мысли / Под ред. Н. Овчинниковой. – М.: РГГУ, 2013. – 688 с.

 

Написать статью на тему: «Актуальные управленческие идеи и управленский опыт Г.Р. Державина».

Источники:

1. Замостьянов Арсений Гаврила Державин. – М: Молодая гвардия. – 2013. – 478 с.

2. Замостьянов А. Он подарил нам слово «Родина» (Г.Р. Державин) / А. Замостьянов // Свободная мысль. – 2012. – №11/12. – С. 123-128. http://svom.info/entry/297-podaril-nam-slovo-rodina/

3. Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина http://homlib.com/deravin-gr/zapiski-iz-izvestnyh-vsem-proisshestviev-deravin-g-r

4. Державин Г.Р. Сочинения. Составление, биографический очерк и комментарии И. И. Подольской Иллюстрации и оформление Е. Е. Мухановой и Л. И. Волчека. – М.: Правда, 1985 http://az.lib.ru/d/derzhawin_g_r/text_0060-1.shtml

5. Видео: Заседание Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова от 23 января 2015 года. Доклад А.А. Замастьянова о Гаврииле Романовиче Державине http://reosh.ru/video/zasedanie-russkogo-ekonomicheskogo-obshhestva-im-s-f-sharapova-ot-23-yanvarya-2015-goda-doklad-a-a-zamastyanova-o-gavriile-romanoviche-derzhavine


Вопросы к экзамену по курсу «История управленческой мысли»

 

1. Система наук об управлении.

2. Специфические проблемы истории управленческой мысли.

3. Истоки и источники управленческой мысли.

4. Идеи управления в трудах мыслителей Древнего Египта и Передней Азии.

5. Разработка проблем управления в Древнем Китае.

6. Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии.

7. Разработка проблем управления в античных государствах (Древняя Греция, Древний Рим).

8. Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете.

9. Истоки и источники управленческой мысли в V-XVII вв.

10. Управленческая мысль в Византии.

11. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии (V-XVI вв.).

12. Истоки и источники ИУМ в XVII-XIX вв.

13. Идеи предпринимательства в Западной Европе (XVII-XIX вв.).

14. Классики политической экономии об управлении (XVII-XIX вв.).

15. Р. Оуэн и социальная ответственность бизнеса.

16. Источники и истоки зарождения ИУМ в России.

17. «Русская Правда» как источник управленческой мысли.

18. Идеи организации местного управления в Московском централизованном государстве.

19. Описание методов управления частным хозяйством в «Домострое».

20. Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в.

21. Управленские идеи Ю. Крижанича.

22. Управленческие идеи А.Л. Ордина-Нащокина.

23. Реформы Петра I как этап развития управленческой мысли.

24. Управленческие идеи И.Т. Посошкова.

25. Управленческая деятельность и управленческие идеи М.В. Ломоносова.

26. Управленческий опыт и управленческие идеи Екатерины II.

27. Актуальные управленческие идеи и управленческий опыт Г.Р. Державина.

28. Основные направления ИУМ в России XIX в.

29. Характеристика и достижения дворянской управленческой мысли.

30. Управленческие идеи революционных демократов и народников.

31. Обсуждение вопросов управления производством на торгово-промышленных съездах.

32. Вклад государственных деятелей дореволюционной России в развитие идей управления.

33. Управленческие идеи С.Ф. Шарапова в работе «Бумажный рубль».

34. Роль С.Ю. Витте в развитии отечественной управленческой мысли.

35. Управленческие идеи Н.А. Бердяева в работе «Философия неравенства».

36. Управленческие идеи В.А. Кокорева в работе «Экономические провалы».

37. Школа научного менеджмента Ф. Тейлора.

38. Организация и принципы эффективности X. Эмерсона.

39. Административная школа А. Файоля.

40. Школа человеческих отношений.

41. Эмпирическая школа или Наука управления.

42. Школа социальных систем.

43. Новая школа науки управления.

44.Ситуационный подход в управлении.

45. Становление советской управленческой мысли в 20-е годы XX в.

46. Советская управленческая мысль в 30-50-е годы XX в.

47. Г.Х. Попов о развитии советской управленческой мысли в 1960-е годы.

48. Разработка проблем управления в СССР в 70-90-е годы.

49. Мотивация – как содержание и как процесс.

50. Концепции лидерства: от лидерских качеств к обучению.

51. Инструментальные концепции управления.

52. Организационная культура: измерение и управление.

53. Выдающиеся управленцы Древнего мира.

54. Выдающиеся зарубежные управленцы V–XIX вв.

55. Выдающиеся управленцы дореволюционной России.

56. Выдающиеся менеджеры XX-XXI в.

