Литературоведческая пропедевтика,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения начальная школа

4. Примерной учебной программы по литературному чтению для 2 класса   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК «Планета знаний»

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”

7. ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 26 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА № 38 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 МАРТА 2014 Г. № 253»

8. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 декабря 2015 г. № 1576 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

9. Основная образовательная программа НОО МБОУ «Школа №33»

 

Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию примерного учебного плана для образовательных учреждений, работающих по УМК «Планета Знаний»

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Дидактические карточки–задания

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык»

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч.

Э. Э. Кац. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Математика. 2 класс. Учебник. В 2 ч.

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Обучение во 2 классе по учебникам «Математика». Методическое пособие

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие

О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Технология. 2 класс. Учебник

О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Обучение во 2 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие

 

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и само­стоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказы­вать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоз­зрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта за­дача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «по­гружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим прин­ципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, еще недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ре­бенок, живущий в XXIвеке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребенок быстрее овладевает навыка­ми чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубеж­ных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произ­ведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, пси­хологическим состоянием детей на определенном этапе обучения, сложившейся у них установ­кой, то есть предрасположенностью к восприятию определенного материала. Установка обеспе­чивает интерес ребенка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определенной про­блемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоцио­нальное напряжение, возникшее в результате изучения определенной группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребенок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора. различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включенных в «круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник - творец, он создает свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литера­туры в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культу­рой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдержи­вать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л. С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребенка формируется внутренняя речь, «Молча­ливое» чтение также способствует ее развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

В первом классе ребенок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребенка, ритм создает определенную инерцию речевого «дви­жения», «ведет за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувстви­тельностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской пози­ции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художе­ственном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

В четвертом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художе­ственной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обо­гащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к само­анализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литератур­ных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и не­живой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовы­вать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимо­сти литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барь­ер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается мно­гими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определенное место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают рез­кое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного обще­ния в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают сис­тему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале кото­рых он решает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется вклю­чением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробужде­нию желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семей­ного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для само­стоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третье­го и четвертого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внекласс­ному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение само­стоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творче­ской деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, кото­рая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психо­логических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобра­зование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нрав­ственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение худо­жественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и уме­ний. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисцип­линами.

Основные задачи курса литературного чтения:

- формирование потребности чтения художественной литературы, читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- развитие навыков чтения вслух и «про себя»; устной и письменной речи; воображения, творческих способностей ребенка;

- освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;

- устной и письменной речи;

- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, пе­реживания, знания и поступки, коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

- обогащение представлений ребенка об окружающем мире.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь: осознанно, плавно, правильно читать целыми словами; соблюдать нужную интонацию, темп и громкость речи.



Работа с текстом и книгой.

Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение.

Формирование умения пользоваться школьным толковым словарем для объяснения непо­нятных слов.

Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.

Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.

Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.

Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность ге­роя, его речь, поступки, место действия.

Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, уме­ние выразить их в речи.

Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт,

Формирование умений определять главную мысль произведения.

Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выбо­рочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.

Развитие умения определять и объяснять свое отношение к произведению и герою, опира­ясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персона­жам различных произведений.

Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.

Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.

Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться \ толковым словарем, помещенным в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.

 

К концу 2 класса учащиеся должны уметь: - объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием; причины поступков героев;

 

- прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; - делить текст на части и озаглавливать их с помощью учителя; определять с помощью г учителя основную мысль текста; выделять нужный эпизод из текста при ответе на вопрос; выяв­лять авторское отношение к персонажам с помощью учителя;

- характеризовать героя, выбирая слова из предложенного в учебнике списка, объяснять
сделанный выбор;

- пересказывать небольшое произведение или его фрагмент; выражать на доступном уров­не в речи свое отношение к герою произведения и к произведению в целом.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности. Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, со­здавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать написанный писателем сюжет; создавать рассказ по репродукциям картин известных художни­ков по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстра­циях к произведению.

Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.

Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам; писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.

Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразитель­но читать их перед одноклассниками.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

- пересказывать тексты от имени одного из героев произведения по данному плану с помощью учителя;

- развивать сюжет произведения;

- писать сочинения-миниатюры (в объеме 3-4 предложений) по литературным или жизненным впечатлениям;

- составлять устные рассказы по рисункам;

- читать по ролям (драматизация художественного произведения);

— выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

К концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Учащиеся приобретают опыт:

• внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;

• оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

У учащихся могут быть сформированы:

• представление о добре и зле, общих нравственных категориях;

• умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

• ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

• умения оценивать свое отношение к учебе;

• внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;

• эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное

и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)для слабослышащих, слабовидящих обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.».

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

• создавать рассказ по циклу картинок;

• рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;

• выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

Учащиеся получат возможность научиться:

• читать по ролям художественное произведение;

• сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;

• придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;

• создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;

• участвовать в инсценировании литературных произведений.

Регулятивные

Учащиеся приобретают опыт:

• выполнения учебных действий в устной и письменной форме;

• самостоятельной оценки правильности выполненных действий, внесения корректив;

• планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятель ности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

• прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;

• самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;

Учащиеся получат возможность научиться:

• сравнивать произведения и героев;

• устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;

• находить объяснение незнакомых слов в словаре;

• находить нужные книги в библиотеке.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;

• задавать вопросы по тексту произведения;

• сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

Учащиеся получат возможность научиться:

• обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;

• аргументировать собственную позицию;

• получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

 

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1)для слабослышащих, плоховидяших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграммагизмов) в письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника;

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника;

формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника;

формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами;

формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога;

развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.»

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, безподсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова;

2. Подбирать правильную интонацию;

3. Читать безошибочно;

4. Читать выразительно.

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

 

Пересказ

Оценка "5"- пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4"-допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3"- пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2"- не может передать содержание прочитанного.

Осень пришла. 12 часов

Вспомним лето. 4часа

.Знакомство с учебником. С.П.Щипачёв «Подсолнух». 1 час Картинка подсолнуха  
И.З.Суриков «Степь». 1 час Изображение степи, портрет поэта  
И.С.Соколов-Микитов «Вертушинка». 1 час Картинки лесных зверей, портрет писателя  
О.О.Дриз «Кончилось лето». 1 час Презентация «Листопад»  

Здравствуй, осень! 8 часов

М.М.Пришвин «Полянка в лесу». 1 час

Изображение леса, портреты поэтов и писателей

 
А.Н. Майков «Осень». 1 час  
А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало». 1 час  
К.Г.Паустовский «Прощание с летом». 1 час  
М.М.Пришвин «Последние цветы». К.Д.Ушинский «Пчёлы и муха». 1 час  
А.Л.Барто «Вам не нужна сорока?». 1 час Картинка сороки, портрет поэтессы  
С.Т.Аксаков «Осень». 1 час

Картины осени, портреты писателей

 
В.Д.Берестов «Урок листопада». 1 час  

Народные песни. 6 часов

Русская народная песенка «Как на тоненький ледок». 1 час Музыкальная запись  
Русские народные песенки «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал?». 1 час Музыкальная запись  
Русские народные песенки «Уж как я ль мою коровушку люблю», «Тень-тень, потетень». 1 час С.97 Музыкальная запись  
Шотландские и чешские народные песенки. 1 час    
Английская народная песенка «Дом, который построил Джек». 1 час мультфильм  
Шведские и французские народные песенки. 1 час С.98  

Колыбельные песни. 1 час

Русская колыбельная. Сербская и латышская колыбельные. 1 час    

Пословицы. 1 час

Пословицы. 1 час Раздаточный материал для учащихся  

Зимние картины. 12 часов

Чудеса зимней природы. 8 часов

И.С.Никитин «Встреча зимы». 1 час

Картины зимы, портреты поэтов и писателей

 
К.Г.Паустовский «Первый зимний день». 1 час  
К.Г.Паустовский «Первый зимний день». Обучение пересказу. 1 час  
С.А.Есенин «Пороша». 1 час  
А.С.Пушкин «…Опрятней модного паркета…». 1 час  
Н.И.Сладков «Песенки подо льдом». 1 час  
С.Я. Маршак «Ветры, бури, ураганы…». 1 час  
Загадки о зиме. 1 час Раздаточный материал для учащихся  

