Методические указания по выполнению контрольной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

Методические указания по выполнению контрольной

работы для студентов специальностей

Менеджмент»

Заочной формы обучения

 

 

УДК 658:338.5

ББК 65.290

Э 40

 

Рекомендовано к опубликованию

учебно-методическим управлением

БГУ

 

                   Одобрено кафедрой «Международного менеджмента» ____________, протокол № __.

 

Составители: ст. преп. Ю.Ю. Рассеко

 

Рецензент канд. экон. наук, доц. А. В. Александров

 

 

Методические указания для выполнения контрольной работы для студентов специальностей 1–26 02 02 «Менеджмент» заочной формы обучения.

 

 

Требования к контрольной работе

Приступая к выполнению контрольной работы по дисциплине «Психология управления», студент должен изучить законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, регламентирующие вопросы экономики, а также статьи в периодической печати, другую дополнительную литературу.

Варианты заданий студент определяет с помощью ключа. Вариант заданий содержит  теоретический вопрос, задачу, тестовые вопросы.

В начале работы указываются номера заданий. Название раздела и условия заданий приводятся перед началом соответствующего раздела или задания.

Контрольная работа должна быть выполнена самостоятельно и оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам студентов в высшей школе.

Изложение вопросов должно быть последовательным, логичным. В конце работы приводится список использованных источников, оформленный в соответствии с рекомендациями высшей школы.

2 Порядок выбора задания для контрольной работы

Для выполнения контрольной работы студенту необходимо определить варианты теоретического и практического заданий в соответствии с таблицей 1

Таблица 1 - Выбор варианта заданий

 

Последние цифры номера зачетной книжки Номер теоретического вопроса Номер ситуации Номер темы тестовых заданий Последние цифры номера зачетной книжки Номер теоретического вопроса Номер ситуации Номер темы тестовых заданий
1 2 3 4 5 6 7 8
00 22 1 1, 101 20 1 21 21,121
01 23 2 2, 102 21 2 22 22,122
02 24 3 3, 103 22 3 23 23,123
03 25 4 4, 104 23 4 24 24,124
04 26 5 5, 105 24 5 25 25,125
05 27 6 6, 106 25 6 26 26,126
06 28 7 7, 107 26 7 27 27,127
07 29 8 8,108 27 8 28 28,128
08 30 9 9,109 28 9 29 29,129
09 31 10 10,110 29 10 30 30,130
10 32 11 11,111 30 11 31 31,13
11 33 12 12,112 31 12 32 32,14
12 34 13 13,113 32 13 33 33,15
13 35 14 14,114 33 14 34 34,16
14 36 15 15,115 34 15 35 35,17
15 37 16 16,116 35 16 36 36,18
16 38 17 17,117 36 17 37 37,19
17 39 18 18,118 37 18 38 38,20
18 40 19 19,119 38 19 39 39,21
19 41 20 20,120 39 20 40 40,22
Последние цифры номера зачетной книжки Номер теоретического вопроса Номер ситуации Номер темы тестовых заданий Последние цифры номера зачетной книжки Номер теоретического вопроса Номер ситуации Номер темы тестовых заданий
1 2 3 4 5 6 7 8
40 40 41 41,24 70 10 30 71,54
41 39 1 42,25 71 9 31 72,55
42 38 2 43,26 72 8 32 73,56
43 37 3 44,27 73 7 33 74,57
44 36 4 45,28 74 6 34 75,58
45 35 5 46,29 75 5 35 76,59
46 34 6 47,30 76 4 36 77,60
47 33 7 48,31 77 3 37 78,61
48 32 8 49,32 78 2 38 79,62
49 31 9 50,33 79 1 39 80,63
50 30 10 51,34 80 41 40 81,64
51 29 11 52,35 81 9 41 82,65
52 28 12 53,36 82 8 1 83,66
53 27 13 54,37 83 7 2 84,67
54 26 14 55,38 84 6 3 85,68
55 25 15 56,39 85 5 4 86,69
56 24 16 57,40 86 4 5 87,70
57 23 17 58,41 87 3 6 88,71
58 22 18 59,42 88 2 7 89,72
59 21 19 60,43 89 1 8 90,73
60 20 20 61,44 90 12 9 91,74
61 19 21 62,45 91 13 10 92,75
62 18 22 63,46 92 14 11 93,76
63 17 23 64,47 93 15 12 94,77
64 16 24 65,48 94 16 13 95,78
65 15 25 66,49 95 17 14 96,79
66 14 26 67,50 96 18 15 97,80
67 13 27 68,51 97 19 16 98,82
68 12 28 69,52 98 20 17 99,83
69 11 29 70,53 99 21 18 100,84

Варианты заданий

 

3.1 Теоретические задания

1. Психология управления как отрасль научного знания: объект, предмет, задачи и методы психологии управления. Связь психологии управления с другими науками.

2. История становления и развитие психологии управления.

3. Понятие делового общения, его основные функции.

4. Деловое общение как взаимодействие. Типы взаимодействия.

5. Эффекты и проблемы межличностного восприятия в деловом общении.

6. Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления.

7. Деловое общение как обмен информацией. Структура коммуникативного процесса.

8. Коммуникативные барьеры в деловом общении, причины их возникновения.

9. Социально-психологические проблемы управления.

10. Стресс в управленческой деятельности. Причины и последствия появления стрессов.

11. Психологическая защита, формы ее проявления.

12. Психологическая структура личности. Взаимосвязь особенностей личности и эффективности ее профессиональной деятельности.

13. Управление поведением личности в организации.

14. Группа как объект управления. Виды групп. Функции групп.

15. Характеристики малой социальной группы: композиция, структура, групповые процессы.

16. Групповая динамика. Этапы развития и функционирования группы.

17. Коллектив как высшая ступень развития группы: понятие и этапы развития коллектива.

18. Команда: понятие, особенности построения.

19. Сплоченность группы как условие ее эффективности. Понятие сплоченности. Факторы, влияющие на ее возникновение и развитие.

20. Понятие социально-психологического климата, его составляющие. Пути оптимизации психологического климата в коллективе.

21. Психологическая совместимость членов группы: понятие, виды и уровни.

22. Понятие группового давления. Проявления конформизма и деиндивидуализации в деятельности членов группы.

23. Возникновение группового мышления и его влияние на принятие решений в группе.

24. Проявление в групповой деятельности эффектов социальной фасилитации, социальной ингибиции и социальной лености.

25. Методы изучения социально-психологических характеристик личности и группы.

26. Конфликт в организации: определение и виды.

27. Причины возникновения конфликтов в организации.

28. Психологическая составляющая конфликта. Виды поведения в конфликте.

29. Динамика конфликта.

30. Управление конфликтом.

31. Психологические аспекты власти и влияния в организации.

32. Психологическое влияние на подчиненных посредством приказания и убеждения.

33. Психологическое влияние на подчиненных средствами заражения и подражания.

34. Психологическое влияние на подчиненных путем внушения, нейролингвистического программирования.

35. Феномен манипулирования. Сущность и средства манипулирования.

36. Психологические особенности личности руководителя.

37. Роли руководителя в коллективе: виды ролей, их содержание. Этапы вхождения в роль.

38. Коммуникативная компетентность руководителя.

39. Психологические особенности стилей управления. Влияние стиля управления на социально-психологический климат в коллективе.

40. Психологические детерминанты имиджа руководителя.

41. Управление по ценностям.

 

Ситуации

Проанализируйте ситуации

 

Ситуация 1. Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в помещении для курения за беседой.

Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

 

Ситуация 2. Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

 

Ситуация 3. Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.

В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Ситуация 4. Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...

Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные ситуации.

 

Ситуация 5. В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль над его служебной деятельностью.

В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Ситуация 6. На совещании обсуждался вопрос о представ­лении к почетному званию «Заслуженный деятель науки» сотрудника А. Вопрос о представлении к такому званию по соответствующему Положению мог решаться либо открытым, либо тайным голосовани­ем. После короткого обсуждения кандидатуры сотрудник Б. внес пред­ложение: процедуру выдвижения произвести тайным голосованием. Понятно, в результате итоги голосования оказались не в пользу А. Дополнительная информация:

1) инициатором представления А. к почетному званию выступил руководитель коллектива;

2) руководителю были известны негативные высказывания в адрес А. некоторых сотрудников коллектива по поводу якобы имевших место незаслуженных продвижениях по работе (А. до смены руководителя коллектива, которое произошло за два года до представления его к почетному званию, несмотря на успехи в научно-исследовательской деятельности, не находил должной оценки со стороны бывшего руководителя М. С приходом нового руководителя С. А. был назначен на вышестоящую должность);

3) численность коллектива, в котором трудился соискатель почет­ного звания, была небольшая (10 человек); в их числе были чет­веро сотрудников, имевших почетное звание, и трое претендовавших на него.

