Объем в часах по видам учебной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Химия

Направленность (профиль) подготовки

Химия материалов

Присваиваемая квалификация (степень)

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

Челябинск, 2016 г.

Рабочая программа дисциплины согласована:

 

Ученым советом химического факультета

 

Протокол заседания № __ от «__» октября 2016г.

 

Председатель Ученого совета

химического факультета _________________________ В.А. Бурмистров

 

Секретарь Ученого совета

химического факультета ________________________ С.Е. Працкова

 

Рабочая программа дисциплины одобрена и рекомендована

кафедрой философии

 

Протокол заседания № 02 от «16» сентября 2016 г.

 

И.о. зав. кафедрой философии __________________________ О.А. Брильц

 

Программа составлена в соответствии с требованиями  

ФГОС ВО по направлению подготовки 04.03.01 Химия. (утв. Приказом Минобрнауки России от 12.03.2015 № 210)

Автор (составитель):

Доцент кафедры философии___________________________ С.А. Денискин

 

Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от 01.09.2016г. №476-1 «Об утверждении шаблонов документов».

Начальник управления

образовательной политики _________________        С.П. Еремеева

 

«____»__________ 2016 г.

 

Содержание

1. Вводная часть ……………………………………………………..…… 4
1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ……………….... 4
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы…………………………………………………………   5
 1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. 5
2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...……… 6
2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся …   6
2.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий……………………     6
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).   11
4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) …………...…   24
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)……………………   35
6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)…   38
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)…………………………………………………   38
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)……………………………………………………………….     48
9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………………. 10. Описание наборов демонстрационного оборудования и учебно-методических пособий, обеспечивающих тематические иллюстрации занятий лекционного типа…………………………….       49     50

 

Вводная часть

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

       Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям.

Целью курса является развитие у студентов интереса к философскому осмыслению действительности, мирового историко-культурного процесса, человеческой жизни.

Курс ограничен введением в философскую проблематику. Основная задача - заложить основы целостного системного представления о мире, о человеке и месте человека в мире, основы философского представления о закономерностях формирования и развития личности. Студенты должны приобрести знания, умения, навыки, необходимые для анализа философско-мировоззренческих, гносеологических, логико-методологических вопросов, возникающих в их профессиональной деятельности.

    Общая цель может быть конкретизирована в следующих задачах, решение каждой из которых составляет самостоятельный раздел курса:

1) создать условия для формирования у студентов интереса к философскому осмыслению фактов действительности, исторических событий, мирового историко-культурного процесса, человеческой жизни, науки;

2) определить предмет философии и основные исторические вехи ее развития;

3) сформировать основы целостного представления об отношении целостного человека с целостным миром;

4) выделить важнейшие этапы исторического развития философии, опираясь на классические произведения наиболее значимых философов;

3) рассмотреть основные проблемы сформировавшихся философских дисциплин, сделав акцент на тех, которые остаются актуальными в современном обществе.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Философия» (Б1.Б.2) входит в базовую часть блока 1 и предназначена для студентов, обучающихся по направлению 04.03.01 Химия.

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В первой части студент знакомится с историческим становлением философской проблематики и историческими формами философствования. Во второй части студент изучает в систематической форме фундаментальные проблемы философии.

Курс «Философия» во взаимодействии с другими гуманитарными, общепрофессиональными и политологическими дисциплинами призван обеспечить подготовку будущих бакалавров, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки.

Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре.

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В результате освоения ОП обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

 

Таблица 1. Результаты освоения ОП

Коды компетенции (по ФГОС)

Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС ВО Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Общекультурные компетенции

ОК-1

способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

Знать: 1) основные этапы развития мировой философской мысли, 2) основные важнейшие философские школы и учения выдающихся философов Уметь: 1) совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень через практическое применение философских концепций. 2) использовать основы философских знаний для выработки мировоззренческой позиции. Владеть: 1) представлением о важнейших философских школах и учениях выдающихся философов; 2) философской терминологией и применять ее в осмыслении социального опыта.        

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем дисциплины  в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общий объем часов 108, в том числе:

 

Таблица 2. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий

Объём дисциплины Всего
Общая трудоемкость дисциплины (часы) 108
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) 36
Аудиторная работа по учебному плану (всего): 36
в том числе:  
Лекции 18
Практические занятия 18
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа обучающихся (всего) 72
Форма контроля — зачет  
Семестр обучения 4

 

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Таблица 3 – Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля

Номер раздела

Наименование разделов дисциплины

Семестр

Формы контроля успеваемости

Всего Л ПЗ СРС
I Понятие философии 4 8 2 2 4   Текущий контроль Письменная работа
II История философских учений 4 50 8 8 34   Текущий контроль.Тестирование Реферат
III Основные проблемы современной философии 4 50 8 8 34   Текущий контроль.Тестирование реферат
IV Зачет 4            

Итого

4 108 18 18 72    

Таблица 4. Темы лекций, их содержание, трудоемкость

Наименование раздела дисциплины Содержание Кол-во часов

Содержание лекционного курса

Раздел I. Понятие философии.

