Основы конституционного строя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждое государство характеризуется опреде­ленными чертами, в которых выражается его спе­цифика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т. д. Совокупность таких черт позволяет говорить об оп­ределенной форме, определенном способе организа­ции государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким об­разом, конституционный строй — это определен­ная форма, определенный способ организации госу­дарства, закрепленный в его конституции.

Однако есть и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма и способ организации которого име­ют строго определенные черты, позволяющие счи­тать его конституционным государством.

Дело в том, что наличие в государстве конститу­ции совсем не означает, что такое государство мож­но считать конституционным. Конституционное го­сударство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и то­талитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъектом права, и факто­ром правообразования. Но для того чтобы государ­ство в полной мере подчинялось праву, нужны соот­ветствующие гарантии. В совокупности они обеспе­чивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конститу­ционным строем.

Следовательно, конституционный строй — это форма (или способ) организации государства, кото­рая обеспечивает подчинение его праву и характе­ризует его как конституционное государство.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных усло­вий для функционирования гражданского общест­ва, являющегося атрибутом конституционного госу­дарства.

Гражданское общество представляет собой систе­му самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных инте­ресов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности общества в социальной, культур­ной и духовной сферах. Гражданское общество охва­тывает совокупность моральных, правовых, эконо­мических, политических отношений, включая собст­венность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспита­ние, образование, науку и культуру, семью как пер­вичную основу общежития, систему средств массо­вой информации, неписаные моральные нормы, мно­гие конкретные стороны политического режима.

Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Имен­но в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представлять себе как мир изолированных индивидов. Это не арифметическая сумма состав­ляющих его субъектов, а их совокупность, образую­щая его сущностное единство, которое состоит в том, что в гражданском обществе действуют разно­родные социальные силы, институты, организации ит. д., объединенные общими стремлениями.

В нашей стране в годы советской власти понятие «гражданское общество» не использовалось. Это было обусловлено прежде всего тем, что освобожде­ние человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различий между гражданским обществом и государ­ством путем отмирания государства и, соответствен­но, права. Кроме того, в процессе «строительства социализма» государство, которое рассматривалось как выразитель и гарант всеобщего интереса, прак­тически полностью подчинило и поглотило все об­щество.

Возрождение интереса к проблемам гражданско­го общества в нашей стране приходится на годы краха авторитарного режима, когда особую акту­альность и значимость приобрели демократические ценности, принципы и институты.

В основу концепции конституционного строя России в ее действующей Конституции положены великие гуманистические идеи, исходящие из не­зыблемости и неотчуждаемости прав и свобод чело­века и гражданина. Гражданин не ставится под иго всевластного государства, государство же рассмат­ривается как официальный представитель общест­ва, правомочный решать только те вопросы, кото­рые за ним закреплены Конституцией.

И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, а развитие современной России подчас на­ходится в вопиющем противоречии с ними, сам факт закрепления этих идей в Конституции РФ играет важную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому Россия может стать подлинно конституци­онным государством.

Классификации ОКС:

Нормы-принципы, содержащиеся в главе «Основы конституционного строя», составляют определенную систему и могут быть разделены на следующие группы:

1)   нормы, закрепляющие и регулирующие политические основы конституционного строя Российской Федерации;

2)   нормы, закрепляющие и регулирующие социальные основы конституционного строя Российской Федерации;

3)   нормы, закрепляющие и регулирующие экономические основы конституционного строя Российской Федерации;

4)   нормы, закрепляющие и регулирующие духовные (идеологические) основы конституционного строя Российской Федерации.

Таким образом, основы конституционного строя Российской Федерации — система закрепляемых в Конституции РФ фундаментальных, исходных принципов организации политической, экономической, социальной и духовной (идеологической) систем, модель устройства российского общества и государства.

 

Демократическое государство

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Россий­ская Федерация есть демократическое государство. Демократизм находит выражение прежде всего в на­родовластии; разделении властей на законодатель­

ную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

1. В Конституции РФ указывается (ст. 3), что но­сителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее много­национальный народ. Это означает, что Россия про­возглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (демо­кратия — от греч. demos — народ, kratos — власть).

