РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТНО- ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализация деятельностного принципа обучения языку наи­более ярко проявляется на уроках предметно-практического обучения (ППО). На этих уроках постоянно возникают есте­ственные ситуации для словесного общения учащихся с учите­лем и друг с другом; легко усваиваются обращения учителя с заданиями, вопросами к ученикам, а также учеников к учите­лю или товарищам. Например: «Лена, лепи. Ребята, раздели­тесь на бригады. Света, помоги мне, пожалуйста». Этому способствует специально организованная педагогом коллектив­ная предметно-практическая деятельность учащихся.

Развитие диалогической речи на уроках ППО осуществля­ется по тем же видам речевой коммуникации, которые опреде­лены в разделе программы «Развитие разговорной речи» и были перечислены выше. Овладение разговорной речью на уроках ППО начинается наиболее естественным способом — с исполь­зования обращений в сочетании с побудительными предложе­ниями, в которых выражаются просьбы совершить определен­ные действия или выполнить задания. Например: «Маша, положи конструктор справа, а рисунок — слева. Бригадиры, раздайте по два листа бумаги каждому ученику. Ребята, напи­шите, что вам нужно для работы».

С самого начала ППО школьники учатся работать не молча, а постоянно сообщать учителю, бригадиру или «маленькому учителю» о каждой выполненной операции и спрашивать раз­решения на выполнение следующей. По ходу деятельности они сообщают о своих затруднениях, обращаются за помощью. Например: «Я обвела по шаблону яблоко. Можно вырезать?»; «Я не умею лепить. У меня не получается. Помогите мне, пожалуйста».

Большую трудность для глухих детей представляют вопро­сительные предложения: дети не умеют задавать вопросы и от­вечать на них. На уроках ППО часто возникают и легко создаются ситуации, когда появляется потребность в вопроси­тельном предложении. Например, при распределении работы по изготовлению макета Саша отказывается от предложения бригадира лепить фигурки зверей. Бригадир сообщает учите­лю: «Саша не хочет лепить фигурки зверей». Учитель: «Узнай у него, почему он не хочет лепить». Бригадир, обращаясь к Саше: «Саша, почему ты не хочешь лепить?» Саша: «Потому что я плохо леплю». Вместе с этим учитель постоянно побужда­ет учеников спрашивать: «Спроси, как называется. Спроси, что делает. Спроси, у кого есть красный карандаш» и т.д. В таком побуждении, как указывал С.А. Зыков, содержится и вопрос, что облегчает его употребление.

На уроках ППО наиболее естественно и мотивированно ус­ваиваются вопросы: «Что ты будешь делать? Что ты делаешь? Что ты сделал? Кто выполнил работу верно? Что ты нарисовал? Какой пластилин? Какая кнопка? Чья работа? С кем ты хочешь работать? Зачем тебе нужен клей? Куда приклеить елку? У кого нет картона? Кому помочь? Почему ты так думаешь? Как рабо­тает Миша? Чем можно отрезать проволоку? Когда мы будем продолжать работу?» и т.д.

На некоторых уроках учитель предлагает детям изготовить на выбор одну поделку из двух, например вылепить кисти смо­родины или винограда. В ситуации выбора дети легко понима­ют значение вопроса: «Что ты хочешь лепить — смородину или виноград?» —а выбрав, усваивают выражение: «Я хочу лепить виноград».

На уроках ППО школьники учатся в естественных услови­ях и ведению диалога. Практически каждый структурный момент урока (сообщение темы урока и вида деятельности, знакомство с изделием, составление заявки на материалы и инструменты, плана изготовления поделки, изготовление ее, отчет о работе), правильно организованный учителем, способ­ствует возникновению диалогов между детьми. Учитель оказы­вает им своевременную помощь, предварительно отобрав и четко продумав речевой материал, способы и место его преподнесения детям. Например, при изготовлении повязок для дежурных на уроке возник следующий диалог.

Таня. Раиса Евгеньевна, я не умею вдевать нитку в иголку.

Учитель. Пожалуйста, попроси Алешу.

Таня. Алеша, вдень, пожалуйста, нитку в иголку.

Алеша. Раиса Евгеньевна, дайте мне, пожалуйста, вдеватель.

Учитель. На, возьми.

Алеша. Спасибо.

Или — пример обмена репликами между бригадиром и чле­нами бригады при лепке зверей.

Бригадир. Слепите туловище. Будь внимательным, Илья.

Илья. Я буду внимательным. Бригадир. Лена, не смотри по сторонам. Лена. Я не буду смотреть по сторонам. Бригадир. Сережа, что ты делаешь? Сережа. Я леплю уши.

Бригадир. Неправильно. (Показывает учителю, что Сережа слепил длин­ные уши.)

Учитель. Исправил ошибку?

Сережа. Нет.

Учитель (бригадиру). Скажи Сереже: «Ты слепил длинные уши».

Бригадир. Сережа, ты слепил длинные уши.

Сережа. Я исправлю.

Бригадир. Был звонок. Всё.

Илья. Подожди!

Бригадир. Не «подожди», а всё. Был звонок.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 519.