1 Понятие, предмет и структура философского знания Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Универсалии культуры. Философия – теоретическое рефлексивное мировоззрение. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Структура философского знания. «Наивное» философствование детства. Естествознание – теоретическое познание фрагмента мира (физических объектов и процессов). Научная картина мира. Место и роль философии в культуре. 2

Раздел II. История философских учений

2 Философия Античности: становление, классический и поздний периоды Особенности древнегреческой культуры и ее влияние на философию. Общая характеристика философии досократиков. Проблемы античной философии в учениях милетской школы, Гераклита, элейской школы, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, стоиков, скептиков, неоплатоников. 1
3 Философия Древнего Востока Специфика древневосточной культуры, ее характеристика: Гегель, Маркс, Ясперс, Петров. Особенности философского мышления на Древнем Востоке. Древний Китай: учения Конфуция и Лао-цзы, общая характеристика. Философия Древней Индии: периодизация, основные направления. 1
4 Средневековая христианская философия. Особенности средневековой культуры. Общая характеристика средневековой философии, ее периодизация. Отношение христианской теологии к античной культурной и философской традиции. Патристика, учение Августина Блаженного, его значения для европейской и мировой культуры. Схоластика, общая характеристика. Учение Фомы Аквинского: исходный и современный варианты. 1
5 Философия Нового времени Общая характеристика и основные темы философии Нового времени. Становление науки как социального института европейской культуры. Учение о методе научного познания. «Новый Органон» Ф. Бэкона, дуалистическая система Р. Декарта. Философский монизм Б. Спинозы. Разработка проблем научного познания в философских учениях английского эмпиризма (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм). 1
6 Немецкая классическая философия Предпосылки и общая характеристика немецкой классической философии. Учение И. Канта: этика и теория познания. Философская система Гегеля: общая характеристика и ее значения для философии и культуры. Диалектика Гегеля и ее влияние на философское и научное познание. 1
7 Философия марксизма Марксизм как философское и политическое учение, его философское и общекультурная роль. Учение К. Маркса о практике и человеке. Философия истории марксизма, формационный подход в исторической науке. Исторические судьбы марксизма. 1
8 Русская философия Особенности русской философии, ее основные направления и периоды исторического развития. Славянофилы – западники, сопоставление их учений. Философское учение Л.Н. Толстого. Философия Ф. М. Достоевского. Русская философия Серебряного века (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский и др. ). 1
9 Основные направления современной философии Основные проблемы философии ХХ века. Ведущие философские направления современности и их влияние на культуру: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ, философии науки. Перспективы философского познания в современности 1

Раздел III. Основные проблемы современной философии

10 Основы философской онтологии Учение о бытии в истории философии. Понятия материального и идеального, детерминизма и индетерминизма, сущности, субстанции. Основные варианты учения о развитии, ведущие философские направления. Человек и природа. Понятия субъекта и объекта. Пространство и время. Динамические и статистические закономерности. 1
11 Современная картина мира Понятие картины мира. Основные типы картин мира в истории культуры. Научная картина мира. Наука и философия. Особенности современной картины мира. Феномен русского космизма. 1
12 Проблема человека в современной философии Человек, общество, культура. Природа человека и уникальность человеческого существа. Свобода и ответственность как условие существования человека и человечества. Нравственные ценности как регулятивы межчеловеческих отношений. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Светские и религиозные ценности и свобода совести. 1
13 Человек как личность Основные философско-психологические характеристика человека. Условия и этапы формирования личности. Проблема смысла жизни в истории культуры и философии: основные варианты ответа на вопрос о смысле жизни. Экзистенциальный вакуум и антропологический кризис современности, факторы их преодоления. 1
14 Общество и проблемы социальной жизни Философские концепции природы общества. Статика и динамика общественной жизни. Общество и его структура. Общество как целостная система. Основные сферы общественной жизни. Человек в системе социальных связей. Личность и массы. Гражданское общество и государство. 1
15 Человеческое общество в историческом измерении Философия истории: основные версии. Человек в историческом процессе. Формационная и цивилизационная концепции исторического развития: основные варианты и конкретные учения (Гегель, К. Маркс, М. Вебер, А. Тойнби, А. Шпенглер, Л. Гумилев и др.). 1
16 Научное познание в свете философии Проблема познания в истории философии. Познание и практика. Вера и знание. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Феномен науки, основные этапы развития научного познания. Проблема истины. Научное и вненаучное знание. Наука и техника. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смены типов рациональности. 1
17 Глобальные проблемы современности Понятия «глобализм» и «глобализация». Особенности глобализации в текущих социокультурных и политических условиях. Цивилизация и культура. Общая характеристика глобальных кризисов современности. Россия в современном общецивилизационном контексте. Перспективы человека и человечества. 1