Каждая из двух категорий — «народ» и «власть», — составляющих понятие «народовла­стие», сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и опреде­ляется как принадлежность данной, ассоциирован­ной в рамках единого государства совокупности лю­дей к соответствующему государству.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и су­ществует во всяком обществе, поскольку всякое об­щество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства появляется и госу­дарственная власть как один из существенных признаков государства. Основные элементы госу­дарственной власти — общая воля и сила, способ­ная обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственная власть не совпадает непосредст­венно с населением и осуществляется особым госу­дарственным аппаратом. Он представляет собой со­вокупность государственных учреждений, посредст­вом которых реализуются функции государства.

Государственный аппарат объединяет все государст­венные органы, а также армию, разведку, принуди­тельные учреждения.

Государственная власть обладает силой государ­ственного принуждения, осуществляемого специ­ально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственно­го аппарата.

Государственная власть — не единственная фор­ма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местно­го самоуправления не входят в систему органов го­сударственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Признание народа верховным носителем всей вла­сти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоя­тельно и независимо от каких бы то ни было соци­альных сил, использует ее исключительно в собст­венных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — на­род.

Конституция РФ закрепляет прерогативу много­национального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него само­го, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — указывается в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. — Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федерально­му закону».

Таким образом, народовластие есть принадлеж­ность всей власти народу, а также свободное осу­ществление народом этой власти в полном соот­ветствии с его суверенной волей и коренными ин­тересами.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы го­сударственной власти и органы местного самоуправ­ления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия — осуществле­ние народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, вы­ражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство — важнейшее сред­ство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия — форма непо­средственного волеизъявления народа или каких- либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Кон­ституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 3), — яв­ляются референдум и свободные выборы».

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделе­ния из своей среды путем голосования представите­лей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежа­щих им функций по осуществлению власти в соот­ветствии с волей и интересами граждан, выражен­ными на выборах.

 

Федеративное государство

Федерация — это объединение двух или несколь­ких государств в одно новое государство. Таким об­разом, федеративное государство представляет со­бой сложное государство, в состав которого входят другие государства.

Следует сказать, что, объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут об­разовать и конфедерацию. Однако в отличие от конфедерации, которая представляет собой союз государств, т. е. международно-правовое объеди­нение, федерация является союзным государст­вом, т. е. государственно-правовым объединением, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ни­ми определенную политико-юридическую самостоя­тельность.

Однако Российская Федерация имеет ряд осо­бенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Рос­сийской Федерации происходило иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в ре­зультате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государст­венных образований народов, населяющих ее тер­риторию. Эти государства, а также национально­государственные образования и были признаны субъектами РФ.

Вот почему Российская Федерация с самого на­чала ее создания являлась одновременно и нацио­нальным государством русского народа, составляю­щего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республике, и основанной на автоно­мии федерацией, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возник­новения эта федерация имела не договорно-консти­туционный или договорный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой ха­рактер, поскольку была создана не в результате за­ключения договора между ее субъектами, а на осно­ве провозглашения ее федерацией в Конституции.

Не обладая классическими признаками федера­тивного государства, Россия как федерация вызыва­ла немало споров. Однако главным аргументом в за­щиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере по­ходит на классическое федеративное государство, чем ее предшественница РСФСР. В настоящее вре­мя субъектами Федерации являются не только быв­шие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория РФ складывается из территорий ее субъектов.

Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституци­онно-правовой федерацией.

Как и любая другая федерация, Россия является не союзом государств, а единым государством. По­этому находящиеся в ее составе государства не мо­гут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными госу­дарствами. Другое дело — многосторонние и двусто­ронние соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами о распределении полномочий меж­ду ними. Именно таким соглашением является Фе­деративный договор — договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федераль­ными органами государственной власти России и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Сегодня Федеративный до­говор в части, не противоречащей Конституции РФ, наряду с Конституцией РФ лежит в основе отноше­ний России с ее субъектами, подписавшими этот до­говор.

Такие договоры могут быть заключены Россий­ской Федерацией со всеми ее субъектами. Однако их цель должна состоять не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих субъектов, уже определенный федеральной Конституцией, а в том, чтобы более точно определить механизм реали­зации государственных полномочий как Федераци­ей, так и ее субъектами. Договоры позволяют повы­сить уровень взаимопонимания Российской Федера­ции с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку.

17 декабря 2001 г. принят Федеральный консти­туционный закон «О порядке принятия в Россий­скую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (с изм.), устанав­ливающий основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее соста­ве нового субъекта Федерации.

