Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Фактические ошибки Логические ошибки
В изложении: Неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей. В сочинении: Искажение имевших место со­бытий, неточное воспроизведе­ние источников, имен собствен­ных, мест событий, дат - нарушение последователь­ности в высказывании; - отсутствие связи между час­тями сочинения (изложения) и между предложениями; - неоправданное повторение высказанной ранее мысли; - раздробление одной микро­темы другой микротемой; - несоразмерность частей; - высказывания или отсутст­вие необходимых частей; - перестановка частей текста (если она не обусловлена за­данием к изложению); - неоправданная подмена ли­ца, от которого ведется пове­ствование. К примеру, пове­ствование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица

 

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в упот­реблении слов и построении текста. Первые в свою очередь де­лятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести сле­дующие нарушения:

• употребление слова в несвойственном ему значении, на­пример: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу  с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

• неразличение (смещение) паронимов или синонимов, на­пример: рука болталась, как плетень, учитель не должен пота­кать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

• нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

• употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

• пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпе­ливо ждет конца (о стрижке);

• стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; прибли­жался все ближе и ближе).

Стилистические ошибки представляют собой следую­щие нарушения, которые связаны с требованиями к вырази­тельности речи:

• неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кита было два парня: Левин и Вронский;

• неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей);

• смешение лексики разных исторических эпох; употребле­ние штампов;

• речевые ошибки в построении текста.

• Речевые ошибки в построении текста:

• бедность и однообразие синтаксических конструкций;

• нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);                                                                                                                  

• стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (напри­мер, Иванов закинул удочку, и она клюнула);

• неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю опреде­лить, какими нормами языка (словообразовательными, морфо­логическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

• словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;

• морфологические, связанные с ненормативным образова­нием форм слов и употреблением частей речи (писав свои про­изведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложити т. д.);

• синтаксические

а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жа­жда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

• нарушение связи между подлежащим и сказуемым (напри­мер, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни войны);

• нарушение границы предложения (например, Собаки напа­ли на след зайца. И стали гонять его по вырубке);

• нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу никогда не отступать от своих прин­ципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);

• ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упер­шись руками в колени);

• местоименное дублирование одного из членов предложе­ния, чаще подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки);

• пропуски необходимых слов (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол).

в) ошибки в структуре сложного предложения:

• смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);

• отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стили­стической установки (например, терпеть не могу сидеть сложи в руки; хохотала как резаная).

Грамматические ошибки следует отличать от орфографиче­ских. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматиче­ские и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в оконча­нии «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографиче­ская, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «ум­чался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо -юю по правилу написано другое.

 

Нормы оценивания сочинений и изложений

 

Оценка

Основные критерии оценки

    Содержание и речь Грамотность
1 2 3
«5» 1. Содержание работы полно­стью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсут­ствуют, в изложении сохранено не менее 70 % исходного тек­ста. 3. Содержание работы излага­ется последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребле­ния слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5.Достигнуты стилевое единст­во и выразительность текста. 6.Допускается 1 недочет в со­держании Допускается: 1 негрубая орфогра­фическая, 1 пунктуационная, 1 грамматическая, 1 логопедическая ошибка
«4» 2. Содержание работы в основ­ном соответствует теме, имеют­ся незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но име­ются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70 % исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографических + 3 пунктуационных + 3 грамматических + 3 логопедических ошибки. 1 орфографическая + 3 пунктуационных + 3 грамматических + 3 логопедических ошибки. 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматических + 3 логопедических ошибки
«3» 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70 % исходного текста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается 7. Допускается не более 4 недо­четов в содержании и 5 речевых недочетов Допускаются: 0 орфографических +5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых) +4 логопедических ошибки 6 орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических +
«2» 1. Работа не соответствует за­явленной теме. 2. Допущено много фактиче­ских неточностей; объем изло­жения составляет менее 50 % исходного текста. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутст­вует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соот­ветствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, автор­ские образные выражения и обороты речи почти отсутству­ют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов Допускаются: 7 и более грубых ор­фографических оши­бок независимо от количества пунк­туационных; 8 и более пунктуаци­онных ошибок (с уче­том повторяющихся и негрубых) незави­симо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических

 

 Ошибки, допускаемые обучающимися  с особыми образовательными потребностями при письме.

1.    Ошибки, обусловленные несформированностью фонетических процессов и
слухового восприятия:

· пропуски букв и слогов (трва - трава, кродил - крокодил, пинес - принес);

·     перестановки букв и слогов (онко - окно, звял - взял, пеперисал - переписал, натуспила - наступила);

· не дописывание букв и слогов (красны - красный, лопат - лопата, набухл -набухли);

· наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава - трава, катоарые -которые, бабабушка - бабушка, клюкиква - клюква);

· искажение слова (наотух - на охоту, хабаб - храбрый, мчуки - щеки, спеки- с пенька);

· слитное написание слов и их произвольное деление (нас тупила - наступила, виситиастие - висит на стене, у стала - устала);

· неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером);

· замена одной буквы на другую (зуки - жуки, панка - банка, тельпан - тюльпан, шапаги - сапоги);

· нарушение смягчения согласных (васелки - васильки, смали - смяли, кон -конь).

2.    ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

· аграмматизмы (Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки);

· слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане, при летели, в зела, подороге).

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 1005.