Итого за семестр

18

 

Таблица 5. Состав и объем практического занятия/семинара

Содержание практических занятий

Раздел I. Понятие философии

1 Предмет и структура философского знания Человек в мире как философская проблема. Донаучные и научные формы познания. Мифологическое и религиозное мировосприятие как специфические способы познания и отношения к миру. О проблеме научности философии. Перспективы философского познания. 2

Раздел II. История философских учения

2 Философия Античности: становление, классический и поздний периоды Общая характеристика становления философского знания в Античности. Особенности древнегреческой культуры и ее влияние на философию. Общая характеристика натурфилософии досократиков. Сократ и его учение, его значение для философии и культуры. Платон: содержание и значение его учения. Философия Аристотеля, ее компоненты, влияние на последующее развитие философии. 2
3 Средневековая философия и философия эпохи Возрождения. Отношение христианства к античной культурной и философской традиции: неоплатонизм и гностицизм, их значение. Номинализм и реализм как первые схоластические учения. Связь Возрождения с античной и средневековой философской традицией. Философские учения Н. Кузанского и Дж. Бруно. Социальные утопии эпохи Возрождения. 2
4 Философия эпохи Просвещения Общая характеристика эпохи в общекультурном и философском отношении. Учение Вольтера, его составляющие элементы и философское содержание. Философия Руссо, ее влияние на культуру и политику. Материализм французских просветителей: учения Дидро и Ламетри. 2
5 Европейский иррационализм 19 века.  Понятия классической и неклассической эпох в истории культуры и философии. Возникновение неклассической философии. Скептицизм А. Шопенгауэра. Антропологическое и религиозное содержание философии С. Кьеркегора. Учение Ф. Ницше, его основные компоненты, смысл и влияние на философию и культуру 2

Раздел III. Основные проблемы современной философии

6 Философская онтология и философия природы Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Структура бытия. Понятие природы. Объективность природы. Материя как форма всеобщности природного бытия. Пространство и время. Движение и развитие. Субстанция и субстрат. 2
7 Русский космизм как вариант современной картины мира Основные компоненты учения В.И. Вернадского: учение о сущности жизни, биосфера и ноосфера, перспективы человечества. Религиозный космизм: Н. Федоров. Учения К. Э. Циолковского и А.Л. Чижевского. Другие варианты русского космизма. 1
8 Социальная философия Основные этапы философского и научного познания общества. Позитивистский и метафизический взгляды на общество и его развитие. Вико, Гегель, Маркс: сравнительная характеристика. Структурно-функциональный и типологический подходы к пониманию общества и его развития. 1
9 Возможности научного познания Феномен науки в историческом освещении. Наука как социальный институт. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Действительность, мышление, логика и язык. 2
10 Проблема человека в современной философии Природа человека и уникальность человеческого существа. Свобода и ответственность как условие существования человека и человечества. Нравственные ценности как регулятивы межчеловеческих отношений. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Светские и религиозные ценности и свобода совести. 2

Итого за семестр:

18

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

3.1. Формы организации самостоятельной работы обучающихся.

Таблица 6

Номер раздела Тема СРС   Кол-во часов Литература Осн-Доп  
1 Понятие философии. 4 Осн.: 1,5. Доп.: 2, 7, 8, 9, 10, 13, 15,17, 18, 19, 20. Подготовка выступлений на семинаре
2 История философских учений 34 Осн.: 1, 2, 4, 5. Доп.: 1, 3, 4, 6, 11, 12,13, 17, 18, 19. Подготовка выступлений на семинаре, контрольная работа, тестирование.
3 Основные проблемы современной философии 34 Осн.: 1, 3, 5. Доп.: 5, 16, 18, 19. Подготовка выступлений на семинаре, тестирование, экзамен.

ИТОГО: 54 часа

 

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.

2. Философия - наука или мировоззрение?

3. Философия как самосознание эпохи.

4. Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды народов Древнего Египта и Вавилонии?

5. Философские аспекты буддизма.

6. Социальный космос Древнего Китая.

7. Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы (сравнительный анализ).

8. Становление образа Античного Космоса: от Пифагора к Платону

9. Рок и Судьба в мировоззрение древнего эллина.

10. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

11. Античная и средневековая философии: общее и особенное.

12. Философские идеи Библии и Корана.

13. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.

14. Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.

15. Черты средневековой философии, сохраняющие свою актуальность до настоящего времени.

16. Философские идеи Дж. Бруно.

17. Проявления секуляризации в философии Возрождения.

18. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.

19. Что значит “знать” (полемика эмпириков и рационалистов).

20. Б. Паскаль: “Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени”

21. Философские последствия научной революции ХVII века.