В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов — государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, го­сударственно-территориальные образования — края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-терри­ториальными единицами Российской Федерации, и национально-государственные образования — авто­номную область и автономные округа. Таким обра­зом, в числе субъектов Федерации и сейчас сохраня­ются традиционные автономные образования.

Территориальная автономия в Российской Фе­дерации — это самостоятельное осуществление го­сударственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федераль­ными органами государственной власти при уча­стии соответствующей автономной единицы. Терри­ториальная автономия в Российской Федерации по­строена по национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В за­висимости от численности населения, уровня и пер­спектив развития экономики и других факторов об­разуются различные виды автономии — автономная область или автономный округ. При этом принима­ется во внимание воля населения создать то или иное автономное образование или преобразовать один вид автономии в другой.

В Российской Федерации территориальная авто­номия длительное время осуществлялась в двух формах: государственной, которая воплощалась в национальном государстве — автономной республи­ке, и административной, представленной автоном­ными областями и автономными округами. Госу­дарственная автономия характеризовалась значи­тельным объемом прав, наличием конституции, высших органов государственной власти, законода­тельства, гражданства. Административная автоно­мия всех этих признаков, свойственных государст­венной автономии, не имела.

В настоящее время в Российской Федерации тер­риториальная автономия осуществляется только в одной форме — административной.

С учетом изложенного можно сказать, что госу­дарственное устройство Российской Федерации — это территориальная организация Российской Фе­дерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в соста­ве Российской Федерации, краями, областями, горо­дами федерального значения, автономной областью и автономными округами.

Государственное устройство Российской Федера­ции — один из важнейших институтов консти­туционного права Российской Федерации. Объеди­няемые им нормы регулируют широкий круг обще­ственных отношений, возникающих в процессе создания и функционирования Российской Федера­ции и ее субъектов. Они не только регулируют раз­

личные стороны государственного устройства Рос­сийской Федерации, но и оказывают существенное влияние на содержание других конституционно­правовых институтов, поскольку именно государст­венным устройством Российской Федерации опреде­ляются в значительной мере порядок образования, система и компетенция государственных органов как самой Федерации, так и ее субъектов и т. д.

Нормы института государственного устройства содержатся в гл. 3 Конституции РФ, определяющей правовые основы статуса Федерации и ее субъектов, дающей полный перечень этих субъектов, устанав­ливающей исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию Российской Федера­ции. Нормы института государственного устройства содержатся также в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., в нормативных актах органов го­сударственной власти Российской Федерации, Пре­зидента РФ, Правительства РФ; в конституциях, уставах и других законодательных актах субъектов Федерации.

Конституция РФ рассматривает федерацию в России не только как форму государственного уст­ройства страны, но и как одну из основ конституци­онного строя Российской Федерации, установлен­ных в гл. 1. В государственном устройстве Россий­ской Федерации, которое основывается на принципе федерализма, находит одно из проявлений демокра­тизм.

В России федерализм — это прежде всего госу­дарственная организация национальных отноше­ний. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для раз­решения национального вопроса, для осуществле­ния суверенитета наций, составляющих многона­циональный народ Российской Федерации.

Российский федерализм обеспечивает суверени­тет наций, проживающих на территории Россий­ской Федерации. Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов собственной внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государствен­ности.

Российский федерализм означает свободное раз­витие наций и народностей, проживающих на тер­ритории России. Такое развитие выражается в соз­дании различных форм национальной государствен­ности народов Российской Федерации — республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной госу­дарственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие националь­ных языков.

Следует сказать, что новой формой самоопределе­ния народов в Российской Федерации является на­ционально-культурная автономия, представляю­щая собой общественное объединение граждан Рос­сии, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопро­сов сохранения самобытности, развития языка, об­разования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия основывает­ся на принципах: свободного волеизъявления граж­дан при отнесении себя к определенной этнической общности; добровольной самоорганизации и само­управления; многообразия форм внутренней орга­низации национально-культурной автономии; соче­тания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общно­стей; законности.

Образование и деятельность национально-куль­турной автономии регулируются Федеральным за­коном от 17 июля 1996 г. «О национально-культур­ной автономии» (с изм. и доп.), который определяет правовые основы национально-культурной автоно­мии, создает правовые условия взаимодействия го­сударства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процес­се выбора ими путей и форм своего национально­культурного развития.

