ПРОИЗВОДСТВО, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Производство — это процесс создания материальных благ (то­варов и услуг) для удовлетворения потребностей людей.

Основной производственной ячейкой, где создаются производ­ственные блага, является предприятие (завод, ферма, кооператив).

 

Общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное.

Материальное производство — это создание вещественных благ и производство материальных услуг в отраслях промышлен­ности, сельского хозяйства, строительства и т. д.

Нематериальное производство — это создание духовных и нрав­ственных ценностей (например, идей, теорий, образов), производ­ство нематериальных услуг в сфере образования, здравоохранения, финансового обслуживания и т.д.

 

Производительность труда — это показатель эффективности ра­боты, характеризуемый и измеряемый объёмом, количеством продук­ции, товаров и услуг требуемого качества, производимых работником за определённый период времени. Обычно принято исчислять производительность количеством продукции, производимой за год, месяц, рабочую смену, час.

 

Основные факторы роста производительности труда (то есть условия, благодаря которым производительность труда растёт):

· материально-технические — использование новой техники, видов сырья и материалов, внедрение прогрессивной техноло­гии, заинтересованность работника;

· социально-психологические — повышение квалификации ра­ботников, использование современных форм стимулирования труда, морально-психологический климат в коллективе;

· организационно-экономические — улучшение уровня органи­зации труда, качества управления трудом;

· разделение труда и специализация.

 

Разделение труда — это выделение видов трудовой деятельности в процессе совместного труда по функциональному, профессиональному, технологическому и квалификационному признакам.

Различают следующие виды разделения труда: профессиональное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное, международное.

Разделение труда — это также разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых различными работниками.

 

Специализация — это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. Например, Узбекистан выращивает и перерабатывает хлопок, Турция славится организацией отдыха и туризма.

 

Специализация существует не только между странами, отраслями и предприятиями экономики, но и между работниками (например, врач — хирург, логопед, терапевт).

 

Специализация и разделение труда позволяют сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников, ведёт к увеличению производительности труда, что, в конечном счёте, способствует лучшему удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом.

 

ОБМЕН И ТОРГОВЛЯ.

Обмен — это передача участником хозяйственной деятельности благ, имеющихся в его распоряжении, другому участнику с целью получения от него других благ.

Обмен имеет две разновидности: бартер и торговля.

Бартер — это натуральный обмен, обмен одного товара на дру­гой без посредства денег. Бартерные сделки распространены в условиях дефицитной экономики и сопровождают инфляцию.

Торговля — это деятельность людей по осуществлению торго­вого обмена и актов купли-продажи. Торговля по сравнению с бар­тером имеет ряд преимуществ: позволяет более точно измерить стоимость товара, сократить время обмена и затраты при обмене.

Торговля имеет следующие формы:

1). Продажа за наличные деньги. Население таким образом при­обретает на потребительском рынке нужные ему вещи.

2). Реализация по безналичному расчёту. В этом случае оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает деньги с его счёта и переводит их на счёт продавца. Таким образом чаще всего приобретаются средства производства.

3). Продажа наложенным платежом, когда потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает покупаемую им вещь, выкупая её путём перечисления денег продавцу.

4). Реализация товаров в кредит. Покупатель получает товар, внеся за него небольшую плату и дав обязательство выплатить остальные деньги в оговорённый срок.

5). Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

 

Операции по купле и продаже товаров не создают продукт, а лишь удовлетворяют потребности общества в производстве това­ров, поэтому торговлю можно причислить к услуге.

РЫНОК. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ.

Понятие «рынок».

 

Понятие «рынок» используется в широком и узком смысле сло­ва. В узком смысле слова — это отношения купли-продажи, раз­личающиеся по ряду признаков и возникающие в рамках данной экономической системы. В широком смысле слова «рынок» — это рыночная система, основанная на частной собственности на фак­торы производства, на предпринимательской деятельности и кон­куренции между участниками рыночных сделок.

 

Рынок — это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

Рынок — это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложе­ние, рыночная (равновесная) цена.

 

Возникновение и становление рынка как экономической системы представляет собой длительный исторический процесс, начало которого предопределили:

· общественное разделение труда;

· экономическое обособление товаропроизводителей;

· появление частной собственности на факторы производства.

 

Субъектами рынка являются: домашние хозяйства, предприя­тия, финансово-кредитные учреждения, государство, правитель­ственные учреждения.

Объектами рыночных отношений могут быть товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, информация и т. д.