22. Философские идеалы эпохи Просвещения.

23. Философское значение открытий И. Ньютона.

24. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта.

25. И. Кант о различие между рассудком и разумом.

26. Смысл и значение гегелевского тезиса о “хитрости Мирового Разума”.

27. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.

28. Аполлоновское и дионисиевское начала в философской концепции Ницше.

29. Смысл и значение тезиса Ж.-П.Сартра “Экзистенциализм - это гуманизм”.

30. “Первый”, “второй”, “третий” позитивизм - преемственность и различия.

31. Причины повышенного внимания философии ХХ века к проблеме языка.

32. Значение учения А.Шопенгауэра для современной западной философии.

33. Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.

34. Проблема “Восток-Запад-Россия” в трудах русских философов.

35. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция.

36. Место русской философии в мировой культуре.

37. Основные направления развития отечественной философии после 1917 г.

38. Творческие способности человека, их пределы и условия.

39. Разум как измерение человека.

40. Смысл жизни. Проблема “подлинного” и “неподлинного” бытия.

41. Право человек на собственную жизнь и собственную смерть.

42. Сущность и структура духовных потребностей человека.

43. Развитие и регресс.

44. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

45. Диалектические законы Гегеля.

46. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

47. Природа мифов о сотворении мира.

48. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.

49. Социальное пространство и социальное время.

50. Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.

51. Понятие “природы” и особенности его формирования и эволюции. 

52. Ценностная ориентация религиозной личности.

53. Общечеловеческие ценности и их иерархия.

54. Пробуждение духовности как современная проблема.

55. Целостность персональной идентичности человека.

56. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.

57. Факторы, определяющие уровень развития общества.

58. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.

59. Проблема существования общества без власти и без государства.

60. Проблеме направления в развитии общества.

61. Общество и цивилизация.

62. Правда и правдоподобие в искусстве.

63. Факторы, определяющие смену ценностей в истории человечества.

64. А.А. Ибн-Сина о природе сознания.

65. Проблема языка животных.

66. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

67. Сознание и бессознательное.

68. Структурно-генетический подход к становлению сознания.

69. Проблема предела познаваемости мира.

70. Проблема социальной опасности искажения истины.

71. Знание и вера: общее и особенное.

72. Познание и интуиция.

73. Проблема единственности и универсальности критерия истинности знания.

74. Причины доверия к научным выводам.

75. Предположение и гипотеза.

76. Проблема возможности “социального эксперимента”.

77. Проблема достижимости истины ненаучными способами.

78. Наука и основные стадии её исторического развития.

79. Причины глобализации современных противоречий между обществом, природой и человеком.

80. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.

81. Современные глобальные проблемы как выражение единства и разобщенности человечества.

82. Проблема научности сценариев будущего человечества.

83. Проблема классификации глобальных проблем современности.

 

 

Тесты для промежуточного и итогового контроля (для самостоятельного выполнения)

Бытия человека?

а) экзистенциализм;

б) феноменология;

в) неопозитивизм;

г) неотомизм.

 

Что такое сознание?

а) сознание - это продукт любой материи;

б) сознание - это психика человека;

в) сознание - способность высокоорганизованной материи отражать действительность в форме образе

г) сознание - идеальный продукт мозга.

 

Что такое философия?

а) Форма общественного сознания; наука о здоровом образе жизни;

б) Форма общественного сознания; учение о наиболее общих принципах бытия и познания, о человеке и его месте в системе мироздания;

 

29. Мировоззрение - это:

а) индивидуальная точка зрения, по поводу новой информации;

б) физическая картина мира, построенная на основе современных естественнонаучных знаний;

в) система представлений о мире, человеке, его месте в мире и обусловленные таковыми основные жизненные позиции, ценностные ориентации и установки людей;

г) все ответы неправильные.

 

Что такое диалектика?

а) учение о материальности мира, о первичности материи и вторичности сознания и о принципиальной познаваемости мира;

б) учение о целесообразности в природе, исходящее из идей креационизма;

в) учение об изменчивости всего сущего, понимающее действительность как процесс, в котором всякое свойство способно переходить в свою противоположность;

г) учение о мире, человеке и месте человека в этом мире.