Однако российский федерализм — не только форма решения национального вопроса в многона­циональном государстве, но и форма демократиза­ции управления.

Федерализм имеет существенные преимущества в этом отношении перед унитаризмом. Децентрализа­ция государственной власти и распределение ее по регионам — важная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в таких условиях лишается монополии на власть и потому не может употребить ее произвольно, она повсеместно встре­чается со «сдержками и противовесами». Открыва­ется больше возможностей для устройства управле­ния на местах в соответствии с интересами в данном регионе, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других. В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризую­щиеся своими особенностями, и вместо единообра­зия, установленного центром, создается единство в разнообразии, что и составляет высшую цель обще­ственного развития.

Базирующаяся на принципе федерализма децен­трализация государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами феде­рального значения, автономной областью, автоном­ными округами и местным самоуправлением.

В соответствии с принципом федерализма основы правового статуса субъектов Федерации устанавли­ваются и гарантируются Конституцией РФ. Консти­туции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и авто­номных округов не могут противоречить Конститу­ции РФ. Полномочия Российской Федерации, не от­несенные ее Конституцией к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации и ее субъ­ектов, осуществляются этими субъектами самостоя­тельно в соответствии с Конституцией РФ.

 

Правовое государство

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Россия является правовым государством.

Сущность идеи правового государства — его по­следовательный демократизм, утверждение сувере­нитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое го­сударство, которое признает в качестве своих непре­менных особенностей и институтов разделение вла­стей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, на­несенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства — связанность государ­ства правом, гарантирующая предсказуемость и на­дежность действий государства, подчинение госу­дарства праву, защиту граждан от возможного про­извола государства и его органов.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действую­щими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объеди­нения и граждане. Его важнейшим принципом яв­ляется верховенство права.

Верховенство права означает прежде всего верхо­венство закона. Оно выражается в том, что ключе­вые, основополагающие общественные отношения регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех ее сферах, всех по­литических институтах воплощаются высшие пра­вовые начала, дух права. Тем самым обеспечивают­ся реальность и незыблемость прав и свобод граж­дан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность.

Верховенство закона предполагает также его все­общность. Это означает, что не должны оставаться неурегулированными законом наиболее важные об­ласти жизни общества, куда могли бы «прорваться» и другие акты, оттесняя законы, и разрастись там.

Верховенство закона означает, наконец, утвер­ждение его господства, т. е. такого положения зако­на, когда выраженные в нем начала и устои общест­ва оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчи­нялись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должност­ные лица, граждане и их объединения обязаны со­блюдать Конституцию Российской Федерации и за­коны», — указывается в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.

 

Разделение властей

В классическом виде теория разделения властей была сформулирована английским философом Дж. Локком (1632—1704) и французским просветителем и правоведом Ш. Монтескьё (1689—1755). Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Рассказать про органы, не входящие в разделение властей.

 

Социальное государство

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством. Главная задача социального государства — достижение такого уровня общественного развития, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция РФ, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

В отличие от тоталитарного государства, которое полностью управляет экономикой и организует ее и которое способно предложить своим гражданам лишь равенство в бедности, демократическое социальное государство стремится к сглаживанию неравенства на основе роста благосостояния. Оптимальная стратегия подъема благосостояния обеспечивается социальным рыночным хозяйством в сочетании с производством и распределением благ самим социальным государством в некоторых сферах (например, в сфере воспитания и образования, в сфере транспортных услуг и других благ, обеспечиваемых инфраструктурой, в сфере социальной помощи). Кроме того, поскольку производство и распределение благ организуются по принципам рыночной экономики, государство в различных формах несет ответственность за их эффективность.

 

Светское государство

Республика

Российская Федерация по форме правления является государст­вом с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1). Это означает, что высшие органы власти в Российской Федерации избираются гражданами государства и ответственны перед ним.

Современные республики можно разделить на два основных вида: парламентские и президентские. В президентской республике глава государства избирается гражданами страны, формирует правительство и зачастую возглавляет его. Правительство подотчетно только прези­денту. Парламент не вправе выносить правительству вотум недоверия.

В парламентской республике правительство формируется пар­ламентским большинством, возглавляет правительство лидер пар­тии, победившей на выборах. Правительство полностью подотчетно парламенту. При вынесении правительству вотума недоверия со стороны парламента оно автоматически подает в отставку.