Ситуация 7. Группа переводов отдела научно-технической информации опытно-конструкторского бюро состояла из пяти женщин и начальника груп­пы Миронова. Он старался не вмешиваться во взаимоотношения переводчиц, которые обычно самостоятельно распределяли работу между собой. Оснований для беспокойства не было: группа не только справ­лялась с работой, но и значительно перевыполняла норму выработки.

Отношения в группе были хорошие. Переводчицы — молодые женщины примерно одного возраста — помогали друг другу. Никаких трений а тем более конфликтов, между ними не возникало. В конце каждой недели происходило традиционное совещание группы, на которой Миронов обычно отмечал хорошую работу всех переводчиц и сообщу, о предстоящих переводах. Сами переводчицы предлагали для перевода дополнительный материал, интересный с их точки зрения.

В группе объектом всеобщей опеки была Зеброва, не имевшая достаточного опыта и квалификации. Эта опека ее немного раздражала, но она с благодарностью принимала помощь. Однажды на традици­онном совещании Зеброва предложила для перевода большую серию статей, содержащих материал по устройству, разработка которого в данный момент в конструкторском бюро явно зашла в тупик. Миро­нов, убедившись в ценности материала, велел Зебровой отложить в сторону остальные переводы и немедленно приняться за эту серию. Зеброва взялась за работу всерьез, не жалея ни времени, ни сил, тру­дилась в субботы, воскресенья и вечерами. Первые же переводы по­могли конструкторам существенно продвинуться в разработке устройства. Деятельность Зебровой была замечена руководством конструкторского бюро. Миронов на совещаниях несколько раз от­мечал полезную инициативу Зебровой, указывая на высокое качество ее переводов. Объем работы, выполненный Зебровой, оказался зна­чительно больше, чем у любой другой переводчицы.

По прошествии примерно двух месяцев обстановка в группе резко изменилась. Миронов, заходя в комнату переводчиц, часто видел, что Зеброва сидит с заплаканными глазами, а в комнате — тягостная ти­шина. Иногда его приход обрывал громкие споры. По всему стало видно, что переводчицы изменили свое отношение к Зебровой. Сна­чала они молча не одобряли ее рвение. Затем начали в ее присутствии обмениваться колкими замечаниями по поводу ее внешности. Потом открыто стали обвинять Зеброву в желании выделиться из коллекти­ва, сделать карьеру. Обстановка все ухудшалась. Общий объем переводов в группе явно уменьшился. Если раньше кое-кто из переводчиц засиживался вечерами, то теперь все, кроме Зебровой, находились на работе строго положенное время и переводов домой не брали. Иссяк­ла и инициатива на традиционных еженедельных совещаниях — все сидели молча и ждали указаний Миронова. Тот пытался было устыдить переводчиц, показать, что они несправедливо относятся к Зебровой, выразить неудовольствие понизившейся выработкой, но из толкнулся на глухое неодобрительное молчание.

Отношения в группе стали улучшаться, когда, договорившись с руководством группы технической информации, Миронов пересадил Зеброву в другую комнату. Теперь переводчицы стали довольно час­то встречаться и во внерабочее время. Однако объем переводов про­должал снижаться и затем стабилизировался, хотя и на неплохом, но несравненно более низком уровне, чем раньше. Это было замечено начальником отдела. Миронов на совещании группы поднимал во­прос о понизившейся выработке и ставил в пример Зеброву. Пере­водчицы апеллировали к существующим нормам перевода. Действи­тельно, норма неукоснительно выполнялась всеми. Тогда Миронов добился введения премиальной системы, поставив премию в зависи­мость от перевыполнения нормы перевода и его качества. Оклады были изменены таким образом, что переменная часть заработной пла­ты могла составить до 30 % ежемесячного заработка. Результат ока­зался неожиданным — все четыре переводчицы положили на стол Миронова заявления об увольнении. Уговоры не помогли: через две недели в группе переводов осталась одна Зеброва.

Ситуация 8. На совещании вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали раз­говор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

 

Ситуация 9. Всякий раз, когда вы ведете совещание, разбирая недочеты в работе, критикуете работу одной из подчиненных и спрашиваете, почему она так по­ступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не зна­ете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что же можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

 

Ситуация 10. На совещании Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоцио­нально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний — она рас­плакалась. Как довести до нее свои соображения?

 

Ситуация 11. С 1 января 2015 г. изменились система нумерации счетов, форматы платежных поручений и других расчетно-денежных документов.

Один из клиентов банка постоянно нарушает новые правила: то укажет неверный счет, то платежное поручение составит не по формату, то еще что-нибудь оформит не так как надо.

Обычно в банк с этими документами приезжал рядовой бухгал­тер фирмы. Если документы были не в порядке, он ехал обратно и переделывал их. Однако в этот раз в банк приехал главный бухгал­тер и привез соответствующие документы. Он отдал эти докумен­ты экономисту, обслуживающему их. Экономист, внимательно просмотрев документы, вернул их обратно со следующими словами:

-   Я не могу принять к исполнению эти документы, так как они неправильно оформлены, некоторые счета указаны неверно.

Клиент (главбух фирмы) спросил:

-   Как это неверно? Здесь все указано как надо и в полном объ­еме! Вы, пожалуйста, не придирайтесь, а выполняйте свою работу!

На это экономист ответил:

- Я в отличие от Вас знаю свою работу, и не моя вина, что в Вашей фирме никто ничего не слышал о новых требованиях. Вот Вам новые правила, идите, сядьте в кресло и почитайте, потом переделайте все документы и приходите ко мне.

После этого ответа сотрудника банка клиент возмущенно зая­вил:

-   Ну это уже издевательство! Не надо мне тыкать Вашими пра­вилами! Так как в Вашем банке не идут навстречу клиентам, то мы немедленно закрываем здесь свой счет и переходим на обслужива­ние в другой банк!

Охарактеризуйте особенности деструктивного поведения кли­ента банка.

Ситуация 12. Участники: президент банка Иванов и генеральный директор торговой фирмы Петров.

Торговая фирма захотела взять кредит в банке сроком на один год. Банк предоставляет ей этот кредит под 1 % годовых. Составля­ется договор между юридическими лицами, который дополняется личной устной договоренностью о том, что Петров 5% суммы кре­дита выплачивает лично Иванову.

По истечении срока кредит вовремя не возвращается, кроме то­го, Петров решает, что 5 % Иванову слишком много и он вполне обойдется суммой в 1 %.

Так как срок истек, включились штрафные санкции за неустой­ку (это 20 %). Петров, желая погасить свой кредит, направляет в банк необходимые средства, рассчитывая штраф погасить позже. Однако Иванов поступающие средства зачисляет в счет погашения штрафа, а на сумму кредита продолжает и дальше начислять про­цент неустойки, игнорируя требования Петрова.

Петров начинает терпеть серьезные убытки. Иванов оказывает­ся юридически правым, поэтому Петров, чтобы не доводить дело до полного разорения своей фирмы, решает, по совету знакомых, выполнить условия устного договора и выплачивает долг Иванову.

Как только его личный интерес был учтен, Иванов реализует свои обязательства перед Петровым и закрывает его задолжен­ность перед банком в нужном торговой фирме направлении, то есть погашает основной долг Петрова банку, а не штрафные про­центы.

Охарактеризуйте особенности деструктивного поведения обоих участников сделки.

 

Ситуация 13. "Я хочу описать ситуацию, в которой главным действующим лицом была моя подруга. Она жила в другом городе, а в этом сняла комнату. Квартирная хозяйка сначала показала себя только с хоро­шей стороны. Она сама покупала продукты, готовила на двоих и т.п. Но прошло немного времени и оказалось, что она - большая любительница выпить Однажды в пьяном бреду она сказала от­крытым текстом, чтобы та убиралась из ее квартиры. Тане два раза повторять было не надо. Она сразу позвонила по нескольким имеющимся у нее телефонам и уже через день переехала на новую квартиру. Однако проблема состояла в том, что Таня заплатила за месяц вперед, а прожила у этой женщины всего неделю. Когда она переезжала, хозяйка сказала, что отдаст ей оставшиеся деньги только после того, как Таня оплатит все счета за междугородные телефонные звонки.

