Предмет теории государства и права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет теории государства и права.

Каждая наука имеет свой предмет исследования.

Теория государства и права изучает общие закономер­ности возникновения, развития, назначения и функциони­рования государства и права. Она как бы вычленяет государ­ство и право из всей системы общественных явлений и ис­следует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматриваются в связи с экономи­кой, политикой, моралью, культурой и другими обществен­ными феноменами.

Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и го­сударства, роль и место государства и права в политичес­кой системе общества. Она изучает не только государствен­но-правовые явления и процессы, но и представления лю­дей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права единая наука. Но, оставаясь целост­ной наукой, она подразделяется на две относительно само­стоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение)

Итак, предметом теории государства и права высту­пают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

 

Теория государства и права в системе юридических наук.

ТГП.

История юридических наук (история отечественного ГП, зарубежных стран)

Отраслевые.

Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная психология)

Международное право.

ТГП выступает теоретической базой для всех иных юридических наук. Именно она разрабатывает основные понятия и категории юриспруденции.

ТГП является методологической основой для других юридических наук.

ТГП является вводной наукой, именно с нее начинается изучение юриспруденции. Она является общей наукой, т.к. оперирует общими понятиями и категориями и нацелена на изучение общих закономерностей возникновения, развития и функция государства и права.

ТГП – наука фундаментальная, а не прикладная, ее интересы – разработка общей теоретической базы.

ТГП имеет обратную связь с юридическими науками. Она получает от них соответствующие государственно-правовые материалы, необходимые для последующего анализа и обобщения.

 ТГП тесно связана не только с юридическими науками, но и с общественными:философия;политика;социология;экономика и т.д.

 

 

Участие органов государственной безопасности в реализации функций государства.

Габбер
эк.ф-я-создаются предприятия,учреждения,организации,занимающиеся производственной деятельностью и необходимые для выполнения возложенных на них задач и обеспеч. Их деятельности
идеол-подготовка и воспитание собственных кадрови для др минист и ведомств,проводят научные расследования,профилактическую работу,выставки,встречи с гражд РФ,выступл сотрудниках в сми

Функция охраны госва

 

 



Принципы  и функции права.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе..

Правовые принципы подразделяются на общеправовые, от­раслевые и межотраслевые.

Общеправовые принципы имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:                                             

принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

принцип равноправия закрепляет равный правовой ста­тус всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

принципа законности означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек­тивных прав в судебной порядке.

Отраслевые принципы действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права: принцип гласности, состязательности, неотвратимости юридической ответственности и т.д.

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существуют общесоциальные и специально юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни: политическая функция, экономическая, воспитательная.

Специально юридические функции – это функции, посредством которых определяютсясредства и приемы регулирования общественных отношений:

 1.Регулятивная функция – это функция, направленная на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

2.Охранительная функция –это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав;

3.Компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

4.Восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

5.Ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения.

6.Карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

 

 

33.Понятие законности и ее основные принципы (требования).

Законность - это соблюдение всеми субъектами права законных и подзаконных актов.

Для законности необходимо: 1) наличие правовых, справедливых, научно-обоснованных

законов (содержательная  сторона); 2)их выполнение(формальная сторона).

Принципы:

1) единство (понимание и применение законов должно быть одинаковым на всей территории страны);

2) верховенство Конституции и закона;

3) гарантированность прав и свобод;

 4) связь законности с культурой ( от культурного уровня должностных лиц зависит состояние законности) ;

 5) недопустимость подмены законности целесообразностью;

6) принцип презумпции невиновности, закреплен в Конституции. 

 

Понятие правопорядка.(ПР).

ПР представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение

субъектов является правомерным, это состояние урегулированности социальных

связей. ПР - результат действия права и законности., его социальное

назначение - развитие общества на основе справедливости, способность

гарантировать основные права и свободы человека, возможность обеспечение и

соблюдение групповых интересов.

 Особенности ПР.:1) он запланирован в нормах права; 2)обеспечивается гос-вом;.3)делает человека   более свободным, облегчает жизнь; 4) возникает в результате реализации правовых норм; 5)выступает итогом законности.

