РАЗДЕЛ v. Стиль написания курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При написании работы целесообразно представить себя на месте человека, который должен поделиться имеющейся у него информацией и знаниями с людьми, которые этой информацией не располагают. Поэтому качествами, определяющими стиль работы, должны являться смысловая точность, ясность и краткость.

Синтаксис письменных работ имеет свои особенности. Нужно стремиться строить краткие предложения, выражать свои мысли в доступной форме, не допускающей разночтений, использовать грамматические конструкции, предполагающие точное следование нормам связи слов в предложении.

Смысловая точность – это умение передавать информацию при помощи слов. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, привести к двоякому толкованию той или иной фразы. Особенно затрудняет восприятие информации использование сложной книжной лексики и злоупотребление иностранными словами, которые, во-первых, неоправданно усложняют текст, а во-вторых, зачастую служат показателем неуверенности студента в своих знаниях. 

Ясность — это умение писать доходчиво. Краткость позволяет избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста работы.

Изложение авторской позиции предполагает использование безличных оборотов: «Представляется, что...»; «Исследование приводит к выводу...», «Самостоятельное изучение показывает...», «Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют...» и т.д.

Тем не менее, не следует увлекаться фразами подобного рода. Ни в коей мере не допускаются фразы от первого лица единственного числа: «Я ...»; «Мне ...»[6].

Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные синтаксические средства, выражающие:

- последовательность развития мысли («вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.);

- противоречивые отношения («однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее» и др.);

- причинно-следственные связи («следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же» и др.);

- переход от одной мысли к другой («прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «необходимо рассмотреть» и др.);

- итог, вывод («итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод...», «подводя итог, следует сказать...» и др.).

В качестве средств связи слов могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия («данные», «этот», «такой», «названные», «указанные» и др.).

Слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказательством; слова «с другой стороны», «напротив» и «впрочем» готовят к восприятию противопоставления; «ибо» - объяснения. В Таблице 4 приведены речевые клише, которые целесообразно использовать в тексте курсовой работы.

Таблица 4

Речевые клише, использующиеся в научных текстах

Речевая функция Речевые клише
Причина и следствие, условие и следствие Отсюда следует; в силу этого; в зависимости от; в связи с этим; согласно этому; в этом случае; что (свидетельствует, указывает, говорит, дает возможность, способствует, имеет значение и т.д.)
Временная соотнесенность и порядок изложения Сначала; прежде всего; в первую очередь; одновременно; здесь же; наряду с этим; выше; ранее; далее; в последующем; наконец
Сопоставление и противопоставление Однако; по сравнению; в отличие; аналогично; таким же образом
Дополнение и уточнение Причем; вместе с тем; сверх того; кроме того; главным образом; особенно
Ссылка на предыдущие и последующие высказывания Тем более, что; как было сказано (упомянуто, отмечено, установлено); в соответствии с этим; большая часть
Обобщение, вывод Итак; в результате; в итоге; это позволяет сделать вывод; это свидетельствует
Иллюстрация сказанного Например; так; примером может служить; такой, как; о чем можно судить; что очевидно
Введение новой информации Рассмотрим следующие случаи; остановимся подробно на; основные преимущества данного…

 

Завершив написание текста работы, следует прочитать всю работу в целом. Сделать это целесообразно по прошествии нескольких дней после окончания написания курсовой работы, что позволит увидеть работу свежим взглядом и обнаружить в ней ошибки и недочеты, ускользнувшие от автора при первом чтении. Для выявления ошибок в тексте можно прочитать работу вслух перед самим собой: восприятие на слух часто дает возможность почувствовать разницу между тем, что хотелось сказать и тем, что действительно сказано.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 188.