 

Критерии

Уровень знаний и умений

Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетво-рительно Владение понятийным аппаратом Свободно владеет понятийным аппаратом, умеет использовать его при анализе философских проблем. Владеет понятийным аппаратом, но при использовании его допускает неточности. В основном знает содержание понятий, но допускает ошибки в их использовании. Не владеет основными понятиями по предмету. Владение фактическим материалом по теме Знание и свободное владение фактическим материалом по теме. Незначительные неточности в изложении фактического материала. Испытывает затруднения в изложении фактического материала. Не владеет фактическим материалом. Знание ранее изученного материала, владение ранее сформированными умениями и навыками. Демонстрирует знание ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков Допускает незначительные ошибки при демонстрации ранее изученного материала. Испытывает значительные затруднения при обращении к ранее полученным знаниям, умениям и навыкам.. Отсутствуют знания, умения и навыки по предшествующему материалу. Умение выявлять и анализировать проблемы, непосредственно касающиеся изучаемой темы (дисциплины). Умеет выявлять и анализировать проблемы и предлагает способы их решения. Умеет оценивать результат. Допускает отдельные неточности и затруднения при анализе и выявлении проблем и их решений. Испытывает значительные трудности при анализе фактического материала и формировании решения проблем. Не умеет анализировать и выявлять проблемы, касающиеся заданной изучаемой темы. Логичность изложения материала. Свободное владение речью, логичность и последовательность в изложении материала. Испытывает отдельные затруднения в логичности и последовательности изложения материала. Материал в значительной степени излагается бессистемно и с нарушением логических связей. Отсутствие логики в изложении материала

Отметка «отлично» ставится в том случае, если по четырём из пяти критериев ответ оценивается «отлично» и по одному – на «хорошо».

Отметка «хорошо» – если по четырём критериям – не ниже «хорошо» и по одному «удовлетворительно».

Отметка «удовлетворительно» – если по четырём критериям не ниже «удовлетворительно» и по одному – «неудовлетворительно».

Отметка «неудовлетворительно» – если по двум и более критериям «неудовлетворительно».

Критерии оценивания теста

Оценка Неудовлетво-рительно Удовлетво-рительно Хорошо Отлично
Набранная сумма баллов (% выполненных заданий) (мах – 100) Менее 60 60-75 76-95 86-100
Оценка Не зачтено

Зачтено

Набранная сумма баллов (% выполненных заданий) (мах – 100) Менее 60

60-100

Критерии оценки экзамена

Химия

Направленность (профиль) подготовки

Химия материалов

Присваиваемая квалификация (степень)

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

Челябинск, 2016 г.

Рабочая программа дисциплины согласована:

 

Ученым советом химического факультета

 

Протокол заседания № __ от «__» октября 2016г.

 

Председатель Ученого совета

химического факультета _________________________ В.А. Бурмистров

 

Секретарь Ученого совета

химического факультета ________________________ С.Е. Працкова

 

Рабочая программа дисциплины одобрена и рекомендована

кафедрой философии

 

Протокол заседания № 02 от «16» сентября 2016 г.

 

И.о. зав. кафедрой философии __________________________ О.А. Брильц

 

Программа составлена в соответствии с требованиями  

ФГОС ВО по направлению подготовки 04.03.01 Химия. (утв. Приказом Минобрнауки России от 12.03.2015 № 210)

Автор (составитель):

Доцент кафедры философии___________________________ С.А. Денискин

 

Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от 01.09.2016г. №476-1 «Об утверждении шаблонов документов».

Начальник управления

образовательной политики _________________        С.П. Еремеева

 

«____»__________ 2016 г.

 

Содержание

1. Вводная часть ……………………………………………………..…… 4
1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ……………….... 4
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы…………………………………………………………   5
 1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. 5
2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...……… 6
2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся …   6
2.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий……………………     6
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).   11
4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) …………...…   24
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)……………………   35
6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)…   38
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)…………………………………………………   38
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)……………………………………………………………….     48
9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………………. 10. Описание наборов демонстрационного оборудования и учебно-методических пособий, обеспечивающих тематические иллюстрации занятий лекционного типа…………………………….       49     50

 

Вводная часть

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

       Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям.

Целью курса является развитие у студентов интереса к философскому осмыслению действительности, мирового историко-культурного процесса, человеческой жизни.

Курс ограничен введением в философскую проблематику. Основная задача - заложить основы целостного системного представления о мире, о человеке и месте человека в мире, основы философского представления о закономерностях формирования и развития личности. Студенты должны приобрести знания, умения, навыки, необходимые для анализа философско-мировоззренческих, гносеологических, логико-методологических вопросов, возникающих в их профессиональной деятельности.

    Общая цель может быть конкретизирована в следующих задачах, решение каждой из которых составляет самостоятельный раздел курса:

1) создать условия для формирования у студентов интереса к философскому осмыслению фактов действительности, исторических событий, мирового историко-культурного процесса, человеческой жизни, науки;

2) определить предмет философии и основные исторические вехи ее развития;

3) сформировать основы целостного представления об отношении целостного человека с целостным миром;

4) выделить важнейшие этапы исторического развития философии, опираясь на классические произведения наиболее значимых философов;

3) рассмотреть основные проблемы сформировавшихся философских дисциплин, сделав акцент на тех, которые остаются актуальными в современном обществе.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Философия» (Б1.Б.2) входит в базовую часть блока 1 и предназначена для студентов, обучающихся по направлению 04.03.01 Химия.