Следует различать понятие  ПР и общественный порядок (это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых норм-законности, но и социальных норм-дисциплины),это понятие более широкое, основой его является .ПР. Законность, демократия и ПР взаимосвязаны. Подлинная демократия невозможна без ПР и законности, но и ПР. и законность не будут приносить людям пользу без

демократии,, с помощью кот. можно изменять нормативную базу законности и ПР. Укреплению ПР. способствуют такие проявления демократии как демократичность законов, контроль общества за реализацией законов, и др.

 

Виды правосознания.

Виды правосознания:

1)в зависимости от глубины отражения правовой действительности:

- обыденное, которое формируется стихийно, отражает внешние стороны правовых явлений и выступает в форме правовой психологии,

- теоретическое, которое отражает внутренние стороны правовых явлений и выступает в абстрактной и систематизированной форме (правовая наука и идеология),

- профессиональное, которое складывается у юристов в процессе получения ими юридического образования и опыта;

2)в зависимости от субъектов правосознания: общественное, групповое(классовое), индивидуальное.

 

Понятие правовой культуры.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономичес­ким строем качественное состояние правовой жизни об­щества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосозна­ния и в целом в уровне правового развития субъекта (че­ловека, различных групп, всего населения), а также степе­ни гарантированное государством и гражданским обще­ством свобод и прав человека.

Правовая культура – особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

Элементы структуры правовой культуры:

1. уровень развития правового сознания населения, т. е. насколько освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении населе­ние, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний.

2. уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность состоит из теоретической — деятельность юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и правореализующей деятельности.

3.  уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепля­ется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система за­конодательства.

Функции правовой культуры:

1.познавательная преобразовательная (связана с теоретической и организаторской деятельностью);

2.праворегулятивная (направлена на обеспечение устойчивого функционирования всех элементов правовой системы);

3.ценностно-нормативная (проявляется в жизненных фактах имеющих ценностное значение);

4.правосоциализаторская (проявляется в формировании правовых качеств личности);

5.коммуникативная (осуществляется посредством общения общения граждан в юридической сфере).

Виды правовой культуры:

1.правовая культура личности – это культура отдельного человека;

2.правовая культура общества – это часть общей культуры, которая показывает уровень правового сознания и правовой активности общества;

3.правовая культура социальной группы – специфическая культура для таких социальных групп, как молодежь и профессиональные группы и т.д.

 

 

Понятие субъекта права.

Субъекты права – это потенциальные участники правоотношений, это лица, которые лишь могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект правоотношения – это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения. (еще определение - субъект правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юр. обязанностями). Любой субъект правоотношения – это всегда субъект права(без этого он просто не смог бы стать таковым), но не всякий субъект права – участник того или иного конкретного правоотношения.

 Чтобы стать субъектом надо быть право- и дееспособным. Правоспособность-это способность

индивида иметь права и обязанности. Дееспособность-это способность лица

своими действиями осуществлять права и обязанности, связана с психическими

и возрастными свойствами и зависит от них. Виды:  полная дееспособность(с

18 лет); частичная ( с 14 до 18 лет).

Правоспособность и дееспособность неразделимы и наступают одновременно. Правосубъективность это правоспособность и дееспособность вместе взятые и характеризующие лицо именно как субъекта права.

 

Государство субъекты права.

Государство в целом выступает в качестве субъекта права в государственно-

правовых (межгосударственные, между республиками и Федерацией) и некоторых

имущественных (при выпуске облигаций внутригосударственного займа, в

отношении права собственности на бесхозяйное имущество, на клады и т. д.)

взаимосвязях, является собственником предприятий промышленности,

транспорта, связи и др.

 

Содержание правовых отношений.

Юридическое содержание правоотношения — это возможность определенных

действий управомоченного, необходимость определенных действий или

необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое

— сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и

фактическое содержание не тождественны. Первое включает в себя неопределенное количество возможностей. 

Содержание правоотношения — это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей.

Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между

отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные — между субъектом права

и обществом (всяким и каждым).

Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в целях

удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная

юридическими обязанностями других лиц.

Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная

возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения,

которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного

права, не обеспеченного обязанностью.

 

Акт применения норм права.

Под актом применения норм права понимается официальный акт, который содержит государственно-властное решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу.

К особенностям актов применения права относятся следующие: содержат решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу и государственно-властное решение, которое является обязательным для соблюдения и исполнения всеми, имеют установленную законом форму, осуществляют регулирование конкретного правового отношения.

Форма актов применения права бывает письменной, устной и конклюдентной.

Содержание акта применения права:

1)вводная часть(наименование акта и издавшего его органа, дата и место издания);

2)описательная (констатирующая) часть (перечисления фактических обстоятельств юридического дела);

3)мотивировочная часть (юридическая оценка фактических обстоятельств);

4)резолютивная часть (решение по делу);

5)подписи лиц, принявших акт.

Содержание акта применения права должно соответствовать требованиям  законности, обоснованности, целесообразности и справедливости.

Акты применения права подразделяются:

1)по субъектам применения права: акты федеральных органов власти и управления, органов власти и управления субъектов РФ, органов местного самоуправления и локальные акты;

2)субъектному составу: коллегиальные и единоличные;

3)предмету правового регулирования: конституционно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и т.д.;

4)форме правоприменительной деятельности: исполнительные и правоохранительные;

5)функциональному признаку: регламентирующие и правообеспечительные;

6)форме внешнего выражения: акты-документы, т.е. надлежаще оформленные в письменной форме решения компетентных органов, и акты-действия, т.е. словесные, конклюдентные акты применения права;

7)юридическому значению: основные, содержащие решение по конкретному юридическому делу; вспомогательные, содержащие подготовительные предписания издания основных актов применения права;

8)времени действия: акты однократного применения и длящиеся акты.

 

75. Способы уяснения содержания нормативных правовых актов.

(уточнить подходит ли этот ответ для нормативных правовых актов, т.к. в ответе речь идет о праве)

Толкование права - это выяснение точного смысла, содержания толкуемой правовой нормы. Этапы толкования права тесно взаимосвязаны, уяснение всегда предшествует разъяснению, но иногда разъяснение может вообще не наступить.
1. Толкование - уяснение: норма права толкуется субъектом для себя. Такое толкование это определенный мыслительный процесс, происходящий в сознании толкователя, и оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием и не является обязательным для других.
2. Толкование - разъяснения: объяснение, доведение усвоенного содержания для других, находящее выражение в специальных актах толкование. Данный процесс имеет документальное оформление.

Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов:

1 Грамматический (филологический) способ в силу того, что содержание правовой нормы выражается в тексте нормативно-правового акта (обычно в тексте определенной статьи такого акта), выступает начальным приемом уяснения правовой нормы.

2 Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

3 Историко-политический (историко-целевой) способ состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие.

4 Специально-юридический способ – это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники. Специально-юридическое толкование включает ряд приемов: 1) нормативное толкование, т.е. такое уяснение воли законодателя, при котором устанавливается нормативность правила поведения; 2) конструктивное толкование, т.е. уяснение особенностей юридической конструкции (договор – купли-продажи или дарения); 3) определение отраслевой принадлежности правовых норм; 4) терминологическое толкование. Логический способ толкования – это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта.

(другой более краткий вариант)

Способы толкования норм права - совокупность приемов и средств, направленных на

установление содержания правовых норм:

 грамматический ( язык,грамматика);

логический (с помощью законов);

систематический(анализ связей юр. нормы с другими нормами);

историко-политический;

идеологический (установление целей издания акта);

специально –юридический (раскрытие юр. терминов).

 

 

76. Толкование нормативных правовых актов по субъектам. (на вопрос № 76 нужно выбрать из этого материала нужное)

Толкование норм права.(ТНП)- это деятельность, направленная на установление содержания юр. норм. В процессе ТНП уясняются смысл нормативного предписания, его социальная

направленность, место в системе правового регулирования и т.д. ТНП

необходимо в связи со специальной терминологией юр. норм, неясностью

правотворческого процесса. Цель ТНП - правильно и единообразно понимать и

применять предписания. ТНП состоит из двух сторон: 1)уяснение 2)

разъяснение 

В зависимости от субъектов ТНП делят : 1) официальное (дается

уполномоченными на то субъектами, выражается в актах);2) неофициальное(не

имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное бывает: 1) нормативным, распространяется на большой круг лиц и

случаев; 2)казуальным, обязательным только для конкретного случая.

