Чувственный и рациональный уровни познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ - отражение действительности че­ловеком с помощью мышления, т.е. процесс активного целенаправленного опосредствующего, абстрагирующего и обобщающего отражения существенных свойств и отношений предметов, а также процесса творческого со­зидания новых идей. В Р.П. совершается переход от непосредственно на­блюдаемого, чувственно данного к ненаблюдаемому, к сущности предме­та. Р.П. осуществляется в следующих формах: понятие, суждение, умо­заключение, гипотеза, теория и т.д. Понятие - мысль, фиксирующая общие и существенные признаки предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы от сходных с ними. Каждое П. имеет содержание (совокупность отраженных в нем при­знаков предметов) и объем (множество предметов, имеющих одинаковые признаки). Чем больше объем, т.е. чем более, абстрактный характер у поня­тия, тем беднее его содержание и наоборот (сравните понятия «материя», «природа», «дерево» по соотношению их объема и содержания). Образо­вание П. - это движение познания от конкретно-чувственного к абстракт­но-всеобщему. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо. С. существует в языке в виде высказывания, т.е. определенного способа связи понятий: «золото является металлом», «материя есть объективная реаль­ность». Умозаключение - это рассуждение, т.е. движение мысли от одного или нескольких суждений, называемых посылками, к выводу, т.е. новому суждению, логически вытекающему из посылок. Иначе говоря, У. есть процесс получения нового знания. Связь суждений в У. не произвольна, она есть отражение реальных связей, отношений и взаимодействий пред­метов и явлений.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - процесс непосредственного отра­жения человеком изучаемой действительности при помощи органов чувств. Ч.П., или живое созерцание, является начальной ступенью позна­ния и его необходимым компонентом. Ч.П. - это активный творческий процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Здесь зна­ние общего в вещах и единичного существует нераздельно, слитно. Их не­возможно разделить, как нельзя отделить субъективное от объективного. Ч.П. осуществляется в следующих основных формах: ощущение, вос­приятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов объектив­ного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств; элементарное, далее психически неразложимое познавательное яв­ление. О. - первичный источник наших знаний, субъективный образ объ­ективного мира. Существует три основных класса О.:

*возникающие при воздействии внешних раздражителей: осязатель­ные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные и т.д.; *органические, сигнализирующие о процессах во внутренней среде ор­ганизма; *кинестетические, отражающие движение и положение органов тела. Восприятие - это целостное отражение непосредственно воздействующих на органы чувств предметов, их свойств и отношений; более вы­сокая, чем ощущения, форма отражения. Представление - образное знание непосредственно не воспринимае-

нами объектов. В основе П. лежат механизмы памяти. Высшая форма продуктивное творческое воображение, фантазия.

Формы познания: ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ - формы научного (рационального) познания и его необходимые компоненты. Различие этих форм научного познания имеет своим основанием, во-первых, различие методов познания. Во-вторых, характер достигаемых результатов. Э.познание непосредственно направлено на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, это фактофиксирующая деятельность.Т. познание - это познание сущности, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Т. и Э. диалектически взаимосвязаны- э следование, выявляя новые данные, ставит перед Т. мышлением новые задачи, стимулируя его развитие. Обогащенное Т. знание ставит перед Э познанием все более сложные задачи.

Проблема истины в философии

Проблема истины в философии является центральной во всей теории познания. Она отождествляется с самой сущностью, является одним из самых важнейших мировоззренческих понятий, находится в одном ряду с такими ключевыми явлениями, как Добро, Зло, Справедливость, Красота.

Проблема истины в философии и науке является достаточно сложной. Многие концепции прошлого, например, концепция Демокрита о неделимости атомов, считалась на протяжении почти двух тысяч лет бесспорной. Теперь она уже представляется как заблуждение. Однако, скорее всего, большая доля существующих сейчас научных теории окажутся заблуждениями, которые опровергнут со временем.

На каждом этапе своего развития человечество располагало только относительной истиной – неполным знанием, содержащим заблуждения. Признание истины относительной связано с бесконечностью процесса познания мира, его неисчерпаемостью.

Проблема истины в философии также заключается в том, что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины, поскольку оно имеет объективно истинное содержание, является необходимым этапом познания, включается в последующие этапы.

Способы толкования

Проблема истины в философии потребовала для своего решения нескольких способов толкования этого понятия.

Онтологическое понимание. «Истина – то, что есть». Важно само наличие вещи или предмета. Верность заключения может быть раскрыта в определенный момент, человек откроет его через слова, произведения искусства, сделав тем самым достоянием всех. Однако к случаям разного понимания и восприятия одного и того же процесса такая позиция не критична.

Гносеологическое понимание. «Истина – когда знания соответствуют действительности». Но здесь также возникает множество разногласий, поскольку распространена практика сравнения заведомо несравнимого: реально-материального и идеального. Тем более многие явления, к примеру, «свобода», «любовь», невозможно проверить.

Позитивистское понимание. «Истина должна подтверждаться опытом». Позитивизм рассматривал только то, что можно реально проверить на практике, а остальное выходило за предел изучения «настоящей философии». Подобный подход явно оставляет без внимания многие важные для человека явления, процессы, сущности.

Прагматическое понимание. «Истина — полезность, эффективность знания». Согласно этому подходу верным признавали то, что дает эффект, приносит прибыль.

Конвенциональное понимание. «Истина — это соглашение». Согласно этому подходу, если возникали разногласия, то следовало договориться, что именно считать верным заключением. Такая позиция может использоваться только в течение определенного времени и не во всех областях деятельности.

 

 


Скорее всего, проблемы истины в философии объединяют все эти подходы. Истина – то, что на самом деле существует, соответствует нашему знанию. В то же время это определенный договор, соглашение. Она объективна и субъективна, абсолютна и относительна, конкретна и абстрактна.

Большое значение в познавательной деятельности играют вера человека, убеждение, уверенность. В процессе познания субъект становится к миру ближе, объединяется с ним. Познавательные отношения – это отношения заинтересованности, а не безразличия и безличности. В познавательном процессе присутствует волевой выбор веры и убеждения. По сути, вера является отправной точкой познания и его целью. Она позволяет преодолеть тот разрыв, который существует между незнанием и знанием. Проблема истины в философии заключается в выборе более убедительного объяснения. Поэтому для мобилизации своих духовных сил при отсутствии точных доказательств или недостатке информации требуется вера в собственные возможности.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 290.