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В первой части студент знакомится с историческим становлением философской проблематики и историческими формами философствования. Во второй части студент изучает в систематической форме фундаментальные проблемы философии.

Курс «Философия» во взаимодействии с другими гуманитарными, общепрофессиональными и политологическими дисциплинами призван обеспечить подготовку будущих бакалавров, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки.

Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре.

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В результате освоения ОП обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

 

Таблица 1. Результаты освоения ОП

Коды компетенции (по ФГОС)

Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС ВО Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Общекультурные компетенции

ОК-1

способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

Знать: 1) основные этапы развития мировой философской мысли, 2) основные важнейшие философские школы и учения выдающихся философов Уметь: 1) совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень через практическое применение философских концепций. 2) использовать основы философских знаний для выработки мировоззренческой позиции. Владеть: 1) представлением о важнейших философских школах и учениях выдающихся философов; 2) философской терминологией и применять ее в осмыслении социального опыта.        

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем дисциплины  в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общий объем часов 108, в том числе:

 

Таблица 2. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий

Объём дисциплины Всего
Общая трудоемкость дисциплины (часы) 108
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) 36
Аудиторная работа по учебному плану (всего): 36
в том числе:  
Лекции 18
Практические занятия 18
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа обучающихся (всего) 72
Форма контроля — зачет  
Семестр обучения 4

 

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Таблица 3 – Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля

Номер раздела

Наименование разделов дисциплины

Семестр

Объем в часах по видам учебной работы

Контроль

Формы контроля успеваемости

Всего Л ПЗ СРС
I Понятие философии 4 8 2 2 4   Текущий контроль Письменная работа
II История философских учений 4 50 8 8 34   Текущий контроль.Тестирование Реферат
III Основные проблемы современной философии 4 50 8 8 34   Текущий контроль.Тестирование реферат
IV Зачет 4            

Итого

4 108 18 18 72    

Таблица 4. Темы лекций, их содержание, трудоемкость

Наименование раздела дисциплины Содержание Кол-во часов

Содержание лекционного курса

Раздел I. Понятие философии.

1 Понятие, предмет и структура философского знания Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Универсалии культуры. Философия – теоретическое рефлексивное мировоззрение. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Структура философского знания. «Наивное» философствование детства. Естествознание – теоретическое познание фрагмента мира (физических объектов и процессов). Научная картина мира. Место и роль философии в культуре. 2

Раздел II. История философских учений

2 Философия Античности: становление, классический и поздний периоды Особенности древнегреческой культуры и ее влияние на философию. Общая характеристика философии досократиков. Проблемы античной философии в учениях милетской школы, Гераклита, элейской школы, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, стоиков, скептиков, неоплатоников. 1
3 Философия Древнего Востока Специфика древневосточной культуры, ее характеристика: Гегель, Маркс, Ясперс, Петров. Особенности философского мышления на Древнем Востоке. Древний Китай: учения Конфуция и Лао-цзы, общая характеристика. Философия Древней Индии: периодизация, основные направления. 1
4 Средневековая христианская философия. Особенности средневековой культуры. Общая характеристика средневековой философии, ее периодизация. Отношение христианской теологии к античной культурной и философской традиции. Патристика, учение Августина Блаженного, его значения для европейской и мировой культуры. Схоластика, общая характеристика. Учение Фомы Аквинского: исходный и современный варианты. 1
5 Философия Нового времени Общая характеристика и основные темы философии Нового времени. Становление науки как социального института европейской культуры. Учение о методе научного познания. «Новый Органон» Ф. Бэкона, дуалистическая система Р. Декарта. Философский монизм Б. Спинозы. Разработка проблем научного познания в философских учениях английского эмпиризма (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм). 1
6 Немецкая классическая философия Предпосылки и общая характеристика немецкой классической философии. Учение И. Канта: этика и теория познания. Философская система Гегеля: общая характеристика и ее значения для философии и культуры. Диалектика Гегеля и ее влияние на философское и научное познание. 1
7 Философия марксизма Марксизм как философское и политическое учение, его философское и общекультурная роль. Учение К. Маркса о практике и человеке. Философия истории марксизма, формационный подход в исторической науке. Исторические судьбы марксизма. 1
8 Русская философия Особенности русской философии, ее основные направления и периоды исторического развития. Славянофилы – западники, сопоставление их учений. Философское учение Л.Н. Толстого. Философия Ф. М. Достоевского. Русская философия Серебряного века (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский и др. ). 1
9 Основные направления современной философии Основные проблемы философии ХХ века. Ведущие философские направления современности и их влияние на культуру: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ, философии науки. Перспективы философского познания в современности 1