Неофициальное бывает: 1) обыденным(не требует специальных познаний);

2)профессиональным( дают юристы); 3)доктринальным (научное разъяснение

юр.норм).

Акт толкования норма права- это один из видов нормативных правовых актов, кот. не устанавливает, не изменяет и не отменяет нормы права. 

Виды актов толкования:

1)по внешней форме: письменные и устные;

2)по субъектам толкования: акты толкования представительных органов; акты толкования исполнительных органов; акты толкования суда, прокуратуры и т.д.;

3)в зависимости от субъекта: акты нормативного толкования и акты казуального толкования;

5)по структурным элементам: акты толкования гипотезы, диспозиции, санкции и комплексные акты толкования.

 



Понятие правонарушения.

Правонарушение - виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица,

причиняющее вред интересам общества, государства, личности.   

Признаки: деяние(действие или бездействие); вина; противоправность, вредный

результат; причинная связь между деянием и вредным результатом; юр.

ответственность.

 В зависимости от значимости делятся на :

 преступления- максимальная степень общественной вредности, посягают на значимые

социальные интересы, охраняемые уголовным законодательством. Перечень

уголовных деяний исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит;

проступки - отличаются меньшей степенью опасности , совершаются в

различных сферах общественной деятельности. Классифицируются: 1)гражданские

( в сфере имущественных и личных неимущественных отношений); 2)

административные( правонарушения общественного порядка, в области

исполнительно-распорядительной деятельности органов гос-ва).3)

дисциплинарные (совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на

внутренний распорядок предприятий) 4) процессуальные( посягающие на

установленные законом процедуры осуществления правосудия, пример неявка в

суд свидетеля).

 

80. Понятие состава правонарушения.

Состав правонарушения - это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юр. ответственности.  

В юр. состав входят:

1) субъект правонарушения( праводееспособное лицо или организация);

2) объект правонарушения (то на что посягает правонарушение-жизнь, здоровье, имущество и т.д.); 

3)субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих отношение лица к деянию и последствиям). С субъективной стороны всякое правонаруше­ние характеризуется наличием вины. Различают две основные формы вины: умысел и неосторож­ность. ( Прямой умысел -когда лицо сознаёт общественно опасный  хар-р своего поведения, предвидит и желает наступление вредных последствий, косвенный умысел -сознаёт опасный хар-р своих деяний, предвидит возможность наступление вредных последствий, не желает, но

допускает их наступление. Неосторожность: легкомыслие - предвидит опасное

поведение, но самонадеянно рассчитывает на его предотвращение; небрежность

- не предвидит опасного деяния, но при внимательности должен и мог

предвидеть); 

4) объективная сторона правонарушения - совокупность внешних признаков,

характеризующих данное правонарушение: деяние, противоправность(формальный

аспект).вредный результат(содержательный аспект),причинная связь между

деянием и вредным результатом( само поведение- причина, вредный результат -

следствие).

 

81. Виды правонарушений и их общая характеристика.

Наиболее распространенная и значимая классификация правонарушений  это по степени социальной опасности (вредности). В этой связи все правонару­шения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления-  максимальная степень общественной вредности, посягают на значимые

социальные интересы, охраняемые уголовным законодательством. Перечень

уголовных деяний исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит;

Проступки - отличаются меньшей степенью опасности , совершаются в

различных сферах общественной деятельности.

Классифицируются: 1) гражданские ( в сфере имущественных и личных неимущественных отношений);

2) административные ( правонарушения общественного порядка, в области

исполнительно-распорядительной деятельности органов гос-ва);

3) дисциплинарные (совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на

внутренний распорядок предприятий);

4) процессуальные ( посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, пример неявка в суд свидетеля).

 

Предмет теории государства и права.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 391.