Счета, естественно, еще прийти не могли, так как звонки были сделаны накануне. Чтобы побыстрее вернуть свои деньги, Таня через несколько дней сходила на Центральный переговорный те­лефонный узел и оплатила счета, а квитанции взяла, чтобы пока­зать хозяйке.

Когда Таня пришла за деньгами и принесла квитанции, хозяйка заявила, что все это вранье и пока она не получит счета по почте, разговаривать с ней не будет. Доводы, что оплаченные счета по почте не приходят, на нее не действовали. Поэтому в первый раз подруга ушла ни с чем. Она стала теперь регулярно звонить хозяй­ке и спрашивать, когда можно прийти за деньгами. Однако на все свои вопросы она сначала получала невразумительные ответы, а затем та и вовсе стала бросать трубку.

Поэтому однажды Таня решила приехать для серьезного разго­вора, а я ее сопровождала в этой поездке. Когда мы позвонили, хозяйка открыла дверь абсолютно спо­койная и уверенная в себе. Мы сразу заметили, что она опять была "под градусом". Она сразу же заявила, что денег у нее нет и чтобы мы выметались по-хорошему. Эту просьбу мы спокойно проигно­рировали и дали понять, что без денег не уйдем. Будучи в нетрез­вом состоянии, хозяйка начала на нас орать. Когда подруга ответи­ла ей тем же тоном, хозяйка совсем взбесилась и начала толкаться, показывать фиги и ругаться матом. Они сцепились, и я с трудом их растащила по углам.

Сидя на безопасном друг от друга расстоянии с трясущимися от переполнявших их чувств руками, они продолжали выяснять отношения. Правда, теперь разговор протекал уже в более спокой­ных тонах. Хозяйка стала убеждать нас, что денег у нее нет, что пенсию не приносят и т. д. и т. п. Тогда мы сказали, что согласны подождать до пенсии, если она даст в залог какую-нибудь дорогую вещь, кажется, мы показали на норковую шапку. На это предложе­ние последовал новый взрыв эмоций. Она закричала, что хоть убейте ее, денег все равно нет, соскочила со стула, схватила верев­ку и сказала, что пойдет в ванну и повесится. Мы усадили ее на место, забрали веревку и предложили деньги поискать вместе. На это она удивительно легко согласилась и сказала, что если мы деньги найдем, то можем их забрать. Но потом вдруг резко изме­нила решение и попыталась вытолкать нас из квартиры силой. Ко­гда у нее это не получилось, она сказала, чтобы мы вышли, а она нам скинет деньги с балкона.

Мы обвинили ее в нелогичности, так как пять минут назад она говорила, что денег у нее вообще нет. Естественно, мы уходить из квартиры не собирались. На это заявление последовал ураган уг­роз. На что моя подруга ответила, что мы сами девчонки-то моло­дые и, следовательно, у нас есть молодые друзья, которым не со­ставит труда выставить ее из этой квартиры.

И тут мы поняли, что попали в точку, потому что хозяйка резко побледнела, потом на щеках выступили некрасивые пятна, и даже показалось, что она сразу протрезвела. Еще через несколько минут пререканий она достала из стиральной машины пачку денег и от­считала Тане положенную сумму. Причем осталось там раз в 10 больше, это была довольно внушительная пачка денег.

После этого она, сразу подобревшая, разулыбавшаяся, прово­дила нас до подъезда, расцеловала обеих и потом еще помахала. рукой с балкона. Видимо, действительно подействовала угроза лишить ее квартиры. Однако никаких таких влиятельных молодых друзей у нас с Таней не было".

Охарактеризуйте особенности деструктивного поведения уча­стников переговоров.

 

Ситуация 14. Успешно ведя переговоры, Вы соглашаетесь в том числе и на то, что выходит за рамки Ваших полномочий. У Вас есть серьезные опасения, что Ваше руководство принятое Вами решение может не одобрить.

- сформулируйте и запишите все возможные модели поведения в данной ситуации;

- оцените их с точки зрения возможных приобретений и потерь;

выберите наилучший вариант из них.

 

Ситуация 15. Вы являетесь руководителем делегации и ведете переговоры по поводу получения весьма крупного и выгодного Вам контракта. Вдруг в середине переговоров один из членов Вашей делегации выступает с инициативой, которая идет вразрез с Вашими планами.

- сформулируйте и запишите все возможные модели поведения
в данной ситуации;

- оцените их с точки зрения возможных приобретений и по­терь;

выберите наилучший вариант из них.

Ситуация 16. Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окон­чившего Институт внешнеэкономических связей, экономики и пра­ва), который превосходно справляется с работой. Он провел уже не­сколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем, он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с Услуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секретаря по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

 

Ситуация 17. Вы являетесь партнером в фирме, занимающейся покупкой билетов в городах С и Н. Цель вашей фирмы — приобретение билетов на популярные концерты и спортивные со­ревнования, которые будут перепроданы. Ваши потенциальные клиенты — это должност­ные лица высших уровней, которые не имеют достаточно времени стоять в длинных оче­редях за билетами.

Каждому официально разрешается приобретать только четыре билета на одно пред­ставление. Раньше вы нанимали студентов, которые стояли в очередях и приобретали билеты. Даже выплачивая минимальную зарплату, вы поняли, что такой метод действия слишком дорог, чтобы получать нормальную прибыль.

Вскоре вы обнаружили, что существует другой, менее дорогой способ обеспечить по­купку билетов. Несколько недель назад вы наняли для этого бездомного. Пока он стоял в очереди, вы обеспечивали его двухразовым питанием. В обмен на четыре билета вы пла­тите ему 100 рублей. Оставшись довольным проделанной работой, вы нанимаете еще без­домных. Создается впечатление, что они остаются довольны оплатой работы и едой, ваши прибыли постепенно возрастают.

Казалось, все шло отлично до вчерашнего вечера, когда вам позвонили из отдела по продаже билетов. Менеджер был расстроен двумя вещами. Во-первых, поступили жалобы от обычных покупателей билетов, что они стоят часами в очередях только для того, чтобы узнать, что все билеты проданы. Во-вторых, поселения бездомных перед отделом по про­даже билетов портят внешний вид и имидж предприятия. Один особенно разгневанный покупатель устроил скандал из-за того, что он вынужден стоять в очереди с "грязными, немытыми бомжами".

Сегодняшняя утренняя газета сообщила о вашем бизнесе. Очень обеспокоенный, с газетой в руке ваш партнер ворвался к вам в кабинет. Заранее прочитав статью, вы по­спешно говорите; "Честно говоря, эта статья явилась настоящим сюрпризом для меня. Мне казалось, что мы не только предоставляем услуги нашим клиентам, но и помогаем бездомным — обеспечиваем их пищей и деньгами, которых они не имели бы без нас".

Успокоившись, партнер просит провести тщательный анализ ситуации, и вы соглаша­етесь предоставить ему отчет в письменной форме. Проводя анализ, вы задаетесь слеующими вопросами. Действительно ли вы помогаете бездомным или вы только пользу­етесь их затруднительным положением? Наносите ли вы кому-нибудь вред? Следует ли вам продолжать свою деятельность, нанимая бездомных? Следует ли вам внести некото­рые изменения в вашу деятельность?

а) Продумайте ответы на следующие неоднозначные воп­росы:

• Какие факты необходимо принять во внимание?

• Какие этические последствия будут при принятии решения продолжать нанимать бездомных?

• На каких категориях отразится это решение?

• Какие законные/договорные условия должны быть учтены?

• Обеспечивает ли этический свод законов решение данной проблемы?

• Какие плюсы и минусы будут существовать для каждой категории?

• Какие обязательства перед каждой категорией возникают у компании?

• Что должна предпринять фирма?

б) Выделите основные моменты в вашем докладе партнеру.

в) Составьте отчет для вашего партнера.

 

Ситуация 18. Компания "К", основной поставщик частей двигателя для завода, производящего са­молеты, разработала новый технологический процесс. Этот метод сокращает цену произ­водства на 11%. Новый продукт удовлетворяет стандартам компании, государства и по­требителей; но риск неудачи выше по сравнению с использованием ныне существующей, более дорогой технологии. Неудача, если это произойдет, вызовет отказ работы двигате­ля во время полета.

а) На основе анализа какие решения вы примете? Выделите основные моменты вашей позиции.