В современном мире есть множество стран, где существуют та­кие формы правления, которые сочетают в себе черты президент­ской и парламентской республик («смешанная» республика). Ярким примером такой страны является Российская Федерация. Ее можно признать президентской республикой с элементами парламентариз­ма.

В Российской Федерации имеется сильная президентская власть. Президент РФ избирается непосредственно гражданами страны на определенный срок, формирует Правительство РФ, но не возглавляет его. Президент РФ обладает правом издания правовых актов (указов и распоряжений), не требующих одобрения со сторо­ны Правительства РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Государственная Дума может выразить Правительству РФ недоверие, но решение об отставке Правительст­ва РФ принимает в конечном счете Президент РФ. Глава Россий­ского государства вправе в случае трехкратного выражения несогла­сия с представленной им кандидатурой на пост Председателя Пра­вительства РФ распустить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Однако Президент РФ вправе назначить Председателя Правительства РФ только после обсужде­ния его кандидатуры в Государственной Думе. В свою очередь, Го­сударственная Дума вправе выразить недоверие Правительству РФ либо отказать в доверии.

К особенностям формы правления в современной России мож­но отнести также то обстоятельство, что Президент РФ формально не входит ни в одну из ветвей власти. Вместе с тем наличие у Пре­зидента РФ исключительного права представления кандидатур для назначения судей высших федеральных судов, Генерального прокурора РФ, назначения судей остальных федеральных судов, издавать указы и распоряжения, по силе иногда сопоставимые с силой зако­нов, позволяет говорить о существовании так называемой «прези­дентской» ветви власти.

Таким образом, Российская Федерация является президентско-парламентской, или «полупрезидентской», республикой.

 

Суверенное государство

Суверенитет Российской Федерации как демократического фе­деративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в ка­честве одной из основ конституционного строя (ч. 1 ст. 4).

Учение о суверенитете возникло в эпоху Средневековья. Впер­вые термин «суверенитет» был введен французским легистом XVI в. Ж. Боденом. В своем знаменитом произведении «Шесть книг о республике» он определял суверенитет как верховную власть государства, его атрибут. Анализируя сущность суверените­та, Ж. Боден выделял и его признаки: верховенство, постоянство, неограниченность и абсолютизм. Носителем же суверенитета при­знавался абсолютный монарх, который в осуществлении своей власти не связан никакими нормами положительного права. Он обязан лишь считаться с божественным и естественным правом. Итак, понятие «суверенитет» возникло как обоснование абсолют­ной монархии.

Позднее категория «суверенитет» стала применяться для опре­деления верховенства народа в государстве как единственного ис­точника власти в государстве (теория «народного суверенитета»), а также права наций на политическое самоопределение (теория «на­ционального суверенитета»).

Таким образом, государственный суверенитет в зависимости от формы правления, территориальной организации государства, гос­подствующего политического режима в разные исторические пе­риоды понимался неоднозначно.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федера­ции от 7 июня 2000 г. № 10-П дано нормативное определение данного понятия. Суверенитет, предполагающий по смыслу ст. 3, 4, 5,       67 и 79 Конституции Российской Федерации верховенство, неза­висимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, пред­ставляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно­правовой статус.

Полновластие государства на своей территории реализуется пу­тем установления верховенства государственной власти.

Верховенство государственной власти означает, что на террито­рии суверенного государства исключается существование иной вла­сти, кроме государственной, которая определяет всю совокупность правовых отношений в государстве, включая установление общего правопорядка, правоспособности, прав, обязанностей и ответствен­ности государственных органов, управление обществом и осуществ­ление принуждения. Принимаемые государственной властью реше­ния обязательны для исполнения индивидами, учреждениями и ор­ганизациями, а также самими органами государственной власти.

Единство государственной власти выражается в наличии систе­мы органов государственной власти, совокупная компетенция кото­рых охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства.

Независимость государства предполагает самостоятельность го­сударства во взаимоотношениях с другими государствами, а также недопустимость их вмешательства во внутренние дела.

Однако это вовсе не означает, что государство при осуществле­нии своих функций не принимает в расчет законные интересы дру­гих государств. Суверенное государство всегда учитывает в той или иной мере интересы других государств в целях поддержания ста­бильных, доверительных и взаимовыгодных отношений.