 

 

Журналы по менеджменту

Forbes http://www.forbes.ru/ (http://www.forbes.com)

Harvard Business Review-Россия – http://www.hbr-russia.ru

Вестник СПбГУ. Серия Менеджмент – http://www.vestnikmanagement.spbu.ru

Вопросы государственного и муниципального управления – http://vgmu.hse.ru/2011--1.html

Деловой протокол и Этикет – http://www.protocolonline.ru

ИД «Коммерсантъ» – http://www.kommersant.ru

Менеджмент в России и за рубежом – http://dis.ru/manag

Право и управление. XXI век – http://www.mgimo.ru/pravo21vek/index.phtml

Проблемы теории и практики управления – http://uptp.ru

Российский журнал менеджмента – http://www.rjm.ru

Россия в глобальной политике – http://www.globalaffairs.ru

Рынок ценных бумаг – http://www.rcb.ru

Социологические исследования (СоцИс) – http://www.isras.ru

Финансы и развитие. Ежеквартальный журнал МВФ – http://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/rus/fda.asp

Человек и труд – http://chelt.ru/new

ЭКО – http://www.econom.nsc.ru/eco/index.htm

 

8.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Вид учебных занятий Организация деятельности обучающегося
Вид учебных занятий Организация деятельности обучающегося
Лекция Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины. Задачи лекции: · обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине; · учить умению аргументированно излагать научный материал; · формировать профессиональный кругозор и общую культуру; · отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания; · оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства. Функции лекции: · информационная (изложение системы знаний); · мотивационная (формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации обучающегося); · ориентировочная (обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала); · воспитательная (формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремление к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления обучающихся). К типичным структурным элементам лекции относятся вступление, основная часть, заключение. Вступление – часть лекции, цель которой – заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят: · формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции; · изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции; · характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы обучающихся; · ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук. Основная часть – изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Она включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений и определяется видом лекции. Заключение – подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции, ответы на вопросы слушателей.
Практические занятия (семинары) Семинарское занятие представляет собой комплексную форму и завершающее звено в изучений определенного раздела предусмотренных учебно-тематическим планом проблем (тем) дисциплины. Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления обучающихся и преподавателя; положительное толкование (рассмотрение) обсуждаемой проблемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение (консультация) преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе. Особенность семинарского занятия – возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов. Трактовка семинара как завершающего звена в изучении блока взаимосвязанных тем дисциплины обусловлена тем, что во время его проведения подводятся итоги работы преподавателей, читающих лекции, и самостоятельной работы обучающихся по усвоению обсуждаемой научной проблемы. По своему назначению семинарское занятие, в процессе которого обсуждается та или иная научная проблема, способствует: · углубленному изучению определенного раздела дисциплины, закреплению знаний; · отработке методологии и методических приемов познания; · выработке аналитических способностей, умения обобщения и формулирования выводов; · приобретению навыков использования научных знаний в практической деятельности; · выработке умения кратко, аргументированно и ясно излагать обсуждаемые вопросы; · осуществлению контроля преподавателя за ходом обучения. Семинарское занятие представляет собой обсуждение, дискуссию в пределах обсуждаемой проблемы. Обсуждение должно носить творческий характер с четкой и убедительной аргументацией. Дискуссия помогает участникам семинара приобрести более совершенные знания, проникнуть в суть изучаемых проблем, выработать методологию, овладеть методами анализа социально-экономических процессов. По своей структуре семинар начинается со вступительного слова преподавателя, в котором кратко излагаются место и значение обсуждаемой темы в данной дисциплине, напоминаются порядок и направления ее обсуждения, конкретизируется ранее известный обучающимся план проведения занятия. После этого начинается процесс обсуждения вопросов обучающимися. Завершается занятие заключительным словом преподавателя. Учитывая непродолжительное время, отводимое учебным планом на проведение семинаров (1 час 30 минут – 2 акад. часа), следует определять длительность вступительного и заключительного слова преподавателя. Проведение семинарских занятий в рамках учебной группы (до 15 человек) позволяет обеспечить активное участие в обсуждении проблемы всех присутствующих. Задача преподавателя – не обойти вниманием пассивных участников семинара, вовлекая их в ход обсуждения дополнительными вопросами, помогающими раскрыть содержание обсуждаемой темы. По ходу обсуждения темы преподаватель может напомнить, что изучение теории должно быть связано с определением (выработкой) средств, путей применения теоретических положений в практической деятельности, например, при выполнении функций государственного служащего. В то же время важно не свести обсуждение научной проблемы только к пересказу случаев из практики работы, к критике имеющих место недостатков. Преподаватель не должен допускать выступления «общего порядка», не связанные с обсуждаемой на семинаре темой. Эти действия преподавателя имеют важное значение: учат дисциплине ума, умению выступать по существу, мыслить логически, выделяя главное, критически оценивая предыдущие выступления участников семинара. В процессе проведения