б) Как вице-президент по производству, вы резко выступаете против применения но­вого процесса производства. Поэтому вам поручено разработать новый, более эффектив­ный технологический процесс. Должен ли ваш доклад начальству включать моменты, со­ответствующие этическим нормам? Или вы должны указать только те детали, которые требует начальство для применения проекта? Выделите основные моменты вашего док­лада.

в) Составьте отчет президенту компании и руководству по производству.

Ситуация 19. Корпорация " N " нанимает пятерых работников для производства детали В-132. Отдел по производству выдвинул идею закупить специальную машину, которая может обеспе­чить тот же объем производства при снижении затрат на 75 тыс. руб. Пять человек ока­жутся без работы при принятии такого решения. В прошлом году корпорация получила прибыль в размере 60 млн руб., или 3 руб. за акцию (20 млн акций). Выступая в роли вице-президента по производству, вы должны сделать отчет президенту компании.

а) Основываясь на анализе, какое решение вы примете?

б) Выделите основные моменты вашего доклада президенту компании.

в) Составьте отчет президенту компании.

Ситуация 20 . В НИИ одного министерства по приглашению директора вливается группа молодых исследователей, которая получает статус лаборатории, а ее лидер — молодой и талантливый ученый — должность начальника.

В коллективе НИИ создание лаборатории было встречено насторо­женно. Молодые люди были полны энтузиазма и в то же время отлича­лись некоторым высокомерием по отношению к остальным сотрудни­кам института. Директор института поддерживал лабораторию, направ­лял в нее основные ресурсы — ставки, оборудование.

Эта поддержка была не совсем бескорыстной — лаборатория, раз­рабатывающая перспективное направление в науке, должна была по­править репутацию института, который считался одним из самых кон­сервативных среди смежных НИИ. Отчасти по этой причине между директором и руководителями министерства сложились напряженные отношения.

Многие из сотрудников, в основном старые друзья директора и его ученики, вместе с которыми он создал институт, были недовольны рос­том влияния новой лаборатории, ощущая угрозу своей деятельности, тем более что часть старых кадров не могла освоить новые методы. По их мнению, самым верным способом дискредитации лаборатории было бы доказательство неприменимости для института предлагаемых ею новых методов исследования и демонстрация практической неопытности молодых сотрудников лаборатории. В институте начались конфликты, в которых директор пытался играть роль олимпийского миротворца.

Но старым сотрудникам института удалось убедить директора, что начальник лаборатории покушается на его пост, тем более что у послед­него установились хорошие контакты с директорами смежных НИИ и руководством министерства. Лаборатория лишается всякой, в том числе и материальной, поддержки директора. Тогда эту функцию взяло на себя министерство: целевые ассигнования стали направляться прямо в лабо­раторию через директора. Обстановка в институте резко обострилась, и, чтобы как-то оздоровить ее, руководство министерства решило выделить лабораторию из состава НИИ, причем большая доля финансирования, предназначавшегося ранее НИИ, стала направляться в лабораторию. Те­перь конфликт перерос в конфликт между двумя организациями.

Лаборатория быстро росла. По квалификационному уровню со­трудников она была выше НИИ, по численности сравнима с ним, а по результатам деятельности ушла далеко вперед. Начальник лаборатории по своему положению стал равен директору НИИ. И когда директор института ушел на пенсию, министерство отдало приказ о слиянии НИИ с лабораторией и о назначении начальника лаборатории директо­ром НИИ. Поскольку создавалась новая организация, все сотрудники лаборатории и НИИ должны были вновь поступать на работу. Мини­стерство бралось трудоустроить всех, кого директор нового НИИ не считал возможным оставить в институте. Естественно, лаборатория во­шла в НИИ в полном составе, и ее сотрудники заняли ведущие посты.

Предположите психологические особенности дальнейшего общения руководителя и сотрудников. Оцените степень конфликтности ситуации.

Ситуация 21. Шло совещание у начальника ОРСа. Подводились итоги трудового соревнования за год среди предприятий общественного питания. По всем показателям на первое место претендовала столовая № 3. Возра­жения были только у главного инженера-кулинара ОРСа Евдокимова, сообщившего, что проведенные им на днях анализы в столовой № 3 выявили занижение калорийности пищи против нормы, причиной которого может быть либо недовложение продуктов, либо нарушение технологии. В связи с этим он считает, что присваивать столовой классное место пока рано.

Выступление Евдокимова вызвало негодование директора столовой Ширковой, уже немолодой, но энергичной женщины, с большим опытом работы в общественном питании. «Как вам не стыдно, — обрушилась она на Евдокимова, — использовать служебное положение для сведения личных счетов». А комиссии пояснила: «Моя столовая — ближайшая к управлению, и Евдокимов часто заходил к нам обедать. Но в перерыв очереди всегда большие, поэтому он обычно обедал у меня в кабинете, я сама его обслу­живала, чтобы никого не отрывать от работы. Но вот однажды, месяца два назад, я не смогла его обслужить — была занята — и попросила Евдокимо­ва пообедать в общем зале. Он, как видите, запомнил этот случай. Его ана­лизам я не верю. У нас всегда аккуратно готовят, я сама бываю на закладке продуктов».

Предположите результаты совещания. Что должен сделать руководитель, чтобы локализовать конфликт?

Ситуация 23. К вам пришел посетитель. Перед вашим столом несколько стульев. Приглашая садиться, укажете ли вы на конкретный стул?

 

Ситуация 24. Кто должен начинать беседу: хозяин кабинета или посетитель ? Какими словами это лучше делать?

 

Ситуация 25. Хозяин кабинета говорит: «Слушаю вас» и при этом пишет (или читает). Начнете ли вы излагать свой вопрос ?

 

Ситуация 26. Партнер опоздал на встречу на 8 минут. Как вы отреагируете на это?

 

Ситуация 27. Во время деловой встречи партнер смотрит на часы. Этично ли это ?

Ситуация 28. Звонит равный вам по статусу деловой человек. Кто из вас имеет право дать знак к окончанию разговора?

Ситуация 29. Партнер начал разговор с утверждения, что звонил вам. По показаниям телефонного сервера вы точно знаете, что не звонил никто. Что вы скажете на это?

 

Ситуация 30. Должен ли мужчина снимать головной убор при входе в учреждение?

Ситуация 31. Как мужчина должен сопровождать даму, спускающуюся (поднимающуюся) по лестнице?

Ситуация 32. Всегда ли мужчина должен пропускать женщину у двери вперед?

Ситуация 33. Встреча с высокопоставленным руководителем назначена на 13.00. Когда вы планируете появиться в его приемной?

Ситуация 34. Встреча с деловым партнером назначена на 11.20 на нейтральной территории. Во сколько вы собираетесь появиться в назначенном месте?

Ситуация 35.  Во время деловой беседы принесли чай. Вы нечаянно уронили чайную ложку на пол. Ваши действия?

Ситуация 36. Один из участников деловой встречи чихнул. Ваша реакция?

Ситуация 37.  К двери лифта одновременно подошли два не знакомых между собой деловых человека (одного пола, возраста, положения). Кнопка вызова нажата до них; открывается дверь— в лифте есть место только для одного из них. Оба спешат, опаздывают. Кто из них имеет преимущество ?

Ситуация 38. Вам предлагают пройти в дверь первым. Какие у вас есть варианты ответа?

Ситуация 39. Кто имеет преимущество в дверях— выходящий или входящий?

Этот вопрос актуален, как и предыдущие три, только для людей одинакового статуса. В противном случае различны и действия: мужчина пропускает женщину, подчиненный — начальника, младший— старшего, хозяин— гостя, учащийся— преподавателя и т.п.

Ситуация 40. Нужно ли постучать в дверь, перед тем как войти в кабинет?

Ситуация 41. Когда мужчине следует пропустить даму вперед, а когда пройти первым?

 

 

3.3 Тестовые задания

1. Управленческая психология изучает следующие проблемы:

1) соответствие работника конкретной организации

2) соответствие работника его профессии

3) анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие

коллектива

4) изучение личности работника в организации

5) профессиональный отбор

6) профориентация

2. Психология— это:

1) наука о поведении

2) наука о душе

3) научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое

применение получаемых знаний

4) наука о сознании

5) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических

процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и индивидов

человеческого рода

3. Объектом управленческой психологии является:

1) закономерности развития трудовых навыков

2) организованная деятельность людей

3) люди, включенные в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована

на корпоративно-полезные цели

4) изучение наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где

протекает деятельность человека

4. Назовите объективные и описательные методы психологических исследований:

1) идентификация

2) наблюдение

3) эмпатическое слушание

4) беседа

5) эксперимент


ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

Методические указания по выполнению контрольной

работы для студентов специальностей

Менеджмент»

Заочной формы обучения

 

 

УДК 658:338.5

ББК 65.290

Э 40

 

Рекомендовано к опубликованию

учебно-методическим управлением

БГУ

 

                   Одобрено кафедрой «Международного менеджмента» ____________, протокол № __.