Раздел III. Основные проблемы современной философии

10 Основы философской онтологии Учение о бытии в истории философии. Понятия материального и идеального, детерминизма и индетерминизма, сущности, субстанции. Основные варианты учения о развитии, ведущие философские направления. Человек и природа. Понятия субъекта и объекта. Пространство и время. Динамические и статистические закономерности. 1
11 Современная картина мира Понятие картины мира. Основные типы картин мира в истории культуры. Научная картина мира. Наука и философия. Особенности современной картины мира. Феномен русского космизма. 1
12 Проблема человека в современной философии Человек, общество, культура. Природа человека и уникальность человеческого существа. Свобода и ответственность как условие существования человека и человечества. Нравственные ценности как регулятивы межчеловеческих отношений. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Светские и религиозные ценности и свобода совести. 1
13 Человек как личность Основные философско-психологические характеристика человека. Условия и этапы формирования личности. Проблема смысла жизни в истории культуры и философии: основные варианты ответа на вопрос о смысле жизни. Экзистенциальный вакуум и антропологический кризис современности, факторы их преодоления. 1
14 Общество и проблемы социальной жизни Философские концепции природы общества. Статика и динамика общественной жизни. Общество и его структура. Общество как целостная система. Основные сферы общественной жизни. Человек в системе социальных связей. Личность и массы. Гражданское общество и государство. 1
15 Человеческое общество в историческом измерении Философия истории: основные версии. Человек в историческом процессе. Формационная и цивилизационная концепции исторического развития: основные варианты и конкретные учения (Гегель, К. Маркс, М. Вебер, А. Тойнби, А. Шпенглер, Л. Гумилев и др.). 1
16 Научное познание в свете философии Проблема познания в истории философии. Познание и практика. Вера и знание. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Феномен науки, основные этапы развития научного познания. Проблема истины. Научное и вненаучное знание. Наука и техника. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смены типов рациональности. 1
17 Глобальные проблемы современности Понятия «глобализм» и «глобализация». Особенности глобализации в текущих социокультурных и политических условиях. Цивилизация и культура. Общая характеристика глобальных кризисов современности. Россия в современном общецивилизационном контексте. Перспективы человека и человечества. 1

Итого за семестр

18

 

Таблица 5. Состав и объем практического занятия/семинара

Содержание практических занятий

Раздел I. Понятие философии

1 Предмет и структура философского знания Человек в мире как философская проблема. Донаучные и научные формы познания. Мифологическое и религиозное мировосприятие как специфические способы познания и отношения к миру. О проблеме научности философии. Перспективы философского познания. 2

Раздел II. История философских учения

2 Философия Античности: становление, классический и поздний периоды Общая характеристика становления философского знания в Античности. Особенности древнегреческой культуры и ее влияние на философию. Общая характеристика натурфилософии досократиков. Сократ и его учение, его значение для философии и культуры. Платон: содержание и значение его учения. Философия Аристотеля, ее компоненты, влияние на последующее развитие философии. 2
3 Средневековая философия и философия эпохи Возрождения. Отношение христианства к античной культурной и философской традиции: неоплатонизм и гностицизм, их значение. Номинализм и реализм как первые схоластические учения. Связь Возрождения с античной и средневековой философской традицией. Философские учения Н. Кузанского и Дж. Бруно. Социальные утопии эпохи Возрождения. 2
4 Философия эпохи Просвещения Общая характеристика эпохи в общекультурном и философском отношении. Учение Вольтера, его составляющие элементы и философское содержание. Философия Руссо, ее влияние на культуру и политику. Материализм французских просветителей: учения Дидро и Ламетри. 2
5 Европейский иррационализм 19 века.  Понятия классической и неклассической эпох в истории культуры и философии. Возникновение неклассической философии. Скептицизм А. Шопенгауэра. Антропологическое и религиозное содержание философии С. Кьеркегора. Учение Ф. Ницше, его основные компоненты, смысл и влияние на философию и культуру 2

Раздел III. Основные проблемы современной философии

6 Философская онтология и философия природы Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Структура бытия. Понятие природы. Объективность природы. Материя как форма всеобщности природного бытия. Пространство и время. Движение и развитие. Субстанция и субстрат. 2
7 Русский космизм как вариант современной картины мира Основные компоненты учения В.И. Вернадского: учение о сущности жизни, биосфера и ноосфера, перспективы человечества. Религиозный космизм: Н. Федоров. Учения К. Э. Циолковского и А.Л. Чижевского. Другие варианты русского космизма. 1
8 Социальная философия Основные этапы философского и научного познания общества. Позитивистский и метафизический взгляды на общество и его развитие. Вико, Гегель, Маркс: сравнительная характеристика. Структурно-функциональный и типологический подходы к пониманию общества и его развития. 1
9 Возможности научного познания Феномен науки в историческом освещении. Наука как социальный институт. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Действительность, мышление, логика и язык. 2
10 Проблема человека в современной философии Природа человека и уникальность человеческого существа. Свобода и ответственность как условие существования человека и человечества. Нравственные ценности как регулятивы межчеловеческих отношений. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Светские и религиозные ценности и свобода совести. 2

Итого за семестр:

18

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

3.1. Формы организации самостоятельной работы обучающихся.