 

Через рынок реализуются и доходят до потребителя результа­ты деятельности общества в самых разнообразных формах. Ры­нок имеет сложную структуру. Все звенья рынка взаимосвязаны и взаимодействуют.

Многочисленные виды рынков можно квали фицировать на основании следующих критериев:

1). По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

а) рынок товаров и услуг;

б) рынок средств производства;

в) рынок труда;

г) финансовый и денежный рынок;

д) рынок ценных бумаг.

2). По географическому положению:

а) местный рынок;

б) региональный рынок;

в) мировой рынок.

3). По степени развития конкуренции:

а) рынок свободной конкуренции;

б) монополистический рынок;

в) олигополистический рынок.

 

Рынок как историческая форма хозяйствования имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам рынка можно отнести:

· экономическую эффективность использования ресурсов;

· высокую степень приспособляемости к изменяющимся условиям;

· свободу выбора действий производителями и потребителями;

· использование достижений научно-технического прогресса.

К негативным сторонам рыночной деятельности, как правило, относят:

· неэффективность использования невоспроизводимых при­родных ресурсов;

· отсутствие полной занятости работников;

· отсутствие стабильности цен;

· нестабильность развития экономики (инфляция, кризисы).

 

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодей­ствия основных элементов рынка и основных экономических зако­нов рынка.

Основными элементами рынка являются спрос, предложение, цена, конкуренция. Данные элементы — представляют стержень рыночных отношений, ядро рынка.

 

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос. Эти два элемента неразрывно связаны меж­ду собой, хотя на рынке противостоят друг другу.

 

Спрос — это намерение покупателей приобрести товар, под­креплённое их денежной возможностью. Спрос может иметь раз­ную величину.

Величина спроса — количество товара или услуг определённо­го вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определённого периода времени. Величина спроса зависит от цены на товар, от уровня доходов в обществе, от вкусов и предпочтений покупателей, размеров рынка, наличия товаров-заменителей (товаров-субститов), инфляционных ожиданий.

 

Предложение отражает то количество товара, которое произ­водители согласны представить на рынок по данной цене. С поня­тием «предложение» связано такое понятие, как «величина (объ­ём) предложения», то есть количество товара, которое производи­тель готов продать за определённый отрезок времени.

 

В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно или под регулирующим воздействием государства.

 

Конкуренция — это экономическое соперничество хозяйству­ющих субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция является главной движущей силой и важнейшим условием функционирования рыночной экономи­ки. Она позволяет обеспечить наиболее эффективное распреде­ление экономических ресурсов общества, стимулирует деятель­ность участников экономики, побуждая их к уменьшению издер­жек производства, улучшению качества и ассортимента продук­ции; снижению цены товаров. Можно сказать, что конкуренция представляет собой присущий товарному производству стихий­ный метод оптимального выбора хозяйственного решения.

 

Цена — это количество денег, уплачиваемое или получаемое за единицу товара или услуги. Цена выполняет две основные функ­ ции: служит мотивацией для производства товаров и услуг и ограничивает потребление ресурсов.

 

Особенность рыночного механизма состоит в том, что соот­ношение спроса и предложения является одним из факторов об­разования цены на товары или услуги, но в то же время цена служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предло­жение. Цена тесным образом связана со всеми другими эле­ментами рынка и, являясь денежным выражением стоимо­сти, под влиянием спроса и предложения может отклоняться от стоимости. В результате конкуренции возникает цена, уравно­ вешивающая спрос и предложение — равновесная цена.

 

Основные законы рынка:

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повы­шение величины спроса, то есть закон спроса предполагает обратную зависимость между ценой и спросом.

 

Закон предложения — при прочих равных условиях, повыше­ние цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложений.

Закон стоимости — это объективный экономический закон развития товарного производства, согласно которому обмен то­варов совершается в зависимости от количества воплощённого в них абстрактного общественно-необходимого труда. Обменивающиеся друг на друга товары, согласно требованию закона стои­мости, должны воплощать в себе одинаковое количество абстрактного общественно-необходимого труда. Закон стоимости осущест­вляет своё действие через механизм цен, через отклонение цен от стоимости.

 

Важно отметить, что рыночный механизм проявляется как ме­ханизм принуждения, заставляющий предпринимателей, пресле­ дующих свою собственную цель (прибыль), функционировать, в конечном счёте, на пользу потребителей. Для реализации рыноч­ного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее функцио­нирует механизм саморегулирования рыночной экономики.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 230.