Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов можно разделить на несколько групп
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В области государственного строительства и защиты прав и свобод человека и гражданина[П2] :

В области регулирования экономики и социального развития:

В области законодательства и деятельности правоохранительных органов и правовой системы:

 

 

5 вопрос.

В п. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация состоит из:

В статье 66 Конституции Российской Федерации установлено:

статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики (часть 1 статьи 66);

статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемых законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2 ст. 66).

Государственно-правовой статус республики в составе Российской Федерации.

Республика

 

В настоящее время в Российской Федерации находится   республики, перечень которых содержится в статье 65 Конституции Российской Федерации.

Национальный характер республики определяется тем, что на ее территории компактно проживает большинство той нации, которая дала имя республике, хотя эта нация может и не составлять большинства населения республики.

Вместе с тем, все республики имеют ряд важных общих качеств:

 

Государственно-правовые признаки, характеризующие республику в составе Российской Федерации как государство:

1. наличием у нее учредительной власти[П3] .

 

 

§Край, область, город федерального значения в составе Российской Федерации. Государственно-правовой статус

С принятием Федеративного договора и Конституции Российской Федерации 1993 года в основу Российской Федерации положен не только национально-государственный, но и административно-территориальный принцип. В связи с этим значительно повышен правовой статус края, области, города федерального значения, которые стали теперь государственно-территориальными образованиями и субъектами Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации находятся девять краев и 46 областей, а также три города федерального значения, перечень которых содержится в части 1 статьи ст. 65 Конституции Российской Федерации.

Край и область представляют собой сложный хозяйственный комплекс, включающий индустриальные центры и сельскохозяйственные районы. Многие края и области по размерам своей территории, количеству населения, развитию хозяйства превосходят как многие республики в составе Российской Федерации, так и отдельные государства Европы и Азии[6].

 

Государственно-правовые признаки, характеризующие край, область, город федерального значения в качестве субъекта Российской Федерации:

1. обладают элементами учредительной власти, что проявляется в праве принимать свои уставы, равно как и законы и иные нормативные правовые акты.

2. Край, область, город федерального значения имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия.

3. Каждый край, область, город федерального значения образуют свои представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы, которые функционируют на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иных федеральных законов, уставов соответствующих краев, областей, городов федерального значения.

4. Экономическую основу жизнедеятельности края, области, города федерального значения составляет собственность, если она не подпадает под статус федеральной собственности.

5. В краях, областях употребляется государственный язык Российской Федерации – русский, так как основной процент населения этих субъектов русские.

6. Край, область, город федерального значения являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Российской Федерации, если это не противоречит федеральной Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей осуществляется федеральными органами совместно с государственными органами края, области, города федерального значения.

7. Российская Федерация и субъекты Федерации могут временно делегировать друг другу на договорной основе часть своих полномочий. Предусматривается возможность заключения соглашений между краями, областями и другими субъектами Российской Федерации по предметам их ведения и полномочий.

8. Край, область, город федерального значения вправе иметь свою символику. Порядок использования символики определяется законом соответствующего субъекта. Так, в Самарской области действует закон от 22 сентября 1998 г. «О государственных символах Самарской области», который был принят Самарской Губернской Думой.

§ 3. Государственно-правовой статус автономных образований в составе Российской Федерации

В соответствии с части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, в составе Российской Федерации находится ____автономная область – ________, а также _____а[П4] втономных округов. И автономная область, и автономные округа относятся к административной автономии, то есть являются национально-территориальными образованиями, а в настоящее время и субъектами Российской Федерации.

Статус автономной области и автономных округов определяется Конституцией Российской Федерации, Федеративным Договором от 31 марта 1992 года, который включает и Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

 

Что характерно для государственно-правового статуса автономных образований в составе Российской Федерации?

Вхождение автономного округа в состав края или области по смыслу п. 4 ст. 66 Конституции Российской Федерации означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом Российской Федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Российской Федерации – края или области. Это состояние определяет особенности не только края, области, о чем мы уже говорили, но и особенности статуса автономного округа, что определено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г.

Компетенция субъектов Российской Федерации

Республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации между собой равноправны. Это положение является исходным для рассмотрения вопросов о компетенции субъектов Российской Федерации.

Компетенцию, то есть совокупность предметов ведения и полномочий, субъектов Российской Федерации, как и компетенцию субъектов других федеративных государств, составляют:

Дата: 2018-12-21, просмотров: 213.