Авторские сказки. 35 часов

Смешные истории. 7 часов

Дж. Родари «Волшебный барабан». 1 час

Иллюстрации к сказкам, мультфильмы или фонотека, портреты поэта и писателей

 
Дж. Родари «Волшебный барабан». Чтение по ролям. 1 час  
Дж. Родари «Волшебный барабан». Обучение пересказу. 1 час  
С.А. Седов «Два медведя». 1 час  
О.О.Дриз «Очень Высокий Человек». 1 час  
О.О.Дриз «Очень Высокий Человек». Словесное рисование. 1 час  
Дж.Крюс «Колдун в чернильнице». 1 час  

Мир детства. 9 часов

Колыбельные Л.А.Мея, А.Майкова, И.П.Tокмаковой. 1 час

Иллюстрации к произведениям, портреты поэтов и писателей

 
А.Л.Барто «Колыбельная». 1 час  
Н.Н.Носов «Фантазёры». 1 час  
Н.Н.Носов «Фантазёры». Характеристика героев. 1 час  
Н.Н.Носов «Фантазёры». Чтение по ролям. 1 час  
С.Я.Маршак «Чего боялся Петя?» 1 час  
А.Л.Барто «Олень». 1 час  
О.Ф.Кургузов «Надоело летать». 1 час  
Ю.М.Владимиров «Чудаки». 1 час  

Добрые поступки. 8 часов

А.Л.Барто «Снегирь». 1 час

Иллюстрации к произведениям, портреты писателей и поэтов

 
А.Л.Барто «Снегирь». Работа над выразительностью чтения. 1 час  
В.К.Железников «Рыцарь». 1 час  
В.К.Железников «Рыцарь». Работа над планом. 1 час  
А.Г.Алексин «Первый день». 1 час  
А.Г.Алексин «Первый день». Работа над пересказом. 1 час  
С.Я.Маршак «Друзья-товарищи». 1 час  
В.А.Осеева «Обидчики». 1 час  

Весенние «краски». 4 часа

Саша Чёрный «Зелёные стихи». 1 час

Картины весны, портреты писателей и поэтов

 
Л.Милева «Синяя сказка». 1 час  
Л.Милева «Синяя сказка». Чтение по ролям. 1 час  
О.О.Дриз «Зелёная карета». 1 час С.158, портрет поэта  

Красота вокруг нас. 4 часа

О.Ф.Кургузов «Мы пишем рассказ». 1 час

Иллюстрации к произведениям, портреты писателей и поэтов

 
О.Ф.Кургузов «Мы пишем рассказ». Анализ идейного содержания рассказа. 1 час  
Б.В.Заходер «Что красивее всего?» 1 час  
М.М.Пришвин «Трясогузка». 1 час  

 

 

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

 

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения начальная школа

4. Примерной учебной программы по литературному чтению для 2 класса   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК «Планета знаний»

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”

7. ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 26 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА № 38 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 МАРТА 2014 Г. № 253»

8. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 декабря 2015 г. № 1576 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

9. Основная образовательная программа НОО МБОУ «Школа №33»

 

Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию примерного учебного плана для образовательных учреждений, работающих по УМК «Планета Знаний»

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Дидактические карточки–задания

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык»

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч.

Э. Э. Кац. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Математика. 2 класс. Учебник. В 2 ч.