 

Составители: ст. преп. Ю.Ю. Рассеко

 

Рецензент канд. экон. наук, доц. А. В. Александров

 

 

Методические указания для выполнения контрольной работы для студентов специальностей 1–26 02 02 «Менеджмент» заочной формы обучения.

 

 

Требования к контрольной работе

Приступая к выполнению контрольной работы по дисциплине «Психология управления», студент должен изучить законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, регламентирующие вопросы экономики, а также статьи в периодической печати, другую дополнительную литературу.

Варианты заданий студент определяет с помощью ключа. Вариант заданий содержит  теоретический вопрос, задачу, тестовые вопросы.

В начале работы указываются номера заданий. Название раздела и условия заданий приводятся перед началом соответствующего раздела или задания.

Контрольная работа должна быть выполнена самостоятельно и оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам студентов в высшей школе.

Изложение вопросов должно быть последовательным, логичным. В конце работы приводится список использованных источников, оформленный в соответствии с рекомендациями высшей школы.

2 Порядок выбора задания для контрольной работы

Для выполнения контрольной работы студенту необходимо определить варианты теоретического и практического заданий в соответствии с таблицей 1

Таблица 1 - Выбор варианта заданий

 

Последние цифры номера зачетной книжки Номер теоретического вопроса Номер ситуации Номер темы тестовых заданий Последние цифры номера зачетной книжки Номер теоретического вопроса Номер ситуации Номер темы тестовых заданий
1 2 3 4 5 6 7 8
00 22 1 1, 101 20 1 21 21,121
01 23 2 2, 102 21 2 22 22,122
02 24 3 3, 103 22 3 23 23,123
03 25 4 4, 104 23 4 24 24,124
04 26 5 5, 105 24 5 25 25,125
05 27 6 6, 106 25 6 26 26,126
06 28 7 7, 107 26 7 27 27,127
07 29 8 8,108 27 8 28 28,128
08 30 9 9,109 28 9 29 29,129
09 31 10 10,110 29 10 30 30,130
10 32 11 11,111 30 11 31 31,13
11 33 12 12,112 31 12 32 32,14
12 34 13 13,113 32 13 33 33,15
13 35 14 14,114 33 14 34 34,16
14 36 15 15,115 34 15 35 35,17
15 37 16 16,116 35 16 36 36,18
16 38 17 17,117 36 17 37 37,19
17 39 18 18,118 37 18 38 38,20
18 40 19 19,119 38 19 39 39,21
19 41 20 20,120 39 20 40 40,22
Последние цифры номера зачетной книжки Номер теоретического вопроса Номер ситуации Номер темы тестовых заданий Последние цифры номера зачетной книжки Номер теоретического вопроса Номер ситуации Номер темы тестовых заданий
1 2 3 4 5 6 7 8
40 40 41 41,24 70 10 30 71,54
41 39 1 42,25 71 9 31 72,55
42 38 2 43,26 72 8 32 73,56
43 37 3 44,27 73 7 33 74,57
44 36 4 45,28 74 6 34 75,58
45 35 5 46,29 75 5 35 76,59
46 34 6 47,30 76 4 36 77,60
47 33 7 48,31 77 3 37 78,61
48 32 8 49,32 78 2 38 79,62
49 31 9 50,33 79 1 39 80,63
50 30 10 51,34 80 41 40 81,64
51 29 11 52,35 81 9 41 82,65
52 28 12 53,36 82 8 1 83,66
53 27 13 54,37 83 7 2 84,67
54 26 14 55,38 84 6 3 85,68
55 25 15 56,39 85 5 4 86,69
56 24 16 57,40 86 4 5 87,70
57 23 17 58,41 87 3 6 88,71
58 22 18 59,42 88 2 7 89,72
59 21 19 60,43 89 1 8 90,73
60 20 20 61,44 90 12 9 91,74
61 19 21 62,45 91 13 10 92,75
62 18 22 63,46 92 14 11 93,76
63 17 23 64,47 93 15 12 94,77
64 16 24 65,48 94 16 13 95,78
65 15 25 66,49 95 17 14 96,79
66 14 26 67,50 96 18 15 97,80
67 13 27 68,51 97 19 16 98,82
68 12 28 69,52 98 20 17 99,83
69 11 29 70,53 99 21 18 100,84

Варианты заданий

 

3.1 Теоретические задания

1. Психология управления как отрасль научного знания: объект, предмет, задачи и методы психологии управления. Связь психологии управления с другими науками.

2. История становления и развитие психологии управления.

3. Понятие делового общения, его основные функции.

4. Деловое общение как взаимодействие. Типы взаимодействия.

5. Эффекты и проблемы межличностного восприятия в деловом общении.

6. Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления.

7. Деловое общение как обмен информацией. Структура коммуникативного процесса.

8. Коммуникативные барьеры в деловом общении, причины их возникновения.

9. Социально-психологические проблемы управления.

10. Стресс в управленческой деятельности. Причины и последствия появления стрессов.

11. Психологическая защита, формы ее проявления.

12. Психологическая структура личности. Взаимосвязь особенностей личности и эффективности ее профессиональной деятельности.

13. Управление поведением личности в организации.

14. Группа как объект управления. Виды групп. Функции групп.

15. Характеристики малой социальной группы: композиция, структура, групповые процессы.

16. Групповая динамика. Этапы развития и функционирования группы.

17. Коллектив как высшая ступень развития группы: понятие и этапы развития коллектива.

18. Команда: понятие, особенности построения.

19. Сплоченность группы как условие ее эффективности. Понятие сплоченности. Факторы, влияющие на ее возникновение и развитие.

20. Понятие социально-психологического климата, его составляющие. Пути оптимизации психологического климата в коллективе.

21. Психологическая совместимость членов группы: понятие, виды и уровни.

22. Понятие группового давления. Проявления конформизма и деиндивидуализации в деятельности членов группы.

23. Возникновение группового мышления и его влияние на принятие решений в группе.

24. Проявление в групповой деятельности эффектов социальной фасилитации, социальной ингибиции и социальной лености.

25. Методы изучения социально-психологических характеристик личности и группы.

26. Конфликт в организации: определение и виды.

27. Причины возникновения конфликтов в организации.

28. Психологическая составляющая конфликта. Виды поведения в конфликте.

29. Динамика конфликта.

30. Управление конфликтом.

31. Психологические аспекты власти и влияния в организации.

32. Психологическое влияние на подчиненных посредством приказания и убеждения.

33. Психологическое влияние на подчиненных средствами заражения и подражания.

34. Психологическое влияние на подчиненных путем внушения, нейролингвистического программирования.

35. Феномен манипулирования. Сущность и средства манипулирования.

36. Психологические особенности личности руководителя.

37. Роли руководителя в коллективе: виды ролей, их содержание. Этапы вхождения в роль.

38. Коммуникативная компетентность руководителя.

39. Психологические особенности стилей управления. Влияние стиля управления на социально-психологический климат в коллективе.

40. Психологические детерминанты имиджа руководителя.

41. Управление по ценностям.

 

Ситуации

Проанализируйте ситуации

 

Ситуация 1. Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в помещении для курения за беседой.

Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

 

Ситуация 2. Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

 

Ситуация 3. Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.

В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Ситуация 4. Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...

Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные ситуации.

 

Ситуация 5. В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль над его служебной деятельностью.

В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Ситуация 6. На совещании обсуждался вопрос о представ­лении к почетному званию «Заслуженный деятель науки» сотрудника А. Вопрос о представлении к такому званию по соответствующему Положению мог решаться либо открытым, либо тайным голосовани­ем. После короткого обсуждения кандидатуры сотрудник Б. внес пред­ложение: процедуру выдвижения произвести тайным голосованием. Понятно, в результате итоги голосования оказались не в пользу А. Дополнительная информация:

1) инициатором представления А. к почетному званию выступил руководитель коллектива;

2) руководителю были известны негативные высказывания в адрес А. некоторых сотрудников коллектива по поводу якобы имевших место незаслуженных продвижениях по работе (А. до смены руководителя коллектива, которое произошло за два года до представления его к почетному званию, несмотря на успехи в научно-исследовательской деятельности, не находил должной оценки со стороны бывшего руководителя М. С приходом нового руководителя С. А. был назначен на вышестоящую должность);

3) численность коллектива, в котором трудился соискатель почет­ного звания, была небольшая (10 человек); в их числе были чет­веро сотрудников, имевших почетное звание, и трое претендовавших на него.