Демократизация общества, государственных и общественных институтов внесла свою лепту в представление о суверенитете. В настоящее время суверенитет России как демократического госу­дарства предполагает также «производность» государственной вла­сти от многонационального народа — единственного источника власти (ч. 1 ст. 3) и «ограниченность» государственной власти Кон­ституцией РФ, принятой всенародным голосованием, и основан­ными на ней законами.

Часть 1 статьи 4 Конституции РФ устанавливает, что сувере­нитет Российской Федерации распространяется на всю ее терри­торию. Это означает, что государственная территория является пространственным пределом распространения государственной власти РФ, т.е. в пределах территории РФ не допускается иной власти. Из этого вытекает, постулат о неделимости суверенитета Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти помимо многона­ционального народа России и, следовательно, не предполагает ка­кого-либо иного государственного суверенитета помимо суверени­тета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации в силу Конституции Российской Федерации исключает существова­ние двух уровней суверенных властей, находящихся в единой сис­теме государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Российская Федерация вы­ступает в качестве единого и единственного суверена, которому принадлежит верховенство на всей территории РФ, включающей в себя территории субъектов Федерации, внутренние воды, террито­риальное море и воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает также суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 67).

Российской Федерации как суверенному государству присущи следующие основные конституционно-правовые характеристики.

1.    Провозглашение и закрепление в Конституции РФ государ­ственного суверенитета (ч. 1 ст. 4).

2.    Признание государственного суверенитета производным от суверенитета многонационального народа Российской Федерации, ограничение государственной власти Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

3.    Полновластие Российского государства на своей террито­рии, реализуемое по следующим направлениям:

•     установление верховенства Конституции РФ, федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Это оз­начает, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и основанные на них подзаконные норма­тивные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ей (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны со­блюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Захват вла­сти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ);

•     установление пространственного предела государственного су­веренитета России — вся территория Российской Федерации;

•     учреждение единой системы органов публичной власти, обеспечивающих единообразное применение и исполнение Конституции РФ и принятых в соответствии с ней законов и других нормативных правовых актов. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государст­венная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федера­ции (ч. 1 ст. 11). Государственную власть в субъектах Рос­сийской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11);

•     обеспечение целостности и неприкосновенности территории РФ. Любые изменения территории Российской Федерации до­пускаются только в соответствии с Конституцией РФ и на ос­новании федерального законодательства. Это означает: юриди­ческую невозможность уступки Российской Федерацией, ее ор­ганами, а также юридическими лицами части территории РФ иностранному государству; установление запрета на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия ко­торых направлены на насильственное изменение основ кон­ституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; возложение на органы государственной власти обязанности по принятию достаточных мер по охране сувере­нитета Российской Федерации, ее независимости, территори­альной целостности, обороноспособности, государственной безопасности (ст. 80, 82, 87, 114); невозможность выхода субъ­екта РФ из ее состава; возможность проведения «федеральной интервенции» или иных мер для устранения угрозы территори­альной целостности и неприкосновенности Российской Феде­рации со стороны субъекта Федерации.

4.    Независимость (самостоятельность) Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными государствами. Реализация такой независимости происходит по следующим направлениям:

•     самостоятельное определение и проведение внешней поли­тики;

•     добровольность заключения международных договоров;

•     признание общепризнанных принципов международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью ее правовой системы при условии их соот­ветствия положениям Конституции РФ;

•     обеспечение неприкосновенности своей территории;

•     установление внешних атрибутов суверенного государства: герба, гимна, флага, столицы и т.д.

Таким образом, Конституция РФ связывает суверенитет Россий­ского государства с волеизъявлением всего многонационального наро­да, который на основе общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов конституировал возрожденную суверенную государственность как исторически сложившееся государственное единство в ее современном федеративном устройстве. Это означает, что характер федеративного устройства исторически обусловлен тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, по­скольку изначально он принадлежит Российской Федерации в целом.

"Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"

Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

- сознавая историческую ответственность за судьбу России,

- свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

- выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально - государственных и национально-культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

 

Народный суверенитет

Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующее основные понятия:

1) коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации;

Закон РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов"

Статья 2. Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно - этнические общности людей, например казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально - государственных образований, перекраиванием национально - территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 225.