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Обучение во 2 классе по учебникам «Математика». Методическое пособие

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие

О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Технология. 2 класс. Учебник

О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Обучение во 2 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие

 

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и само­стоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказы­вать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоз­зрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта за­дача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «по­гружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим прин­ципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, еще недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ре­бенок, живущий в XXIвеке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребенок быстрее овладевает навыка­ми чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубеж­ных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произ­ведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, пси­хологическим состоянием детей на определенном этапе обучения, сложившейся у них установ­кой, то есть предрасположенностью к восприятию определенного материала. Установка обеспе­чивает интерес ребенка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определенной про­блемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоцио­нальное напряжение, возникшее в результате изучения определенной группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребенок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора. различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включенных в «круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник - творец, он создает свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литера­туры в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культу­рой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдержи­вать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л. С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребенка формируется внутренняя речь, «Молча­ливое» чтение также способствует ее развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

В первом классе ребенок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребенка, ритм создает определенную инерцию речевого «дви­жения», «ведет за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувстви­тельностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской пози­ции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художе­ственном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

В четвертом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художе­ственной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обо­гащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к само­анализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литератур­ных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и не­живой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовы­вать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимо­сти литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барь­ер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается мно­гими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определенное место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают рез­кое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного обще­ния в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают сис­тему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале кото­рых он решает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется вклю­чением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробужде­нию желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семей­ного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для само­стоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третье­го и четвертого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внекласс­ному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение само­стоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творче­ской деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, кото­рая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психо­логических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобра­зование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нрав­ственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение худо­жественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и уме­ний. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисцип­линами.

Основные задачи курса литературного чтения:

- формирование потребности чтения художественной литературы, читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- развитие навыков чтения вслух и «про себя»; устной и письменной речи; воображения, творческих способностей ребенка;

- освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;

- устной и письменной речи;

- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, пе­реживания, знания и поступки, коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

- обогащение представлений ребенка об окружающем мире.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь: осознанно, плавно, правильно читать целыми словами; соблюдать нужную интонацию, темп и громкость речи.



Работа с текстом и книгой.

Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение.

Формирование умения пользоваться школьным толковым словарем для объяснения непо­нятных слов.

Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.

Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.

Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.

Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность ге­роя, его речь, поступки, место действия.

Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, уме­ние выразить их в речи.

Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт,

Формирование умений определять главную мысль произведения.

Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выбо­рочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.

Развитие умения определять и объяснять свое отношение к произведению и герою, опира­ясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персона­жам различных произведений.

Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.

Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.

Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться \ толковым словарем, помещенным в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.

 

К концу 2 класса учащиеся должны уметь: - объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием; причины поступков героев;

 

- прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; - делить текст на части и озаглавливать их с помощью учителя; определять с помощью г учителя основную мысль текста; выделять нужный эпизод из текста при ответе на вопрос; выяв­лять авторское отношение к персонажам с помощью учителя;

- характеризовать героя, выбирая слова из предложенного в учебнике списка, объяснять
сделанный выбор;

- пересказывать небольшое произведение или его фрагмент; выражать на доступном уров­не в речи свое отношение к герою произведения и к произведению в целом.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности. Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, со­здавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать написанный писателем сюжет; создавать рассказ по репродукциям картин известных художни­ков по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстра­циях к произведению.

Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.

Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам; писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.

Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразитель­но читать их перед одноклассниками.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

- пересказывать тексты от имени одного из героев произведения по данному плану с помощью учителя;

- развивать сюжет произведения;

- писать сочинения-миниатюры (в объеме 3-4 предложений) по литературным или жизненным впечатлениям;

- составлять устные рассказы по рисункам;

- читать по ролям (драматизация художественного произведения);

— выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.


Литературоведческая пропедевтика,

Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, ко­лыбельные, пословицы).

Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью.

Развитие умения выделять рифму в стихотворении. Расширение представления о ритме (через похлопывание в ладоши трехсложного ритма).

Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступ­ки, мысли, отношение автора к герою.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь: находить сравнения в тексте произведения; выделять в стихотворении рифму.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

К концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Учащиеся приобретают опыт:

• внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;

• оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

У учащихся могут быть сформированы:

• представление о добре и зле, общих нравственных категориях;

• умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

• ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

• умения оценивать свое отношение к учебе;

• внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;

• эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное

и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)для слабослышащих, слабовидящих обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.».

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

Дата: 2018-09-13, просмотров: 399.