Ситуация 7. Группа переводов отдела научно-технической информации опытно-конструкторского бюро состояла из пяти женщин и начальника груп­пы Миронова. Он старался не вмешиваться во взаимоотношения переводчиц, которые обычно самостоятельно распределяли работу между собой. Оснований для беспокойства не было: группа не только справ­лялась с работой, но и значительно перевыполняла норму выработки.

Отношения в группе были хорошие. Переводчицы — молодые женщины примерно одного возраста — помогали друг другу. Никаких трений а тем более конфликтов, между ними не возникало. В конце каждой недели происходило традиционное совещание группы, на которой Миронов обычно отмечал хорошую работу всех переводчиц и сообщу, о предстоящих переводах. Сами переводчицы предлагали для перевода дополнительный материал, интересный с их точки зрения.

В группе объектом всеобщей опеки была Зеброва, не имевшая достаточного опыта и квалификации. Эта опека ее немного раздражала, но она с благодарностью принимала помощь. Однажды на традици­онном совещании Зеброва предложила для перевода большую серию статей, содержащих материал по устройству, разработка которого в данный момент в конструкторском бюро явно зашла в тупик. Миро­нов, убедившись в ценности материала, велел Зебровой отложить в сторону остальные переводы и немедленно приняться за эту серию. Зеброва взялась за работу всерьез, не жалея ни времени, ни сил, тру­дилась в субботы, воскресенья и вечерами. Первые же переводы по­могли конструкторам существенно продвинуться в разработке устройства. Деятельность Зебровой была замечена руководством конструкторского бюро. Миронов на совещаниях несколько раз от­мечал полезную инициативу Зебровой, указывая на высокое качество ее переводов. Объем работы, выполненный Зебровой, оказался зна­чительно больше, чем у любой другой переводчицы.

По прошествии примерно двух месяцев обстановка в группе резко изменилась. Миронов, заходя в комнату переводчиц, часто видел, что Зеброва сидит с заплаканными глазами, а в комнате — тягостная ти­шина. Иногда его приход обрывал громкие споры. По всему стало видно, что переводчицы изменили свое отношение к Зебровой. Сна­чала они молча не одобряли ее рвение. Затем начали в ее присутствии обмениваться колкими замечаниями по поводу ее внешности. Потом открыто стали обвинять Зеброву в желании выделиться из коллекти­ва, сделать карьеру. Обстановка все ухудшалась. Общий объем переводов в группе явно уменьшился. Если раньше кое-кто из переводчиц засиживался вечерами, то теперь все, кроме Зебровой, находились на работе строго положенное время и переводов домой не брали. Иссяк­ла и инициатива на традиционных еженедельных совещаниях — все сидели молча и ждали указаний Миронова. Тот пытался было устыдить переводчиц, показать, что они несправедливо относятся к Зебровой, выразить неудовольствие понизившейся выработкой, но из толкнулся на глухое неодобрительное молчание.

Отношения в группе стали улучшаться, когда, договорившись с руководством группы технической информации, Миронов пересадил Зеброву в другую комнату. Теперь переводчицы стали довольно час­то встречаться и во внерабочее время. Однако объем переводов про­должал снижаться и затем стабилизировался, хотя и на неплохом, но несравненно более низком уровне, чем раньше. Это было замечено начальником отдела. Миронов на совещании группы поднимал во­прос о понизившейся выработке и ставил в пример Зеброву. Пере­водчицы апеллировали к существующим нормам перевода. Действи­тельно, норма неукоснительно выполнялась всеми. Тогда Миронов добился введения премиальной системы, поставив премию в зависи­мость от перевыполнения нормы перевода и его качества. Оклады были изменены таким образом, что переменная часть заработной пла­ты могла составить до 30 % ежемесячного заработка. Результат ока­зался неожиданным — все четыре переводчицы положили на стол Миронова заявления об увольнении. Уговоры не помогли: через две недели в группе переводов осталась одна Зеброва.

Ситуация 8. На совещании вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали раз­говор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

 

Ситуация 9. Всякий раз, когда вы ведете совещание, разбирая недочеты в работе, критикуете работу одной из подчиненных и спрашиваете, почему она так по­ступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не зна­ете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что же можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

 

Ситуация 10. На совещании Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоцио­нально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний — она рас­плакалась. Как довести до нее свои соображения?

 

Ситуация 11. С 1 января 2015 г. изменились система нумерации счетов, форматы платежных поручений и других расчетно-денежных документов.

Один из клиентов банка постоянно нарушает новые правила: то укажет неверный счет, то платежное поручение составит не по формату, то еще что-нибудь оформит не так как надо.

Обычно в банк с этими документами приезжал рядовой бухгал­тер фирмы. Если документы были не в порядке, он ехал обратно и переделывал их. Однако в этот раз в банк приехал главный бухгал­тер и привез соответствующие документы. Он отдал эти докумен­ты экономисту, обслуживающему их. Экономист, внимательно просмотрев документы, вернул их обратно со следующими словами:

-   Я не могу принять к исполнению эти документы, так как они неправильно оформлены, некоторые счета указаны неверно.

Клиент (главбух фирмы) спросил:

-   Как это неверно? Здесь все указано как надо и в полном объ­еме! Вы, пожалуйста, не придирайтесь, а выполняйте свою работу!

На это экономист ответил:

- Я в отличие от Вас знаю свою работу, и не моя вина, что в Вашей фирме никто ничего не слышал о новых требованиях. Вот Вам новые правила, идите, сядьте в кресло и почитайте, потом переделайте все документы и приходите ко мне.

После этого ответа сотрудника банка клиент возмущенно зая­вил:

-   Ну это уже издевательство! Не надо мне тыкать Вашими пра­вилами! Так как в Вашем банке не идут навстречу клиентам, то мы немедленно закрываем здесь свой счет и переходим на обслужива­ние в другой банк!

Охарактеризуйте особенности деструктивного поведения кли­ента банка.

Ситуация 12. Участники: президент банка Иванов и генеральный директор торговой фирмы Петров.

Торговая фирма захотела взять кредит в банке сроком на один год. Банк предоставляет ей этот кредит под 1 % годовых. Составля­ется договор между юридическими лицами, который дополняется личной устной договоренностью о том, что Петров 5% суммы кре­дита выплачивает лично Иванову.

По истечении срока кредит вовремя не возвращается, кроме то­го, Петров решает, что 5 % Иванову слишком много и он вполне обойдется суммой в 1 %.

Так как срок истек, включились штрафные санкции за неустой­ку (это 20 %). Петров, желая погасить свой кредит, направляет в банк необходимые средства, рассчитывая штраф погасить позже. Однако Иванов поступающие средства зачисляет в счет погашения штрафа, а на сумму кредита продолжает и дальше начислять про­цент неустойки, игнорируя требования Петрова.

Петров начинает терпеть серьезные убытки. Иванов оказывает­ся юридически правым, поэтому Петров, чтобы не доводить дело до полного разорения своей фирмы, решает, по совету знакомых, выполнить условия устного договора и выплачивает долг Иванову.

Как только его личный интерес был учтен, Иванов реализует свои обязательства перед Петровым и закрывает его задолжен­ность перед банком в нужном торговой фирме направлении, то есть погашает основной долг Петрова банку, а не штрафные про­центы.

Охарактеризуйте особенности деструктивного поведения обоих участников сделки.

 

Ситуация 13. "Я хочу описать ситуацию, в которой главным действующим лицом была моя подруга. Она жила в другом городе, а в этом сняла комнату. Квартирная хозяйка сначала показала себя только с хоро­шей стороны. Она сама покупала продукты, готовила на двоих и т.п. Но прошло немного времени и оказалось, что она - большая любительница выпить Однажды в пьяном бреду она сказала от­крытым текстом, чтобы та убиралась из ее квартиры. Тане два раза повторять было не надо. Она сразу позвонила по нескольким имеющимся у нее телефонам и уже через день переехала на новую квартиру. Однако проблема состояла в том, что Таня заплатила за месяц вперед, а прожила у этой женщины всего неделю. Когда она переезжала, хозяйка сказала, что отдаст ей оставшиеся деньги только после того, как Таня оплатит все счета за междугородные телефонные звонки.