Таблица 6

Номер раздела Тема СРС   Кол-во часов Литература Осн-Доп  
1 Понятие философии. 4 Осн.: 1,5. Доп.: 2, 7, 8, 9, 10, 13, 15,17, 18, 19, 20. Подготовка выступлений на семинаре
2 История философских учений 34 Осн.: 1, 2, 4, 5. Доп.: 1, 3, 4, 6, 11, 12,13, 17, 18, 19. Подготовка выступлений на семинаре, контрольная работа, тестирование.
3 Основные проблемы современной философии 34 Осн.: 1, 3, 5. Доп.: 5, 16, 18, 19. Подготовка выступлений на семинаре, тестирование, экзамен.

ИТОГО: 54 часа

 

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.

2. Философия - наука или мировоззрение?

3. Философия как самосознание эпохи.

4. Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды народов Древнего Египта и Вавилонии?

5. Философские аспекты буддизма.

6. Социальный космос Древнего Китая.

7. Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы (сравнительный анализ).

8. Становление образа Античного Космоса: от Пифагора к Платону

9. Рок и Судьба в мировоззрение древнего эллина.

10. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

11. Античная и средневековая философии: общее и особенное.

12. Философские идеи Библии и Корана.

13. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.

14. Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.

15. Черты средневековой философии, сохраняющие свою актуальность до настоящего времени.

16. Философские идеи Дж. Бруно.

17. Проявления секуляризации в философии Возрождения.

18. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.

19. Что значит “знать” (полемика эмпириков и рационалистов).

20. Б. Паскаль: “Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени”

21. Философские последствия научной революции ХVII века.

22. Философские идеалы эпохи Просвещения.

23. Философское значение открытий И. Ньютона.

24. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта.

25. И. Кант о различие между рассудком и разумом.

26. Смысл и значение гегелевского тезиса о “хитрости Мирового Разума”.

27. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.

28. Аполлоновское и дионисиевское начала в философской концепции Ницше.

29. Смысл и значение тезиса Ж.-П.Сартра “Экзистенциализм - это гуманизм”.

30. “Первый”, “второй”, “третий” позитивизм - преемственность и различия.

31. Причины повышенного внимания философии ХХ века к проблеме языка.

32. Значение учения А.Шопенгауэра для современной западной философии.

33. Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.

34. Проблема “Восток-Запад-Россия” в трудах русских философов.

35. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция.

36. Место русской философии в мировой культуре.

37. Основные направления развития отечественной философии после 1917 г.

38. Творческие способности человека, их пределы и условия.

39. Разум как измерение человека.

40. Смысл жизни. Проблема “подлинного” и “неподлинного” бытия.

41. Право человек на собственную жизнь и собственную смерть.

42. Сущность и структура духовных потребностей человека.

43. Развитие и регресс.

44. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

45. Диалектические законы Гегеля.

46. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

47. Природа мифов о сотворении мира.

48. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.

49. Социальное пространство и социальное время.

50. Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.

51. Понятие “природы” и особенности его формирования и эволюции. 

52. Ценностная ориентация религиозной личности.

53. Общечеловеческие ценности и их иерархия.

54. Пробуждение духовности как современная проблема.

55. Целостность персональной идентичности человека.

56. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.

57. Факторы, определяющие уровень развития общества.

58. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.

59. Проблема существования общества без власти и без государства.

60. Проблеме направления в развитии общества.

61. Общество и цивилизация.

62. Правда и правдоподобие в искусстве.

63. Факторы, определяющие смену ценностей в истории человечества.

64. А.А. Ибн-Сина о природе сознания.

65. Проблема языка животных.

66. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

67. Сознание и бессознательное.

68. Структурно-генетический подход к становлению сознания.

69. Проблема предела познаваемости мира.

70. Проблема социальной опасности искажения истины.

71. Знание и вера: общее и особенное.

72. Познание и интуиция.

73. Проблема единственности и универсальности критерия истинности знания.

74. Причины доверия к научным выводам.

75. Предположение и гипотеза.

76. Проблема возможности “социального эксперимента”.

77. Проблема достижимости истины ненаучными способами.

78. Наука и основные стадии её исторического развития.

79. Причины глобализации современных противоречий между обществом, природой и человеком.

80. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.

81. Современные глобальные проблемы как выражение единства и разобщенности человечества.

82. Проблема научности сценариев будущего человечества.

83. Проблема классификации глобальных проблем современности.

 

 

Тесты для промежуточного и итогового контроля (для самостоятельного выполнения)

Дата: 2018-12-21, просмотров: 231.