семинара преподаватель и обучающиеся могут использовать разнообразные по своей форме и характеру пособия (от доски с мелом до самых современных технических средств), демонстрируя фактический, в том числе статистический, материал, убедительно подтверждающий теоретические выводы и положения. Как показывает практика, весьма эффективным способом овладения материалом служит использование на семинаре таких форм обучения, как решение задач, анализ статистического материала, рассмотрение разного рода ситуаций. Заключительное слово преподавателя зависит от уровня проведения семинара, подготовленности и активности его участников. Оно может быть фрагментарным, указывающим на слабо усвоенные стороны обсуждаемой проблемы, или логически кратко воспроизводящим все важнейшие вопросы темы. Последнее следует использовать в том случае, если у преподавателя сложится впечатление, что обучающиеся не представляют отдельные разделы темы как взаимосвязанные составные части единой проблемы. Важно отметить, по результатам работы семинара, что хорошо усвоено, а над чем следует дополнительно поработать. В целях эффективности семинарских занятий необходима обстоятельная подготовка к их проведению как со стороны кафедры и преподавателей, так и обучающихся. Кафедра в начале семестра (учебного года) должна обеспечить обучающихся методическими материалами для своевременной подготовки их к активным формам занятий, в том числе и к семинарам. Во время лекций, связанных с темой семинарского занятия, следует обратить внимание обучающихся на то, что необходимо дополнительно изучить при подготовке к семинару (новые официальные документы, статьи в периодических журналах, вновь вышедшие монографии и т. д.). Эффективность семинарского занятия зависит также и от умения преподавателя обеспечить логическое развитие обсуждения проблемы, вовлечения всех обучающихся в процесс активного обсуждения темы. При этом многое зависит от учета преподавателем состава участников семинара, уровня их подготовки в области данной науки, их интересов. Решающим условием результативности семинара является самостоятельная работа обучающихся, полнота их подготовки к занятию, степень изучения не только лекционного материала, но и рекомендованной учебной и научной литературы.
Контрольная работа / индивидуальные  задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Контрольная работа Эссе Требования к эссе: Эссе – это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Они должны содержать: - введение, содержащее постановку проблемы; - основную часть, содержащую логически последовательное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы); - краткие выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме; - список использованной литературы (указывается толькота литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников - цитаты, сведения, оценки и т.д. - отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника). Объем эссе должен составлять примерно 3-5 страниц (до 2 тыс. слов), печатного текста (шрифт Times, размер 12, один интервал). Включение в эссе материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки.   Эссе оценивается по следующим критериям: - самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы; - соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения; - способность сформулировать проблему; - уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, логика изложения; - четкость и содержательность выводов.
Чтение и рецензирование науч. литературы Конспект книги, изложение мнения автора(ов) и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы.
Написание научной статьи Требования к содержанию статьи (название раздела пишется на языке статьи). – Введение (Introduction); – Материалы и методы (Materials and Methods); – Результаты (Results); – Обсуждение и заключения (Discussion and Conclusions); – Библиографический список (References).   Классификация статей (журнала «Альма-матер»). Научно-теоретическая статья — это статья, которую отличает четкая тематическая направленность, глубокий анализ и основательная научная проработка материала; широта теоретических и практических обобщений значительных явлений, событий; аргументированность выводов и предложений, а также оперативность, актуальность, информационная новизна. Проблемная научная статья — это статья, в которой излагаются и защищаются с использованием теоретических доказательств различные точки зрения на проблему, подходы к ней и методы ее решения, обосновываются концепции. Строится она по правилам логики научного исследования. Проблемная статья может иметь дискуссионный характер. В этом случае она строится на сочетании критических или даже отрицательных доводов по отношению к каким-либо взглядам (где-либо изложенным или кем-либо высказанным) с утверждениями или обоснованиями иной точки зрения на предмет обсуждения. В этом смысле дискуссионная статья может сближаться с теоретическим исследованием.   Программно-аналитические статьи — статьи, которые содержат анализ и оценку развития и состояния науки и образования, решают стратегические задачи. Важно, чтобы статьи, ориентирующие в главных направлениях развития науки и образования, определяли организационные меры, указывали оптимальные пути решения актуальных проблем.   Темы: 1. Биологические основы экономического поведения. 2. Методы формирования общественного сознания с помощью СМИ. 3. Негативные последствия воздействия социальных страхов сотрудников в период реорганизации организации. 4. Социальные страхи и их использование специалистами по управлению персоналом для регуляции поведения сотрудников. 5. Феномен прокрастинации и особенности его проявления среди педагогов. 6. Современные технологии стимулирования притока абитуриентов в высшие учебные заведения. 7. Управление личной карьерой в процессе обучения в университете. 8. Влияние особенностей внешнего вида сотрудника на процесс трудоустройства, оплату труда и карьерный рост. 9. Эффективные способы организационных изменений в процессе внедрения инноваций в вузе.
Подготовка к экзамену При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.

История управленческой мысли

Дата: 2018-12-21, просмотров: 285.