Счета, естественно, еще прийти не могли, так как звонки были сделаны накануне. Чтобы побыстрее вернуть свои деньги, Таня через несколько дней сходила на Центральный переговорный те­лефонный узел и оплатила счета, а квитанции взяла, чтобы пока­зать хозяйке.

Когда Таня пришла за деньгами и принесла квитанции, хозяйка заявила, что все это вранье и пока она не получит счета по почте, разговаривать с ней не будет. Доводы, что оплаченные счета по почте не приходят, на нее не действовали. Поэтому в первый раз подруга ушла ни с чем. Она стала теперь регулярно звонить хозяй­ке и спрашивать, когда можно прийти за деньгами. Однако на все свои вопросы она сначала получала невразумительные ответы, а затем та и вовсе стала бросать трубку.

Поэтому однажды Таня решила приехать для серьезного разго­вора, а я ее сопровождала в этой поездке. Когда мы позвонили, хозяйка открыла дверь абсолютно спо­койная и уверенная в себе. Мы сразу заметили, что она опять была "под градусом". Она сразу же заявила, что денег у нее нет и чтобы мы выметались по-хорошему. Эту просьбу мы спокойно проигно­рировали и дали понять, что без денег не уйдем. Будучи в нетрез­вом состоянии, хозяйка начала на нас орать. Когда подруга ответи­ла ей тем же тоном, хозяйка совсем взбесилась и начала толкаться, показывать фиги и ругаться матом. Они сцепились, и я с трудом их растащила по углам.

Сидя на безопасном друг от друга расстоянии с трясущимися от переполнявших их чувств руками, они продолжали выяснять отношения. Правда, теперь разговор протекал уже в более спокой­ных тонах. Хозяйка стала убеждать нас, что денег у нее нет, что пенсию не приносят и т. д. и т. п. Тогда мы сказали, что согласны подождать до пенсии, если она даст в залог какую-нибудь дорогую вещь, кажется, мы показали на норковую шапку. На это предложе­ние последовал новый взрыв эмоций. Она закричала, что хоть убейте ее, денег все равно нет, соскочила со стула, схватила верев­ку и сказала, что пойдет в ванну и повесится. Мы усадили ее на место, забрали веревку и предложили деньги поискать вместе. На это она удивительно легко согласилась и сказала, что если мы деньги найдем, то можем их забрать. Но потом вдруг резко изме­нила решение и попыталась вытолкать нас из квартиры силой. Ко­гда у нее это не получилось, она сказала, чтобы мы вышли, а она нам скинет деньги с балкона.

Мы обвинили ее в нелогичности, так как пять минут назад она говорила, что денег у нее вообще нет. Естественно, мы уходить из квартиры не собирались. На это заявление последовал ураган уг­роз. На что моя подруга ответила, что мы сами девчонки-то моло­дые и, следовательно, у нас есть молодые друзья, которым не со­ставит труда выставить ее из этой квартиры.

И тут мы поняли, что попали в точку, потому что хозяйка резко побледнела, потом на щеках выступили некрасивые пятна, и даже показалось, что она сразу протрезвела. Еще через несколько минут пререканий она достала из стиральной машины пачку денег и от­считала Тане положенную сумму. Причем осталось там раз в 10 больше, это была довольно внушительная пачка денег.

После этого она, сразу подобревшая, разулыбавшаяся, прово­дила нас до подъезда, расцеловала обеих и потом еще помахала. рукой с балкона. Видимо, действительно подействовала угроза лишить ее квартиры. Однако никаких таких влиятельных молодых друзей у нас с Таней не было".

Охарактеризуйте особенности деструктивного поведения уча­стников переговоров.

 

Ситуация 14. Успешно ведя переговоры, Вы соглашаетесь в том числе и на то, что выходит за рамки Ваших полномочий. У Вас есть серьезные опасения, что Ваше руководство принятое Вами решение может не одобрить.

- сформулируйте и запишите все возможные модели поведения в данной ситуации;

- оцените их с точки зрения возможных приобретений и потерь;

выберите наилучший вариант из них.

 

Ситуация 15. Вы являетесь руководителем делегации и ведете переговоры по поводу получения весьма крупного и выгодного Вам контракта. Вдруг в середине переговоров один из членов Вашей делегации выступает с инициативой, которая идет вразрез с Вашими планами.

- сформулируйте и запишите все возможные модели поведения
в данной ситуации;

- оцените их с точки зрения возможных приобретений и по­терь;

выберите наилучший вариант из них.

Ситуация 16. Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окон­чившего Институт внешнеэкономических связей, экономики и пра­ва), который превосходно справляется с работой. Он провел уже не­сколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем, он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с Услуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секретаря по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

 

Ситуация 17. Вы являетесь партнером в фирме, занимающейся покупкой билетов в городах С и Н. Цель вашей фирмы — приобретение билетов на популярные концерты и спортивные со­ревнования, которые будут перепроданы. Ваши потенциальные клиенты — это должност­ные лица высших уровней, которые не имеют достаточно времени стоять в длинных оче­редях за билетами.

Каждому официально разрешается приобретать только четыре билета на одно пред­ставление. Раньше вы нанимали студентов, которые стояли в очередях и приобретали билеты. Даже выплачивая минимальную зарплату, вы поняли, что такой метод действия слишком дорог, чтобы получать нормальную прибыль.

Вскоре вы обнаружили, что существует другой, менее дорогой способ обеспечить по­купку билетов. Несколько недель назад вы наняли для этого бездомного. Пока он стоял в очереди, вы обеспечивали его двухразовым питанием. В обмен на четыре билета вы пла­тите ему 100 рублей. Оставшись довольным проделанной работой, вы нанимаете еще без­домных. Создается впечатление, что они остаются довольны оплатой работы и едой, ваши прибыли постепенно возрастают.

Казалось, все шло отлично до вчерашнего вечера, когда вам позвонили из отдела по продаже билетов. Менеджер был расстроен двумя вещами. Во-первых, поступили жалобы от обычных покупателей билетов, что они стоят часами в очередях только для того, чтобы узнать, что все билеты проданы. Во-вторых, поселения бездомных перед отделом по про­даже билетов портят внешний вид и имидж предприятия. Один особенно разгневанный покупатель устроил скандал из-за того, что он вынужден стоять в очереди с "грязными, немытыми бомжами".

Сегодняшняя утренняя газета сообщила о вашем бизнесе. Очень обеспокоенный, с газетой в руке ваш партнер ворвался к вам в кабинет. Заранее прочитав статью, вы по­спешно говорите; "Честно говоря, эта статья явилась настоящим сюрпризом для меня. Мне казалось, что мы не только предоставляем услуги нашим клиентам, но и помогаем бездомным — обеспечиваем их пищей и деньгами, которых они не имели бы без нас".

Успокоившись, партнер просит провести тщательный анализ ситуации, и вы соглаша­етесь предоставить ему отчет в письменной форме. Проводя анализ, вы задаетесь слеующими вопросами. Действительно ли вы помогаете бездомным или вы только пользу­етесь их затруднительным положением? Наносите ли вы кому-нибудь вред? Следует ли вам продолжать свою деятельность, нанимая бездомных? Следует ли вам внести некото­рые изменения в вашу деятельность?

а) Продумайте ответы на следующие неоднозначные воп­росы:

• Какие факты необходимо принять во внимание?

• Какие этические последствия будут при принятии решения продолжать нанимать бездомных?

• На каких категориях отразится это решение?

• Какие законные/договорные условия должны быть учтены?

• Обеспечивает ли этический свод законов решение данной проблемы?

• Какие плюсы и минусы будут существовать для каждой категории?

• Какие обязательства перед каждой категорией возникают у компании?

• Что должна предпринять фирма?

б) Выделите основные моменты в вашем докладе партнеру.

в) Составьте отчет для вашего партнера.

 

Ситуация 18. Компания "К", основной поставщик частей двигателя для завода, производящего са­молеты, разработала новый технологический процесс. Этот метод сокращает цену произ­водства на 11%. Новый продукт удовлетворяет стандартам компании, государства и по­требителей; но риск неудачи выше по сравнению с использованием ныне существующей, более дорогой технологии. Неудача, если это произойдет, вызовет отказ работы двигате­ля во время полета.

а) На основе анализа какие решения вы примете? Выделите основные моменты вашей позиции.

б) Как вице-президент по производству, вы резко выступаете против применения но­вого процесса производства. Поэтому вам поручено разработать новый, более эффектив­ный технологический процесс. Должен ли ваш доклад начальству включать моменты, со­ответствующие этическим нормам? Или вы должны указать только те детали, которые требует начальство для применения проекта? Выделите основные моменты вашего док­лада.

