В. О. Ключевский. Курс русской истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(извлечение)

По мере того как государственное хозяйство становилось сложнее, административные задачи делались разнообразнее, развивалось и письменное делопроизводство. Тогда боярину введенному понадобилась особая канцелярия с дьяком и подьячим, секретарем и подсекретарями, иногда еще и товарищ для совместного ведения дел. Как скоро в ведомстве складывался такой штат, с той минуты и возникал приказ как постоянное учреждение. Так, ведомство удельного дворецкого превратилось в приказ Большого дворца, ведомство боярина конюшего — в Конюшенный приказ и т. д.
Но рядом с приказами, которые развивались из прежних дворцовых ведомств, возникали приказы новые, для которых не было соответственных частей при удельном дворце. Эти приказы вызывались новыми потребностями государственной жизни. Теперь, с одной стороны, возникали такие правительственные задачи, которые не укладывались в тесные рамки дворцового хозяйства, с другой — все сильнее чувствовалась потребность стянуть к центру такие правительственные дела, которые прежде находились в безотчетном распоряжении областных правителей. Так в центре накоплялось много новых правительственных дел и задач. По мере их накопления и возникали один за другим новые приказы в продолжение XV и XVI вв. В удельное время князь в несложных внешних своих сношениях обходился без особого лица, для них назначенного: каждый вопрос внешней политики разрешался самим князем с боярами введенными. Когда внешние отношения Московского государства усложнились, в Москве появился приказ, их ведавший, — Посольская изба, министерство иностранных дел. В удельное время военно-служебные дела служилых людей по своей простоте также не требовали особого ведомства. В XV и XVI вв., когда служилый класс разрастался все более, а войны учащались, военным делом и классом стало заведовать особое место, получившее название Разряда, или Разрядного приказа. С развитием служилого землевладения, поместного и вотчинного, возник Поместный приказ. Таков один ряд новых приказов, вызванных усложнением центрального управления. Другой ряд возникал вследствие правительственной централизации. В удельное время много правительственных дел отдано было в бесконтрольное распоряжение областных правителей; теперь интересы государственного порядка потребовали установления известного надзора за действиями кормленщиков. Удельные наместники и волостели ведали все уголовные дела; теперь важнейшие преступления изъяты были из их компетенции, и для решения таких дел создан был особый приказ — Разбойный. Удельные областные правители ведали все дела о холопах; теперь эти дела подчинены были особому центральному учреждению — Холопьему приказу. Так мозаически пристраивались новые приказы к старым, и к концу XVI в. они образовали сложное здание московской приказной администрации, в которой считалось не менее 30 особых учреждений.

4. Для изучения вопроса о нестяжателях и иосифлянах используется рабочий лист урока, включающий фрагменты источников, вопросы и задания.
Задание 1. Проанализируйте отрывки из источников и определите, какие представления о происхождении и сущности государственной власти они выражают.

Источник 1

Мы божьей милостью Государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей. А поставление имеем мы от Бога, как наши прародители, так и мы (ответ Ивана III послу императора Священной Римской империи).

Источник 2

Кесарь римский, обладатель всей вселенной, когда стал изнемогать, разделил вселенную между братьями и сродниками своими и брата своего Пруса посадил на берегах Вислы-реки по реку, называемую Неман... а от Пруса четырнадцатое колено — великий государь Рюрик (Сказание о великих князьях Владимирских).

Источник 3

Так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. И следует тебе, царь, это блюсти со страхом божьим (Филофей. Послание Василию III).

Источник 4

Владимир Мономах, вокняжившись в Киеве, послал воевод своих на Царьград. Византийский царь Константин Мономах, стремясь прекратить войну, отправил в Киев крест из животворящего древа и царский венец со своей головы — шапку Мономаха. Греческий митрополит, передавая дары, именем своего царя просил у князя киевского мира и любви, чтобы все православие в покое пребывало «под общею властью нашего царства и твоего великого самодержавства Великие Руси». Владимир был венчан этим венцом и стал зваться Мономахом, боговенчанным царем Великой Руси. «Оттоле тем царским венцом венчаются все великие князи Владимирские» (по Сказанию о великих князьях Владимирских).

Источник 5

Старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь Третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится (Филофей. Послание Василию III).

Задание 2. Важнейшей частью церковно-политической жизни в XVI в. стала борьба нестяжателей и иосифлян.
1. Сравните противоборствующие религиозные направления второй половины XV в. Чьи идеи ближе вашему мировоззрению? Аргументируйте свой ответ.

Позиции для сравнения Нестяжатели Иосифляне
Главные представители Нил Сорский (1433— 1508), монах Кирилло-Белозерского монастыря Иосиф Волоцкий (1439—1515), игумен Волоколамского монастыря
Отношение к церковной собственности    
Отношение к наказанию еретиков    
Отношение к государственной власти    
Судьба    

2. Определите, кому принадлежит каждое высказывание — нестяжателям или иосифлянам.

1) Царь естеством подобен есть всем человекам, властию же подобен вышнему Богу.
2) По скончании же жизни сей что происходит? Утверди свою мысль в сказанном. Если кто славу, и честь, и богатство имел, не все ли они обратились в ничто? Как тень мимо прошли и как дым исчезли...
3) Стяжание от чужих трудов несть нам на пользу.
4) Избегай обычных своих собеседников, рассуждающих о мирском и пребывающих в иных мирских попечениях, таких, как преумножение монастырского богатства и стяжание имений. Ибо кажется им, что творят они сие во имя благодати, но, по незнанию Божественных писаний или в соответствии со своими пристрастиями, представляют, что они живут добродетельно.
5) Разузнайте и подумайте, кто и когда из воссиявших в святости и заботящихся о сооружении монастырей стремился присоединить села к своему монастырю, когда обращался он к царю и князьям с просьбой о льготах или с жалобой на обиды подвластных ему селян.
6) Храни же себя и старайся не укорять и не осуждать никого ни в чем, даже если и увидишь что-либо не благоугодное. Но вини во всем самого себя, грешного и непотребного.
7) Следуя этим божественным пророческим и апостольским текстам и преданию, благочестивые и православные цари... отправляли в заключение и подвергали жестоким казням вероотступников и еретиков.

3. Какие последствия для жизни общества, для развития культуры имела победа иосифлян над нестяжателями?
Выполнив задание 1, учащиеся делают вывод, что к началу XVI в. представление о верховной власти в Российском государстве зиждилось на трех основаниях: божественное происхождение власти, российский государь — защитник всех православных на земле, преемственность власти через Византию от Древнего Рима. В московской летописи появляется новое родословие русских князей, ведущее их род прямо от императора римского.
Учитель напоминает, что церковно-политические теории были важнейшим инструментом политической жизни. Учащимся предлагается вопрос: «Каких действий внутри России и за ее пределами требовала от российского государя теория «Москва — Третий Рим»: «все христианские царства сошлись в одно твое... два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать»?»
Подводя итоги урока, учитель просит определить особенности политической жизни, социального развития, экономики и идеологии, проявившиеся в России в первой трети XVI в.

Дополнительный материал для учителя













Дата: 2018-12-21, просмотров: 474.