в) Составьте отчет президенту компании и руководству по производству.

Ситуация 19. Корпорация " N " нанимает пятерых работников для производства детали В-132. Отдел по производству выдвинул идею закупить специальную машину, которая может обеспе­чить тот же объем производства при снижении затрат на 75 тыс. руб. Пять человек ока­жутся без работы при принятии такого решения. В прошлом году корпорация получила прибыль в размере 60 млн руб., или 3 руб. за акцию (20 млн акций). Выступая в роли вице-президента по производству, вы должны сделать отчет президенту компании.

а) Основываясь на анализе, какое решение вы примете?

б) Выделите основные моменты вашего доклада президенту компании.

в) Составьте отчет президенту компании.

Ситуация 20 . В НИИ одного министерства по приглашению директора вливается группа молодых исследователей, которая получает статус лаборатории, а ее лидер — молодой и талантливый ученый — должность начальника.

В коллективе НИИ создание лаборатории было встречено насторо­женно. Молодые люди были полны энтузиазма и в то же время отлича­лись некоторым высокомерием по отношению к остальным сотрудни­кам института. Директор института поддерживал лабораторию, направ­лял в нее основные ресурсы — ставки, оборудование.

Эта поддержка была не совсем бескорыстной — лаборатория, раз­рабатывающая перспективное направление в науке, должна была по­править репутацию института, который считался одним из самых кон­сервативных среди смежных НИИ. Отчасти по этой причине между директором и руководителями министерства сложились напряженные отношения.

Многие из сотрудников, в основном старые друзья директора и его ученики, вместе с которыми он создал институт, были недовольны рос­том влияния новой лаборатории, ощущая угрозу своей деятельности, тем более что часть старых кадров не могла освоить новые методы. По их мнению, самым верным способом дискредитации лаборатории было бы доказательство неприменимости для института предлагаемых ею новых методов исследования и демонстрация практической неопытности молодых сотрудников лаборатории. В институте начались конфликты, в которых директор пытался играть роль олимпийского миротворца.

Но старым сотрудникам института удалось убедить директора, что начальник лаборатории покушается на его пост, тем более что у послед­него установились хорошие контакты с директорами смежных НИИ и руководством министерства. Лаборатория лишается всякой, в том числе и материальной, поддержки директора. Тогда эту функцию взяло на себя министерство: целевые ассигнования стали направляться прямо в лабо­раторию через директора. Обстановка в институте резко обострилась, и, чтобы как-то оздоровить ее, руководство министерства решило выделить лабораторию из состава НИИ, причем большая доля финансирования, предназначавшегося ранее НИИ, стала направляться в лабораторию. Те­перь конфликт перерос в конфликт между двумя организациями.

Лаборатория быстро росла. По квалификационному уровню со­трудников она была выше НИИ, по численности сравнима с ним, а по результатам деятельности ушла далеко вперед. Начальник лаборатории по своему положению стал равен директору НИИ. И когда директор института ушел на пенсию, министерство отдало приказ о слиянии НИИ с лабораторией и о назначении начальника лаборатории директо­ром НИИ. Поскольку создавалась новая организация, все сотрудники лаборатории и НИИ должны были вновь поступать на работу. Мини­стерство бралось трудоустроить всех, кого директор нового НИИ не считал возможным оставить в институте. Естественно, лаборатория во­шла в НИИ в полном составе, и ее сотрудники заняли ведущие посты.

Предположите психологические особенности дальнейшего общения руководителя и сотрудников. Оцените степень конфликтности ситуации.

Ситуация 21. Шло совещание у начальника ОРСа. Подводились итоги трудового соревнования за год среди предприятий общественного питания. По всем показателям на первое место претендовала столовая № 3. Возра­жения были только у главного инженера-кулинара ОРСа Евдокимова, сообщившего, что проведенные им на днях анализы в столовой № 3 выявили занижение калорийности пищи против нормы, причиной которого может быть либо недовложение продуктов, либо нарушение технологии. В связи с этим он считает, что присваивать столовой классное место пока рано.

Выступление Евдокимова вызвало негодование директора столовой Ширковой, уже немолодой, но энергичной женщины, с большим опытом работы в общественном питании. «Как вам не стыдно, — обрушилась она на Евдокимова, — использовать служебное положение для сведения личных счетов». А комиссии пояснила: «Моя столовая — ближайшая к управлению, и Евдокимов часто заходил к нам обедать. Но в перерыв очереди всегда большие, поэтому он обычно обедал у меня в кабинете, я сама его обслу­живала, чтобы никого не отрывать от работы. Но вот однажды, месяца два назад, я не смогла его обслужить — была занята — и попросила Евдокимо­ва пообедать в общем зале. Он, как видите, запомнил этот случай. Его ана­лизам я не верю. У нас всегда аккуратно готовят, я сама бываю на закладке продуктов».

Предположите результаты совещания. Что должен сделать руководитель, чтобы локализовать конфликт?

Ситуация 23. К вам пришел посетитель. Перед вашим столом несколько стульев. Приглашая садиться, укажете ли вы на конкретный стул?

 

Ситуация 24. Кто должен начинать беседу: хозяин кабинета или посетитель ? Какими словами это лучше делать?

 

Ситуация 25. Хозяин кабинета говорит: «Слушаю вас» и при этом пишет (или читает). Начнете ли вы излагать свой вопрос ?

 

Ситуация 26. Партнер опоздал на встречу на 8 минут. Как вы отреагируете на это?

 

Ситуация 27. Во время деловой встречи партнер смотрит на часы. Этично ли это ?

Ситуация 28. Звонит равный вам по статусу деловой человек. Кто из вас имеет право дать знак к окончанию разговора?

Ситуация 29. Партнер начал разговор с утверждения, что звонил вам. По показаниям телефонного сервера вы точно знаете, что не звонил никто. Что вы скажете на это?

 

Ситуация 30. Должен ли мужчина снимать головной убор при входе в учреждение?

Ситуация 31. Как мужчина должен сопровождать даму, спускающуюся (поднимающуюся) по лестнице?

Ситуация 32. Всегда ли мужчина должен пропускать женщину у двери вперед?

Ситуация 33. Встреча с высокопоставленным руководителем назначена на 13.00. Когда вы планируете появиться в его приемной?

Ситуация 34. Встреча с деловым партнером назначена на 11.20 на нейтральной территории. Во сколько вы собираетесь появиться в назначенном месте?

Ситуация 35.  Во время деловой беседы принесли чай. Вы нечаянно уронили чайную ложку на пол. Ваши действия?

Ситуация 36. Один из участников деловой встречи чихнул. Ваша реакция?

Ситуация 37.  К двери лифта одновременно подошли два не знакомых между собой деловых человека (одного пола, возраста, положения). Кнопка вызова нажата до них; открывается дверь— в лифте есть место только для одного из них. Оба спешат, опаздывают. Кто из них имеет преимущество ?

Ситуация 38. Вам предлагают пройти в дверь первым. Какие у вас есть варианты ответа?

Ситуация 39. Кто имеет преимущество в дверях— выходящий или входящий?

Этот вопрос актуален, как и предыдущие три, только для людей одинакового статуса. В противном случае различны и действия: мужчина пропускает женщину, подчиненный — начальника, младший— старшего, хозяин— гостя, учащийся— преподавателя и т.п.

Ситуация 40. Нужно ли постучать в дверь, перед тем как войти в кабинет?

Ситуация 41. Когда мужчине следует пропустить даму вперед, а когда пройти первым?

 

 

3.3 Тестовые задания

1. Управленческая психология изучает следующие проблемы:

1) соответствие работника конкретной организации

2) соответствие работника его профессии

3) анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие

коллектива

4) изучение личности работника в организации

5) профессиональный отбор

6) профориентация

2. Психология— это:

1) наука о поведении

2) наука о душе

3) научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое

применение получаемых знаний

4) наука о сознании

5) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических

процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и индивидов

человеческого рода

3. Объектом управленческой психологии является:

1) закономерности развития трудовых навыков

2) организованная деятельность людей

3) люди, включенные в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована

на корпоративно-полезные цели

4) изучение наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где

протекает деятельность человека

4. Назовите объективные и описательные методы психологических исследований:

1) идентификация

2) наблюдение

3) эмпатическое слушание

4) беседа

5) эксперимент


Дата: 2018-12-21, просмотров: 285.